Взаимосвязь воспитательной практики матерей, эмоционального состояния и суицидального риска у подростков с девиантным поведением
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-214-226Ключевые слова:
подростки, девиантное поведение, воспитательная практика, семья, суицидальный риск, эмоциональное состояниеАннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена ростом суицидального риска в подростковом возрастном периоде, с одной стороны, и изменениями в институте семьи, снижением сплоченности и повышением агрессивности в детско-родительских отношениях, с другой стороны. Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи между воспитательной практикой матерей подростков с девиантным поведением и показателями суицидального риска с учетом их эмоционального состояния.
Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке 80 подростков с девиантным поведением (мелкие кражи, дерзость в отношении взрослых, прогулы в школе, повышенная конфликтность, эпизодическое употребление психоактивных веществ и т. п.). Исследование проведено в 2024 году. Использовались методика «Подростки о родителях» в адаптации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной; «Опросник суицидального риска» А. Г. Шмелева в модификации Т. Н. Разуваевой; опросник DASS-21 в адаптации А. А. Золотаревой. Выборка была поделена на три группы: с низким, средним и высоким уровнями суицидального риска.
Результаты исследования. У подростков с девиантным поведением низкий уровень суицидального риска встречается у 21 % и высокий уровень — у 34 %. Первичная социализация происходит у 75 % подростков с девиантным поведением в дисфункциональных семьях, из них 50 % от общего числа подростков во внешне благополучных семьях. У подавляющего большинства подростков (78 %) с девиантным поведением выявлены нарушенные отношения с отцами вплоть до прерванных, несмотря на совместное проживание. При низком уровне суицидального риска превалируют показатели суицидального риска, связанные преимущественно с воспитательной практикой матерей, при этом наибольшее значение имеет «Непоследовательность». При среднем уровне суицидального риска взаимосвязей между воспитательной практикой матерей и показателями суицидального риска не выявлено, суицидальный риск взаимосвязан с тревогой, депрессией и стрессом. При высоком уровне суицидального риска его показатели связаны с воспитательными практиками («враждебность», «позитивность», «непоследовательность») и показателями эмоционального состояния в равной степени.
Заключение. Результаты могут быть использованы при индивидуальном психологическом сопровождении подростков с девиантным поведением с разным уровнем суицидального риска.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алимов, А. О., Алимова, Н. И. (2023) Современное состояние исследований риска суицидального поведения личности. Международный научно-исследовательский журнал, № 1 (127). [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.133 (дата обращения 20.01.2025).
Бабарахимова, С. Б., Абдуллаева, В. К. (2020) Идентификация суицидального риска у подростков с учетом типов семейных отношений. Вопросы психического здоровья детей и подростков, т. 20, № 1, с. 59–64. EDN: VGAVSN
Вассерман, Л. И., Горьковая, И. А., Ромицына, Е. Е. (2004) Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 256 с.
Васягина, Н. Н., Тактуева, Ю. Г. (2023) Особенности внутрисемейных взаимоотношений у подростков с саморазрушающим поведением. Педагогическое образование в России, № 6, с. 249–255. EDN: WQCEIA
Гасанова, Г. (2022) Учет влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков в контексте психокоррекционной и психопрофилактической работы психолога. Психология человека в образовании, т. 4, № 1, с. 112–120. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120
Горьковая, И. А. (2005) Личность подростка-правонарушителя. СПб.: Изд-во СПбГУ, 234 с.
Горьковая, И. А., Оксенчук, А. О. (2023) Сравнительный анализ воспитательной практики родителей подростков мужского и женского пола с устойчивым противоправным поведением в 2004 и 2020 гг. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 376–386. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-376-386
Дяченко, А. А., Разуваева, Т. Н. (2022) Особенности образа мира студентов, склонных к суицидальному поведению. Педагогика и психология образования, т. 8, № 3, с. 146–157. https://www.doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-13
Золотарева, А. А. (2020) Систематический обзор психометрических свойств Шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, № 2, с. 26–37. https://www.doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-26-37
Игнатова, Е. С. (2018) Родительская депривация как фактор суицидального риска у подростков. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 7, № 2А, с. 72–82. EDN: UWOAJE
Ирикина, А. А. (2023) Роль семьи в формировании девиантного поведения у подростков. Наукосфера, № 2 (1), с. 139–144. EDN: RSRDIH
Клепикова, Н. М., Нестерова, С. Б. (2020) Дисфункциональная семья как фактор формирования девиаций у подростков. СМАЛЬТА, № 4, с. 66–80. EDN: CZTAXO
Кухтова, Н. В., Сотникова, Е. И., Белановская, М. Л. (2023) Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения. Психология человека в образовании, т. 5, № 2, с. 283–304. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304
Лучинкина, А. И., Руденко, Е. С. (2022) Особенности коммуникативного поведения личности подростков с разными уровнями суицидальных рисков при смене реальности. Российский психологический журнал, т. 19, № 2, с. 118–128. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.9
Михайлова, И. В. (2023) Роль семейных отношений в проявлении тревожности и суицидального риска у подростков. В кн.: Проблемы психологического благополучия. Материалы Международной научно- практической онлайн-конференции. Екатеринбург; Фергана: Изд-во Уральского государственного педагогического университета; Изд-во Ферганского государственного университета, с. 112–116. EDN: SPWYRJ
Мишина, С. С. (2024) Подростковый суицид: анализ механизмов и психологическая превенция. СПб.: Скифия-принт, 168 с.
Нагуманова, Э. Р. (2020) Различия психологического профиля подростков с высоким и низким уровнем суицидального риска. В кн.: Л. Г. Дмитриева (ред.). Психология диалога и мир человека. Т. 4. Уфа; М.: Башкирский государственный университет, с. 202–206.
Осипова, А. А., Дышлюк, И. С. (2023) Исследование взаимосвязи девиантного поведения подростков со стилем родительского отношения. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 12, № 9A, с. 108–118. EDN: WAXAKF
Павлова, А. А. (2023) Особенности семейного взаимодействия у подростков со склонностью к суицидальному поведению. В кн.: Молодежная наука и современность. Материалы 88 Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 4 т. Т. 2. Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, с. 120–122. EDN: SVHLYS
Петров, Д. С., Самойлов, Т. В., Варнавская, Е. И. (2023) Реализация концепции ответственного родительства в семьях с подростками суицидального риска. В кн.: Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы. XVII Ковалевские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб.: Изд-во Сциентиа, с. 1956–1958. EDN: HLTZLF
Разуваева, Т. Н. (1993) Диагностика личности. Шадринск: Исеть, 280 с.
Светогор, Д. Д., Шатюк, Т. Г. (2022) Суицидальные риски у подростков из семей с разным стилем детско- родительских отношений. В кн.: М. А. Крылова (ред.). Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования, международный и российский опыт. Сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, с. 92–98.
Углова, А. Б., Богдановская, И. М., Королева, Н. Н., Микляева, А. В. (2020) Представления о жизненной перспективе учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости. Science for Education Today, т. 10, № 6, с. 55–73. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.04
Эйдемиллер, Э. Г., Добряков, И. В., Никольская, И. Н. (2003) Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 338 с.
Юсупов, П. Р. (2023) Антивитальная направленность поведения подростков в социально опасном положении в контексте безнадежности. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине, № 2, с. 72–84. EDN: ILVIWX
REFERENCES
Alimov, A. O., Alimova, N. I. (2023) Sovremennoe sostoyanie issledovanij riska suitsidal’nogo povedeniya lichnosti [The current state of research on the risk of suicidal personality behavior]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 1 (127). [Online]. Available at: https://www.doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.133 (accessed 20.01.2025). (In Russian)
Babarakhimova, S. B., Abdullaeva, V. K. (2020) Identifikatsiya suitsidal’nogo riska u podrostkov s uchetom tipov semejnykh otnoshenij [The identify suicidal risk in adolescents, taking into account types of family relationship]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescent, vol. 20, no. 1, pp. 59–64. (In Russian)
Dyachenko, A. A., Razuvaeva, T. N. (2022) Osobennosti obraza mira studentov, sklonnykh k suitsidal’nomu povedeniyu [Features of the image of the world of students prone to suicidal behavior]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Pedagogy and Psychology of Education, vol. 8, no. 3, pp. 146–157. https://www.doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-13 (In Russian)
Ejdemiller, E. G., Dobryakov, I. V., Nikol’skaya, I. N. (2003) Semejnyj diagnoz i semejnaya psikhoterapiya [Family diagnosis and family psychotherapy]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 338 p. (In Russian)
Gasanova, G. (2022) Uchet vliyaniya stilya semejnogo vospitaniya na razvitie agressivnogo povedeniya u podrostkov v kontekste psikhokorrektsionnoj i psikhoprofilakticheskoj raboty psikhologa [Consideration of the influence of family parenting style on the development of aggressive behavior in adolescents in the context of psychocorrective and psychoprophylactic work of a psychologist]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 4, no. 1, pp. 112–120. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120 (In Russian)
Gorkovaya, I. A. (2005) Lichnost’ podrostka-pravonarushitelya [The personality of a juvenile offender]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 234 p. (In Russian)
Gorkovaya, I. A., Oksenchuk, A. O. (2023) Sravnitel’nyj analiz vospitatel’noj praktiki roditelej podrostkov muzhskogo i zhenskogo pola s ustojchivym protivopravnym povedeniem v 2004 i 2020 gg. [Comparative analysis of the educational practices of parents of male and female adolescents with persistent illegal behavior in 2004 and 2020]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 376–386. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-376-386 (In Russian)
Ignatova, E. S. (2018) Roditel’skaya deprivatsiya kak faktor suitsidal’nogo riska u podrostkov [Parental deprivation as a factor of suicide risk in adolescents]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, vol. 7, no. 2 A, pp. 72–82. (In Russian)
Irikina, A. A. (2023) Rol’ sem’i v formirovanii deviantnogo povedeniya u podrostkov [The role of family in the formation of deviant behavior in adolescents]. Naukosfera, no. 2 (1), pp. 139–144. (In Russian)
Klepikova, N. M., Nesterova, S. B. (2020) Disfunktsional’naya sem’ya kak faktor formirovaniya deviatsij u podrostkov [Dysfunctional family as a factor in the formation of deviations in adolescents]. SMALTA, no. 4, pp. 66–80. (In Russian)
Kukhtova, N. V., Sotnikova, E. I., Belanovskaya, M. L. (2023) Izmerenie stilej semejnogo vospitaniya detej i mekhanizmov sotsial’nogo naucheniya [Measuring family parenting styles and social learning mechanisms]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 2, pp. 283–304. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304 (In Russian)
Luchinkina, A. I., Rudenko, E. S. (2022) Osobennosti kommunikativnogo povedeniya lichnosti podrostkov s raznymi urovnyami suitsidal’nykh riskov pri smene real’nosti [The peculiarities of the communicative behavior of adolescents with different levels of suicidal risks in changing reality]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 19, no. 2, pp. 118–128. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.9 (In Russian)
Mikhajlova, I. V. (2023) Rol’ semejnykh otnoshenij v proyavlenii trevozhnosti i suitsidal’nogo riska u podrostkov [The role of family relationships in the manifestation of anxiety and suicide risk in adolescents]. In: Problemy psikhologicheskogo blagopoluchiya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferentsii [Problems of psychological well-being. Proceedings of the International Scientific and Practical Online Conference]. Ekaterinburg; Fergana: Ural State Pedagogical University Publ.; Fergana State University Publ., pp. 112–116. (In Russian)
Mishina, S. S. (2024) Podrostkovyj suitsid: analiz mekhanizmov i psikhologicheskaya preventsiya [Adolescent suicide: Analysis of mechanisms and psychological prevention]. Saint Petersburg: Skifiya-print Publ., 168 p. (In Russian)
Nagumanova, E. R. (2020) Razlichiya psikhologicheskogo profilya podrostkov s vysokim i nizkim urovnem suitsidal’nogo riska [Differences in the psychological profile of adolescents with high and low suicide risk]. In: L. G. Dmitrieva (ed.). Psikhologiya dialoga i mir cheloveka. T. 4 [Psychology of dialogue and the human world. Vol. 4]. Ufa; Moscow: Ufa University of Science and Technology Publ., pp. 202–206. (In Russian)
Osipova, A. A., Dyshlyuk, I. S. (2023) Issledovanie vzaimosvyazi deviantnogo povedeniya podrostkov so stilem roditel’skogo otnosheniya [Study of the relationship between deviant behavior of adolescents and parental attitude style]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, vol. 12, no. 9A, pp. 108–118. https://www.doi.org/10.34670/AR.2023.53.10.015 (In Russian)
Pavlova, A. A. (2023) Osobennosti semejnogo vzaimodejstviya u podrostkov so sklonnost’yu k suitsidal’nomu povedeniyu [Features of family interaction in adolescents with a tendency to suicidal behavior]. In: Molodezhnaya nauka i sovremennost’. Materialy 88 Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii studentov i molodykh uchenykh: v 4 t. T. 2 [Youth science and modernity. Proceedings of the 88th International Scientific Conference of Students and Young Scientists: In 4 vols. Vol. 2]. Kursk: Kursk State Medical University Publ., pp. 120–122. (In Russian)
Petrov, D. S., Samojlov, T. V., Varnavskaya, E. I. (2023) Realizatsiya kontseptsii otvetstvennogo roditel’stva v sem’yakh s podrostkami suitsidal’nogo riska [Implementation of the concept of responsible parenting in families with suicidal adolescents]. In: Rossijskoe obshchestvo segodnya: tsennosti, instituty, protsessy. XVII Kovalevskie chteniya. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii [Russian society today: values, institutions, processes. XVII Kovalevsky readings. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference]. Saint Petersburg: Stsientia Publ., pp. 1956–1958. (In Russian)
Razuvaeva, T. N. (1993) Diagnostika lichnosti [Personality diagnosis]. Shadrinsk: Iset’ Publ., 280 p. (In Russian)
Svetogor, D. D., Shatyuk, T. G. (2022) Suitsidal’nye riski u podrostkov iz semej s raznym stilem detsko-roditel’skikh otnoshenij [Suicidal risks in adolescents from families with different styles of child-parent relationships]. In: M. A. Krylova (ed.). Molodezh’ i gosudarstvo: nauchno-metodologicheskie, sotsial’no-pedagogicheskie i psikhologicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obrazovaniya, mezhdunarodnyj i rossijskij opyt. Sbornik trudov XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Youth and the state: scientific, methodological, socio-pedagogical and psychological aspects of the development of modern education, international and Russian experience. Proceedings of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Tver: Tver State University Publ., pp. 92–98. (In Russian)
Uglova, A. B., Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N., Miklyaeva, A. V. (2020) Predstavleniya o zhiznennoj perspektive uchashchikhsya starshikh klassov s razlichnym urovnem lichnostnoj zrelosti [Ideas about the life perspective of high school students with different levels of personal maturity]. Science for Education Today, vol. 10, no. 6, pp. 55–73. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.04 (In Russian)
Vasserman, L. I., Gorkovaya, I. A., Romitsyna, E. E. (2004) Roditeli glazami podrostka: psikhologicheskpaya diagnostika v mediko-pedagogicheskoj praktike [Parents through the eyes of a teenager: Psychological diagnostics in medical and pedagogical practice]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)
Vasyagina, N. N., Taktueva, Yu. G. (2023) Osobennosti vnutrisemejnykh vzaimootnoshenij u podrostkov s samorazrushayushchim povedeniem [Features of intra-family relationships in adolescents with self-destructive behavior]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 6. pp. 249–255. (In Russian)
Yusupov, P. R. (2023) Antivital’naya napravlennost’ povedeniya podrostkov v sotsial’no opasnom polozhenii v kontekste beznadezhnosti [The anti-social orientation of adolescents’ behavior in a socially dangerous situation in the context of hopelessness]. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v obrazovanii i meditsine, no. 2, pp. 72–84. (In Russian)
Zolotareva, A. A. (2020) Sistematicheskij obzor psikhometricheskikh svojstv Shkaly depressii, trevogi i stressa (DASS-21) [Systematic review of the psychometric properties of the Depression Anxiety and Stress Scale-21 (DASS-21)]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoj psikhologii im. V. M. Bekhtereva — V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, no. 2, pp. 26–37. https://www.doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-26-37 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ирина Алексеевна Горьковая

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.