Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-41-52Ключевые слова:
самооценка, школьная тревожность, социальная ситуация развития, эмоциональное неблагополучие, уровень притязанийАннотация
С каждым годом увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. Эта тенденция связана с началом школьной жизни ребенка, а также с частой сменой социально-политических условий, за которыми не успевают реформы школьного образования. Отсутствие четких ориентиров в образовании, мотивов к учебной деятельности и нарушение социализации приводит к росту страхов и тревожности, которым наиболее подвержены младшие школьники. Несмотря на достаточную исследованность проблемы тревожности, она носит острый характер в меняющихся реалиях современного мира и требует дальнейшего изучения.
Школьная тревожность может вызывать негативные физиологические реакции, оказывая влияние на здоровье детей, а также затрудняет обучение, отрицательно сказываясь на способности к восприятию новой информации и концентрации внимания. Важнейшей причиной высокого уровня тревожности мы предполагаем внутренний конфликт, связанный с самооценкой. Целью исследования является изучение характера взаимосвязи уровня тревожности и самооценки у младших школьников. В качестве объекта исследования выбраны самооценка и уровень тревожности. Исследовательская работа проводилась на базе средней школы г. Бишкек среди учеников младших классов.
Для проведения исследования использовались методики, направленные на изучение тревожности: «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптирована А. М. Прихожан, 2000) и самооценки: «Шкала оценки своей компетентности» (адаптирована Н. С. Чернышевой, 1997).
Эмпирическое исследование показало, что существует значимая корреляция между завышенной самооценкой и тревожностью у детей младшего школьного возраста, возможно, вследствие высокой конкуренции среди сверстников, и соревновательности, присущей системе школьного образования. Высокая тревожность провоцируется чрезмерными требованиями, независимо от возможностей и ресурсов ребенка. Желание соответствовать высоким стандартам вызывает у детей младшего школьного возраста постоянное напряжение в эмоциональной сфере.
Исходя из полученных данных, можно прогнозировать, что, создав комфортную атмосферу в школе и снизив влияние стрессогенных факторов, мы сможем наблюдать постепенное снижение тревожности у детей. Мероприятия, направленные на повышение уверенности учеников в своих способностях, будут более результативными и менее эмоционально напряженными, чем оценивание детей и сравнение их между собой.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Агеева, Л. Ф., Вольтов, А. В., Купреничева, Т. В., Матюхина, Е. В. (2013) Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат № 9, 93 с. (Здоровье в школе. Вып. 4).
Адлер, А. (1997) Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 256 с.
Астапов, В. М. (2008) Тревога и тревожность. СПб.: Per Se, 240 с.
Березин, Ф. Б. (1988) Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 270 с.
Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 420 с.
Бернс, Р. (2003) Я-концепция и Я-образы. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Бахрах-М, с. 133–219.
Бороздина, Л. В. (1992) Что такое самооценка? Психологический журнал, т. 13, № 4, с. 99–101.
Бороздина, Л. В., Молчанова, О. Н. (1990) Самооценка в первой зрелости. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 24–48.
Бороздина, Л. В., Залученова, Е. В. (1993) Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. Вопросы психологии, № 1, с. 104–113.
Выготский, Л.С. (1984) Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 432 с.
Гимаева, Р. М., Колесникова, Т. А. (2015) Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 7, статья 15248.
Гребнева, А. Д., Тукова, Е. А. (2018) Система образования в России и перспективы ее развития. В кн.: Т. В. Яковлева (ред.). Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Материалы XII Международной научно–практической конференции 19 февраля 2018 г. Чебоксары: Интерактив плюс, с. 72–75.
Джеймс, У. (2011) Психология. М.: Гаудеамус: Академический проспект, 318 с.
Дусавицкий, А. К. (1982) Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. Вопросы психологии, № 3, с. 56–61.
Зиновьева, Э. В. (2005) Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 260 с.
Кон, И. С. (1984) В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 335 с.
Кочубей, Б. И., Новикова, Е. В. (1988) Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 80 с.
Курочка, В. С. (2019) Совершенствование системы образования в России в современных условиях. Международный научно-исследовательский журнал, № 11-2 (89), с. 79–84. https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.049
Левитов, Н. Д. (1964) О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 344 с.
Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с.
Липкина, А. И., Рыбак, Л. А. (1968) Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 141 с.
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2007) Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 248 с.
Осипова, А. С. (2016) Современная система образования в России: анализ состояния, проблемы и пути решения. Экономика и бизнес: теория и практика, № 5, с. 132–135.
Прихожан, А. М. (2000) Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 304 с.
Прихожан, А. М. (2009) Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 192 с.
Ранк, О. (2001) Родовой травматизм. В кн.: В. М. Астапов (ред.). Тревога и тревожность. СПб.: Питер, с. 23–30.
Реан, А. А. (ред.). (2008) Психология детства. СПб.: Прайм-Еврознак, 350 с.
Роджерс, К. Р. (2001) Становление личности: взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 416 с.
Рубинштейн, С. Л. (2006) Основы общей психологии. СПб.: Питер, 713 с.
Сережкина, А. Е. (2001) Математические методы исследования и обработки данных в психологии. Казань: КГПУ, 96 с.
Сидоров, К. Р. (2006) «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности. Психологический журнал, т. 27, № 6, с. 81–89.
Спилбергер, Ч. Д. (1983) Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. В кн.: Ю. Л. Ханин (ред.). Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, с. 12–24.
Степанов, С. С. (1995) Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М.: Педагогика- Пресс, 168 с.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 284 с.
Сушкова, Ф. С. (2006) Уровень тревожности школьников растет. Воспитание школьников, № 9, с. 26–35.
Троицкая, И. Ю., Петрова, Т. Н. (2017). Специфика самооценки в младшем школьном возрасте. Молодой ученый, № 6 (140), с. 207–209.
Фрейд, З. (2000) Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 304 с.
Фридман, Л. М. (2004) Психология детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 480 с.
Чернышева, Н. С. (1997) Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 3, с. 22–31.
Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 144 с.
Широкова, Г. А., Жадько, Е. Г. (2004) Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 314 с.
Confidence in Learning Poll. (2019) [Online]. Available at: http://theharrispoll.com/wp-content/uploads/2019/04/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf (accessed 21.12.2021).
REFERENCES
Adler, A. (1997) Ponyat’ prirodu cheloveka [Understanding human nature]. Saint Petersburg: Akademicheskij proekt Publ., 256 p. (In Russian)
Ageeva, L. F., Vol’tov, A. V., Kuprenicheva, T. V., Matyukhina, E. V. (2013) Issledovanie komfortnosti i bezopasnosti uslovij obucheniya: diagnosticheskij portfel’ [Study of the comfort and safety of learning conditions: a diagnostic portfolio]. Saint Petersburg: GBS(K)OU shkola-internat no. 9 Publ., 93 p. (Zdorov’e v shkole [Health at school]. Iss. 4). (In Russian)
Astapov, V. M. (2008) Trevoga i trevozhnost’ [Anxiety and worrying]. Saint Petersburg: Per Se Publ., 240 p. (In Russian)
Berezin, F. B. (1988) Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of a person]. Leningrad: Nauka Publ., 270 p. (In Russian)
Borozdina, L. V. (1992) Chto takoe samootsenka? [What is self-esteem?]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 13, no. 4, pp. 99–101. (In Russian)
Borozdina, L. V., Molchanova, O. N. (1990) Samootsenka v pervoj zrelosti [Self-esteem at first maturity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhlogiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 24–48. (In Russian)
Borozdina, L. V., Zaluchenova, E. V. (1993) Uvelichenie indeksa trevozhnosti pri raskhozhdenii urovnej samootsenki i prityazanij [An increase in the anxiety index with a discrepancy between the levels of self-esteem and aspirations]. Voprosy Psichologii, no. 1, pp. 104–113. (In Russian)
Burns, R. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-Concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 420 p. (In Russian)
Burns, R. (2003) Ya-kontseptsiya i Ya-obrazy [Self-concept and Self-images]. In.: D. Ya. Rajgorodskij (ed.). Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Self-awareness and defense mechanisms of personality]. Samara: Bakhrakh-M Publ., pp. 133–219. (In Russian)
Chernysheva, N. S. (1997) Metodika izucheniya differentsirovannoj samootsenki u detej mladshego shkol’nogo vozrasta [Methodology for studying differentiated self-esteem in primary school children]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 3, pp. 22–32. (In Russian)
Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow: Nauka Publ., 144 p. (In Russian)
Confidence in Learning Poll. (2019) [Online]. Available at: http://theharrispoll.com/wp-content/uploads/2019/04/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf (accessed 21.12.2021). (In English)
James, W. (2011) Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Gaudeamus Publ.; Akademicheskij prospect Publ., 318 p. (In Russian)
Dusavitskij, A. K. (1982) Zavisimost’ mezhdu interesom i trevozhnost’yu v uchebnoj deyatel’nosti mladshikh shkol’nikov [The relationship between interest and anxiety in the educational activities of primary schoolchildren]. Voprosy Psichologii, no. 3, pp. 56–61. (In Russian)
Freud, S. (2000) Psikhoanaliz i detskie nevrozy [Psychoanalysis and childhood neuroses]. Saint Petersburg: Aletejya Publ., 304 p. (In Russian)
Fridman, L. M. (2004) Psikhologiya detej i podrostkov [Psychology of children and adolescents]. Moscow: Institute of Psychotherapy Publ., 480 p. (In Russian)
Gimaeva, R. M., Kolesnikova, T. A. (2015) Vzaimosvyaz’ trevozhnosti i samootsenki v doshkol’nom vozraste [The relationship between anxiety and self-esteem in preschool age]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific and Methodological Electronic Journal “Koncept”, no. 7, article 15248. (In Russian)
Grebneva, A. D., Tukova, E. A. (2018) Sistema obrazovaniya v Rossii i perspektivy ee razvitiya [The education system in Russia and the prospects for its development]. In: T. V. Yakovleva (ed.). Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 19 fevralya 2018 g. [Education and training: theory, methodology and practice. Proceedings of the 12th International scientific and practical conference, February 19, 2018]. Cheboksary: Interaktiv plyus Publ., pp. 72–75. (In Russian)
Kochubej, B. I., Novikova, E. V. (1988) Emotsional’naya ustojchivost’ shkol’nika [Emotional stability of the student]. Moscow: Znanie Publ., 80 p. (In Russian)
Kon, I. S. (1984) V poiskakh sebya: Lichnost’ i ee samosoznanie [In search of oneself: personality and its self-consciousness]. Moscow: Politizdat Publ., 335 p. (In Russian)
Kurochka, V. S. (2019) Sovershenstvovanie sistemy obrazovaniya v Rossii v sovremennykh usloviyakh [Improving the education system of Russia in the current context]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 11–2 (89), pp. 79–84. https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.049 (In Russian)
Leont’ev, A. N. (1975) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)
Levitov, N. D. (1964) O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [On the mental states of a person]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 344 p. (In Russian)
Lipkina, A. I., Rybak, L. A. (1968) Kritichnost’ i samootsenka v uchebnoj deyatel’nosti [Criticality and self-esteem in learning activities]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 141 p. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2007) Shkol’naya trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [School anxiety: Diagnosis, prevention, correction]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 248 p. (In Russian)
Osipova, A. S. (2016) Sovremennaya sistema obrazovaniya v Rossii: analiz sostoyaniya, problem i puti resheniya [The modern education system in Russia: Analysis of the state, problems and solutions]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika — Economy and Business: Theory and Practice, no. 5, pp. 132–135. (In Russian)
Prikhozhan, A. M. (2000) Trevozhnost’ u detej i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: Psychological nature and age dynamics]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 304 p. (In Russian)
Prikhozhan, A. M. (2009) Psikhologiya trevozhnosti: doshkol’nyj i shkol’nyj vozrast [Psychology of anxiety: Preschool and school age]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 192 p. (In Russian)
Rank, O. (2001) Rodovoj travmatizm [Birth traumatism]. In: V. M. Astapov (ed.). Trevoga i trevozhnost’ [Anxiety and worrying]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 23–30. (In Russian)
Rean, A. A. (ed.). (2008) Psikhologiya detstva [Psychology of Childhood]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 350 p. (In Russian)
Rogers, C. R. (2001) Stanovlenie lichnosti: vzglyad na psikhoterapiyu [Personal formation: A look at psychotherapy]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 416 p. (In Russian)
Rubinshtejn, S. L. (2006) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 713 p. (In Russian)
Serezhkina, A. E. (2001) Matematicheskie metody issledovaniya I obrabotki dannykh v psikhologii [Mathematical methods of research and data processing in psychology]. Kazan: KGPU Publ., 96 p. (In Russian)
Shirokova, G. A., Zhad’ko, E. G. (2004) Praktikum dlya detskogo psikhologa [Workshop for a child psychologist]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 314 p. (In Russian)
Sidorov, K. R. (2006) “Triada riska” i ee svyaz’ s sostoyaniem psikhosomaticheskogo zdorov’ya v yunosti [“Risk triad” and its relation to psychosomatic state of health in youth]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 27, no. 6, pp. 81–89. (In Russian)
Spilberger, Ch. D. (1983) Kontseptual’nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevogi [Conceptual and methodological problems of anxiety research]. In: Yu. L. Khanin (ed.). Stress itrevoga v sporte [Stress and anxiety in sports]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., pp. 12–24. (In Russian)
Stepanov, S. S. (1995) Bol’shie problemy malen’kogo rebenka: sovety psikhologa roditelyam [Big problems of a small child: advice from a psychologist to parents]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 168 p. (In Russian)
Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the individual]. Moscow: Moscow University Press, 284 p. (In Russian)
Sushkova, F. S. (2006) Uroven’ trevozhnosti shkol’nikov rastet [The level of anxiety in schoolchildren is growing]. Vospitanie shkol’nikov, no. 9, pp. 26–35. (In Russian)
Troitskaya, I. Yu., Petrova, T. N. (2017). Spetsifika samootsenki v mladshem shkol’nom vozraste [The specifics of self-esteem in primary school age]. Molodoj uchenyj, no. 6 (140), pp. 207–209. (In Russian)
Vygotskii, L. S. (1984) Sobranie sochinenii: V 6 t. T. 4 [Collected Works: in 6 vols. Vol. 4]. Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 432 p. (In Russian)
Zinov’eva, E. V. (2005) Shkol’naya trevozhnost’ i ee svyaz’ s kognitivnymi i lichnostnymi osobennostyami mladshikh shkol’nikov [School anxiety and its relationship with the cognitive and personality traits of younger students]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Open Pedagogical University named after M. A. Sholokhov, 260 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Екатерина Сергеевна Донскова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.