Эмоциональный интеллект студентов с разной локализацией ответственности

Авторы

  • Елена Николаевна Ундуск Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2552-8691
  • Анна Андреевна Григорьева ООО «Московское Электронное Образование»
  • Юлия Николаевна Степанов Отдел социального попечительства горуправы района Хааберсти г. Таллинн

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-408-420

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, локализация ответственности, локус контроля, интернальность, экстернальность, студенты

Аннотация

Введение. Работа посвящена изучению особенностей эмоционального интеллекта студентов, имеющих интернальную и экстернальную локализацию ответственности. Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у студентов с разной локализацией ответственности отмечаются различия в характерных особенностях эмоционального интеллекта. Согласно частной гипотезе исследования, у студентов с интернальной локализацией ответственности значения эмоционального интеллекта выше, чем у студентов с экстернальной локализацией.

Материалы и методы. Выборку составили 54 студента вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 35 лет, из них по 27 человек приходится на 18–22-летних и 23–35-летних студентов; по половому составу — 13 молодых людей и 41 девушка. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методики оценки эмоционального интеллекта Н. Холла, опросника эмоционального интеллекта Д. В. Люсина и методики диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в модификации А. Г. Грецова. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта у студентов с разной локализацией ответственности осуществлялся с помощью критерия Манна — Уитни; установление взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и локализации ответственности — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. В ходе исследования обнаружены значимые различия показателей эмоционального интеллекта студентов, а также их локализации ответственности (локуса контроля) между подгруппами, различающимися по возрасту и полу: у студентов 23–35 лет отмечаются более выраженные навыки управления собственными эмоциями и эмоциями окружающих, более четкое представление о своем «Я», ясное понимание мотивов поведения, эмоциональных отношений по сравнению со студентами 18–22-летнего возраста; девушки значимо чаще демонстрируют более высокие показатели, характеризующие способность контролировать свои эмоции и эмоции окружающих, а так же понимать собственные чувства, чем юноши. Описаны достоверные различия между компонентами эмоционального интеллекта студентов, имеющих разную локализацию ответственности, а также установлены значимые корреляционные связи между компонентами эмоционального интеллекта и параметрами локуса контроля: студенты с интернальной локализацией ответственности лучше управляют своими эмоциями, у них фиксируются более высокие значения самомотивации, эмпатии и межличностного эмоционального интеллекта, чем у студентов с экстернальным локусом контроля; такие студенты лучше понимают и распознают эмоциональные состояния окружающих, а также отличаются более выраженными суггестивными способностями, чем студенты с экстернальной локализацией ответственности.

Заключение. Полученные данные могут быть использованы для определения основных направлений работы по совершенствованию компонентов эмоционального интеллекта как внутреннего ресурса профессионального становления студента.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Агеев, B. C. (1982) Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии. Вопросы психологии, № 6, с. 101–106.

Андреева, И. Н. (2008) Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, № 5, с. 83–95.

Андреева, И. Н. (ред.). (2011) Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 388 с.

Андреева, И. Н (ред.). (2012) Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 288 с.

Волчкова, Н. И., Кучумова, Ж. Ф. (2012) Особенности локус контроля у подростков. Межвузовский вестник, № 3, с. 20–22.

Вышквыркина, М. А., Панкратова, И. А. (2016) Особенности социального интеллекта студентов с разной картиной мира. Интернет-журнал «Мир науки», т. 4, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN316.pdf (дата обращения 24.05.2022).

Гончарова, Е. А. (2018) Локус контроля как детерминанта эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. В кн.: С. Л. Богомаз, В. А. Каратерзи, С. Ф. Пашкович (ред.). Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Вып. 11. Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, с. 44–47.

Гоулман, Д. (ред.). (2009) Эмоциональный интеллект. М.: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 478 с.

Гоулман, Д. (ред.). (2021) Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 544 с.

Елисеев, О. П. (ред.). (2001) Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 560 с.

Звоновский, В. Б. (2011) Локализация ответственности как элемент повседневной практики. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии, № 3 (15), с. 37–42.

Звоновский, В. Б., Мацкевич, М. Г. (2009) Локализация ответственности как фактор социального поведения. Социологические исследования, № 3 (299), с. 45–56.

Князев, Е. Б., Белых, Т. В., Таньчева, И. В. (2021) Различия в социально-психологических характеристиках студентов с разным уровнем межличностного эмоционального интеллекта. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 199, с. 7–16. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-7-16

Кутеева, В. П., Юлина, Г. Н., Рабаданова, Р. С. (2012) Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности. Отечественная и зарубежная педагогика, № 3, с. 59–65.

Левкова, Т. В. (2009) Взаимосвязь уверенности в себе и локуса контроля студентов вуза. Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Серия 1. Гуманитарные науки, № 1 (2), с. 60–69.

Люсин, Д. В. (2006) Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, № 4, с. 3–22.

Люсин, Д. В., Ушаков, Д. В. (ред.). (2004) Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 176 с.

Люсин, Д. В., Ушаков, Д. В. (ред.). (2009) Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 351 с.

Минаева, С. С., Краснопольская, Н. С. (2012) Социальный интеллект у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, № 2 (2), c. 86–90.

Муздыбаев, К. (1983) Психология ответственности. Л.: Наука, 240 с.

Наймушина, Л. М. (2020) История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы, т. 3, № 4, с. 63–70. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70

Обухова, Ю. В., Бороховский, Е. Ф. (2021) Эмоциональный интеллект как фактор успешной саморегуляции студентов социономических и биономических типов профессий. Психологическая наука и образование, т. 26, № 2, с. 40–51. https://doi.org/10.17759/pse.2021260204

Пантилеев, С. Р. (1987) Методы измерения локуса контроля. В кн.: А. А. Бодалев, В. В. Столин (ред.). Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, с. 278–285.

Реан, А. А. (ред.). (1999) Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 288 с.

Робертс, Р. Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М., Люсин, Д. В. (2004) Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. Психология: Журнал Высшей школы экономики, т. 1, № 4, с. 3–26.

Роттер, Дж. (ред.). (2002) Теории социального научения. М.: Наука, 280 с.

Симатова, О. Б. (2017) Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на разных факультетах. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», т. 22, с. 104–114.

Скороходова, В. Д., Ларионова, Л. А. (2017) Особенности эмоционального интеллекта у студентов-психологов. Международный студенческий научный вестник, № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17326 (дата обращения 26.05.2021).

Столин, В. В. (ред.). (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во Московского Университета, 284 с.

Фишер, Р., Шапиро, Д. (2005) Эмоциональный интеллект в переговорах. М.: Манн, Иванов и Фербер, 290 с.

Хэссон, Дж. (2018) Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники. М.: Альпина Паблишер, 127 с.

Церковский, А. Л. (2010) Особенности субъективного контроля студентов-медиков. Вестник Витебского государственного медицинского университета, т. 9, № 4, с. 167–171.

Шабанов С., Алешина, А. (ред.). (2013) Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 430 с.

Cherniss, C. (2004) Emotional intelligence. In: C. Spielberger (ed.). Encyclopedia of applied psychology. Vol. 2. Oxford: Elsevier Publ., рp. 315–321.

Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. J. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., рp. 3–31.

Rotter, J. B. (1954) Social learning and clinical psychology. New York: Prentice-Hall Publ., 466 р.

REFERENCES

Ageev, V. S. (1982) Atributsiya otvetstvennosti za uspekh ili neudachu v mezhgruppovom vzaimodejstvii [Attribution of responsibility for success or failure in intergroup interaction]. Voprosy psikhologii, no. 6, рр. 101–106. (In Russian)

Andreeva, I. N. (2008) Ob istorii razvitiya ponyatiya “emotsional’nyj intellect” [About the history of the development of the concept of “emotional intelligence”]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 83–95. (In Russian)

Andreeva, I. N. (ed.). (2011) Emotsional’nyj intellekt kak fenomen sovremennoj psikhologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk: Polotsk State University Publ., 388 p. (In Russian)

Andreeva, I. N (ed.). (2012) Azbuka emotsional’nogo intellekta [The alphabet of emotional intelligence]. Saint-Petersburg: BHV-Petersburg Publ., 288 p. (In Russian)

Cherniss, C. (2004) Emotional intelligence. In: C. Spielberger (ed.). Encyclopedia of applied psychology. Vol. 2. Oxford: Elsevier Publ., рp. 315–321. (In English)

Eliseev, O. P. (ed.). (2001) Praktikum po psikhologii lichnosti [A workshop on personality psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 560 р. (In Russian)

Fisher, R., Shapiro, D. (2005) Emotsional’nyj intellekt v peregovorakh [Beyond reason: Using emotions as you negotiate]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 290 р. (In Russian)

Goleman, D. (ed.). (2009) Emotsional’nyj intellect [Emotional intelligence]. Moscow: AST MOSCOW Publ.; Vladimir: VKT Publ., 478 р. (In Russian)

Goleman, D. (ed.). (2021) Emotsional’nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit’ bol’she, chem IQ [Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 544 р. (In Russian)

Goncharova, E. A. (2018) Lokus kontrolya kak determinanta emotsional’nogo intellekta v yunosheskom vozraste [Locus of control as a determinant of emotional intelligence in adolescence]. In: S. L. Bogomaz, V. A. Karaterzi, S. F. Pashkovich (ed.). Psikhologicheskaya studiya: sbornik nauchnykh statej studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh issledovatelej kafedry prikladnoj psikhologii VGU imeni P. M. Masherova. Vyp. 11 [Psychological Studio: Collection of scientific articles of students, undergraduates, postgraduates, young researchers of the Department of Applied Psychology VSU of the P. M. Masherov. Iss. 11]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., pp. 44–47. (In Russian)

Hasson, J. (2018) Razvitie emotsional’nogo intellekta. Podskazki, sovety, tekhniki [Emotional intelligence pocketbook: Little exercises for an intuitive life]. Moscow: Al’pina Pablisher Publ., 127 р. (In Russian)

Knyazev, E. B., Belykh, T. V., Tan’cheva, I. V. (2021) Razlichiya v sotsial’no-psikhologicheskikh kharakteristikakh studentov s raznym urovnem mezhlichnostnogo emotsional’nogo intellekta [Differences in social and psychological characteristics of students with different levels of interpersonal emotional intelligence]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 199, pp. 7–16. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-7-16 (In Russian)

Kuteeva, V. P., Yulina, G. N., Rabadanova, R. S. (2012) Emotsional’nyj intellekt kak osnova uspeshnosti v professional’noj deyatel’nosti [Emotional intelligence as the basis of success in professional activity]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika — Domestic and Foreign Pedagogy, no. 3, pp. 59–65. (In Russian)

Levkova, T. V. (2009) Vzaimosvyaz’ uverennosti v sebe i lokusa kontrolya studentov vuza [The relationship of self-confidence and the locus of control of university students]. Vestnik Dal’nevostonoj gosudaostvennoj sotsial’no-gumanitarnoj akademii. Seriya 1. Gumanitarnye nauki, no. 1 (2), рр. 60–69. (In Russian)

Lyusin, D. V. (2006) Novaya metodika dlya izmereniya emotsional’nogo intellekta: oprosnik EmIn [A new technique for measuring emotional intelligence: The EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika — Psychological Diagnostics, no. 4, рр. 3–22. (In Russian)

Lyusin, D. V., Ushakov, D. V. (eds.). (2004) Sotsial’nyj intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 176 p. (In Russian)

Lyusin, D. V., Ushakov, D. V. (eds.). (2009) Sotsial’nyj i emotsional’nyj intellekt: Ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence: From processes to measurements]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 351 р. (In Russian)

Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. J. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., рp. 3–31. (In English)

Minaeva, S. S., Krasnopol’skaya, N. S. (2012) Sotsial’nyj intellekt u studentov s internal’nym i eksternal’nym lokusom kontrolya [Social intelligence in students with internal and external locus of control]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologij — Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies, no. 2 (2), pp. 86–90. (In Russian)

Muzdybaev, K. (1983) Psikhologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Leningrad: Nauka Publ., 240 р. (In Russian)

Najmushina, L. M. (2020) Istoriya stanovleniya ponyatiya “emotsional’nyj intellect” v psikhologicheskoj nauke [History of formation of the concept of “emotional intelligence” in psychological science]. Pedagogika: istoriya, perspektivy — Pedagogy: History, Prospects, vol. 3, no. 4, рр. 63–70. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70 (In Russian)

Obukhova, Yu. V., Borokhovskij, E. F. (2021) Emotsional’nyj intellekt kak faktor uspeshnoj samoregulyatsii studentov sotsionomicheskikh i bionomicheskikh tipov professij [Emotional intelligence as a factor of successful self-regulation of students of socionomic and bionomic types of professions]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 26, no. 2, pp. 40–51. https://doi.org/10.17759/pse.2021260204 (In Russian)

Pantileev, S. R. (1987) Metody izmereniya lokusa kontrolya [Methods of measuring the locus of control]. In: A. A. Bodalev, V. V. Stolin (eds.). Obshchaya psikhodiagnostika [General psychodiagnostics]. Moscow: Moscow State University Publ., рр. 278–285. (In Russian)

Rean, A. A. (ed.). (1999) Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology of personality study]. Saint Petersburg: Mikhailov V. A. Publ., 288 p. (In Russian)

Roberts, R. D., Metthews, G., Zeidner, M., Lyusin, D. V. (2004) Emotsional’nyj intellekt: problemy teorii, izmereniya i primeneniya na praktike [Emotional intelligence: Theory, measures, and applications]. Psikhologiya: Zhurnal Vysshej Shkoly Ekonomiki — Psychology: Journal of the Higher School of Economics, vol. 1, no. 4, рр. 3–26. (In Russian)

Rotter, J. (ed.). (2002) Teorii sotsial’nogo naucheniya [Theories of social learning]. Moscow: Nauka Publ., 280 р. (In Russian)

Rotter, J. B. (1954) Social learning and clinical psychology. New York: Prentice-Hall Publ., 466 р. (In English)

Shabanov, S., Aleshina, A. (ed.). (2013) Emotsional’nyj intellekt. Rossijskaya praktika [Emotional intelligence. Russian practice]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 430 р. (In Russian)

Simatova, O. B. (2017) Spetsifika emotsional’nogo intellekta studentov vuza, obuchayushchikhsya na raznykh fakul’tetakh [Specificity of emotional intellect of university students studying at different faculties]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Psikhologiya” — The Bulletin of Irkutsk State University. Series “Psychology”, vol. 22, рр. 104–114. (In Russian)

Skorokhodova, V. D., Larionova, L. A. (2017) Osobennosti emotsional’nogo intellekta u studentov-psikhologov [Features of emotional intelligence of students-psychologists]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, no. 5. [Online]. Available at: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17326 (accessed 26.05.2021). (In Russian)

Stolin, V. V. (ed.). (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality]. Moscow: Moscow University Publ., 284 р. (In Russian)

Tserkovskij, A. L. (2010) Osobennosti sub’ektivnogo kontrolya studentov-medikov [Features of subjective control of medical students]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Vitebsk Medical Journal, vol. 9, no. 4, pp. 167–171. (In Russian)

Volchkova, N. I., Kuchumova, Zh. F. (2012) Osobennosti lokus kontrolya u podrostkov [Features of locus control in adolescents]. Mezhvuzovskij vestnik, no. 3, pp. 20–22. (In Russian)

Vyshkvyrkina, M. A., Pankratova, I. A. (2016) Osobennosti sotsial’nogo intellekta studentov s raznoj kartinoj mira [Features of social intelligence of students with a different view of the world]. Internet-zhurnal “Mir nauki” — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 4, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN316.pdf (accessed 24.05.2022). (In Russian)

Zvonovskij, V. B. (2011) Lokalizatsiya otvetstvennosti kak element povsednevnoj praktiki [Locus of responsibility as everydays life]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii — The Science Journal of Volgograd State University. Series 7. Philosophy. Sociology and Social Technologies, no. 3 (15), pp. 37–42. (In Russian)

Zvonovskij, V. B., Matskevich, M. G. (2009) Lokalizatsiya otvetstvennosti kak faktor sotsial’nogo povedeniya [Localized responsibility as a factor for social behavior]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 3 (299), рр. 45–56. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи