К вопросу о перспективах использования арт-технологий в дошкольном образовании Республики Узбекистан
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-275-285Ключевые слова:
дошкольное образование Узбекистана, международное сотрудничество, арт-технологии, арт-педагогика, духовно-нравственное воспитаниеАннотация
Введение. В статье представлены основания для интеграции арт-технологий в систему дошкольного образовании Республики Узбекистан, показаны перспективы использования арт-технологий как важного элемента государственной программы дошкольного образования для решения задач духовно- нравственного воспитания детей с акцентом на роль семьи в создании необходимого арт-педагогического пространства. Статья является одним из рефлексивных результатов программы повышения квалификации института психологии РГПУ им. А. И. Герцена «Психолого-педагогические технологии работы с детьми дошкольного возраста», разработанной для слушателей из Республики Узбекистан.
Материалы и методы. Тематическое исследование тенденций реформирования дошкольного образования и использования арт-технологий в рамках Государственной учебной программы «Илк кадам» («Первый шаг»). Эмпирическое исследование проведено с помощью следующих методов: полуструктурированное интервью в фокус-группах родителей как субъектов дошкольного образования, контент-анализ; использованы методы повышения родительской компетентности, такие как информирование и проектная деятельность с использованием методов арт-технологий.
Результаты. Показана перспективность использования арт-технологий в работе с детьми дошкольного возраста в Центре «Искусство» по учебной программе дошкольного образования Республики Узбекистан для решения задач духовного и эстетического развития ребенка.
Проведен сравнительный анализ арт-технологий и арт-терапии как двух подходов, которые используют искусство, но с различными целями и с опорой на различные методы.
Выявлено положительное отношение родителей к использованию арт-терапевтических технологий в работе с детьми.
Обозначена необходимость повышения родительской компетентности в области духовного и эстетического воспитания ребенка средствами арт-технологий.
Заключение. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы дошкольного образования при поддержке международных партнеров, в том числе России. Изменения направлены на создание единого образовательного пространства, учитывающего национальные и культурные особенности для повышения качества дошкольного образования. Художественное творчество является одним из ресурсов устойчивого развития человеческого потенциала Республики Узбекистан. Опора на этот ресурс возможна посредством использования арт-технологий в дошкольном образовании с вовлечением в процесс родителей, что может способствовать повышению его качества. В настоящее время взаимодействие с родителями рассматривается как важный аспект эффективности работы системы дошкольного образования в Узбекистане.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Гогоберидзе, А. Г., Езопова, С. А., Вербовская, В. С. (2023) Специфика профессиональных компетенций методистов-воспитателей детских садов Республики Узбекистан (по результатам международного Российско-Узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)"). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 210, с. 124–137. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-124-137
Грошева, И. В., Евстафьева, Л. Г., Махмудова, Д. Т. и др. (2018) Государственная учебная программа «Илк кадам» для дошкольных образовательных учреждений Республики Узбекистан. Ташкент: Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан; Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане, 72 с.
Гулбоев, А. Т. (2023) Развитие теории и практики применения артпедагогики и арттерапии в Узбекистане. Экономика и социум, № 4 (107)-1, с. 523–526.
Закон Республики Узбекистан от 16 декабря 2019 г. № ЗРУ-595 «О дошкольном образовании и воспитании». (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/4646931?ONDATE2=12.10.2021&action=compare (дата обращения 12.10.2024).
Какабаева, Д. С., Куссиева, Э. О. (2022) Арт-технология или арт-терапия, что способствует формированию профессиональной позиции педагога-психолога. В кн.: Педагогическое образование в XXI веке: приоритеты и поиски. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. А. Молдажановой. Астана: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, с. 377–384. EDN: WJIWJA
Маркман, Е. В. (2020) Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников. Психология человека в образовании, т. 2, № 3, с. 277–287. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-277-287
Министр Хилола Умарова представила Президенту план на 2025 год. (2024) Xalqtaliminfo. [Электронный ресурс]. URL: https://xalqtaliminfo.uz/ru/post/1017 (дата обращения 12.10.2024).
Мирзаева, Д. (2022) Развитие творчества детей в дошкольном образовании средствами артпедагогики. Общество и инновации, т. 3, № 1/S, с. 141–148. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss1/S-pp141-148
Нигматова, М. М., Мирзаева, Д. Ш. (2021) Развитие творчества детей дошкольного возраста с помощью art педагогики. Вестник науки и образования, № 14-3 (117), с. 31–34. EDN: JOZWZN
Нигматова, М. М., Мирзаева, Д. Ш. (2022) Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОО. Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences, т. 2, № 1, с. 1209–1215.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 08 мая.2019 г. № ПП-4312 «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/pdfs/4327240 (дата обращения 12.10.2024).
Тарасов, С. В., Гогоберидзе, А. Г., Новицкая, В. А. (2023) Опыт распространения лучших практик российского дошкольного образования в рамках международного сотрудничества (результаты международного Российско-узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 209, с. 9–21. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-9-21
Турсунова, М. У. (2018) Вопросы совершенствования системы дошкольного образования в республике Узбекистан на основе международных стандартов. Человек и общество в системе современных научных парадигм, № 1 (4), с. 35–40. EDN: VBLDCO
Чаброва, Т. Л. (2022) Педагогические условия формирования духовно-эстетических качеств у детей старшего дошкольного возраста в семье. Воспитание и обучение детей младшего возраста, № 10, с. 84–90. EDN: BJOFOU
Чаброва, Т. Л., Ядгарова, А. Б. (2020) Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста по программе «Мир волшебников». В кн.: Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Вып. 10. М.: Мозаика-Синтез, с. 540–541.
Шин, А. В. (2020) Развитие альтернативных моделей дошкольного образования Республики Узбекистан как важнейшее условие в обеспечение равных возможностей детей по подготовке к школе. В кн.: Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Вып. 10. М.: Мозаика-Синтез, с. 572–573.
Шин, А. В., Грошева, И. В. (2020) Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан. Современное дошкольное образование, № 2 (98), с. 60–69. EDN: IVYKXK
Ядгарова, А. Б. (2024) Использование методов изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Bola va Zamon. Научно-популярный журнал детской и возрастной консультации, № 4, с. 33–35.
REFERENCES
Chabrova, T. L. (2022) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dukhovno-esteticheskikh kachestv u detei starshego doshkol’nogo vozrasta v sem’e [Pedagogical conditions for the formation of spiritual and aesthetic qualities in senior preschool children in the family]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta, no. 10, pp. 84–90. (In Russian)
Chabrova, T. L., Yadgarova, A. B. (2020) Rol’ vospitatelya v khudozhestvenno-esteticheskom razvitii detej starshego doshkol’nogo vozrasta po programme “Mir volshebnikov” [The role of the educator in the artistic and aesthetic development of senior preschool children according to the program “World of Wizards”]. In: Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii “Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta”. Vyp. 10 [Collection of materials of the Annual International scientific and practical conference “Upbringing and education of young children”. Iss. 10]. Moscow: Mozaika-Sintez Publ., pp. 540–541. (In Russian)
Gogoberidze, A. G., Ezopova, S. A., Verbovskaya, V. S. (2023) Spetsifika professional’nykh kompetentsij metodistov-vospitatelej detskikh sadov Respubliki Uzbekistan (po rezul’tatam mezhdunarodnogo Rossijsko-Uzbekskogo proekta “MALYSh (MITTEVOI)”) [Professional competencies of preschool teachers and metodologists of the Republic of Uzbekistan: Evidence from the international Russian-Uzbek project “The Kid (MITTEVOY)”]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 210, pp. 124–137. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-124-137 (In Russian)
Grosheva, I. V., Evstafeva, L. G., Makhmudova, D. T. et al. (2018) Gosudarstvennaya uchebnaya programma “Ilk kadam” dlya doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdenij Respubliki Uzbekistan [State educational program “Ilk Kadam” for preschool educational institutions of the Republic of Uzbekistan]. Tashkent: Ministry of preschool and school education of the Republic of Uzbekistan Publ; UNICEF Uzbekistan Publ., 72 p. (In Russian)
Gulboev, A. T. (2023) Razvitie teorii i praktiki primeneniya artpedagogiki i artterapii v Uzbekistane [Development of the theory and practice of art pedagogy and art therapy in Uzbekistan]. Ekonomika i sotsium — Economy and Society, no. 4 (107)-1, pp. 523–526 (In Russian)
Kakabaeva, D. S., Kussieva, E. O. (2022) Art-tekhnologiya ili art-terapiya, chto sposobstvuet formirovaniyu professional’noj pozitsii pedagoga-psikhologa [Art technology or art therapy, which contributes to the formation of the professional positions of a teacher-psychologist]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v XXI veke: prioritety i poiski. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj pamyati professora A. A. Moldazhanovoj [Teacher education in the 21st century: Priorities and searches. Collection of materials of the International scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor A. A. Moldazhanova]. Astana: L. N. Gumilyov Eurasian National University Publ., pp. 377–384. (In Russian)
Markman, E. V. (2020) Ispol’zovanie metoda art-terapii v korrektsii emotsional’nykh narushenij doshkol’nikov [Art therapy in the correction of emotional disturbances in preschool children]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 3, pp. 277–287. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-277-287 (In Russian)
Ministr Khilola Umarova predstavila Prezidentu plan na 2025 god [Minister Hilola Umarova presented the plan for 2025 to the President]. (2024) Xalqtaliminfo. [Online]. Available at: https://xalqtaliminfo.uz/ru/post/1017 (accessed 12.10.2024). (In Russian)
Mirzaeva, D. (2022) Razvitie tvorchestva detei v doshkol’nom obrazovanii sredstvami artpedagogiki [Development of children’s creativity in preschool education by means of art pedagogy]. Obshchestvo i innovatsii — Society and Innovations, vol. 3, no. 1/S, pp. 141–148. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss1/S-pp141-148 (In Russian)
Nigmatova, M. M., Mirzaeva, D. Sh. (2021) Razvitie tvorchestva detej doshkol’nogo vozrasta s pomoshch’yu art pedagogiki [Development of creativity in preschool children with the help of art pedagogy]. Vestnik nauki i obrazovaniya — Bulletin of Science and Education, no. 14-3 (117), pp. 31–34. EDN: JOZWZN (In Russian)
Nigmatova, M. M., Mirzaeva, D. Sh. (2022) Art-terapiya kak sredstvo adaptatsii detej rannego vozrasta k DOO [Art therapy as a means of adaptation of young children to preschool educational institutions]. Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences, vol. 2, no. 1, pp. 1209–1215. (In Russian)
Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 08 maya 2019 g. № PP-4312 “Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya sistemy doshkol’nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda” [Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated May 8, 2019 No. PP-4312 “On approval of the Concept for the development of the preschool education system of the Republic of Uzbekistan until 2030”]. (2019) [Online]. Available at: https://lex.uz/pdfs/4327240 (accessed 12.10.2024). (In Russian)
Shin, A. V. (2020) Razvitie al’ternativnykh modelej doshkol’nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan kak vazhnejshee uslovie v obespechenie ravnykh vozmozhnostej detej po podgotovke k shkole [Development of alternative models of preschool education in the Republic of Uzbekistan as an important tool in ensuring equal opportunities for children in preparation for school]. In: Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii “Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta”. Vyp. 10 [Collection of materials of the Annual International scientific and practical conference “Upbringing and education of young children”. Iss. 10]. Moscow: Mozaika-Sintez Publ., pp. 572–573. (In Russian)
Shin, A. V., Grosheva, I. V. (2020) Modelirovanie predmetno-prostranstvennoi razvivayushchei sredy v doshkol’noi obrazovatel’noi organizatsii v kontekste Gosudarstvennoi uchebnoi programmy Respubliki Uzbekistan [Modeling development of the environment in early childhood educational organization in the context of the public curriculum of the Republic of Uzbekistan]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 2 (98), pp. 60–69. (In Russian)
Tarasov, S. V., Gogoberidze, A. G., Novitskaya, V. A. (2023) Opyt rasprostraneniya luchshikh praktik rossijskogo doshkol’nogo obrazovaniya v ramkakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva (rezul’taty mezhdunarodnogo Rossijsko-uzbekskogo proekta “MALYSh (MITTEVOI)”) [Spread of the best practices of Russian preschool education in the framework of international cooperation: Results of the international Russian-Uzbek project “The Kid (MITTEVOY)”]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 209, pp. 9–21. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-9-21 (In Russian)
Tursunova, M. U. (2018) Voprosy sovershenstvovaniya sistemy doshkol’nogo obrazovaniya v respublike Uzbekistan na osnove mezhdunarodnykh standartov [Issues of improving the preschool education system in the Republic of Uzbekistan based on international standards]. Chelovek i obshchestvo v sisteme sovremennykh nauchnykh paradigm, no. 1 (4), pp. 35–40. (In Russian)
Yadgarova, A. B. (2024) Ispol’zovanie metodov izoterapii v rabote s det’mi starshego doshkol’nogo vozrasta s OVZ [Using art therapy methods in working with preschool children with disabilities]. Bola va Zamon. Nauchno-populyarnyj zhurnal detskoj i vozrastnoj konsul’tatsii, no. 4, pp. 33–35. (In Russian)
Zakon Respubliki Uzbekistan ot 16 dekabrya 2019 g. № ZRU-595 “O doshkol’nom obrazovanii i vospitanii” [The Law of the Republic of Uzbekistan dated December 16, 2019 No. ZRU-595 “On preschool education and upbringing”]. (2019) [Online]. Available at: https://lex.uz/ru/docs/4646931?ONDATE2=12.10.2021&action=compare (accessed 12.10.2024). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Татьяна Левановна Чаброва, Александра Борисовна Ядгарова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.