Особенности ролевой самооценки российских и китайских студентов

Авторы

  • Юлия Альфредовна Поссель Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7633-3077
  • Чжэн Чжао Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-385-400

Ключевые слова:

роль, ролевая самооценка, Я-концепция, ценности, коллективизм-индивидуализм

Аннотация

Актуальность данной работы связана с необходимостью проведения кросс-культурных исследований в области ролевых аспектов поведения студентов высших учебных заведений на фоне увеличения академической миграции. Приверженность различным культурным образцам может определять специфику понимания ситуаций педагогического взаимодействия и восприятия его участниками своей социальной роли. В статье анализируются уровневые и структурные различия в аспектах ролевой самооценки в зависимости от социокультурного контекста. В исследовании приняли участие 300 респондентов, в том числе 185 китайских и 115 российских студентов (средний возраст — 20 лет в каждой из выборок). Для достижения этой цели использовалась методика С. Шварца (PVQ-40) и авторский опросник, направленный на выявление аспектов ролевой самооценки. В качестве гипотез были выдвинуты предположения о наличии уровневых и структурных различий в аспектах ролевой самооценки у студентов из культур, отличающихся по изменению «коллективизм — индивидуализм». Важно отметить, что для россиян студенческое сообщество является наиболее субъективно значимой большой социальной группой, в то время как в матрице идентификации китайских студентов оно занимает лишь четвертое место, отдавая приоритет сообществу граждан и политической партии. Анализ ценностных профилей позволяет установить, что китайские студенты более привержены ценностям коллективизма по сравнению с россиянами. Аспекты ролевой самооценки в группах не имеют уровневых различий, однако студенты из Китая демонстрируют более высокие самооценки ролевой типичности, также для них важнее следовать ожиданиям статусных референтных фигур — родителей, учителей, представителей администрации университета. На основе анализа структурных различий показано, что для китайской выборки важным фактором положительной ролевой самооценки является воспринимаемая ролевая типичность, которая, вероятно, определяет большую социальную нормативность, в том числе, и в академическом поведении. Дальнейшие исследования ролевой самооценки студентов могут быть направлены на соотнесение ее структуры с мотивацией академических достижений и особенностями культурной идентичности студентов из разных стран.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 422 с.

Галинская, И. Л. (2013) Р. Линтон. Культурные основания личности. Культурология, № 4 (67), с. 51–53.

Горностай, П. П. (2007) Личность и роль. Ролевой подход в социальной психологии личности. Киев: Интерпресс ЛТД, 312 с.

Дун, Я. (2019) Отношение к различным жизненным сферам у китайских студентов. Письма в Эмиссия. Оффлайн, № 11, статья 2788. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2788.htm (дата обращения 12.08.2021).

Кичерова, М. Н., Черноморченко, С. И., Чжу, Ю. (2018) Особенности самообразования российских и китайских студентов. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 4, с. 299–310.

Ковалева, А. И. (2018) Статусно-ролевая идентичность. Знание. Понимание. Умение, № 2, с. 211–214. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.2.20

Кон, И. С. (1999) Социологическая психология: избранные психологически труды. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 560 c.

Кошелева, Ю. П. (2018) Теоретические подходы к ролевому поведению и межролевой конфликт. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, № 1 (790), с. 132–152.

Леонтьев, Д. А. (1993) Очерк психологии личности. М.: Смысл, 43 с.

Ли, С. (2019) Политическая культура современной китайской молодежи. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, № 1, с. 95–106.

Мацумото, Д. (2002) Психология и культура: современные исследования. 3-е изд. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 416 с.

Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2008) Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 118 с.

Молчанова, О. Н. (2016) Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта, 392 с.

Поссель, Ю. А., Чжао, Ч. (2018) Ролевые ожидания и установки в педагогическом взаимодействии студентов и преподавателей России и Китая. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 1–2, с. 117–123.

Россия и Китай достигли уровня академической мобильности в 100 тысяч человек. (2020) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26080 (дата обращения 13.04.2021).

Русина, С. А. (2014) Феномен ролевой самооценки в психологии. Мир науки, культуры и образования, № 3 (46), с. 180–182.

Русина, С. А. (2020) Психологическое благополучие и ролевая самооценка студентов в период обучения в педагогическом университете. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, № 2 (43), с. 67–72. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-67-72

Серый, А. В., Яницкий, М. С., Браун, О. А. (2020) Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, с. 597–607. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-15

Becker, M., Vignoles, V. L., Owe, E. et al. (2014) Cultural bases for self-evaluation: Seeing oneself positively in different cultural contexts. Personality and Social Psychology Bulletin, vol. 40, no. 5, pp. 657–675. https://doi.org/10.1177/0146167214522836

Brand, M. (2004) Collectivistic versus individualistic cultures: A comparison of American, Australian and Chinese music education students’ self-esteem. Music Education Research, vol. 6, no. 1, pp. 57–66. https://doi.org/10.1080/1461380032000182830

Cai, H., Wu, Q., Brown, J. D. (2009) Is self-esteem a universal need? Evidence from The People’s Republic of China. Asian Journal of Social Psychology, vol. 12, no. 2, pp. 104–120. https://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2009.01278.x

Cai, H., Zou, X., Feng, Y. et al. (2018) Increasing need for uniqueness in contemporary China: Empirical evidence. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 554. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00554

Choi, I., Cha, O. (2019) Cross-cultural examination of the false consensus effect. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 2747. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02747

Hofstede, G. (1986) Cultural differences in teaching and learning. International Journal of Intercultural Relations, vol. 10, no. 3, pp. 301–320. https://doi.org/10.1016/0147-1767(86)90015-5

Joy, S., Kolb, D. A. (2009) Are there cultural differences in learning style? International Journal of Intercultural Relations, vol. 33, no. 1, pp. 69–85. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2008.11.002

Mruk, C. J., Skelly, T. (2017) Is self-esteem absolute, relative, or functional? Implications for cross-cultural and humanistic psychology. The Humanistic Psychologist, vol. 45, no. 4, pp. 313–332. https://doi.org/10.1037/hum0000075

Shcheglova, I. A. (2018) A cross-cultural comparison of the academic engagement of students. Russian Education & Society, vol. 60, no. 8-9, pp. 665–681. https://doi.org/10.1080/10609393.2018.1598163

Schmitt, D., Allik, J. (2005) Simultaneous administration of the Rosenberg Self-Esteem Scale in 53 nations: Exploring the universal and culture-specific features of global self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 89, no. 4, pp. 623–642. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.4.623

Schwartz, S. (2006) Les valeurs de base de la personne: théorie, mesures et applications. Revue Française de Sociologie, vol. 47, no. 4, pp. 929–968. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0929

Stigler, J. W., Smith, Sh., Mao, L. (1985) The self-perception of competence by Chinese children. Child Development, vol. 56, no. 5, pp. 1259–1270. https://doi.org/10.2307/1130241

Tafarodi, R. W., Swann, W. B. Jr. (1995) Self-liking and self-competence as dimensions of global self-esteem: Initial validation of a measure. Journal of Personality Assessment, vol. 65, no. 2, pp. 322–342. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa6502_8

Zhang, R., Noels, K. A., Guan, Y. Weng, L. (2017) Making sense of positive self-evaluations in China: The role of sociocultural change. European Journal of Social Psychology, vol. 47, no. 1, pp. 36–52. https://doi.org/10.1002/ejsp.2214

REFERENCES

Becker, M., Vignoles, V. L., Owe, E. et al. (2014) Cultural bases for self-evaluation: Seeing oneself positively in different cultural contexts. Personality and Social Psychology Bulletin, vol. 40, no. 5, pp. 657–675. https://doi.org/10.1177/0146167214522836 (In English)

Burns, R. B. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 422 p. (In Russian)

Brand, M. (2004) Collectivistic versus individualistic cultures: A comparison of American, Australian and Chinese music education students’ self-esteem. Music Education Research, vol. 6, no. 1, pp. 57–66. https://doi.org/10.1080/1461380032000182830 (In English)

Cai, H., Wu, Q., Brown, J. D. (2009) Is self-esteem a universal need? Evidence from The People’s Republic of China. Asian Journal of Social Psychology, vol. 12, no. 2, pp. 104–120. https://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2009.01278.x (In English)

Cai, H., Zou, X., Feng, Y. et al. (2018) Increasing need for uniqueness in contemporary China: Empirical evidence. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 554. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00554 (In English)

Choi, I., Cha, O. (2019) Cross-cultural examination of the false consensus effect. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 2747. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02747 (In English)

Dun, Ya. (2019) Otnoshenie k razlichnym zhiznennym sferam u kitajskikh studentov [Attitude to different life spheres in Chinese students]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 11, article 2788. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2788.htm (accessed 12.08.2021). (In Russian)

Galinskaya, I. L. (2013) R. Linton. Kul’turnye osnovaniya lichnosti [R. Linton. Cultural foundations of personality]. Kul’turologiya, no. 4 (67), pp. 51–53. (In Russian)

Gornostaj, P. P. (2007) Lichnost’ i rol’. Rolevoj podkhod v sotsial’noj psikhologii lichnosti [Personality and role. Role approach in social psychology of personality]. Kiev: Interpress LTD Publ., 312 p. (In Russian)

Hofstede, G. (1986) Cultural differences in teaching and learning. International Journal of Intercultural Relations, vol. 10, no. 3, pp. 301–320. https://doi.org/10.1016/0147-1767(86)90015-5 (In English)

Joy, S., Kolb, D. A. (2009) Are there cultural differences in learning style? International Journal of Intercultural Relations, vol. 33, no. 1, pp. 69–85. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2008.11.002 (In English)

Kicherova, M. N., Chernomorchenko, S. I., Chzhu, Yu. (2018) Osobennosti samoobrazovaniya rossijskikh i kitajskikh studentov [Features of self-education of Russian and Chinese students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, no. 4, pp. 299–310. (In Russian)

Kon, I. S. (1999) Sotsiologicheskaya psikhologiya: izbrannye psikhologicheskie trudy [Sociological psychology: Selected psychological works]. Moscow: MPSU Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 560 p. (In Russian)

Kosheleva, Yu. P. (2018) Teoreticheskie podkhody k rolevomu povedeniyu i mezhrolevoj konflikt [Theoretical approach to role behaviour and interrole conflict]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki — Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, no. 1 (790), pp. 132–152. (In Russian)

Kovaleva, A. I. (2018) Statusno-rolevaya identichnost’ [Status and role identity]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 2, pp. 211–214. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.2.20 (In Russian)

Leont’ev, D. A. (1993) Ocherk psikhologii lichnosti [Essay on personality psychology]. Moscow: Smysl Publ., 43 p. (In Russian)

Li, X. (2019) Politicheskaya kul’tura sovremennoj kitajskoj molodezhi [The political culture of modern Chinese youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki — Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, no. 1, pp. 95–106. (In Russian)

Matsumoto, D. (2002) Psikhologiya i kul’tura: sovremennye issledovaniya [Psychology and culture: Contemporary research]. 3rd ed. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ.; Moscow: Neva Publ., 416 p. (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2008) Sotsial’naya identichnost’ lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya [Social identity of a person: Content, structure, mechanisms of formation]. Saint Petersburg: Publishing House of Herzen State Pedagogical University of Russia, 118 p. (In Russian)

Molchanova, O. N. (2016) Samootsenka: Teoreticheskie problemy i empiricheskie issledovaniya [Self-assessment: Theoretical problems and empirical research]. Moscow: Flinta Publ., 392 p. (In Russian)

Mruk, C. J., Skelly, T. (2017) Is self-esteem absolute, relative, or functional? Implications for cross-cultural and humanistic psychology. The Humanistic Psychologist, vol. 45, no. 4, pp. 313–332. https://doi.org/10.1037/hum0000075 (In English)

Possel, Yu. A., Zhao, Zh. (2018) Rolevye ozhidaniya i ustanovki v pedagogicheskom vzaimodejstvii studentov i prepodavatelej Rossii i Kitaya [Role expectations and attitudes in pedagogical interaction of students and teachers of Russia and China]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Conference on Psychology in Education, no. 1–2, pp. 117–123. (In Russian)

Rossiya i Kitaj dostigli urovnya akademicheskoj mobil’nosti v 100 tysyach chelovek [Russia and China have reached the level of academic mobility of 100 thousand people]. (2020) Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federatsii [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. [Online]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26080 (aссessed 13.04.2021). (In Russian)

Rusina, S. A. (2014) Fenomen rolevoj samootsenki v psikhologii [A phenomenon of a role-based self-estimation in psychology]. Mir nauki, kul’tury i obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 3 (46), pp. 180–182. (In Russian)

Rusina, S. A. (2020) Psikhologicheskoe blagopoluchie i rolevaya samootsenka studentov v period obucheniya v pedagogicheskom universitete [Mental well-being and role-based self-esteem of students during the period of study in the pedagogical university]. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Vestnik of Altai state pedagogical university, no. 2 (43), pp. 67–72. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-67-72 (In Russian)

Schmitt, D., Allik, J. (2005) Simultaneous administration of the Rosenberg Self-Esteem Scale in 53 nations: Exploring the universal and culture-specific features of global self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 89, no. 4, pp. 623–642. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.4.623 (In English)

Schwartz, S. (2006) Les valeurs de base de la personne: théorie, mesures et applications. Revue Française de Sociologie, vol. 47, no. 4, pp. 929–968. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0929 (In French)

Seryj, A. V., Yanitskij, M. S., Braun, O. A. (2020) Smyslovaya obuslovlennost’ struktury Ya-kontseptsii studencheskoj molodezhi [The semantic conditionality of the structure of the self-concept of student youth]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Conference on Psychology in Education, no. 3, pp. 597–607. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-15 (In Russian)

Shcheglova, I. A. (2018) A cross-cultural comparison of the academic engagement of students. Russian Education & Society, vol. 60, no. 8-9, pp. 665–681. https://doi.org/10.1080/10609393.2018.1598163 (In English)

Stigler, J. W., Smith, Sh., Mao, L. (1985) The self-perception of competence by Chinese children. Child Development, vol. 56, no. 5, pp. 1259–1270. https://doi.org/10.2307/1130241 (In English)

Tafarodi, R. W., Swann, W. B. Jr. (1995) Self-liking and self-competence as dimensions of global self-esteem: Initial validation of a measure. Journal of Personality Assessment, vol. 65, no. 2, pp. 322–342. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa6502_8 (In English)

Zhang, R., Noels, K. A., Guan, Y. Weng, L. (2017) Making sense of positive self-evaluations in China: The role of sociocultural change. European Journal of Social Psychology, vol. 47, no. 1, pp. 36–52. https://doi.org/10.1002/ejsp.2214 (In English)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи