Сравнительное исследование субъективных условий процесса интракоммуникации школьников, переживающих проблемы в разных жизненных областях

Авторы

  • Елена Николаевна Ундуск Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125

Ключевые слова:

интракоммуникация, проблемные переживания, самоинтерес, самопонимание, ожидание положительного отношения других, асоциальные подростки, просоциальные подростки

Аннотация

В статье раскрываются особенности структурно-функциональных компонентов самоотношения — самоинтерес, самопонимание и ожидание положительного отношения других, — служащих субъективными условиями процесса интракоммуникации школьников — просоциальных и асоциальных подростков. Устанавливаются значимые различия в пределах изучаемых компонентов по критериям «социальная направленность», «пол», «возраст» в исследуемых выборках подростков. Выявляется взаимосвязь между компонентами самоотношения и проблемными переживаниями просоциальных и асоциальных школьников.

Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что затрудненность процесса интракоммуникации, выраженная через низкий интерес к своему «Я», слабое понимание своих намерений, достоинств и недостатков, ожидание антипатичного отношения других к своему «Я» находит отражение в острых проблемных переживаниях, касающихся ряда жизненных областей школьников, и делает сложным процесс их социальной адаптации.

Объектом исследования стали 260 школьников средних общеобразовательных школ и 151 школьник сменных общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Общая численность выборки — 411 человек (мальчики и девочки). Возрастной диапазон респондентов составил 14–16 лет.

В результате исследования отмечено, что у просоциальных подростков показатели самоинтереса и ожидания положительного отношения других, отражающие ощущение самоценности и ценности своего «Я» для других, отмечаются значимо чаще, чем у асоциальных подростков. У последних фиксируется на уровне тенденции и более низкий уровень понимания своей личности, чем у их просоциальных сверстников.

Показано, что оптимальные субъективные условия для реализации интракоммуникативного процесса создаются к 15 годам в обеих выборках подростков (на значимом уровне для просоциальных подростков, на уровне тенденции для асоциальных). В изучаемых выборках обнаруживается факт постепенного уменьшения понимания подростками своей личности (к 16 годам).

Выявлено, что исследуемые компоненты самоотношения, имеющие негативную модальность, образуют отрицательные корреляционные связи с проблемными переживаниями школьников, в частности, в таких областях, как «Школа», «Будущее», «Собственное Я», «Взаимоотношения с родителями», «Взаимоотношения с противоположным полом» и др., и задают тон социальной направленности их поведения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Е. Н. (2003) Противоречия в самоотношении и проблемы подростков. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 200 с.

Андреева, Е. Н. (2005a) Проблемные переживания асоциальных подростков (группа риска). В кн.: Л. А. Регуш (ред.). Психология современного подростка. СПб.: Речь, с. 194–208.

Андреева, Е. Н. (2005b) Самоотношение подростков. В кн.: Л. А. Регуш (ред.). Психология современного подростка. СПб.: Речь, c. 27–36.

Божович, Л. И. (1995) Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 212 с.

Грановская, Р. М., Никольская, И. М. (2001) Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 507 с.

Змановская, Е. В., Рыбников, В. Ю. (2019) Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 352 с.

Иванова, И. И. (1969) О некоторых аспектах проблемы «личность и сознание». В кн.: В. М. Банщиков, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шорохова (ред.). Проблемы личности. Материалы симпозиума. М.: б. и., с. 414–424.

Кон, И. С. (1984) В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 336 с.

Пантилеев, С. Р. (1991) Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 108 с.

Пантилеев, С. Р. (2000) Самоотношение. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, с. 208–242.

Пежемская, Ю. С. (2001) Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 228 с.

Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1998) Основы теоретической психологии. М.: ИНФА-М, 528 с.

Райс, Ф. (2000) Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 656 с.

Регуш, Л. А., Лихтарников, А. Л. (2005) Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга). В кн.: Л. А. Регуш (ред.). Психология современного подростка. СПб.: Речь, с. 7–26.

Сарджвеладзе, Н. И. (1989) Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 204 с.

Славина, Л. С. (1998) Трудные дети. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: МОДЭК, 444 с.

Слотина, Т. В. (2017) Психология личности. СПб.: Питер, 448 с.

Столин, В. В. (2000) Уровни и единицы самосознания. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, с. 123–155.

Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 284 с.

Умарова, Л. Х. (1997) Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 16 с.

Федорова, Г. Г. (1992) Трудный подросток: становление личности. СПб.: Знание, 32 с.

Федорова, Г. Г. (2000) Коррекционная работа с подростками девиантного поведения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 77 с.

Seiffge-Krenke, I. (1989) Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche. Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie, vol. 10, no. 4, pp. 210–220.

REFERENCES

Andreeva, E. N. (2003) Protivorechiya v samootnoshenii i problemy podrostkov [Contradictions in self-attitude and problems of teenagers]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 200 p. (In Russian)

Andreeva, E. N. (2005a) Problemnye perezhivaniya asocial’nykh podrostkov (gruppa riska) [The problematic experiences of antisocial adolescents (risk group)]. In: L. A. Regush (ed.). Psikhologiya sovremennogo podrostka [The psychology of the modern teenager]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 194–208. (In Russian)

Andreeva, E. N. (2005b) Samootnoshenie podrostkov [Self-attitude of adolescents]. In: L. A. Regush (ed.). Psikhologiya sovremennogo podrostka [The psychology of the modern teenager]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 27–36. (In Russian)

Bozhovich, L. I. (1995) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya Publ., 212 р. (In Russian)

Fedorova, G. G. (1992) Trudnyj podrostok: stanovlenie lichnosti [Difficult teenager: Becoming a person]. Saint Petersburg: Znanie Publ., 32 p. (In Russian)

Fedorova, G. G. (2000) Korrektsionnaya rabota s podrostkami deviantnogo povedeniya [Correctional work with adolescents of deviant behavior]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 77 p. (In Russian)

Granovskaya, R. M., Nikol’skaya, I. M. (2001) Psikhologicheskaya zashchita u detej [Psychological protection in children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 507 p. (In Russian)

Ivanova, I. I. (1969) O nekotorykh aspektakh problemy “lichnost’ i soznanie” [On some aspects of the problem “personality and consciousness”]. In: V. M. Banshchikov, L. L. Rokhlina, E. V. Shorokhova (eds.). Problemy lichnosti. Materialy simpoziuma [Problem of personality. Proceedings of the symposium]. Moscow: s. n., рр. 414–424. (In Russian)

Kon, I. S. (1984) V poiskakh sebya: Lichnost’ i ee samosoznanie [In search of self: Personality and self-awareness]. Moscow: Politizdat Publ., 336 р. (In Russian)

Pantileev, S. R. (1991) Samootnoshenie kak emotsional’no-otsenochnaya sistema [Self-attitude as an emotional evaluation system]. Moscow: Moscow University Publ., 108 р. (In Russian)

Pantileev, S. R. (2000) Samootnoshenie [Self-attitude]. In: D. Ya. Rajgorodskij (ed.). Psikhologiya samosoznaniya [Psychology of self-consciousness]. Samara: BACHRACH-M, pp. 208–242. (In Russian)

Petrovskij, A. V., Yaroshevskij, M. G. (1998) Osnovy teoreticheskoj psikhologii [The foundations of theoretical psychology]. Moscow: INFA-M Publ., 528 p. (In Russian)

Pezhemskaya, Yu. S. (2001) Formirovanie motivatsionno-volevoj sfery podrostkov i yunoshej grupp social’nogo riska [Formation of motivational-volitional sphere of adolescents and young men of social risk groups]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 228 p. (In Russian)

Rice, F. P. (2000) The adolescent: Development, relationships and culture. Saint Petersburg: Piter Publ., 656 р. (In Russian)

Regush, L. A., Likhtarnikov, A. L. (2005) Podrostok v epokhu peremen (Zhiznennye problemy podrostkov Sankt-Peterburga) [Teenager in the era of change (Life problems of teenagers in St Petersburg)]. In: L. A. Regush (ed.). Psikhologiya sovremennogo podrostka [The psychology of the modern teenager]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 7–26. (In Russian)

Sardzhveladze, N. I. (1989) Lichnost’ i ee vzaimodejstvie s social’noj sredoj [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi: Metsniereba Publ., 204 p. (In Russian)

Seiffge-Krenke, I. (1989) Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche [Coping with everyday problem situations: A coping questionnaire for adolescents]. Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie, vol. 10, no. 4, pp. 210–220. (In German)

Slavina, L. S. (1998) Trudnye deti [Difficult child]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 444 р. (In Russian)

Slotina, T. V. (2017) Psikhologiya lichnosti [Personality psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 р. (In Russian)

Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-awareness]. Moscow: Moscow State University Publ., 286 р. (In Russian)

Stolin, V. V. (2000) Urovni i edinitsy samosoznaniya [Levels and units of self-consciousness]. In: D. Ya. Rajgorodskij (ed.). Psikhologiya samosoznaniya [Psychology of self-consciousness]. Samara: BACHRACH-M Publ., pp. 123–155. (In Russian)

Umarova, L. H. (1997) Problemy i perezhivaniya podrostkov, nakhodyashchikhsya v ekstremal’nykh usloviyakh [Problems and experiences of adolescents in extreme conditions]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 16 p. (In Russian)

Zmanovskaya, E. V., Rybnikov, V. Yu. (2019) Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant behavior of the individual and group]. Saint Petersburg: Piter Publ., 352 р. (In Russian)

Опубликован

2019-08-14

Выпуск

Раздел

Статьи