Психодиагностика риска ранней половой жизни у девочек с помощью тематического апперцептивного теста

Авторы

  • Елена Геннадьевна Бортникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-384-395

Ключевые слова:

ранняя половая жизнь, тематический апперцептивный тест, подростковый возраст, девиантное поведение, гендерные отношения

Аннотация

Cексуальная девиация в форме ранней половой жизни, особенно у девочек, представляется актуальной проблемой, увеличивающейся в масштабах вследствие социокультурных особенностей современности, в частности распространенности факторов риска отклоняющегося поведения. В связи с этим важное значение имеет своевременное выявление факторов риска ранней половой жизни. Одной из проблем в современной психологии является объемность психодиагностического инструментария, однообразие стимульного материала, длительность и трудоемкость для испытуемого прохождения психологического тестирования, что затрудняет оценку множества факторов системы отношений личности подростка. В статье описан опыт применения тематического апперцептивного теста для выявления риска ранней половой жизни у девочек-подростков. В работе использовались клинико-психологические методы исследования (социально-демографическая анкета; анкета девиантного поведения подростков, включающая вопросы, связанные с несколькими сферами жизни, такими как переживание стрессогенной ситуации, особенности психофизиологического состояния, специфика системы взаимоотношений родителей и подростка, особенности отношений со сверстниками, включая классный коллектив и референтные группы в виде неформального коллектива, а также оценка риска возникновения алкоголизации и наркотизации, оценка риска возникновения ранней половой жизни, оценка риска склонности к суицидальному поведению, система отношений в рамках школьной успеваемости, включая взаимоотношения с учителями и интерес к академическому обучению), а также проективный метод (модифицированный тематический апперцептивный тест, ориентированный на современных подростков, темы карточек: гендерные отношения, отношения со сверстницами, самоотношение, отношения со взрослыми, страх). В связи с существованием различных схем интерпретации тематического апперцептивного теста приводятся различные варианты, дополняющие друг друга. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ. В результате были сделаны выводы об эмоциональном фоне, копинг-стратегиях, рефлексии, мотивации, об особенностях гендерных и межличностных отношений у девочек-подростков, попадающих в группу риска ранней половой жизни, выделены маркеры ранней половой жизни при интерпретации тематического апперцептивного теста.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алёхин, А. Н., Малкова, Е. Е. (2012) Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема. Universum: Вестник Герценовского университета, № 2, с. 191–198.

Блейхер, В. М., Крук, И. В. (1986) Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров’я, 280 с.

Леонтьев, Д. А. (2000) Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. М.: Смысл, 254 с.

Личко, А. Е. (1983) Эти трудные подростки: Записки психиатра. Л.: Лениздат, 126 с.

Макарова, В. И., Павлова, А. Н., Макарова, А. И. (2020) Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы. Экология человека, № 7, с. 40–46.

Мюррей, Г. А. (1971) Тематический апперцептивный тест. Руководство. [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/library/tat (дата обращения 09.09.2019).

Никитина, И. Л. (2013) Старт пубертата — известное и новое. Артериальная гипертензия, т. 19, № 3, с. 227–236. DOI: 10.18705/1607-419X-2013-19-3-227-236

Осташева, Е. И. (2015) Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения современных подростков. В кн.: М. Г. Рябова (ред.). Психология человека в условиях здоровья и болезни. Материалы V научно-практической конференции. Тамбов: «Бизнес — Наука — Общество», с. 344–349.

Соколова, Е. Т. (1987) Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 176 с.

Ma, Q., Ono-Kihara, M., Cong, L. et al. (2009) Early initiation of sexual activity: A risk factor for sexually transmitted diseases, HIV infection, and unwanted pregnancy among university students in China. BMC Public Health, no. 9, article 111. DOI: 10.1186/1471-2458-9-111

Wellings, K., Wadsworth, J., Johnson, A. et al. (1995) Provision of sex education and early sexual experience: The relation. The BMJ, vol. 311, no. 7002, pp. 417–420. DOI: 10.1136/bmj.311.7002.417

Zueva, T., Saykinova, N. (2011) Education and health from childhood to adult life. Moscow: Pediatr Publ., 323 p.

REFERENCES

Alekhin, A. N., Malkova, E. E. (2012) Samorazrushayushchee povedenie podrostkov kak fenomen i nauchnaya problema [Self-destructive behavior adolescents as a phenomenon and a scientific problem]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 2, pp. 191–198. (In Russian)

Bleikher, V. M., Kruk, I. V. (1986) Patopsikhologicheskaya diagnostika [Pathopsychological diagnostics]. Kiev: Zdorov’ya Publ., 280 p. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2000) Tematicheskij appertseptivnyj test [Thematic aperception test]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 254 p. (In Russian)

Lichko, A. E. (1983) Eti trudnye podrostki: Zapiski psikhiatra [These are difficult teenagers: Psychiatrist’s notes]. Leningrad: Lenizdat Publ., 126 p. (In Russian)

Ma, Q., Ono-Kihara, M., Cong, L. et al. (2009) Early initiation of sexual activity: A risk factor for sexually transmitted diseases, HIV infection, and unwanted pregnancy among university students in China. BMC Public Health, no. 9, article 111. DOI: 10.1186/1471-2458-9-111 (In English)

Makarova, V. I., Pavlova, A. N., Makarova, A. I. (2020) Faktory riska, vliyayushchie na zdorov’e podrostkov Rossii i SShA: obzor literatury [Risk factors affecting the health of adolescents of Russia and the USA: A literature review]. Ekologiya cheloveka — Human Ecology, no. 7, pp. 40–46. (In Russian)

Murray, G. A. (1971) Tematicheskij appertseptivnyj test. Rukovodstvo [Thematic apperception test. Manual]. [Online]. Available at: http://flogiston.ru/library/tat (accessed 09.09.2019). (In Russian)

Nikitina, I. L. (2013) Start pubertata — izvestnoe i novoe [The timing of puberty: Well-known and new issues]. Arteria’naya gipertenziya — Arterial Hypertension, vol. 19, no. 3, pp. 227–236. DOI: 10.18705/1607-419X-2013-19-3-227-236 (In Russian)

Ostasheva, E. I. (2015) Sotsial’no-psikhologicheskie faktory otklonyayushchegosya povedeniya sovremennykh podrostkov [Socially-psychological factors of deviant behavior of modern teenagers]. In: M. G. Ryabova (ed.). Psikhologiya cheloveka v usloviyakh zdorov’ya i bolezni. Materialy V nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychology of human health and disease. Proceedings of the V International scientific-practical conference]. Tambov: “Biznes — Nauka — Obshchestvo” Publ., pp. 344–349. (In Russian)

Sokolova, E. T. (1987) Proektivnye metody issledovaniya lichnosti [Projective methods of personality research]. Moscow: Moscow State University Publ., 176 p. (In Russian)

Wellings, K., Wadsworth, J., Johnson, A. et al. (1995) Provision of sex education and early sexual experience: The relation. The BMJ, vol. 311, no. 7002, pp. 417–420. DOI: 10.1136/bmj.311.7002.417 (In English)

Zueva, T., Saykinova, N. (2011) Education and health from childhood to adult life. Moscow: Pediatr Publ., 323 p. (In English)

Загрузки

Опубликован

30.12.2020

Выпуск

Раздел

Статьи