Social topics in modern Russian doctoral and postdoctoral theses in psychology

Authors

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-121-142

Keywords:

modern psychological research, current scientific research, social topics in psychology, theses, scientific trends

Abstract

Introduction. Social trends, processes and expectations constitute an important area of psychology research, which results in a large number of doctoral and postdoctoral theses in psychology that focus on social topics. The article examines the range of issues addressed by Russian doctoral and postdoctoral psychology theses on social topics. The authors also aim to identify modern trends, problems and prospects in the development of psychology as a science.

Materials and Methods. The authors as members of the Expert Council for Pedagogy and Psychology of the Higher Assessment Committee summarized an expert analysis of doctoral and postdoctoral theses in psychology on social topics submitted to the council in 2023. The analysis focused on the quantitative and qualitative characteristics of the theses in the context of various psychological specializations.

Results. The quantitative analysis shows high frequency of social topics across all psychology specializations. The qualitative analysis shows that many studies are at the juncture of different areas of scientific psychology and have a significant practical dimension. At the same time, the analyzed works have insufficient level of generalization and do not contain enough overarching methodological conclusions, which is due to a small number of postdoctoral theses submitted for defense.

Discussion and Conclusions. There is insufficient number of theses submitted for defense in certain areas of psychology (cognitive psychology, security psychology, psychophysiology, correctional psychology and others). There is a need not only to attract young scientists to research activity, but also to include them in large-scale research projects organized by major research and educational institutions or cross-disciplinary projects. There are a number of tasks that will facilitate the development of Russian psychology: compiling of an up-to-date list of topics for doctoral and postdoctoral theses in psychology; carrying out research in accordance with the Long-Term Program of Fundamental Scientific Research in Russia 2021–2030; and intensifying research focused on major problems related to both current and predicted needs of society.

References

ЛИТЕРАТУРА

Айвазян, Е. Б. (2022) Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 50 с.

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 338 с.

Ананьев, Б. Г. (1977) О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 381 с.

Анцыферова, Л. И. (1978) Методологические проблемы психологии развития. В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, с. 3–20.

Асмолов, А. Г. (2007) Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 478 с.

Ахмадеева, Е. В. (2023) Самопредъявление личности как психологический конструкт в межличностных отношениях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 23 с.

Ахметзянова, А. И. (2015) Технологии раннего вмешательства в современном образовательном пространстве. В кн.: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов IX Международной научно-образовательной конференции 23 апреля 2015 г. Вып. 9. Казань: Изд-во Казанского университета, с. 8–15.

Белан, Е. А. (2022) Ситуационная активность личности как социально-психологический феномен. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 38 с.

Беляева, С. И. (2015) Клинико-психологические особенности матерей делинквентных подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 24 с.

Весна, Е. Б., Реан, А. А. (2023) Современные тенденции, проблемы и перспективы диссертационных исследований по психологии в России. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 319–344. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-319-344

Григорьева, М. Ю. (2019) Динамика идентичности как фактор социализации подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный областной университет, 28 с.

Гут, Ю. Н. (2014) Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения у подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 27 с.

Дикая, Л. Г., Журавлев, А. Л., Занковский, А. Н. (2016) Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 1, № 1, с. 7–48. EDN: XVOZER

Доний, Е. И. (2023) Когнитивные предикторы академической и специальной успешности младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого- педагогический университет, 25 с.

Дробышева, Т. В. (2022) Социальная психология экономической социализации личности в разных ее формах. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии Российской академии наук, 46 с.

Евтушенко, Е. А. (2023) Совладающее поведение как условие сохранения психологического здоровья сотрудников полиции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 26 с.

Егорова, О. Н. (2014) Социальный интеллект умственно отсталых подростков с девиантным поведением. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 24 с.

Ерохина, Е. И. (2023) Психологические особенности индивидуального и группового стилей деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 26 с.

Загвоздкина, Т. Ю. (2016) Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 26 с.

Залящев, Г. С. (2023) Психологические особенности, диагностика и коррекция антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 24 с.

Захаревская, Е. А. (2023) Динамика функционального состояния сотрудников органов внутренних дел в моделируемых условиях профессиональной деятельности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 24 с.

Зиновьева, Л. В. (2019) Структура ролевых диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с.

Иванников, В. А. (2012) Понятие личности в психологии. Вопросы психологии, № 5, с. 125–132.

Калмыкова, Н. Ю. (2022) Психодиагностическая дифференциация вариантов развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 24 с.

Карманова, Т. М. (2022) Развитие понимания научного текста студентами. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Самара, Самарский государственный социально- педагогический университет, 24 с.

Кириленко, А. В. (2020) Особенности организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, т. 6 (72), № 2, с. 56–65. EDN: MGQFSK

Кириллова, Е. Б. (2019) Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Академия управления МВД России, 21 с.

Клопова, О. В. (2014) Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Ленинградский государственный университет им. A. C. Пушкина, 30 с.

Конокотин, А. В. (2022) Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 27 с.

Костромина, С. Н. (2021) Классический «парадокс личности»: есть ли теоретические и методологические основания для решения? Новые психологические исследования, т. 1, № 2, с. 7–30. https://www.doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_02_01

Красная, М. А. (2015) Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 38 с.

Кудряшов, А. А. (2023) Психологические детерминанты чувствительности личности к отвращению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 27 с.

Кузнецов, А. А. (2023) Психолого-педагогическое сопровождение формирования стрессоустойчивости у курсантов высших учебных заведений МЧС России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 29 с.

Кузнецова, М. Н. (2023) Типы и предикторы деструктивного поведения личности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Челябинский государственный университет, 28 с.

Курдин, Д. А. (2023) Психологическое прогнозирование рисков отчисления курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 20 с.

Курочкина, И. А. (2020) Развитие гендерной идентичности детей-сирот подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет, 26 с.

Кыштымова, Е. С. (2023) Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Иркутск, Тихоокеанский государственный университет, 33 с.

Лебедева, М. Е. (2023) Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 24 с.

Левандовская, Е. А. (2015) Развитие внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере республики Крым). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 24 с.

Малахова, В. Р. (2022) Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с.

Малькова, И. Н. (2015) Семейная история как фактор формирования материнского отношения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 24 с.

Матюхова, Т. С. (2022) Психолого-педагогическое сопровождение развития социокультурных потребностей студентов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 26 с.

Меерсон, А.-Л. С. (2023) Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 25 с.

Мигунова, Е. А. (2023) Особенности психологических компонентов духовности у лиц юношеского возраста с разной склонностью к суицидальному риску. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 26 с.

Михайлов, В. И. (2023) Психологические особенности российских и турецких мужчин периода ранней и средней взрослости. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 26 с.

Мухамедрахимов, Р. Ж., Самарина, Л. В. (2020) Подготовка профессионалов для системы ранней помощи детям и семьям в Российской Федерации. Вестник практической психологии образования, т. 17, № 2, с. 106–117. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170210

Никитская, М. Г. (2022) Цели учебных достижений в мотивационно-потребностной сфере подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 26 с.

Новосельская, С. Р. (2023) Психологические особенности изменения образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 24 с.

Орлова, К. М. (2015) Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 26 с.

Осташева, Е. И. (2018) Психологические детерминанты девиаций поведения современных подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 29 с.

Палачева, Т. И. (2014) Личностные особенности школьников — старших подростков с различным отношением к алкоголю. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный гуманитарный университет, 31 с.

Паулкина, Д. П. (2023) Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 25 с.

Перевозкина, Ю. М. (2020) Содержание и специфика ролевой социализации в процессе формирования личности. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 48 с.

Персианова, Н. Б. (2017) Взаимодействие детей младенческого и раннего возраста в домах ребенка. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 26 с.

Петровская, Т. Ю. (2023) Когнитивные дезадаптивные схемы в структуре профессионально важных качеств будущих психологов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 25 с.

Попинако, Е. А. (2023) Прогнозирование успешности адаптации сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, проходящих профессиональное обучение. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 25 с.

Рыцарева, Т. В. (2018) Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии Российской академии наук, 31 с.

Сабитова, А. Р. (2017) Особенности освещения социальной тематики в интернет-СМИ. Язык. Культура. Коммуникация, № 1, с. 13–17. EDN: RPRBLN

Самойлик, Н. А. (2023) Формирование системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Иркутск, Тихоокеанский государственный университет, 48 с.

Селиверсткина, А. Ю. (2023) Структура личности и психологические детерминанты противоправного поведения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 23 с.

Сенченко, В. В. (2022) Психологические особенности представлений о Я-физическом интернет-активной молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 25 с.

Серова, Е. А. (2023) Межпоколенческие особенности ценностно-смысловых ориентаций в просоциальном поведении молодых и «серебряных» волонтеров. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с.

Сиворонова, М. С. (2023) Психологические особенности профессионального выгорания психологов органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 25 с.

Соловьева, Т. А. (ред.). (2018) Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. М.: Изд-во МПГУ, 160 с.

Строкова, С. С. (2019) Семейная идентичность подростков из семей различных типов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 25 с.

Стулова, А. В. (2023) Структурно-функциональная организация социально-психологической компетентности матерей в преодолении родительского выгорания» (на материале матерей детей с нарушениями слуха). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 25 с.

Сулимина, О. В. (2016) Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 32 с.

Телешева, К. Ю. (2022) Психологические механизмы криминальной импульсивной агрессии в норме и при психических расстройствах. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Академия управления МВД России, 25 с.

Титова, М. О. (2023) Стратегии самообладания участковых уполномоченных полиции с разным уровнем профессионального выгорания. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 25 с.

Тищенко, Н. А. (2023) Психологические особенности представлений личности об организации (на примере сотрудников предприятий малого бизнеса). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 26 с.

Торкаченко, Ю. В. (2022) Внутриличностные ресурсы здоровья педагога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Кемерово, Кемеровский государственный университет, 26 с.

Филатова, О. А. (2023) Аутентичность как психологический ресурс совладающего поведения педагога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, 27 с.

Филлипов, В. М. (ред.). (2023) Методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». М.: РАО, 22 с.

Цапенко, А. В. (2023) Психологические предикторы жизненных стилей женщин с расстройствами пищевого поведения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 27 с.

Щербина, С. М. (2017) Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей семье. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Краснодар, Кубанский государственный университет, 29 с.

Яценко, О. В. (2023) PROF.Navigator как психолого-педагогическая технология профориентации и формирования учебной мотивации обучающихся подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, 25 с.

REFERENCES

Ajvazyan, E. B. (2022) Kul’turno-istoricheskij podkhod k issledovaniyu psikhicheskogo razvitiya slepykh detej rannego vozrasta [Cultural-historical approach to the study of mental development of blind children of early age]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education, 50 p. (In Russian)

Akhmadeeva, E. V. (2023) Samopred’yavlenie lichnosti kak psikhologicheskij konstrukt v mezhlichnostnykh otnosheniyakh [Self-presentation of personality as a psychological construct in interpersonal relationships]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, Don State Technical University, 23 p. (In Russian)

Akhmetzyanova, A. I. (2015) Tekhnologii rannego vmeshatel’stva v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve [Early intervention technologies in the modern educational space]. In: Aktual’nye problemy spetsial’noj psikhologii i korrektsionnoj pedagogiki: teoriya i praktika. Sbornik nauchnykh trudov IX Mezhdunarodnoj nauchno-obrazovatel’noj konferentsii 23 aprelya 2015 g [Actual problems of special psychology and correctional pedagogy: Theory and practice. Collection of scientific papers of IX International Scientific and Educational Conference April 23, 2015]. Iss. 9. Kazan: Kazan Federal University Publ., pp. 8–15. (In Russian)

Ananev, B. G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniya [Human being as a subject of cognition]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 338 p. (In Russian)

Ananev, B. G. (1977) O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human science]. Moscow: Nauka Publ., 381 p. (In Russian)

Antsyferova, L. I. (1978) Metodologicheskie problemy psikhologii razvitiya [Methodological problems of developmental psychology]. In: Printsip razvitiya v psikhologii [The principle of development in psychology]. Moscow: Nauka Publ., pp. 3–20. (In Russian)

Asmolov, A. G. (2007) Psikhologiya lichnosti: Kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: A cultural-historical understanding of human development]. Moscow: Smysl Publ., 478 p. (In Russian)

Belan, E. A. (2022) Situatsionnaya aktivnost’ lichnosti kak sotsial’no-psikhologicheskij fenomen [Situational activity of personality as a socio-psychological phenomenon]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow Pedagogical State University, 38 p. (In Russian)

Belyaeva, S. I. (2015) Kliniko-psikhologicheskie osobennosti materej delinkventnykh podrostkov [Clinical and psychological characteristics of mothers of delinquent adolescents]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 24 p. (In Russian)

Dikaya, L. G., Zhuravlev, A. L., Zankovskij, A. N. (2016) Sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovanij adaptatsii i realizatsii professionala v usloviyakh nepreryvnykh sotsial’no-ekonomicheskikh izmenenij [Current state and prospects of research on adaptation and realization of a professional in the conditions of continuous socio-economic changes]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, vol. 1, no. 1, pp. 7–48. EDN: XVOZER (In Russian)

Donij, E. I. (2023) Kognitivnye prediktory akademicheskoj i spetsial’noj uspeshnosti mladshikh podrostkov s intellektual’noj i khudozhestvenno-izobrazitel’noj odarennost’yu [Cognitive predictors of academic and specialty success of younger adolescents with intellectual and artistic-visual giftedness]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 25 p. (In Russian)

Drobysheva, T. V. (2022) Sotsial’naya psikhologiya ekonomicheskoj sotsializatsii lichnosti v raznykh ee formakh [Social psychology of economic socialization of personality in its different forms]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 46 p. (In Russian)

Egorova, O. N. (2014) Sotsial’nyj intellekt umstvenno otstalykh podrostkov s deviantnym povedeniem [Social intelligence of mentally retarded adolescents with deviant behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 24 p. (In Russian)

Erokhina, E. I. (2023) Psikhologicheskie osobennosti individual’nogo i gruppovogo stilej deyatel’nosti sotrudnikov patrul’no-postovoj sluzhby politsii [Psychological peculiarities of individual and group activity styles of police patrol and checkpoint service officers]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 26 p. (In Russian)

Evtushenko, E. A. (2023) Sovladayushchee povedenie kak uslovie sokhraneniya psikhologicheskogo zdorov’ya sotrudnikov politsii [Coping behavior as a condition for preserving psychological health of police officers]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 26 p. (In Russian)

Filatova, O. A. (2023) Autentichnost’ kak psikhologicheskij resurs sovladayushchego povedeniya pedagoga [Authenticity as a psychological resource of coping behavior of a teacher]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Pacific National University, 27 p. (In Russian)

Fillipov, V. M. (ed.). (2023) Metodicheskie rekomendatsii “Primenenie kriteriev dokazatel’nosti dissertatsionnykh issledovanij v oblasti nauk ob obrazovanii” [Methodological Recommendations “Application of Evidence-Based Criteria for Dissertation Research in Educational Sciences”]. Moscow: Russian Academy of Education Publ., 22 p. (In Russian)

Grigor’eva, M. Yu. (2019) Dinamika identichnosti kak faktor sotsializatsii podrostkov [Identity dynamics as a factor in adolescent socialization]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Regional University, 28 p. (In Russian)

Gut, Yu. N. (2014) Lichnostnye i nejropsikhologicheskie predposylki deviantnogo povedeniya u podrostkov [Personal and neuropsychological preconditions of deviant behavior in adolescents]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Belgorod, Belgorod State University, 27 p. (In Russian)

Ivannikov, V. A. (2012) Ponyatie lichnosti v psikhologii [The concept of personality in psychology]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 125–132. (In Russian)

Kalmykova, N. Yu. (2022) Psikhodiagnosticheskaya differentsiatsiya variantov razvitiya doshkol’nikov s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Psychodiagnostic differentiation of developmental variants of preschoolers with autism spectrum disorders]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education, 24 p. (In Russian)

Karmanova, T. M. (2022) Razvitie ponimaniya nauchnogo teksta studentami [Developing students’ comprehension of scientific text]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Samara, Samara State University of Social Sciences and Education, 24 p. (In Russian)

Kirilenko, A. V. (2020) Osobennosti organizatsii obucheniya detej s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami v obshcheobrazovatel’nykh uchebnykh zavedeniyakh [Features of the organization of education of children with special educational needs in general educational institutions]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya — Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, vol. 6 (72), no. 2, pp. 56–65. EDN: MGQFSK (In Russian)

Kirillova, E. B. (2019) Lichnostnye psikhologicheskie determinanty predraspolozhennosti podrostkov k deviantnomu povedeniyu [Personal psychological determinants of adolescents’ predisposition to deviant behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 21 p. (In Russian)

Klopova, O. V. (2014) Psikhologicheskie faktory uspeshnosti obucheniya mal’chikov-podrostkov iz nepolnykh semej [Psychological factors of educational success of adolescent boys from single-parent families]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Pushkin Leningrad State University, 30 p. (In Russian)

Konokotin, A. V. (2022) Osobennosti vzaimodejstvij detej mladshego shkol’nogo vozrasta v protsesse resheniya uchebnykh zadach [Features of interactions of primary school children in the process of solving learning tasks]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 27 p. (In Russian)

Kostromina, S. N. (2021) Klassicheskij “paradoks lichnosti”: est’ li teoreticheskie i metodologicheskie osnovaniya dlya resheniya? [Classic “Paradox of Personality”: Is there a theoretical and methodological basis for a solution?]. Novye psikhologicheskie issledovaniya — New Psychological Research, vol. 1, no. 2, pp. 7–30. https://www.doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_02_01 (In Russian)

Krasnaya, M. A. (2015) Osobennosti grazhdanskoj sotsializatsii molodezhi v sovremennom obshchestve [Peculiarities of civil socialization of youth in modern society]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University, 38 p. (In Russian)

Kudryashov, A. A. (2023) Psikhologicheskie determinanty chuvstvitel’nosti lichnosti k otvrashcheniyu [Psychological determinants of personality sensitivity to aversion]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Chelyabinsk, South Ural State University (national research university), 27 p. (In Russian)

Kurdin, D. A. (2023) Psikhologicheskoe prognozirovanie riskov otchisleniya kursantov obrazovatel’nykh organizatsij FSIN Rossii [Psychological forecasting of risks of expulsion of cadets of educational organizations of Federal Penitentiary Service of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 20 p. (In Russian)

Kurochkina, I. A. (2020) Razvitie gendernoj identichnosti detej-sirot podrostkovogo vozrasta [Development of gender identity of adolescent orphans]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University, 26 p. (In Russian)

Kuznetsov, A. A. (2023) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya stressoustojchivosti u kursantov vysshikh uchebnykh zavedenij MChS Rossii [Psychological and pedagogical support of formation of stress resistance in cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Chelyabinsk, Ural State Pedagogical University, 29 p. (In Russian)

Kuznetsova, M. N. (2023) Tipy i prediktory destruktivnogo povedeniya lichnosti [Types and predictors of destructive personality behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 28 p. (In Russian)

Kyshtymova, E. S. (2023) Formirovanie psikhologicheskoj mediakompetentnosti budushchikh spetsialistov v oblasti reklamy i svyazej s obshchestvennost’yu [Formation of psychological media competence of future specialists in advertising and public relations]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Irkutsk, Pacific National University, 33 p. (In Russian)

Lebedeva, M. E. (2023) Psikhologicheskie faktory lichnostno-professional’nogo razvitiya rukovoditelej organov vnutrennikh del [Psychological factors of personal-professional development of heads of internal affairs authorities]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 24 p. (In Russian)

Levandovskaya, E. A. (2015) Razvitie vnutrennego mira podrostkov-sirot, vospityvayushchikhsya v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa (na primere respubliki Krym) [Development of the inner world of orphaned adolescents brought up in residential institutions (on the example of the Republic of Crimea)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 24 p. (In Russian)

Malakhova, V. R. (2022) Samoraskrytie sposobnostej podrostka kak faktor akademicheskoj uspeshnosti [Self-disclosure of adolescent’s abilities as a factor of academic success]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 26 p. (In Russian)

Mal’kova, I. N. (2015) Semejnaya istoriya kak faktor formirovaniya materinskogo otnosheniya [Family history as a factor in the formation of maternal attitudes]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 24 p. (In Russian)

Matyukhova, T. S. (2022) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya sotsiokul’turnykh potrebnostej studentov [Psychological and pedagogical support for the development of students’ sociocultural needs]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 26 p. (In Russian)

Meerson, A.-L. S. (2023) Formirovanie informatsionno-psikhologicheskoj ustojchivosti k sotsiokul’turnym ugrozam u studentov vuza [Formation of information-psychological resistance to sociocultural threats in university students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 25 p. (In Russian)

Migunova, E. A. (2023) Osobennosti psikhologicheskikh komponentov dukhovnosti u lits yunosheskogo vozrasta s raznoj sklonnost’yu k suitsidal’nomu risku [Peculiarities of psychological components of spirituality in adolescents with different propensity to suicidal risk]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Nizhny Novgorod, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 26 p. (In Russian)

Mikhajlov, V. I. (2023) Psikhologicheskie osobennosti rossijskikh i turetskikh muzhchin perioda rannej i srednej vzroslosti [Psychological characteristics of Russian and Turkish men in early and middle adulthood]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Pushkin Leningrad State University, 26 p. (In Russian)

Mukhamedrakhimov, R. Zh., Samarina, L. V. (2020) Podgotovka professionalov dlya sistemy rannej pomoshchi detyam i sem’yam v Rossijskoj Federatsii [Professional training in early intervention for children and families in Russian Federation]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Psychological Practice in Education, vol. 17, no. 2, pp. 106–117. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170210 (In Russian)

Nikitskaya, M. G. (2022) Tseli uchebnykh dostizhenij v motivatsionno-potrebnostnoj sfere podrostkov [Learning achievement goals in the motivation and needs domain of adolescents]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 26 p. (In Russian)

Novosel’skaya, S. R. (2023) Psikhologicheskie osobennosti izmeneniya obraza professii u kursantov obrazovatel’nykh organizatsij MVD Rossii [Psychological peculiarities of changing the image of profession in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 24 p. (In Russian)

Orlova, K. M. (2015) Tseli vospitaniya i obraz rebenka u sovremennykh roditelej: kross-kul’turnoe issledovanie [Parenting goals and child image in modern parents: A cross-cultural study]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow City Psychological-Pedagogical University, 26 p. (In Russian)

Ostasheva, E. I. (2018) Psikhologicheskie determinanty deviatsij povedeniya sovremennykh podrostkov [Psychological determinants of deviant behavior of modern adolescents]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 29 p. (In Russian)

Palacheva, T. I. (2014) Lichnostnye osobennosti shkol’nikov — starshikh podrostkov s razlichnym otnosheniem k alkogolyu [Personality characteristics of high school senior adolescents with different attitudes towards alcohol]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian State University for the Humanities, 31 p. (In Russian)

Paulkina, D. P. (2023) Psikhologo-pedagogicheskie usloviya preventsii viktimnogo povedeniya kursantov obrazovatel’nykh organizatsij FSIN Rossii [Psychological and pedagogical conditions of prevention of victimization behavior of cadets of educational organizations of Federal Penitentiary Service of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 25 p. (In Russian)

Perevozkina, Yu. M. (2020) Soderzhanie i spetsifika rolevoj sotsializatsii v protsesse formirovaniya lichnosti [Content and specificity of role socialization in the process of personality formation]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 48 p. (In Russian)

Persianova, N. B. (2017) Vzaimodejstvie detej mladencheskogo i rannego vozrasta v domakh rebenka [Interaction between infants and toddlers in orphanages]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 26 p. (In Russian)

Petrovskaya, T. Yu. (2023) Kognitivnye dezadaptivnye skhemy v strukture professional’no vazhnykh kachestv budushchikh psikhologov [Cognitive maladaptive schemas in the structure of professionally important qualities of future psychologists]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 25 p. (In Russian)

Popinako, E. A. (2023) Prognozirovanie uspeshnosti adaptatsii sotrudnikov, vpervye prinimaemykh na sluzhbu v organy vnutrennikh del, prokhodyashchikh professional’noe obuchenie [Predicting the success of adaptation of employees, first-time recruitment to the internal affairs authorities, undergoing professional training]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 25 p. (In Russian)

Rytsareva, T. V. (2018) Individual’no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov s raznymi tipami otklonyayushchegosya povedeniya i ikh svyaz’ s tsennostnymi orientatsiyami roditelej [Individual-psychological features of adolescents with different types of deviant behavior and its relationship to parental value orientations]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 31 p. (In Russian)

Sabitova, A. R. (2017) Osobennosti osveshcheniya sotsial’noj tematiki v internet-SMI [Peculiarities of coverage of social issues in the Internet media]. Yazyk. Kul’tura. Kommunikatsiya — Language — Culture — Communication, no. 1, pp. 13–17. EDN: RPRBLN (In Russian)

Samojlik, N. A. (2023) Formirovanie sistemy professional’no-tsennostnykh orientatsij kursantov obrazovatel’nykh organizatsij FSIN Rossii [Formation of the system of professional and value orientations of cadets of educational organizations of Federal Penitentiary Service of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Irkutsk, Pacific National University, 48 p. (In Russian)

Seliverstkina, A. Yu. (2023) Struktura lichnosti i psikhologicheskie determinanty protivopravnogo povedeniya narkozavisimykh nesovershennoletnikh, osuzhdennykh k lisheniyu svobody uslovno [Structure of personality and psychological determinants of illegal behavior of drug-dependent minors sentenced to imprisonment on probation]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 23 p. (In Russian)

Senchenko, V. V. (2022) Psikhologicheskie osobennosti predstavlenij o Ya-fizicheskom internet-aktivnoj molodezhi [Psychological peculiarities of representations of self-physical of Internet-active youth]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, Don State Technical University, 25 p. (In Russian)

Serova, E. A. (2023) Mezhpokolencheskie osobennosti tsennostno-smyslovykh orientatsij v prosotsial’nom povedenii molodykh i “serebryanykh” volonterov [Intergenerational peculiarities of value-sense orientations in prosocial behavior of young and “silver” volunteers]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 26 p. (In Russian)

Shcherbina, S. M. (2017) Otnoshenie priemnoj materi k rebenku v professional’noj zameshchayushchej sem’e [Attitude of foster mother to child in a professional substitute family]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Krasnodar, Kuban State University, 29 p. (In Russian)

Sivoronova, M. S. (2023) Psikhologicheskie osobennosti professional’nogo vygoraniya psikhologov organov vnutrennikh del [Psychological peculiarities of professional burnout of psychologists of internal affairs authorities]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 25 p. (In Russian)

Solov’eva, T. A. (ed.). (2018) Sistemnyj podkhod k organizatsii vklyucheniya mladshikh shkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v obshcheobrazovatel’nuyu sredu [Systemic Approach to Organizing the Inclusion of Younger Schoolchildren with Disabilities in the General Education Environmen]. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ., 160 p. (In Russian)

Strokova, S. S. (2019) Semejnaya identichnost’ podrostkov iz semej razlichnykh tipov [Family identity of adolescents from different types of families]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 25 p. (In Russian)

Stulova, A. V. (2023) Strukturno-funktsional’naya organizatsiya sotsial’no-psikhologicheskoj kompetentnosti materej v preodolenii roditel’skogo vygoraniya (na materiale materej detej s narusheniyami slukha) [Structural and functional organization of socio-psychological competence of mothers in overcoming parental burnout (on the material of mothers of children with hearing impairment)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 25 p. (In Russian)

Sulimina, O. V. (2016) Lichnostnoe razvitie v period perekhoda ot detstva k vzroslosti v razlichnykh usloviyakh sotsializatsii (v sem’e i vne sem’i) [Personal development in the period of transition from childhood to adulthood in different conditions of socialization (in the family and outside the family)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, HSE University, 32 p. (In Russian)

Telesheva, K. Yu. (2022) Psikhologicheskie mekhanizmy kriminal’noj impul’sivnoj agressii v norme i pri psikhicheskikh rasstrojstvakh [Psychological mechanisms of criminal impulsive aggression in norm and in mental disorders]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 25 p. (In Russian)

Tishchenko, N. A. (2023) Psikhologicheskie osobennosti predstavlenij lichnosti ob organizatsii (na primere sotrudnikov predpriyatij malogo biznesa) [Psychological peculiarities of personal perceptions of the organization (on the example of employees of small business enterprises)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, Don State Technical University, 26 p. (In Russian)

Titova, M. O. (2023) Strategii samoobladaniya uchastkovykh upolnomochennykh politsii s raznym urovnem professional’nogo vygoraniya [Strategies of self-control of district police commissioners with different levels of professional burnout]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 25 p. (In Russian)

Torkachenko, Yu. V. (2022) Vnutrilichnostnye resursy zdorov’ya pedagoga [Intrapersonal resources of teacher’s health]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kemerovo, Kemerovo State University, 26 p. (In Russian)

Tsapenko, A. V. (2023) Psikhologicheskie prediktory zhiznennykh stilej zhenshchin s rasstrojstvami pishchevogo povedeniya [Psychological predictors of life styles of women with eating disorders]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, Don State Technical University, 27 p. (In Russian)

Vesna, E. B., Rean, A. A. (2023) Sovremennye tendentsii, problemy i perspektivy dissertatsionnykh issledovanij po psikhologii v Rossii [Dissertations in psychology in Russia: Current trends, problems and prospects]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 319–344. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-319-344 (In Russian)

Yatsenko, O. V. (2023) PROF.Navigator kak psikhologo-pedagogicheskaya tekhnologiya proforientatsii i formirovaniya uchebnoj motivatsii obuchayushchikhsya podrostkovogo vozrasta [PROF.Navigator as a psychological and pedagogical technology of career guidance and formation of learning motivation of teenage students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Pacific National University, 25 p. (In Russian)

Zagvozdkina, T. Yu. (2016) Obraz sem’i u detej starshego doshkol’nogo vozrasta, vospityvayushchikhsya v sem’yakh razlichnogo sotsial’no-ekonomicheskogo statusa [Family image in older preschool children raised in families of different socio-economic statuses]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow City Psychological-Pedagogical University, 27 p. (In Russian)

Zakharevskaya, E. A. (2023) Dinamika funktsional’nogo sostoyaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del v modeliruemykh usloviyakh professional’noj deyatel’nosti [Dynamics of the functional state of internal affairs officers under simulated conditions of professional activity]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 24 p. (In Russian)

Zalyashchev, G. S. (2023) Psikhologicheskie osobennosti, diagnostika i korrektsiya antiobshchestvennoj pozitsii lichnosti nesovershennoletnikh osuzhdennykh [Psychological peculiarities, diagnosis and correction of antisocial position of personality of juvenile convicts]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ryazan, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24 p. (In Russian)

Zinov’eva, L. V. (2019) Struktura rolevykh dispozitsij podrostkov, sklonnykh k deviantnomu povedeniyu [Structure of role dispositions of adolescents prone to deviant behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 26 p. (In Russian)

Published

2024-07-31

Issue

Section

Articles