Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков

Авторы

  • Анна Анатольевна Горохова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Наталья Леонтьевна Сомова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8119-1210
  • Елена Станиславовна Киричик Брестский областной центр медицинской реабилитации «Тонус»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139

Ключевые слова:

самооценка, уровень притязаний, подростки, дети, гендерные различия, возрастные различия

Аннотация

Изменения личности человека неразрывно связаны с преобразованиями, происходящими в окружающем мире. Самооценка как один из основных психологических конструктов человека также претерпевает различные преобразования с течением времени. Помимо влияний среды, на процесс формирования самооценки и самоотношения могут оказывать воздействие возраст, а также пол и связанные с ним гендерные роли. В научном сообществе взгляды ученых на динамику и особенности самооценки детей и подростков часто оказываются противоречивыми. Изучение гендерных различий в самоотношении осуществляется в большей степени зарубежными коллегами. Был обнаружен недостаток сведений о данной проблематике, полученных с привлечением российской выборки. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение самооценки современных детей и подростков с позиции гендерно-возрастного подхода.

В исследовании приняло участие 97 школьников (46 девочек, 51 мальчик) общеобразовательной школы Невского района города Санкт-Петербурга. Респонденты были разделены на группы в соответствии с возрастом: дети, младшие подростки и старшие подростки. Результаты эмпирического исследования показали значимую возрастную разницу в самооценке между младшими школьниками и младшими подростками. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками выявить не удалось. К концу подросткового возраста было замечено повышение как уровня самооценки, так и уровня самоуверенности и самоценности. Уровень притязаний остается высоким у представителей всех рассмотренных возрастных периодов. Уровень самопринятия у современных подростков демонстрирует средние показатели.

Таким образом, можно говорить о том, что у современных детей и подростков существуют определенные особенности, а также различия в самооценке, обусловленные влиянием возраста. В ходе исследования также были заметны противоречия данных, полученных с помощью разных измерительных инструментов, которые могут быть обусловлены как спецификой методик, так и разницей в исследуемых феноменах. Следовательно, требуется дальнейшее исследование в данной области.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д., Жидяева, О. О. (2018) Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования. Поволжский педагогический поиск, № 3, с. 16–23.

Бороздина, Л. В. (1985) Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 103 с.

Бороздина, Л. В. (2011) Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 54–65.

Бороздина, Л. В., Залученова, Е. А. (1993) Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. Вопросы психологии, № 1, с. 104–113.

Бороздина, Л. В., Капник, Т. М. (2002) Реакция на фрустрацию при соответствии и несоответствии уровней самооценки и притязаний. В кн.: Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев (ред.). Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, с. 308–326.

Выготский, Л. С. (1982) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 504 с.

Клецина, И. С. (2004) Психология гендерных отношений. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 39 с.

Кулакова, А. Б. (2018) Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития, № 2 (42), статья 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6

Молчанова, О. Н. (2016) Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические иссл0едования. М.: Флинта, 392 c.

Молчанова, О. Н. (2006) Самооценка: стабильность или изменчивость? Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 3, № 2, с. 23–51.

Пантилеев, С. Р., Столин, В. В. (1993) Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 32 с. (Психодиагностическая серия. № 7).

Прихожан, А. М. (1988) Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. В кн.: И. В. Дубровина (ред.). Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М.: АПН СССР, с. 110–118.

Румянцева, Т. В. (2006) Методика «Кто Я?». В кн.: Т. В. Румянцева. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, с. 82–103.

Столин, В. В. (1985) Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 530 с.

Столин, В. В., Пантилеев, С. Р. (1988) Опросник самоотношения. В кн.: Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, с. 123–130.

Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 144 с.

Allgood-Merten, B., Stockard, J. (1991) Sex role identity and self-esteem: A comparison of children and adolescents. Sex Roles, vol. 25, no. 3-4, pp. 129–139.

Bleidorn, W., Arslan, R. C., Denissen, J. J. A. et al. (2016) Age and gender differences in self-esteem — a cross-cultural window. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 396–410. http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000078

Branden, N. (1994) The six pillars of self-esteem. New York: Bantam Books, 341 p.

Connell, J. P., Spencer, M. B., Aber, J. L. (1994) Educational risk and resilience in African-American youth: Context, self, action, and outcomes in school. Child Development, vol. 65, no. 2, pp. 493–506. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1994.tb00765.x

Demo, D. H. (1992) The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology, vol. 18, pp. 303–326. https://doi.org/10.1146/annurev.so.18.080192.001511

Feather, N. T. (1991) Human values, global self-esteem, and belief in a just world. Journal of Personality, vol. 59, no. 1, pp. 83–107. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00769.x

Greene, A. L., Wheatley, S. M. (1992) “I’ve got a lot to do and I don’t think I’ll have the time”: Gender differences in late adolescents’ narratives of the future. Journal of Youth and Adolescence, vol. 21, no. 6, pp. 667–686.

Huang, C. (2010) Mean-level change in self-esteem from childhood through adulthood: Meta-analysis of longitudinal studies. Review of General Psychology, vol. 14, no. 3, pp. 251–260. https://doi.org/10.1037/a0020543

Kaplan, H. B. (1975) Self-attitudes and deviant behavior. Pacific Palisades, CA: Goodyear Books, 185 p.

Kling, K. C., Hyde, J. S., Slowers, C. J., Buswell, B. N. (1999) Gender differences in self-esteem: A meta-analysis. Psychological Bulletin, vol. 125, no. 4, pp. 470–500. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.4.470

Orth, U., Erol, R. Y., Luciano, E. C. (2018) Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, vol. 144, no. 10, pp. 1045–1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161

Orth, U., Robins, R. W. (2014) The development of self-esteem. Current Directions in Psychological Science, vol. 23, no. 5, pp. 381–387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414

Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 340 p.

Wylie, R. C. (1974) The self-concept. Vol. 1: A review of methodological considerations and measuring instruments. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 433 p.

Wylie, R. C. (1979) The self-concept. Vol. 2: Theory and research on selected topics. Lincoln, NE; London: University of Nebraska Press, 825 p.

Zuckerman, M., Li, C., Hall, J. A. (2016) When men and women differ in self-esteem and when they don’t: A meta-analysis. Journal of Research in Personality, vol. 64, pp. 34–51. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2016.07.007

REFERENCES

Allgood-Merten, B., Stockard, J. (1991) Sex role identity and self-esteem: A comparison of children and adolescents. Sex Roles, vol. 25, no. 3-4, pp. 129–139. (In English)

Belozerova, L. A., Polyakov, S. D., Zhidyaeva, O. O. (2018) Sotsiokul’turnye osobennosti pokoleniya Z: opyt empiricheskogo issledovaniya [Social and cultural features of the generation Z: Empirical research experience]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk — Volga Region Pedagogical Search, no. 3, pp. 16–23. (In Russian)

Bleidorn, W., Arslan, R. C., Denissen, J. J. A. et al. (2016) Age and gender differences in self-esteem — a cross-cultural window. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 396–410. http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000078 (In English)

Borozdina, L. V. (1985) Issledovanie urovnya prityazanij [Research of the level of aspiration]. Moscow: Moscow University Press, 103 p. (In Russian)

Borozdina, L. V. (2011) Sushchnost’ samootsenki i ee sootnoshenie s Ya-kontseptsiej [The essence of “Samootsenka” and How it is related with the Self-Concept]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, no. 1, pp. 54–65. (In Russian)

Borozdina, L. V., Kapnik, T. M. (2002) Reaktsiya na frustratsiyu pri sootvetstvii i nesootvetstvii urovnej samootsenki i prityazanij [Reaction to frustration at matching and non-matching levels of self-esteem and aspirations]. In: B. S. Bratus’, D. A. Leont’ev (eds.). Uchenye zapiski kafedry obshchej psikhologii MGU im. M. V. Lomonosova [Scientific notes of the Department of General Psychology of Lomonosov Moscow State University]. Iss. 1. Moscow: Smysl Publ., pp. 308–326. (In Russian)

Borozdina, L. V., Zaluchenova, E. A. (1993) Uvelichenie indeksa trevozhnosti pri raskhozhdenii urovnej samootsenki i prityazanij [An increase in the anxiety index with different levels of self-esteem and aspiration]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 104–113. (In Russian)

Branden, N. (1994) Six pillars of self-esteem. New York: Bantam Books, 341 p. (In English)

Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow: Nauka Publ., 144 p. (In Russian)

Connell, J. P., Spencer, M. B., Aber, J. L. (1994) Educational risk and resilience in African-American youth: Context, self, action, and outcomes in school. Child Development, vol. 65, no. 2, pp. 493–506. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1994.tb00765.x (In English)

Demo, D. H. (1992) The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology, vol. 18, pp. 303–326. https://doi.org/10.1146/annurev.so.18.080192.001511 (In English)

Feather, N. T. (1991) Human values, global self-esteem, and belief in a just world. Journal of Personality, vol. 59, no. 1, pp. 83–107. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00769.x (In English)

Greene, A. L., Wheatley, S. M. (1992) “I’ve got a lot to do and I don’t think I’ll have the time”: Gender differences in late adolescents’ narratives of the future. Journal of Youth and Adolescence, vol. 21, no. 6, pp. 667–686. (In English)

Huang, C. (2010) Mean-level change in self-esteem from childhood through adulthood: Meta-analysis of longitudinal studies. Review of General Psychology, vol. 14, no. 3, pp. 251–260. https://doi.org/10.1037/a0020543 (In English)

Kaplan, H. B. (1975) Self-attitudes and deviant behavior. Pacific Palisades: Goodyear Books, 185 p. (In English)

Klecina, I. S. (2004) Psikhologiya gendernykh otnoshenij [Psychology of gender relationships]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 39 p. (In Russian)

Kling, K. C., Hyde, J. S., Slowers, C. J., Buswell, B. N. (1999) Gender differences in self-esteem: A meta-analysis. Psychological Bulletin, vol. 125, no. 4, pp. 470–500. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.4.470 (In English)

Kulakova, A. B. (2018) Pokolenie Z: teoreticheskij aspect [Generation Z: Theoretical aspect]. Voprosy territorial’nogo razvitiya — Territorial Development Issues, no. 2 (42), article 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6 (In Russian)

Molchanova, O. N. (2006) Samootsenka: stabil’nost’ ili izmenchivost’? [Self-esteem: Stability or mutability?]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 3, no. 2, pp. 23–51. (In Russian)

Molchanova, O. N. (2016) Samootsenka: teoreticheskie problemy i empiricheskie issledovaniya [Self-esteem: Theoretical problems and empirical research]. Moscow: Flinta Publ., 392 p. (In Russian) Orth, U., Erol, R. Y., Luciano, E. C. (2018) Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, vol. 144, no. 10, pp. 1045–1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161 (In English)

Orth, U., Robins, R. W. (2014) The development of self-esteem. Current Directions in Psychological Science, vol. 23, no. 5, pp. 381–387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414 (In English)

Pantileev, S. R., Stolin, V. V. (1993) Metodika issledovaniya samootnosheniya [Methods of self-attitude research]. Мoscow: Smysl Publ., 32 p. (Psikhodiagnosticheskaya seriya [Psychodiagnostic series]. No. 7). (In Russian)

Prihozhan, A. M. (1988) Primenenie metodov pryamogo otsenivaniya v rabote shkol’nogo psikhologa [Application of direct assessment methods in the work of a school psychologist]. In: I. V. Dubrovina (ed.). Nauchno-metodicheskie osnovy ispol’zovaniya v shkol’noj psikhologicheskoj sluzhbe konkretnykh psikhodiagnosticheskikh metodik [Scientific and methodological foundations for the use of specific psychodiagnostic techniques in the school psychological service]. Moscow: PAS USSR Publ., pp. 110–118. (In Russian)

Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 340 p. (In English)

Rumyantseva, T. V. (2006) Metodika “Kto Ya?” [Methodology “Who am I?”]. In: T. V. Rumyantseva. Psikhologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: Diagnosing of relationships in a couple]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 82–103. (In Russian)

Stolin, V. V. (1985) Poznanie sebya i otnoshenie k sebe v strukture samosoznaniya lichnosti [Self-knowledge and self-attitude in the structure of self-consciousness of the individual]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 530 p. (In Russian)

Stolin, V. V., Pantileev, S. R. (1988) Oprosnik samootnosheniya [Self-attitude questionnaire]. In: Praktikum po psikhodiagnostike: Psikhodiagnosticheskie materialy [Workshop on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials]. Moscow: Moscow University Press, pp. 123–130. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1982) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 2. Problemy obshchej psikhologii [Collected works: In 6 vols. Vol. 2. Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 504 p. (In Russian)

Wylie, R. C. (1974) The self-concept. Vol. 1: A review of methodological considerations and measuring instruments. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 433 p. (In English)

Wylie, R. C. (1979) The self-concept. Vol. 2: Theory and research on selected topics. Lincoln, NE; London: University of Nebraska Press, 825 p. (In English)

Zuckerman, M., Li, C., Hall, J. A. (2016) When men and women differ in self-esteem and when they don’t: A meta-analysis. Journal of Research in Personality, vol. 64, pp. 34–51. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2016.07.007 (In English)

Опубликован

27.06.2021

Выпуск

Раздел

Статьи