Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Донскова Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-41-52

Ключевые слова:

самооценка, школьная тревожность, социальная ситуация развития, эмоциональное неблагополучие, уровень притязаний

Аннотация

С каждым годом увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. Эта тенденция связана с началом школьной жизни ребенка, а также с частой сменой социально-политических условий, за которыми не успевают реформы школьного образования. Отсутствие четких ориентиров в образовании, мотивов к учебной деятельности и нарушение социализации приводит к росту страхов и тревожности, которым наиболее подвержены младшие школьники. Несмотря на достаточную исследованность проблемы тревожности, она носит острый характер в меняющихся реалиях современного мира и требует дальнейшего изучения.

Школьная тревожность может вызывать негативные физиологические реакции, оказывая влияние на здоровье детей, а также затрудняет обучение, отрицательно сказываясь на способности к восприятию новой информации и концентрации внимания. Важнейшей причиной высокого уровня тревожности мы предполагаем внутренний конфликт, связанный с самооценкой. Целью исследования является изучение характера взаимосвязи уровня тревожности и самооценки у младших школьников. В качестве объекта исследования выбраны самооценка и уровень тревожности. Исследовательская работа проводилась на базе средней школы г. Бишкек среди учеников младших классов.

Для проведения исследования использовались методики, направленные на изучение тревожности: «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптирована А. М. Прихожан, 2000) и самооценки: «Шкала оценки своей компетентности» (адаптирована Н. С. Чернышевой, 1997).

Эмпирическое исследование показало, что существует значимая корреляция между завышенной самооценкой и тревожностью у детей младшего школьного возраста, возможно, вследствие высокой конкуренции среди сверстников, и соревновательности, присущей системе школьного образования. Высокая тревожность провоцируется чрезмерными требованиями, независимо от возможностей и ресурсов ребенка. Желание соответствовать высоким стандартам вызывает у детей младшего школьного возраста постоянное напряжение в эмоциональной сфере.

Исходя из полученных данных, можно прогнозировать, что, создав комфортную атмосферу в школе и снизив влияние стрессогенных факторов, мы сможем наблюдать постепенное снижение тревожности у детей. Мероприятия, направленные на повышение уверенности учеников в своих способностях, будут более результативными и менее эмоционально напряженными, чем оценивание детей и сравнение их между собой.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Агеева, Л. Ф., Вольтов, А. В., Купреничева, Т. В., Матюхина, Е. В. (2013) Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат № 9, 93 с. (Здоровье в школе. Вып. 4).

Адлер, А. (1997) Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 256 с.

Астапов, В. М. (2008) Тревога и тревожность. СПб.: Per Se, 240 с.

Березин, Ф. Б. (1988) Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 270 с.

Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 420 с.

Бернс, Р. (2003) Я-концепция и Я-образы. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Бахрах-М, с. 133–219.

Бороздина, Л. В. (1992) Что такое самооценка? Психологический журнал, т. 13, № 4, с. 99–101.

Бороздина, Л. В., Молчанова, О. Н. (1990) Самооценка в первой зрелости. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 24–48.

Бороздина, Л. В., Залученова, Е. В. (1993) Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. Вопросы психологии, № 1, с. 104–113.

Выготский, Л.С. (1984) Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 432 с.

Гимаева, Р. М., Колесникова, Т. А. (2015) Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 7, статья 15248.

Гребнева, А. Д., Тукова, Е. А. (2018) Система образования в России и перспективы ее развития. В кн.: Т. В. Яковлева (ред.). Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Материалы XII Международной научно–практической конференции 19 февраля 2018 г. Чебоксары: Интерактив плюс, с. 72–75.

Джеймс, У. (2011) Психология. М.: Гаудеамус: Академический проспект, 318 с.

Дусавицкий, А. К. (1982) Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. Вопросы психологии, № 3, с. 56–61.

Зиновьева, Э. В. (2005) Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 260 с.

Кон, И. С. (1984) В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 335 с.

Кочубей, Б. И., Новикова, Е. В. (1988) Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 80 с.

Курочка, В. С. (2019) Совершенствование системы образования в России в современных условиях. Международный научно-исследовательский журнал, № 11-2 (89), с. 79–84. https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.049

Левитов, Н. Д. (1964) О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 344 с.

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с.

Липкина, А. И., Рыбак, Л. А. (1968) Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 141 с.

Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2007) Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 248 с.

Осипова, А. С. (2016) Современная система образования в России: анализ состояния, проблемы и пути решения. Экономика и бизнес: теория и практика, № 5, с. 132–135.

Прихожан, А. М. (2000) Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 304 с.

Прихожан, А. М. (2009) Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 192 с.

Ранк, О. (2001) Родовой травматизм. В кн.: В. М. Астапов (ред.). Тревога и тревожность. СПб.: Питер, с. 23–30.

Реан, А. А. (ред.). (2008) Психология детства. СПб.: Прайм-Еврознак, 350 с.

Роджерс, К. Р. (2001) Становление личности: взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 416 с.

Рубинштейн, С. Л. (2006) Основы общей психологии. СПб.: Питер, 713 с.

Сережкина, А. Е. (2001) Математические методы исследования и обработки данных в психологии. Казань: КГПУ, 96 с.

Сидоров, К. Р. (2006) «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности. Психологический журнал, т. 27, № 6, с. 81–89.

Спилбергер, Ч. Д. (1983) Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. В кн.: Ю. Л. Ханин (ред.). Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, с. 12–24.

Степанов, С. С. (1995) Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М.: Педагогика- Пресс, 168 с.

Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 284 с.

Сушкова, Ф. С. (2006) Уровень тревожности школьников растет. Воспитание школьников, № 9, с. 26–35.

Троицкая, И. Ю., Петрова, Т. Н. (2017). Специфика самооценки в младшем школьном возрасте. Молодой ученый, № 6 (140), с. 207–209.

Фрейд, З. (2000) Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 304 с.

Фридман, Л. М. (2004) Психология детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 480 с.

Чернышева, Н. С. (1997) Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 3, с. 22–31.

Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 144 с.

Широкова, Г. А., Жадько, Е. Г. (2004) Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 314 с.

Confidence in Learning Poll. (2019) [Online]. Available at: http://theharrispoll.com/wp-content/uploads/2019/04/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf (accessed 21.12.2021).

REFERENCES

Adler, A. (1997) Ponyat’ prirodu cheloveka [Understanding human nature]. Saint Petersburg: Akademicheskij proekt Publ., 256 p. (In Russian)

Ageeva, L. F., Vol’tov, A. V., Kuprenicheva, T. V., Matyukhina, E. V. (2013) Issledovanie komfortnosti i bezopasnosti uslovij obucheniya: diagnosticheskij portfel’ [Study of the comfort and safety of learning conditions: a diagnostic portfolio]. Saint Petersburg: GBS(K)OU shkola-internat no. 9 Publ., 93 p. (Zdorov’e v shkole [Health at school]. Iss. 4). (In Russian)

Astapov, V. M. (2008) Trevoga i trevozhnost’ [Anxiety and worrying]. Saint Petersburg: Per Se Publ., 240 p. (In Russian)

Berezin, F. B. (1988) Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of a person]. Leningrad: Nauka Publ., 270 p. (In Russian)

Borozdina, L. V. (1992) Chto takoe samootsenka? [What is self-esteem?]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 13, no. 4, pp. 99–101. (In Russian)

Borozdina, L. V., Molchanova, O. N. (1990) Samootsenka v pervoj zrelosti [Self-esteem at first maturity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhlogiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 24–48. (In Russian)

Borozdina, L. V., Zaluchenova, E. V. (1993) Uvelichenie indeksa trevozhnosti pri raskhozhdenii urovnej samootsenki i prityazanij [An increase in the anxiety index with a discrepancy between the levels of self-esteem and aspirations]. Voprosy Psichologii, no. 1, pp. 104–113. (In Russian)

Burns, R. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-Concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 420 p. (In Russian)

Burns, R. (2003) Ya-kontseptsiya i Ya-obrazy [Self-concept and Self-images]. In.: D. Ya. Rajgorodskij (ed.). Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Self-awareness and defense mechanisms of personality]. Samara: Bakhrakh-M Publ., pp. 133–219. (In Russian)

Chernysheva, N. S. (1997) Metodika izucheniya differentsirovannoj samootsenki u detej mladshego shkol’nogo vozrasta [Methodology for studying differentiated self-esteem in primary school children]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 3, pp. 22–32. (In Russian)

Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow: Nauka Publ., 144 p. (In Russian)

Confidence in Learning Poll. (2019) [Online]. Available at: http://theharrispoll.com/wp-content/uploads/2019/04/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf (accessed 21.12.2021). (In English)

James, W. (2011) Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Gaudeamus Publ.; Akademicheskij prospect Publ., 318 p. (In Russian)

Dusavitskij, A. K. (1982) Zavisimost’ mezhdu interesom i trevozhnost’yu v uchebnoj deyatel’nosti mladshikh shkol’nikov [The relationship between interest and anxiety in the educational activities of primary schoolchildren]. Voprosy Psichologii, no. 3, pp. 56–61. (In Russian)

Freud, S. (2000) Psikhoanaliz i detskie nevrozy [Psychoanalysis and childhood neuroses]. Saint Petersburg: Aletejya Publ., 304 p. (In Russian)

Fridman, L. M. (2004) Psikhologiya detej i podrostkov [Psychology of children and adolescents]. Moscow: Institute of Psychotherapy Publ., 480 p. (In Russian)

Gimaeva, R. M., Kolesnikova, T. A. (2015) Vzaimosvyaz’ trevozhnosti i samootsenki v doshkol’nom vozraste [The relationship between anxiety and self-esteem in preschool age]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific and Methodological Electronic Journal “Koncept”, no. 7, article 15248. (In Russian)

Grebneva, A. D., Tukova, E. A. (2018) Sistema obrazovaniya v Rossii i perspektivy ee razvitiya [The education system in Russia and the prospects for its development]. In: T. V. Yakovleva (ed.). Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 19 fevralya 2018 g. [Education and training: theory, methodology and practice. Proceedings of the 12th International scientific and practical conference, February 19, 2018]. Cheboksary: Interaktiv plyus Publ., pp. 72–75. (In Russian)

Kochubej, B. I., Novikova, E. V. (1988) Emotsional’naya ustojchivost’ shkol’nika [Emotional stability of the student]. Moscow: Znanie Publ., 80 p. (In Russian)

Kon, I. S. (1984) V poiskakh sebya: Lichnost’ i ee samosoznanie [In search of oneself: personality and its self-consciousness]. Moscow: Politizdat Publ., 335 p. (In Russian)

Kurochka, V. S. (2019) Sovershenstvovanie sistemy obrazovaniya v Rossii v sovremennykh usloviyakh [Improving the education system of Russia in the current context]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 11–2 (89), pp. 79–84. https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.049 (In Russian)

Leont’ev, A. N. (1975) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)

Levitov, N. D. (1964) O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [On the mental states of a person]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 344 p. (In Russian)

Lipkina, A. I., Rybak, L. A. (1968) Kritichnost’ i samootsenka v uchebnoj deyatel’nosti [Criticality and self-esteem in learning activities]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 141 p. (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2007) Shkol’naya trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [School anxiety: Diagnosis, prevention, correction]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 248 p. (In Russian)

Osipova, A. S. (2016) Sovremennaya sistema obrazovaniya v Rossii: analiz sostoyaniya, problem i puti resheniya [The modern education system in Russia: Analysis of the state, problems and solutions]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika — Economy and Business: Theory and Practice, no. 5, pp. 132–135. (In Russian)

Prikhozhan, A. M. (2000) Trevozhnost’ u detej i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: Psychological nature and age dynamics]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 304 p. (In Russian)

Prikhozhan, A. M. (2009) Psikhologiya trevozhnosti: doshkol’nyj i shkol’nyj vozrast [Psychology of anxiety: Preschool and school age]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 192 p. (In Russian)

Rank, O. (2001) Rodovoj travmatizm [Birth traumatism]. In: V. M. Astapov (ed.). Trevoga i trevozhnost’ [Anxiety and worrying]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 23–30. (In Russian)

Rean, A. A. (ed.). (2008) Psikhologiya detstva [Psychology of Childhood]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 350 p. (In Russian)

Rogers, C. R. (2001) Stanovlenie lichnosti: vzglyad na psikhoterapiyu [Personal formation: A look at psychotherapy]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 416 p. (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (2006) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 713 p. (In Russian)

Serezhkina, A. E. (2001) Matematicheskie metody issledovaniya I obrabotki dannykh v psikhologii [Mathematical methods of research and data processing in psychology]. Kazan: KGPU Publ., 96 p. (In Russian)

Shirokova, G. A., Zhad’ko, E. G. (2004) Praktikum dlya detskogo psikhologa [Workshop for a child psychologist]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 314 p. (In Russian)

Sidorov, K. R. (2006) “Triada riska” i ee svyaz’ s sostoyaniem psikhosomaticheskogo zdorov’ya v yunosti [“Risk triad” and its relation to psychosomatic state of health in youth]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 27, no. 6, pp. 81–89. (In Russian)

Spilberger, Ch. D. (1983) Kontseptual’nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevogi [Conceptual and methodological problems of anxiety research]. In: Yu. L. Khanin (ed.). Stress itrevoga v sporte [Stress and anxiety in sports]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., pp. 12–24. (In Russian)

Stepanov, S. S. (1995) Bol’shie problemy malen’kogo rebenka: sovety psikhologa roditelyam [Big problems of a small child: advice from a psychologist to parents]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 168 p. (In Russian)

Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the individual]. Moscow: Moscow University Press, 284 p. (In Russian)

Sushkova, F. S. (2006) Uroven’ trevozhnosti shkol’nikov rastet [The level of anxiety in schoolchildren is growing]. Vospitanie shkol’nikov, no. 9, pp. 26–35. (In Russian)

Troitskaya, I. Yu., Petrova, T. N. (2017). Spetsifika samootsenki v mladshem shkol’nom vozraste [The specifics of self-esteem in primary school age]. Molodoj uchenyj, no. 6 (140), pp. 207–209. (In Russian)

Vygotskii, L. S. (1984) Sobranie sochinenii: V 6 t. T. 4 [Collected Works: in 6 vols. Vol. 4]. Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 432 p. (In Russian)

Zinov’eva, E. V. (2005) Shkol’naya trevozhnost’ i ee svyaz’ s kognitivnymi i lichnostnymi osobennostyami mladshikh shkol’nikov [School anxiety and its relationship with the cognitive and personality traits of younger students]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Open Pedagogical University named after M. A. Sholokhov, 260 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи