Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода

Авторы

  • Елена Юрьевна Коржова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1128-1421
  • Алина Александровна Сбитнева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Елена Николаевна Туманова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Татьяна Сергеевна Могильникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Владислав Валерьевич Шевелев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-229-239

Ключевые слова:

интегративный подход, человек как субъект жизнедеятельности, интериоризованная субъектность, экстериоризованная субъектность, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения, субъект-объектные ориентации, жизненный путь личности

Аннотация

Интегративный подход опирается на богатые научные традиции изучения психологии человека, последовательно реализуемые ленинградской — петербургской школой психологии, в том числе в трудах В. Н. Панфёрова. Интегративный подход широко востребован в современных психологических исследованиях, поскольку позволяет целостно рассмотреть феномены психологии человека, в том числе человека как субъекта жизнедеятельности. Целью статьи явилось обобщение исследований кафедры психологии человека по проблематике человека как субъекта жизнедеятельности, осуществленных в русле интегративного подхода. В качестве задач выступили выделение феноменологии человека как субъекта жизнедеятельности в русле психологии субъекта посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями; подведение итогов деятельности кафедры психологии человека в данном направлении. Психология субъекта является одним из перспективных направлений в русле интегративного подхода и находится в центре внимания многих современных исследователей. Однако в настоящее время актуально рассмотрение не абстрактного субъекта, а меры выраженности субъектных свойств. Такую индивидуальную специфику потенциала субъектности и его проявлений раскрывает психология человека как субъекта жизнедеятельности, демонстрируя богатые возможности интегративного подхода в описании психологических феноменов в бытийном контексте. Жизнедеятельность может быть понята как процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями, где человек выступает в качестве субъекта, а жизненная ситуация — объекта жизнедеятельности, с различной мерой участия человека в созидании своей жизни. Выделенные феномены субъект-объектного взаимодействия в процессе жизнедеятельности позволяют описать широкий набор психологических характеристик, их виды и типы, среди которых субъект-объектные ориентации (базовые ориентации жизнедеятельности, потенциал субъектности), внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность, субъективное проявление потенциала субъектности), выбор стратегий поведения (экстериоризованная субъектность, объективное проявление потенциала субъектности), объединение субъективного и объективного проявлений потенциала субъектности в поле жизнедеятельности. Представлена также теоретически и эмпирически обоснованная типология субъект-объектных ориентаций. Полученные на протяжении многих лет результаты дают возможность в соединении субъектного, ситуационного и личностного подходов описать личностные феномены, в основе которых лежат характеристики человека как субъекта жизнедеятельности. Созданная В. Н. Панфёровым кафедра психологии человека последовательно реализует интегративный подход к познанию психологии человека, в настоящее время — в рамках направления «Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы».

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова, К. А. (2014) Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности. Психологический журнал, т. 35, № 2, с. 5–18.

Ананьев, Б. Г. (1967) Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество, вып. 2, с. 235–249.

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 339 с.

Брушлинский, А. В. (1991) Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). Психологический журнал, т. 12, № 6, с. 3–11.

Брушлинский, А. В. (1996) Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 387 с.

Волкова, Е. Н., Гришина, А. В. (2015) Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости. Психологический журнал, т. 36, № 2, с. 20–31.

Глуханюк, Н. С. (2000) Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 219 с.

Дружинин, В. Н. (2000) Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: Per Se; СПб.: ИМАТОН, 135 с.

Жолобов, Е. В. (2013) Механизмы психологической защиты и стратегии совладания у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 184 с.

Коржова, Е. Ю. (2006) Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 382 с.

Коржова, Е. Ю. (ред.). (2016a) Интегративная психология жизненного пути. СПб.: Фирма «Стикс», 232 с.

Коржова, Е. Ю. (сост.) (2016b) Практикум по психологии жизненных ситуаций. СПб.: Фирма «Стикс», 266 с.

Коржова, Е. Ю. (2016c) Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе. 3-е изд. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 468 с.

Коржова, Е. Ю., Волкова, Е. Н., Рудыхина, О. В., Туманова, Е. Н. (2018) Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 40–50.

Коржова, Е. Ю., Рудыхина, О. В. (2013) Понятие «эпистемологический стиль» и его психологическое содержание. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, т. 5, № 2, с. 57–66.

Красная, Е. В., Панфёров, В. Н. (1991) Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. Вопросы психологии, № 4, с. 59–65.

Левин, К. (2000) Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь; Сенсор, 364 с.

Леонтьев, Д. А. (2010) Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности. Эпистемология и философия науки, т. 25, № 3, с. 135–153.

Мальгина, А. В. (2015) Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 161 с.

Мухаметзянова, Ф. Г., Шабельников, В. К., Осмина, Е. В. и др. (2016) Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 252 с.

Николаенко, О. Н. (2006) Стратегия самоконтроля личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 200 с.

Осницкий, А. К. (1996) Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии, № 1, с. 5–19.

Павлова, Н. С., Сергиенко, Е. А. (2016) Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека. Психологический журнал, т. 37, № 2, с. 43–56.

Панфёров, В. Н. (2000) Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 154 с.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Знаков, В. В., Коржова, Е. Ю. и др. (2017) Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 296 с.

Петровский, В. А. (1996) Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 512 с.

Петровский, В. А. (2015) «Субъектность» в пространстве культуры и наяву. Мир психологии, № 3 (83), с. 14–38.

Поссель, Ю. А. (2000) Субъектная индетерминированность социальной направленности личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 142 с.

Протасенко, Л. Ю. (2015) Типы структур «социального атома» и особенности переживания повседневных и переломных жизненных ситуаций. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 195 с.

Рубинштейн, С. Л. (1997) Человек и мир. М.: Наука, 189 c.

Рудыхина, О. В. (2013) Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 269 с.

Сбитнева, А. А. (2009) Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 105, с. 198–204.

Семенова, Г. В. (2006) Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 231 с.

Султанова, З. В. (2007) Проективный подход в биографическом исследовании личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 295 с.

Трегубенко, И. А. (2012) Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 219 с.

Туманова, Е. Н. (2003) Кризисные ситуации жизни и особенности их развития в подростковом возрасте. В кн.: Р. М. Шамионов (ред.). Вопросы социальной психологии личности. Вып. 4. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, с. 86–95.

REFERENCES

Abulkhanova, K. A. (2014) Metodologicheskij printsip sub’ekta: issledovanie zhiznennogo puti lichnosti [Methodological principle of a subject: Study of person’s life course]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 35, no. 2, pp. 5–18. (In Russian)

Ananiev, B. G. (1967) Psikhologicheskaya struktura cheloveka kak sub’ekta [Psychological structure of a person as a subject]. Chelovek i obshchestvo, vol. 2, pp. 235–249. (In Russian)

Ananiev, B. G. (1969) Chelovek kak predmet poznaniya [Human as a subject of cognition]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 329 p. (In Russian)

Brushlinsky, A. V. (1991) Problema sub’ekta v psikhologicheskoj nauke (stat’ya pervaya) [The problem of the subject in psychological science (article one)]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 12, no. 6, pp. 3–11. (In Russian)

Brushlinsky, A. V. (1996) Sub’ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: izbrannye psikhologicheskie trudy [Subject: Thinking, training, imagination: Selected psychological papers]. Moscow: Institut prakticheskoj psikhologii Publ.; Voronezh: NPO “MODEK” Publ., 387 p. (In Russian)

Glukhanyuk, N. C. (2000) Psikhologiya professionalizatsii pedagoga [Psychology of teacher professionalization]. Ekaterinburg: Ural State Vocational Pedagogical University Publ., 219 p. (In Russian)

Druzhinin, V. N. (2000) Varianty zhizni: ocherki ekzistentsial’noj psikhologii [Variants of life: Essays on existential psychology]. Moscow: Per Se Publ.; Saint Petersburg: IMATON Publ., 135 p. (In Russian)

Zholobov, E. V. (2013) Mekhanizmy psikhologicheskoj zashchity i strategii sovladaniya u predstavitelej razlichnykh tipov sub’ekt-ob’ektnykh orientatsij lichnosti [Mechanisms of psychological protection and coping strategies of representatives of different types of subject-object orientations of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 184 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2006) Psikhologiya zhiznennykh orientatsij cheloveka [Psychology of human life orientations]. Saint Petersburg: Russian Christian Human Academy Publ., 382 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (ed.). (2016a) Integrativnaya psikhologiya zhiznennogo puti [Integrative psychology of life course]. Saint Petersburg: Firma “Stiks” Publ., 232 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (comp.) (2016b) Praktikum po psikhologii zhiznennykh situatsij [Workshop on the psychology of life situations]. Saint Petersburg: Firma “Stiks” Publ., 266 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2016c) Putevoditel’ po zhiznennym orientatsiyam: lichnost’ i ee zhiznennyj put’ v khudozhestvennoj literature [Guide to life orientations: Personality and life course in literature]. 3rd ed. Saint Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii Publ., 468 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudyhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018) Psikhologiya cheloveka kak sub’ekta zhiznedeyatel’nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovanij [The psychology of a person as a subject of life activity and personality life span: Main research results]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 187, pp. 40–50. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Rudyhina, O. V. (2013) Ponyatie “epistemologicheskij stil’” i ego psikhologicheskoe soderzhanie [The concept “epistemological style” and its psychological contents]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina — Vestnik of Pushkin Leningrad State University, vol. 5, no. 2, pp. 57–66. (In Russian)

Krasnaya, E. V., Panferov, V. N. (1991) Psikhologicheskij analiz problemnykh situatsij, voznikayushchikh v rabote vospitatelya detskogo sada [Psychological analysis of problematic situations arising in the work of a kindergarten teacher]. Voprosy psychologii, no. 4, pp. 59–65. (In Russian)

Lewin, K. (2000) Teoriya polya v sotsial’nykh naukakh [Field theory in social sciences]. Saint Petersburg: Rech’ Publ.; Sensor Publ., 368 p. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2010) Chto daet psikhologii ponyatie sub’ekta: sub’ektnost’ kak izmerenie lichnosti [What gives psychology the concept of subject: Subjectness as a dimension of personality]. Epistemologiya i filosofiya nauki — Epistemology & Philosophy of Science, vol. 25, no. 3, pp. 135–153. (In Russian)

Malgina, A. V. (2015) Smyslozhiznennye orientatsii v raznykh zhiznennykh situatsiyakh u molodezhi [Life sense orientations in different life situations among young people]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 161 p. (In Russian)

Mukhametzyanova, F. G., Shabel’nikov, V. K., Osmina, E. V. et al. (2016) Razmyshleniya i predstavleniya o fenomene sub’ektnosti v razlichnykh obrazovatel’nykh prostranstvakh [Reflections and ideas about the phenomenon of subjectivness in various educational spaces]. Kazan: University of Management “TISBI” Publ., 252 p. (In Russian)

Nikolaenko, O. N. (2006) Strategiya samokontrolya lichnosti [The strategy of self-monitoring personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 200 p. (In Russian)

Osnitsky, A. K. (1996) Problemy issledovaniya sub’ektnoj aktivnosti [Problems of research of subject activity]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 5–19. (In Russian)

Panferov, V. N. (2000) Psikhologiya cheloveka [Human psychology]. Saint Petersburg: V. A. Mihajlov Publ., 154 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, education, social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Znakov, V. V., Korzhova, E. Yu. et al. (2017) Integrativnyj podkhod k poznaniyu psikhologii cheloveka [Integrative approach to the human psychology cognition]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 296 p. (In Russian)

Pavlova, N. S., Sergienko, E. A. (2016) Sub’ektnaya i lichnostnaya regulyatsiya povedeniya kak proyavlenie individual’nosti cheloveka [Subject and personal regulation of behavior as a manifestation of man’s individuality]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 37, no. 2, pp. 43–56. (In Russian)

Petrovsky, V. A. (1996) Lichnost’ v psikhologii: Paradigma sub’ektnosti [Personality in psychology: The paradigm of subjectness]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 512 p. (In Russian)

Petrovsky, V. A. (2015) “Sub’ektnost’” v prostranstve kul’tury i nayavu [“Subjectivness” in space of culture and reality]. Mir psikhologii, no. 3 (83), pp. 14–38. (In Russian)

Possel’, Yu. A. (2000) Sub’ektnaya indeterminirovannost’ social’noj napravlennosti lichnosti [Subjective indeterminacy of social orientation of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 142 p. (In Russian)

Protasenko, L. Y. Tipy struktur “sotsial’nogo atoma” i osobennosti perezhivaniya povsednevnykh i perelomnykh zhiznennykh situatsij [Structure types “social atom” and experiences of the everyday and critical situations]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 195 p. (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. Chelovek i mir [Human and the world]. Moscow: Nauka Publ., 189 p. (In Russian)

Rudyhina, O. V. (2013) Struktura i individual’no-psikhologicheskie kharakteristiki epistemologicheskikh stilej [Structure and individual psychological characteristics of epistemological styles]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 269 p. (In Russian)

Sbitneva, A. A. (2009) Kognitivnaya differentsirovannost’ kak kharakteristika mezhlichnostnogo poznaniya predstavitelej razlichnykh tipov sub’ekt-ob’ektnykh orientatsij [Cognitive differentiation as a characteristic of interpersonal cognition of subject-object orientations different types representatives]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 105, pp. 198–204. (In Russian)

Semenova, G. V. (2006) Proyavlenie otvetstvennosti lichnosti v kontekste zhiznennykh situatsij [Manifestation of personal responsibility in the context of life situations]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 231 p. (In Russian)

Sultanova, Z. V. (2007) Proektivnyj podkhod v biograficheskom issledovanii lichnosti [Projective approach in biographical research of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 295 p. (In Russian)

Tregubenko, I. A. (2012) Istoricheskaya pamyat’ v kontekste sub’ektivnoj kartiny zhiznennogo puti lichnosti [Historical memory in the context of subjective picture of personality life]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 219 p. (In Russian)

Tumanova, E. N. (2003) Krizisnye situatsii zhizni i osobennosti ikh razvitiya v podrostkovom vozraste [Crisis situations of life and peculiarities of their development in adolescence]. In: R. M. Shamionov (ed.). Voprosy social’noj psikhologii lichnosti [Questions of personality social psychology]. Vol. 4. Saratov: Saratov State University, pp. 86–95. (In Russian)

Volkova, E. N., Grishina, A. V. (2015) Struktura sub’ektnosti mladshikh podrostkov s raznym urovnem igrovoj komp’yuternoj zavisimosti [Structure of subjectivity of junior adolescents with different levels of computer addiction]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 2, pp. 20–31. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи