Теоретические основы и результаты апробации техники нарративного анализа культурного опыта человека
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-294-306Ключевые слова:
жизненный опыт, культура, нарратив, аффективное и событийное содержание истории, обобщенные сюжетные линииАннотация
Целью настоящего исследования стало изучение роли культуры в конструировании нарративов индивидуальной жизни. Для решения задач исследования была разработана техника нарративного анализа взаимодействия человека и культуры. Предложенная методика строится на принципах идеографического подхода, элементах техники репертуарных решеток и основана на теориях структурного анализа фикциональных текстов, содержащих универсальные сюжеты и последовательности событий. Участниками исследования стали 223 человека, в том числе 133 подростка и 90 человек юношеского и зрелого возраста. Результаты исследования позволили выявить четыре типа сюжетных линий, доминирующей темой которых становится путешествие героя. Первый тип путешествия связан с испытанием личности героя, обретением им нового качества, что определяет локализацию его результатов, преимущественно во внутреннем мире. Второй тип путешествия проявляет себя через возвращение к исходным условиям, нарушенным какими-либо обстоятельствами, восстановление первоначального состояния и обретение гармонии. Такое путешествие преимущественно имеет результаты во внешнем предметном мире. Восхождение героя указывает на путешествие, преимущественно имеющее результаты во внешнем социальном мире. Четвертая сюжетная линия является скорее обозначающей социальный контекст путешествия, эмоционального знака участия в нем других людей. Результаты исследования показали, что культурные истории, представляющие значимость для испытуемых, становятся для них потенциально возможными мирами, обладающими высоким уровнем напряженности и сложности внешних условий. Значимые истории личного опыта, напротив, связаны с гармоничностью и психологической комфортностью ситуаций, кратковременным переживанием счастья.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алехин, А. Н., Богдановская, И. М., Королева, Н. Н., Проект, Ю. Л. (2013) Становление знаково-смысловой регуляции поведения как фактор социализации ребенка в современном обществе. Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Психология, т. 6, № 4, с. 38–45.
Бахтин, М. М. (1979) Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 423 с.
Василюк, Ф. Е. (1984) Психология переживания. М.: МГУ, 200 c.
Даниленко, О. И. (2010) Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт применения. Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, № 3, с. 49–54.
Джерджен, К. Дж. (2003) Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 232 c.
Келли, Дж. А. (2000) Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 249 c.
Кутковая, Е. С. (2014) Нарратив в исследовании идентичности. Национальный психологический журнал, № 4 (16), с. 23–33. DOI: 10.11621/npj.2014.0403
Леонтьев, Д. А. (2011) Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному. Вопросы психологии, № 1, с. 3–27.
Родари, Дж. (1990) Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 206 с.
Франселла, Ф., Баннистер, Д. (1987) Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 236 с.
Херманс, Г. Й. М. (2006–2007) Личность как мотивированный рассказчик: теория валюации и метод самоконфронтации. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход, № 1 (3), с. 7–53.
Челнокова, Е. А. (2012) Социальный конструкционизм: точка зрения на социально-дискурсивный мир. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология, № 4, с. 22–27.
Booker, C. (2004) The seven basic plots: Why we tell stories. Bodmin: Continuum, 728 p.
Bruner, J. S. (1986) Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 222 p.
Cox, C. (2005) Teaching language arts: A student- and response-centred classroom. 5th ed. Boston: Pearson Allyn and Bacon, 576 p.
Gottschall, J. (2012) The storytelling animal: How stories make us human. New York: Houghton, 248 p.
Green, M. C., Brock, T. C. (2000) The role of transportation in the persuasiveness of public narratives. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 5, no. 79, pp. 701–721. DOI: 10.1037/0022-3514.79.5.701
Hermans, H. J. M. (2001) The dialogical self: Toward a theory of personal and cultural positioning. Culture and Psychology, vol. 7, no. 3, pp. 243–281. DOI: 10.1177/1354067X0173001
Hogan, P. C. (2003) The mind and its stories: Narrative universals and human emotion. Cambridge: Cambridge University Press, 320 p.
Mellman, K. (2002) E-Motion: Being moved by fiction and media? Notes on fictional worlds, virtual contacts and the reality of emotions. PsyArt Journal. [Online]. Available at: https://psyartjournal.com/article/show/ mellmann-e_motion_being_moved_by_fiction_and_medi (accessed 21.07.2020).
Oatley, K. (2012) The passionate muse: Exploration of emotion in stories. Oxford: Oxford University Press, 224 p.
Wertsch, J. V. (1991) Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Cambridge: Harvard University Press, 169 p.
Wertsch, J. V. (2002) Voices of collective remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 212 p.
REFERENCES
Alekhin, A. N., Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N., Projekt, Yu. L. (2013) Stanovlenie znakovo-smyslovoj regulyatsii povedeniya kak faktor sotsializatsii rebenka v sovremennom obshchestve [Formation of sign and semantic regulation of behavior as a factor of socialization of the child in modern society]. Vestnik Yuzhno- Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology, vol. 6, no. 4, pp. 38–45. (In Russian)
Bakhtin, M. M. (1979) Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo Publ., 423 p. (In Russian)
Booker, C. (2004) The seven basic plots: Why we tell stories. Bodmin: Continuum Publ., 728 p. (In English)
Bruner, J. S. (1986) Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 222 p. (In English)
Chelnokova, E. A. (2012) Sotsial’nyj konstruktsionizm: tochka zreniya na sotsial’no-diskursivnyj mir [Social constructionism: The view of the socio-discursive world]. Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, no. 4, pр. 22–27. (In Russian)
Cox, C. (2005) Teaching language arts: A student- and response-centred classroom. 5th ed. Boston: Pearson Allyn and Bacon, 576 p. (In English)
Danilenko, O. I. (2010) Proektivnaya metodika izucheniya khudozhestvennykh predpochtenij: teoreticheskie osnovy, opisanie i opyt primeneniya [Projective method for studying artistic preferences: Theoretical basis, description and empirical applications]. Vestnik SPbGU. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 3, pp. 49–54. (In Russian)
Gergen, K. J. (2003) Sotsial’nyj konstruktsionizm: znanie i praktika [Social constructionism: Knowledge and practice]. Minsk: Belarusian State University Publ., 232 p. (In Russian)
Fransella, F., Bannister, D. (1987) A manual for repertory grid technique. Moscow: Progress Publ., 236 p. (In Russian)
Gottschall, J. (2012) The storytelling animal: How stories make us human. New York: Houghton, 248 p. (In English)
Green, M. C., Brock, T. C. (2000) The role of transportation in the persuasiveness of public narratives. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 5, no. 79, pp. 701–721. DOI: 10.1037/0022-3514.79.5.701 (In English)
Hermans, H. J. M. (2001) The dialogical self: Toward a theory of personal and cultural positioning. Culture and Psychology, vol. 7, no. 3, pp. 243–281. DOI: 10.1177/1354067X0173001 (In English)
Hermans, H. J. M. (2006–2007) Lichnost’ kak motivirovannyj rasskazchik: teoriya valyuatsii i metod samokonfrontatsii [Personality as a motivated storyteller: Theory of valuation and method of self-confrontation]. Postneklassicheskaya psikhologiya. Sotsial’nyj konstruktsionizm i narrativnyj podkhod, no. 1 (3), pp. 7–53. (In Russian)
Hogan, P. C. (2003) The mind and its stories: Narrative universals and human emotion. Cambridge: Cambridge University Press, 320 p. (In English)
Kelly, G. A. (2000) A theory of personality: The psychology of personal constructs. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 249 p. (In Russian)
Kutkovaya, E. S. (2014) Narrativ v issledovanii identichnosti [Narrative in the study of identity]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 4 (16), pp. 23–33. DOI: 10.11621/npj.2014.0403 (In Russian)
Leont’ev, D. A. (2011) Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psikhologii: ot neobkhodimogo k vozmozhnomu [New guidelines for the understanding of personality in psychology: From the necessary to the possibility]. Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 3–27. (In Russian)
Mellman, K. (2002) E-Motion: Being moved by fiction and media? Notes on fictional worlds, virtual contacts and the reality of emotions. PsyArt Journal. [Online]. Available at: https://psyartjournal.com/article/show/ mellmann-e_motion_being_moved_by_fiction_and_medi (accessed 21.07.2020). (In English)
Oatley, K. (2012) The passionate muse: Exploration of emotion in stories. Oxford: Oxford University Press, 224 p. (In English)
Rodari, G. F. (1990) Grammatika fantazii: vvedenie v iskusstvo pridumyvaniya istorij [Grammar of fantasy: An introduction to the art of storytelling]. Moscow: Progress Publ., 206 p. (In Russian)
Vasilyuk, F. E. (1984) Psikhologiya perezhivaniya [Psychology of feelings]. Moscow: Moscow State University Publ., 200 p. (In Russian)
Wertsch, J. V. (1991) Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Cambridge: Harvard University Press, 169 p. (In English)
Wertsch, J. V. (2002) Voices of collective remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 212 p. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Юлия Львовна Проект
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.