Опыт международного сотрудничества по вопросам инклюзивного образования и перспективы развития инклюзивного образования в Узбекистане

Авторы

  • Татьяна Левановна Чаброва Чирчикский государственный педагогический университет; ОО «Международный Альянс по развитию инклюзивного образования в Центральной Азии»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-106-112

Ключевые слова:

инклюзивное образование, международное сотрудничество, Узбекистан, проект KIX, образовательная культура

Аннотация

Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25–26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики.

Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах — участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования.

Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна — участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием.

Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алмазова, А. А., Адамян, Е. И., Адамян, Л. И. и др. (2023) Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики. М.: Изд-во МПГУ, 208 с. https://doi.org/10.31862/9785426311879

Анализ ситуации по обеспечению прав лиц с инвалидностью в Узбекистане. (2021) Ташкент: ЮНИСЕФ. [Электронный ресурс]. URL: http://surl.li/rgatr (дата обращения 12.10.2023).

Закон Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 г. № ЗРУ-637 «Об Образовании». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/5013009 (дата обращения 11.10.2023).

Кенжаев, Д. М. (2023) Нормативно-правовые аспекты внедрения инклюзивного образования в Узбекистане. В кн.: Инклюзивное образование: международный опыт и практика, достигнутые результаты, проблемы и их решения. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ташкент: [б. и.], с. 4–6.

Кузнецова, Л., Чаброва, Т., Абдупаттаева, Н. и др. (2021) Шаг навстречу вместе ради детей: создание благоприятной среды для деятельности Международного Альянса сотрудничества в ЦА, направленного на продвижение прав детей с инвалидностью на доступ к образованию в Кыргызстане и Узбекистане. Исследовательский отчет. Ош: [б. и.]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.arok.kg/library/vcTlLq/fck (дата обращения 11.10.2023).

Обзор законодательства и политики в области инклюзивного образования в Узбекистане. Аналитическая записка. (2018) Ташкент: ЮНИСЕФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/3561/file/Inclusive%20policy%20brief%20rus.pdf (дата обращения 12.10.2023).

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 июля 2019 г. № 360 «О вопросах развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике». (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/14590/edition/960185/ru (дата обращения 11.10.2023).

Постановление Правительства Республики Молдова от 6 декабря 2023 г. № 950 «Об утверждении Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024–2027 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=156681 (дата обращения 11.12.2023).

Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2019 г. № ПП-4319 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы приема в высшие учебные заведения посредством тестов». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/4334800 (дата обращения 12.10.2023).

Постановление Президента Республики Узбекистан от 13 октября 2020 г. № ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/5044745 (дата обращения 12.10.2023).

Чаброва, Т. Л. (2023) Инклюзивное образование: международный опыт и практика, достигнутые результаты, проблемы и пути их решения. В кн.: Инклюзия: проблемы и решения в дошкольном образовании. Международный форум специалистов дошкольного образования. Чирчик: Чирчикский государственный педагогический университет, с. 15–16.

Dunajeva, J., Górak-Sosnowska, K. (2023) Navigating social worlds in Central and East European context. In: L. Daadaoui, D. Burgos, K. Berrada, A. Ghanimi (eds.). Proceedings of the Erasmus Scientific Days. [S. l.]: Atlantis Press, pp. 267–278. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-036-7_25

Górak-Sosnowska, К., Markowska-Manista, U. (2022) Intercultural education in a monocultural context: Global and local dimensions of sensitive topics. Society Register, vol. 6, no. 1, pp. 7–18. https://doi.org/10.14746/sr.2022.6.1.01

REFERENCES

Almazova, A. A., Adamyan, E. I., Adamyan, L. I. et al. (2023) Vospitanie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: nauchno-metodicheskie osnovy i effektivnye praktiki [Raising children with disabilities: Scientific and methodological foundations and effective practices]. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ., 208 p. https://doi.org/10.31862/9785426311879 (In Russian)

Analiz situatsii po obespecheniyu prav lits s invalidnost’yu v Uzbekistane [Analysis of the situation to ensure the rights of persons with disabilities in Uzbekistan]. (2021) Tashkent: UNICEF Publ. [Online]. Available at: http://surl.li/rgatr (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Chabrova, T. L. (2023) Inklyuzivnoe obrazovanie: mezhdunarodnyj opyt i praktika, dostignutye rezul’taty, problemy i puti ikh resheniya [Inclusive education: International experience and practice, achieved results, problems and ways to solve them]. In: Inklyuziya: problemy i resheniya v doshkol’nom obrazovanii. Mezhdunarodnyj forum spetsialistov doshkol’nogo obrazovaniya [Inclusion: Problems and solutions in preschool education. International Forum of Preschool Education Specialists]. Chirchik: Chirchik State Pedagogical University, pp. 15–16. (In Russian)

Dunajeva, J., Górak-Sosnowska, K. (2023) Navigating social worlds in Central and East European context. In: L. Daadaoui, D. Burgos, K. Berrada, A. Ghanimi (eds.). Proceedings of the Erasmus Scientific Days. [S. l.]: Atlantis Press, pp. 267–278. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-036-7_25 (In English)

Górak-Sosnowska, К., Markowska-Manista, U. (2022) Intercultural education in a monocultural context: Global and local dimensions of sensitive topics. Society Register, vol. 6, no. 1, pp. 7–18. https://doi.org/10.14746/sr.2022.6.1.01 (In English)

Kenzhaev, D. M. (2023) Normativno-pravovye aspekty vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v Uzbekistane [Regulatory and legal aspects of the implementation of inclusive education in Uzbekistan]. In: Inklyuzivnoe obrazovanie: mezhdunarodnyj opyt i praktika, dostignutye rezul’taty, problemy i ikh resheniya. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Inclusive education: International experience and practice, achieved results, problems and their solutions. Collection of materials of the international scientific and practical conference]. Tashkent: [s. n.], pp. 4–6. (In Russian)

Kuznetsova, L., Chabrova, T., Abdupattaeva, N. et al. (2021) Shag navstrechu — vmeste radi detej: sozdanie blagopriyatnoj sredy dlya deyatel’nosti Mezhdunarodnogo Al’yansa sotrudnichestva v TsA, napravlennogo na prodvizhenie prav detej s invalidnost’yu na dostup k obrazovaniyu v Kyrgyzstane i Uzbekistane. Issledovatel’skij otchet [A step forward—together for the sake of children: Creating a favorable environment for the activities of the International Cooperation Alliance in Central Asia, aimed at promoting the rights of children with disabilities to access education in Kyrgyzstan and Uzbekistan. Research report]. Osh: [s. n.]. [Online]. Available at: https://www.arok.kg/library/vcTlLq/fck (accessed 11.10.2023). (In Russian)

Obzor zakonodatel’stva i politiki v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya v Uzbekistane. Analiticheskaya zapiska [Review of legislation and policy in the field of inclusive education in Uzbekistan. Analytic note]. (2018) Tashkent: UNICEF Publ. [Online]. Available at: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/3561/file/Inclusive%20policy%20brief%20rus.pdf (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Moldova ot 6 dekabrya 2023 g. № 950 “Ob utverzhdenii Programmy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Moldova na 2024–2027 gody” [Resolution of the Government of the Republic of Moldova dated 6 December 2023 No. 950 “On approval of the Program for the Development of Inclusive Education in the Republic of Moldova for 2024–2027”]. [Online]. Available at: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=156681 (accessed 11.12.2023). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel’stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 19 iyulya 2019 g. № 360 “O voprosakh razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Kyrgyzskoj Respublike” [Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic dated 19 July 2019 No. 360 “On the development of inclusive education in the Kyrgyz Republic”]. [Online]. Available at: https://cbd.minjust.gov.kg/14590/edition/960185/ru (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 14 maya 2019 g. № PP-4319 “O dopolnitel’nykh merakh po sovershenstvovaniyu sistemy priema v vysshie uchebnye zavedeniya posredstvom testov” [Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 14 May 2019 No. PP-4319 “On additional measures to improve the admission system to higher education institutions through tests”]. [Online]. Available at: https://lex.uz/docs/4334800 (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 13 oktyabrya 2020 g. № PP-4860 “O merakh po dal’nejshemu sovershenstvovaniyu sistemy obrazovaniya i vospitaniya detej s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami” [Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 13 October 2020 No. PP-4860 “On measures to further improve the education system and upbringing of children with special educational needs”]. (2020) [Online]. Available at: https://lex.uz/docs/5044745 (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Zakon Respubliki Uzbekistan ot 23 sentyabrya 2020 g. № ZRU-637 “Ob Obrazovanii” [Law of the Republic of Uzbekistan from 23 September 2020 No. ZRU-637 “On Education”]. (2020) [Online]. Available at: https://lex.uz/docs/5013009 (accessed 12.10.2023). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.04.2024

Выпуск

Раздел

Новости научной жизни