Учет влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков в контексте психокоррекционной и психопрофилактической работы психолога
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120Ключевые слова:
агрессия, воспитание, гиперопека, диагностика, коррекция, семья, профилактика, эмоциональная неуравновешенностьАннотация
Проблема подростковой агрессии, несмотря на широкий спектр посвященных ей исследований, сохраняет актуальность во всех странах мира, и в том числе в Азербайджане. В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в изучении эффективности психокоррекционной и психопрофилактической работы, направленной на снижение агрессии подростков и включающей элементы коррекции стилей воспитания, применяющихся в их семьях. В исследовании, проведенном в городе Баку, приняли участие подростки и их семьи, составившие экспериментальную (n = 227) и контрольную (n = 208) группы. В качестве методик работы психолога с подростками были выбраны методика Басса — Дарки и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера. На основе полученных данных была подготовлена и реализована программа для подростков и их семей, направленная на профилактику и коррекцию подростковой агрессии. Для подтверждения эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика. При обработке и интерпретации результатов проведенного эмпирического исследования была использована компьютерная программа SPSS.
Результаты эмпирического исследования показали тесную связь между типом семейного воспитания и проявлением эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков. Своевременная профилактика и коррекция детско-родительских отношений, организованная в рамках нашего исследования, позволила превратить воспитание ребенка в осмысленный, целенаправленный и регулируемый процесс, при котором последовательно сокращается негативное влияние неконструктивных стилей семейного воспитания на эмоциональное состояние и поведение подростка.
Проведенное исследование показало, что изменение отношения к ребенку в семье, замена авторитарного типа родительского отношения с использованием доминирующей или потворствующей гиперпротекции, гипопротекции, неустойчивого стиля семейного воспитания на сотрудничество и взаимопонимание предотвращает возникновение агрессии у подростков.
Полученные результаты положены в основу авторского проекта «Школа будущего», который предполагает внедрение в систему образования координационного центра социально-психологической поддержки, интегрирующего в своем составе четыре службы: психологическую, валеологическую, службу социального педагога и школьной медиации.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ализаде, А. А. (1998) Психологические проблемы современной азербайджанской школы. Баку: Озан, 394 с.
Ализаде, А. А., Азимов, Г. Э., Кулиев, Э. М. (1990) Психология школьника. Баку: АПИ, 101 с.
Амирасланова, С. Ф. (2000) «Трудные» дети и психологические особенности работы с ними. Баку: Мутарджим, 178 с.
Василькова, Ю. В. (2010) Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. СПб.: Речь, 126 с.
Выготский, Л. С. (2005) Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 1136 с.
Гасанова, Г. А. (2019) Проективная методика «Путь к солнцу». Баку: АГПУ, 55 c.
Гасанова, Г. А. Агаев, А. Э. (2019) Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога с подростками. Баку: АГПУ, 88 с.
Гурбанова, Л. М. (2012) Психологические проблемы семьи и пути их решения. Сумгаит: Знание, 240 с.
Кадырова, Р. Г. (2007) Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков: coциально-психологический анализ. Баку: Кавказ, 247 c.
Левин, К. (2019) Теория поля в социальных науках. М.: Академический проект, 313 с.
Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с.
Обухова, Л. Ф., Бурменская, Г. В. (ред.). (2001) Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 624 с.
Райс, Ф., Долджин, К. (2014) Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 812 с.
Фрейд, А. (1999) Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. М.: Апрель-Пресс; Эксмо-пресс, 384 с.
Чалябиев, Н. З. (2015) Семейная психология. Баку: Мутарджим, 424 с.
Штерн, В. (1926) Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Харьков: Книгоспiлка, 410 с.
Шурухт, С. М. (2006) Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. Москва: Речь, 112 с.
Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. (2008) Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 672 с.
Эльконин, Д. Б. (ред.). (2007) Детская психология. 4-е изд., стер. М.: Академия, 384 с.
Эриксон, Э. (2019) Детство и общество. СПб.: Питер, 448 с.
Əmrahlı, l. Ş. (2015) Uşaq psixologiyası. Baku: Nurlar Publ., 344 p.
REFERENCES
Alizade, A. A. (1998) Psikhologicheskie problemy sovremennoj azerbajdzhanskoj shkoly [Psychological problems of the modern Azerbaijani school]. Baku: Ozan Publ., 394 p. (In Russian)
Alizade, A. A., Azimov, G. E., Kuliev, E. M. (1990) Psikhologiya shkol’nika [Psychology of a schoolchild]. Baku: API Publ., 101 p. (In Russian)
Amiraslanova, S. F. (2000) “Trudnye” deti i pskihologicheskie osobennosti raboty s nimi [“Difficult” children and psychological features of working with them]. Baku: Mutarjim Publ., 178 p. (In Russian)
Amrakhly, L. Sh. (2015) Uşaq psixologiyası [Child psychology]. Baku: Nurlar Publ., 344 p. (In Azerbaijani)
Chalyabiev, N. Z. (2015) Semejnaya psikhologiya [Family psychology]. Baku: Mutarjim Publ., 424 p. (In Russian)
Ejdemiller, E. G., Yustitskis, V. (2008) Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of family]. Saint Petersburg: Piter Publ., 672 p. (In Russian)
El’konin, D. B. (2007) Detskaya pskikhologiya [Child psychology]. 4th ed. Moscow: Academia Publ., 384 p. (In Russian)
Еrikson, Е. (2019) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian).
Freud, A. (1999) Teoriya i praktika detskogo psikhoanaliza [Theory and practice of child psychoanalisis]. Vol. 1. Moscow: Aprel’-Press; Eksmo-press Publ., 384 p. (In Russian) (In Russian)
Gasanova, G. A. (2019) Proektivnaya metodika “Put’ k solntsu”. Metodicheskie rekomendastii [The projective technique “Path to the sun”. Methodological recommendations]. Baku: AGPU Publ., 55 p. (In Russian)
Gasanova, G. A. Agaev, A. E. (2019) Ispol’zovanie metaforicheskikh assotsiativnykh kart v rabote pskikhologa s podrostkami [The use of metaphorical associative maps in the work of a psychologist with adolescents]. Baku: AGPU Publ., 88 p. (In Russian)
Gurbanova, L. M. (2012) Pskikhologicheskie problemy sem’i i puti ikh resheniya [Psychological problems of the family and ways to solve them]. Sumgait: Knowledge Publ., 240 p. (In Russian)
Kadyrova, R. G. (2007) Natsional’naya identichnost’ azerbajdzhanskikh detej i podrostkov: sotsial’no-psikhologicheskij analiz [The national identity of Azerbaijani children and adolescents: a socio-psychological analysis]. Baku: Kavkaz Publ., 247 p. (In Russian)
Leont’ev, A. N. (1975) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Conscience. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)
Lewin, K. (2019) Teoriya polya v sotsial’nykh naukakh [Field theory in social sciences]. Moscow: Academicheskij Proekt Publ., 313 p. (In Russian)
Obukova, L. F., Burmenskaya, G. V. (eds.). (2001) Zhan Piazhe: teoriya, eksperimenty, diskussii [Jean Piaget: Theory, experiments, discussions]. Moscow: Gardariki Publ., 624 p. (In Russian)
Rice, F., Dolgin, K. (2012) Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent development, relationships, and culture]. 12th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 812 p. (In Russian)
Shurukht, S. M. (2006) Podrostkovyj vozrast: razvitie kreativnosti, samosoznaniya, emotsij, kommunikatsii i otvetstvennosti [Adolescence: the development of creativity, self-awareness, emotions, communication and responsibility]. Moscow: Rech’ Publ., 112 p. (In Russian)
Stern, V. (1926) Odarennost’ detej i podrostkov i metody ee issledovaniya [Giftedness of children and adolescents and methods of its research]. Kharkov: Knigospilka Publ., 410 p. (In Russian)
Vasil’kova, Yu. V. (2010) Byt’ muzhchinoj. Byt’ zhenshchinoj. Trening polovoj identichnosti dlya podrostkov [To be a man. To be a woman. Training of sexual identity for teenagers]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 126 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 1136 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Гюльнара Гасанова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.