Уроки Ф. М. Достоевского в профессиональном становлении будущих психологов

Авторы

  • Елена Юрьевна Коржова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1128-1421

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-52-60

Ключевые слова:

уроки Ф. М. Достоевского, профессиональное становление будущих психологов, русская художественная литература, литературные персонажи, полнота человеческого бытия, концепция личности и жизненного пути, роль жизненной ситуации, любовь к людям, типология личности

Аннотация

Обучение профессии психолога предполагает широкую содержательно-технологическую сторону, а также развитие профессиональной субъектности и личности в целом. Художественная литература раскрывает психологию человека в образной форме, дополняя научный подход. Особым психологизмом отличается русская литература второй половины XIX века. Цель настоящей работы — показать, чем творчество Ф. М. Достоевского значимо и ценно для профессиональной подготовки будущих психологов. В произведениях Достоевского отражена полнота человеческого бытия, его закономерности с учетом всех его уровней, от самых неприглядных пропастей до величайших взлетов. Об этом свидетельствуют реконструированные на материале творчества Достоевского концепция духовного смысла личности и жизненного пути. Личность Достоевским понимается в качестве противоречивого иррационального существа, подверженного внутренней борьбе. Литературные персонажи Достоевского пребывают в глубочайших житейских и духовных падениях, кризисах и страданиях, совершая нравственный выбор между добром и злом. Наряду с образами христианской святости Достоевский изображает такое падение, какое только возможно для человека. Большинство же героев Достоевского совмещает в себе добро и зло. Писатель намеренно заостряет в своих героях присущие и обычному человеку переживания. Достоевский как психолог через тяжелые, экстремальные жизненные обстоятельства «просвечивает» внутренний мир, гиперболизируя его душевные движения. В основе сюжета, как правило, событие не только особенное, исключительное, но и выходящее за рамки норм нравственного и общественного поведения. Жизненные обстоятельства персонажей тесно связаны с душевными переживаниями. Жизненный путь личности рассматривается как духовное становление человека. Любовь к людям понимается Достоевским как признак высокого уровня развития личности. В соответствии с концепцией личности возможно выделение психологических типов в зависимости от уровня духовного развития. В связи с глубоким раскрытием Достоевским закономерностей личностного функционирования в процессе жизненного пути его творчество составляет высокую ценность для подготовки будущих психологов и познания ими психологии человека.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (1997) Достоевский и психология. В кн.: Б. Г. Ананьев. Психология человека. Избранное. СПб.: Международная академия психологических наук, с. 79–89.

Анненский, И. Ф. (1979) Книги отражений. М.: Наука, 680 с.

Антоний (Храповицкий), митр. (1921) Словарь к творениям Достоевского: Не должно отчаяваться. София: Рос.-болг. книгоизд-во, 185 с.

Барсукова, О. В. (2010) Честолюбие. Представление о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. СПб.: Речь, 184 с.

Барышникова, Е. В. (2018) Принципы обучения психологии в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 7, № 3 (24), с. 27–30.

Бахтин, М. М. (1963) Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 363 с.

Бердяев, Н. А. (2001) Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 171 с.

Бугославская, А. В. (2019) Проблема определения критериев выявления уровня профессионально-личностного становления будущих психологов. Проблемы современного педагогического образования, № 62-1, с. 63–66. Выготский, Л. С. (1998) Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 479 с. Деркач, А. А., Водопьянов, Д. А. (2017) Теоретические основы психологической готовности студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности. Акмеология, № 2 (62), с. 7–13.

Достоевский, Ф. М. (1973) Зимние заметки о летних впечатлениях. В кн.: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 5. Л.: Наука, с. 46–98.

Достоевский, Ф. М. (1983) Сон смешного человека. В кн.: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 25. Л.: Наука, с. 104–118.

Достоевский, Ф. М. (1984) Записи литературно-критического и публицистического характера из записной тетради 1980–1981 гг. В кн.: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. Л.: Наука, с. 42–87.

Ерофеев, В. В. (2003) Найти в человеке человека (Достоевский и экзистенциализм). М.: ZебраЕ; Эксмо, 286 с.

Есин, А. Б. (2003) Психологизм русской классической литературы. М.: Флинта, 173 с.

Есманская, Н. Е. (2013) Использование художественных текстов в развитии профессиональной компетенции студентов-психологов. Акмеология, № 4 (48), с. 50–56.

Ильин, И. А. (1997) Гении России. В кн.: И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. Ч. 3. М.: Русская книга, с. 195–520.

Иустин (Попович), преп. (1998) Достоевский о Европе и славянстве. СПб.: Адмиралтейство, 271 с.

Кольцова, В. А., Холондович, Е. Н. (2013) Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Институт психологии РАН, 304 с.

Копченова, Е. Е., Куркина, Т. С. (2019) Использование художественных произведений в преподавании психологии. Проблемы современного педагогического образования, № 64-1, с. 167–170.

Коржова, Е. Ю. (2009) Творческий лик русских мыслителей. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 507 с.

Коржова, Е. Ю. (2015) Норма и патология личности в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 174, с. 61–68.

Коржова, Е. Ю. (2016) Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. 3-е изд. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 468 с.

Криницын, А. Б. (2016) К вопросу о типизации героев в романах «пятикнижия» Ф. М. Достоевского. Научный диалог, № 4 (52), с. 128–142.

Кудрявцев, Ю. Г. (1979) Три круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское). М.: Изд-во МГУ, 343 с.

Лазаренко, Л. В. (2018) Психология персонажей Ф. Достоевского как пограничное бытие субъекта в ситуации социальной «принужденности». История российской психологии в лицах: Дайджест, № 6, с. 40–48.

Мережковский, Д. С. (2000) Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 588 с.

Наседкин, Н. Н. (сост.). (2008) Достоевский. Энциклопедия. М.: Алгоритм; Эксмо; Око, 800 с.

Пономарева, Е. Ю. (2019) Педагогические условия формирования личностной готовности будущих психологов к реализации профессиональной деятельности. Педагогический вестник, № 6, с. 56–58.

Романова, Е. С. (2019) Психологические приемы описания героев в произведениях Ф. М. Достоевского. Системная психология и социология, № 3 (31), с. 55–67. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.06

Романова, Е. С. (2020) Федор Михайлович Достоевский — выразитель душевных состояний. Системная психология и социология, № 1 (33), с. 5–21. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.33.1.01

Рубцов, В. В., Забродин, Ю. М., Леонова, О. И. (2019) Апробация и применение профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт. Вестник практической психологии образования, т. 16, № 1, с. 6–14.

Семенов, В. Е. (2011) Психологический гений Ф. М. Достоевского (к 190-летию со дня рождения). Психологический журнал, т. 32, № 6, с. 108–111.

Старовойтенко, Е. Б. (2015) Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект, 432 с.

Тареев, М. М. (1908) Христианская проблема и русская религиозная мысль. В кн.: М. М. Тареев. Основы христианства: в 5 т. Т. 4. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, с. 176–421.

Холондович, Е. Н. (2016) Феномен духовности гениев. Наука. Культура. Общество, № 2, с. 17–30.

Цвейг, С. (1992) Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Республика, 286 с.

Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю., Микляева, А. В. (2017) Профессиональное становление педагога-психолога: между образовательным и профессиональным стандартом. Российский психологический журнал, т. 14, № 4, с. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2

Arora, P. G., Brown, J., Harris, B., Sullivan, A. (2017) Professional development needs and training interests: A survey of early career school psychologists. Contemporary School Psychology, vol. 21, no. 1, pp. 49–57. https://doi.org/10.1007/s40688-016-0108-8

Korjova, E. Y. (2017) The relationship of art and scientific human cognition in the works of F. Dostoevsky and A. Ukhtomsky. Russian Linguistic Bulletin, no. 2 (10), pp. 38–40. https://doi.org/10.18454/RULB.10.05

REFERENCES

Anan’ev, B. G. (1997) Dostoevskij i psikhologiya [Dostoevsky and psychology]. In: B. G. Anan’ev. Psikhologiya cheloveka. Izbrannoe [Psychology of a person. Favourites]. Saint Petersburg: International Academy of Psychological Sciences Publ., pp. 79–89. (In Russian)

Annenskij, I. F. (1979) Knigi otrazhenij [Book of reflections]. Moscow: Nauka Publ., 680 p. (In Russian)

Antonij (Khrapovitskij), Met. (1921) Slovar’ k tvoreniyam Dostoevskogo: Ne dolzhno otchayavat’sya [Dictionary of Dostoevsky’s works: One should not despair]. Sofiya: Ros.-bolg. knigoizd-vo Publ., 192 p. (In Russian)

Arora, P. G., Brown, J., Harris, B., Sullivan, A. (2017) Professional development needs and training interests: A survey of early career school psychologists. Contemporary School Psychology, vol. 21, no. 1, pp. 49–57. https://doi.org/10.1007/s40688-016-0108-8 (In English)

Bakhtin, M. M. (1963) Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s poetics]. Moscow: Sovetskij pisatel’ Publ., 363 p. (In Russian)

Barsukova, O. V. (2010) Chestolyubie. Predstavlenie o chestolyubii v khudozhestvennoj literature, religii i filosofii [Ambition. The concept of ambition in fiction, religion, and philosophy]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 184 p. (In Russian)

Baryshnikova, E. V. (2018) Printsipy obucheniya psikhologii v professional’noj podgotovke budushchikh pedagogov-psikhologov [Principles for training psychology in the professional training of future teachers-psychologists]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 7, no. 3 (24), pp. 27–30. (In Russian)

Berdyaev, N. A. (2001) Mirosozertsanie Dostoevskogo [The world view of Dostoevsky]. Moscow: Zakharov Publ., 171 p. (In Russian)

Bugoslavskaya, A. V. (2019) Problema opredeleniya kriteriev vyyavleniya urovnya professional’no-lichnostnogo stanovleniya budushchikh psikhologov [The problem of determining criteria to identify the level of professional and personal formation of future psychologists]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 62–1, pp. 63–66. (In Russian)

Derkach, A. A., Vodop’yanov, D. A. (2017) Teoreticheskie osnovy psikhologicheskoj gotovnosti studentov — budushchikh psikhologov k professional’noj deyatel’nosti [Theoretical basics of psychological readiness of students — future psychologists for professional activity]. Akmeologiya — Acmeology, no. 2 (62), pp. 7–13. (In Russian)

Dostoevskij, F. M. (1984) Zapisi literaturno-kriticheskogo i publitsisticheskogo kharaktera iz zapisnoj tetradi 1980–1981 gg. [Writings of a literary-critical and journalistic nature from a notebook 1980–1981]. In: F. M. Dostoevskij. Polnoe sobranie sochinenij [Сomplete works]: In 30 vols. Vol. 27. Leningrad: Nauka Publ., pp. 42–87. (In Russian)

Dostoevskij, F. M. (1973) Zimnie zametki o letnikh vpechatleniyakh [Winter notes on summer experiences]. In: F. M. Dostoevskij. Polnoe sobranie sochinenij [Сomplete works]: In 30 vols. Vol. 5. Leningrad: Nauka Publ., pp. 46–98. (In Russian)

Dostoevskij, F. M. (1983) Son smeshnogo cheloveka [A funny man’s dream]. In: F. M. Dostoevskij. Polnoe sobranie sochinenij [Сomplete works]: In 30 vols. Vol. 25. Leningrad: Nauka Publ., pp. 104–118. (In Russian)

Erofeev, V. V. (2003) Najti v cheloveke cheloveka (Dostoevskij i ekzistentsializm) [Find a person in a person (Dostoevsky and existentialism)]. Moscow: ZebraE Publ.; Eksmo Publ., 286 p. (In Russian)

Esin, A. B. (2003) Psikhologizm russkoj klassicheskoj literatury [Psychologism of Russian classical literature]. Moscow: Flinta Publ., 173 p. (In Russian)

Esmanskaya, N. E. (2013) Ispol’zovanie khudozhestvennykh tekstov v razvitii professional’noj kompetentsii studentov-psikhologov [The use of literary texts for the development of the professional competence of psychology students]. Akmeologiya — Acmeology, no. 4 (48), pp. 50–56. (In Russian)

Il’in, I. A. (1997) Genii Rossii. In: I. A. Il’in. Sobranie sochinenij [Collected works]: In 10 vol. Vol. 6, Pt 3. Moscow: Russkaya kniga Publ., pp. 195–520. (In Russian)

Iustin (Popovich), rev. (1998) Dostoevskij o Evrope i slavyanstve [Dostoevsky on Europe and the Slavs]. Saint Petersburg: Admiraltejstvo Publ., 271 p. (In Russian)

Kholondovich, E. N. (2016) Fenomen dukhovnosti geniev [The phenomenon of genius spirituality]. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo — Science. Culture. Society, no. 2, pp. 17–30. (In Russian)

Kol’tsova, V. A., Kholondovich, E. N. (2013) Voploshchenie dukhovnosti v lichnosti i tvorchestve F. M. Dostoevskogo [The embodiment of spirituality in the personality and creativity of F. M. Dostoevsky]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 304 p. (In Russian)

Kopchenova, E. E., Kurkina, T. S. (2019) Ispol’zovanie khudozhestvennykh proizvedenij v prepodavanii psikhologii [The use of works of art in the teaching of psychology]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 64-1, pp. 167–170. (In Russian)

Korjova, E. Y. (2017) The relationship of art and scientific human cognition in the works of F. Dostoevsky and A. Ukhtomsky. Russian Linguistic Bulletin, no. 2 (10), pp. 38–40. https://doi.org/10.18454/RULB.10.05 (In English)

Korjova, E. Yu. (2009) Tvorcheskij lik russkikh myslitelej [Creative face of Russian thinkers]. Saint Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii Publ., 507 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2015) Norma i patologiya lichnosti v zhizni i tvorchestve F. M. Dostoevskogo [The norm and pathology of personality in the life and works of F. M. Dostoevsky]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 174, pp. 61–68. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2016) Putevoditel’ po zhiznennym orientatsiyam: Lichnost’ i ee zhiznennyj put’ v khudozhestvennoj literature [Guide to life orientations: Personality and its life course in literature]. 3rd ed. Saint Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii Publ., 468 p. (In Russian)

Krinitsyn, A. B. (2016) K voprosu o tipizatsii geroev v romanakh “pyatiknizhiya” F. M. Dostoevskogo [On typification of characters in F. M. Dostoevsky’s novels of pentateuch]. Nauchnyj dialog — Scientific Dialogue, no. 4 (52), pp. 128–142. (In Russian)

Kudryavtsev, Yu. G. (1979) Tri kruga Dostoevskogo (Sobytijnoe. Social’noe. Filosofskoe) [Three circles of Dostoevsky (Eventful. Social. Philosophical)]. Moscow: Moscow State University Publ., 343 p. (In Russian)

Lazarenko, L. V. (2018) Psikhologiya personazhej F. Dostoevskogo kak pogranichnoe bytie sub’ekta v situatsii social’noj “prinuzhdennosti” [The psychology of the characters of F. Dostoevsky as a borderline being of a subject in the situation of social “compulsion”]. Istoriya rossijskoj psikhologii v litsakh: Dajdzhest — The History of Russian Psychology in the People: Digest, no. 6, pp. 40–48. (In Russian)

Merezhkovskij, D. S. (2000) L. Tolstoj i Dostoevskij [L. Tolstoy and Dostoevsky]. Moscow: Nauka Publ., 588 p. (In Russian)

Nasedkin, N. N. (comp.). (2008) Dostoevskij. Entsiklopediya [Dostoevsky. Encyclopedia]. Moscow: Algoritm Publ.; Eksmo Publ.; Oko Publ., 800 p. (In Russian)

Ponomareva, E. Yu. (2019) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya lichnostnoj gotovnosti budushchikh psikhologov k realizatsii professional’noj deyatel’nosti [Pedagogical conditions of forming the personal readiness of future psychologists for implementation of professional activity]. Pedagogicheskij vestnik — Pedagogical Bulletin, no. 6, pp. 56–58. (In Russian)

Romanova, E. S. (2019) Psikhologicheskie priemy opisaniya geroev v proizvedeniyakh F. M. Dostoevskogo [Psychological methods for describing the characters in F. M. Dostoevsky’s works]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (31), pp. 55–67. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.06 (In Russian)

Romanova, E. S. (2020) Fedor Mikhajlovich Dostoevskij — vyrazitel’ dushevnykh sostoyanij [Fedor Mihajlovich Dostoyevsky as a master of writing about mental states]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 1 (33), pp. 5–21. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.33.1.01 (In Russian)

Rubtsov, V. V., Zabrodin, Yu. M., Leonova, O. I. (2019) Aprobatsiya i primenenie professional’nogo standarta “pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)”: regional’nyj opyt [Approbation and application of the professional standard “The Educational Psychologist (the Psychologist in Education)”: Regional experience]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, vol. 16, no. 1, pp. 6–14. (In Russian)

Semenov, V. E. (2011) Psikhologicheskij genij F. M. Dostoevskogo (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya) [Psychological genius of F. M. Dostoevsky (to the 190th anniversary of his birth)]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 32, no. 6, pp. 108–111. (In Russian)

Starovojtenko, E. B. (2015) Personologiya: zhizn’ lichnosti v kul’ture [Personology: The life of an individual in culture]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 432 p. (In Russian)

Tareev, M. M. (1908) Khristianskaya problema i russkaya religioznaya mysl’ [Christian problem and Russian religious thought]. In: M. M. Tareev. Osnovy khristianstva [Fundamentals of Christianity]: In 5 vols. Vol. 4. Sergiev Posad: Typography of the Holy Trinity Sergius Lavra, pp. 176–421. (In Russian)

Tsvetkova, L. A., Volkova, E. N., Korzhova, E. Yu., Milkiayeva, A. V. (2017) Professional’noe stanovlenie pedagoga-psikhologa: mezhdu obrazovatel’nym i professional’nym standartom [Psychological service activities in various educational institutions]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 14, no. 4, pp. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2 (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1998) Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 479 p. (In Russian)

Zweig, S. (1992) Tri mastera: Bal’zak, Dikkens, Dostoevskij. Triumf i tragediya Erazma Rotterdamskogo [Three masters: Balzac, Dickens, Dostoeffsky. The triumph and tragedy of Erasmus of Rotterdam]. Moscow: Respublika Publ., 286 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Выпуск

Раздел

Статьи