Психолого-педагогические аспекты процесса формирования исследовательской компоненты технологической культуры педагога
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-173-187Ключевые слова:
технологическая культура, педагог, исследовательская деятельность, педагогические исследования, геймификация в образовании, игромоделирование, консалтинг, консалтинговое сопровождение, схемотехникаАннотация
Введение. В непрерывно развивающемся технологическом социуме педагогу необходимо обладать достаточным уровнем технологической культуры, чтобы реализовывать свою деятельность в соответствии с требованиями технологической действительности. Оптимизации данного процесса способствует организация педагогической практики в соответствии с реальными результатами исследований актуальных в конкретный момент аспектов педагогической деятельности. Проблема формирования исследовательской компоненты технологической культуры педагога предполагает использование средств ее реализации, способствующих непрерывности данного процесса. В качестве такового авторами предлагается консалтинговое сопровождение педагогических исследований, которое усовершенствовано до уровня технологии. Консалтинговое сопровождение как педагогическая технология базируется на ведущих принципах системно-синергетического подхода общенаучного уровня в совокупности с андрагогическим и праксеологическим (обеспечивают конкретно-научный уровень), компетентностным и контекстным (методический уровень) подходами.
Цель: в статье представлены результаты консалтингового сопровождения исследовательской деятельности будущих педагогов — учителей обслуживающего труда.
Материалы и методы. Консалтинговое сопровождение осуществлялось силами внутренних консультантов вуза, объединяющихся в коллективный субъект «консалтер» в составе 2–5 человек. В качестве основной формы реализации консалтингового сопровождения используется игротехническое моделирование. Для облегчения процесса понимания передаваемых участниками консалтинговых мероприятий смыслов применяется схемотехника. Продуктивность консалтингового сопровождения формирования исследовательской компоненты технологической культуры будущих педагогов определялась по результатам их курсовых работ по различным дисциплинам специального цикла и методами опроса его участников (анкетирование, эссе). Для подтверждения достоверности полученных результатов использовались следующие методы статистической обработки данных: непараметрические методы (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна — Уитни) и параметрический — однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты: консалтинговое сопровождение способствует развитию исследовательских компетенций будущих педагогов независимо от начального уровня их компетенций и содержания исследуемой сферы. Устойчивости сформированных исследовательских компетенций способствует непрерывность консалтингового сопровождения, сочетающая режимы традиционного, онлайн- и офлайн-участия.
Заключение: полученные результаты консалтингового сопровождения процесса формирования исследовательской компоненты технологической культуры будущих учителей обслуживающего труда подтвердили его продуктивность.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов, О. С. (2009) Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма: в 2 т. Т. 1. М.: ФГОУ РосАКО АПК, 485 с.
Анисимов, О. С. (2018) Схемы и язык схематических изображений. М.: ФГОУ РосАКО АПК, 267 с.
Аринушкина, А. А., Бахтин, М. Б., Довбыш, С. Е., Тормосова, А. К. (2018) Консалтинговая служба в системе общего образования. Педагогика и просвещение, № 4, с. 43–50. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.4.28064
Василенко, Н. В. (2010) Особенности консалтинговой деятельности в образовании. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, № 1 (3), с. 74–82.
Зуева, Ф. А., Сергеев, Д. С. (2020) Виды консалтингового сопровождения в образовательных организациях. В кн.: М. В. Волхонцева (сост.). Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24–25 января 2020 г. Челябинск: Край Ра, с. 99–101.
Колесникова, И. А. (2003) Основы технологической культуры педагога. СПб.: Дрофа, 288 с.
Лаврентьев, С. Ю., Крылов, Д. А. (2019) Инновационные образовательные технологии в педагогическом консалтинге. Актуальные научные исследования в современном мире, № 7-2 (51), с. 109–113.
Лукашеня, З. В. (2019) Возможности консалтинга в формировании технологической культуры педагога в режиме непрерывности. В кн.: Л. М. Митина (ред.). Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход. Сборник статей XV Международной юбилейной научной конференции 8–11 июля 2019 г. М.: Перо, с. 76–80.
Лукашеня, З. В. (2020) Консалтинговое сопровождение процесса непрерывного формирования технологической культуры педагога. В кн.: А. И. Жук (ред.). Современные формы, методы и технологии образовательного процесса: опыт субъектов кластера непрерывного педагогического образования. Минск: БГПУ, с. 106–111.
Опарин, А. И. (2003) Философские категории в технологической культуре. В кн.: Технология. Творчество. Личность. Материалы IX Международной конференции 10–12 ноября 2003 г. Курск: Изд-во Курского государственного университета, с. 82–83.
Опекунов, В. А., Меметова, Э. Р. (2020) Роль и место консалтингового сопровождения разработки и реализации инвестиционных проектов. В кн.: К. В. Екимова, Т. Н. Сакулева, О. Е. Астафьева и др. (ред.). Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 11–12 марта 2020 г. М.: ГУУ, с. 192–196.
Подымова, Л. С., Сластенин, В. А. (ред.). (2016) Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 246 с.
Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. (1997) Педагогический процесс как система и целостное явление. В кн.: Педагогика. М.: Школа-Пресс, c. 155–170.
Топеха, Т. А. (2020) Эмерджентные образования системы личность–общество. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, № 4, с. 126–137. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.4.11
Хотунцев, Ю. Л. (2017) Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников. М.: Прометей, 220 с.
Цветков, В. Я. (2017) Эмерджентизм. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 2-1, с. 137–138.
Шабалина, О. Л., Лаврентьев, С. Ю., Крылов, Д. А. (2020) Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации. Вестник Марийского государственного университета, т. 14, № 3 (39), с. 329–337. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337
Garza, K., Mundy, M.-A., Kupczynski, L. (2018) Counselor self-efficacy: The effects of online preparatory counseling programs. I-manager’s. Journal on Educational Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 1–7. https://doi.org/10.26634/jpsy.12.1.14374
Lukashenia, Z., Sianiuta, N. (2020) Consulting as a pedagogical guidance technology in the continuous education of a pedagogue. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference May 22nd–23rd, 2020, vol. 5, рр. 190–199. https://doi.org/10.17770/sie2020vol5.4988
Phillips, J. J., Trotter, W. D., Phillips, P. P. (2015) Maximizing the value of consulting: A guide for internal and external consultants. Hoboken: Wiley Publ., 544 p. https://doi.org/10.1002/9781119154846
REFERENCES
Anisimov, O. S. (2009) Pedagogicheskaya deyatel’nost’: igrotekhnicheskaya paradigma: v 2 t. T. 1. [Pedagogical activity: gaming paradigm: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow: GOU RosAKO APK Publ., 485 р. (In Russian)
Anisimov, O. S. (2018) Skhemy i yazyk skhematicheskikh izobrazhenij [Diagrams and schematic language]. Moscow: GOU RosAKO APK Publ., 267 р. (In Russian)
Arinushkina, A. A., Bakhtin, M. B., Dovbysh, S. E., Tormosova, A. K. (2018) Konsaltingovaya sluzhba v sisteme obshchego obrazovaniya [Consulting service in the system of general education]. Pedagogika i prosveshchenie — Pedagogy and Education, no. 4, pp. 43–50. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.4.28064 (In Russian)
Garza, K., Mundy, M.-A., Kupczynski, L. (2018) Counselor self-efficacy: The effects of online preparatory counseling programs. I-manager’s. Journal on Educational Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 1–7. https://doi.org/10.26634/jpsy.12.1.14374 (In English)
Khotuntsev, Yu. L. (2017) Nepreryvnoe tekhnologicheskoe obrazovanie i tekhnologicheskoe obrazovanie shkol’nikov [Continuing technological education and technological education of schoolchildren]. Moscow: Prometej Publ., 220 р. (In Russian)
Kolesnikova, I. A. (2003) Osnovy tekhnologicheskoj kul’tury pedagoga. [Fundamentals of technological culture of the teacher]. Saint Petersburg: Drofa Publ., 288 р. (In Russian)
Lavrentiev, S. Yu., Krylov, D. A. (2019) Innovatsionnye obrazovatel’nye tekhnologii v pedagogicheskom konsaltinge [Innovative educational technologies in pedagogical consulting]. Aktual’nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, no. 7-2 (51), рр. 109–113. (In Russian)
Lukashenia, Z., Sianiuta, N. (2020) Consulting as a pedagogical guidance technology in the continuous education of a pedagogue. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference May 22nd–23rd, 2020, vol. 5, рр. 190–199. https://doi.org/10.17770/sie2020vol5.4988 (In English)
Lukashenya, Z. V. (2019) Vozmozhnosti konsaltinga v formirovanii tekhnologicheskoj kul’tury pedagoga v rezhime nepreryvnosti [Consulting possibilities in forming of technological culture of teacher in mode of continuity]. In: L. M. Mitina (ed.). Nauka — obrazovanie — professiya: sistemnyj lichnostno-razvivayushchij podkhod. Sbornik statej XV Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchnoj konferentsii 8–11 iyulya 2019 g. [Science—education—profession: A systematic personality-developing approach. Collection of articles of the XV International anniversary scientific conference, July 8–11, 2019]. Moscow: Pero Publ., рр. 76–80. (In Russian)
Lukashenya, Z. V. (2020) Konsaltingovoe soprovozhdenie protsessa nepreryvnogo formirovaniya tekhnologicheskoj kul’tury pedagoga [Consulting support of the process of continuous formation of teacher’s technological culture]. In: A. I. Zhuk (ed.). Sovremennye formy, metody i tekhnologii obrazovatel’nogo protsessa: opyt sub’ektov klastera nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern forms, methods and technologies of the educational process: Experience of the subjects of the cluster of continuous pedagogical education]. Minsk: BSPU Publ., рр. 106–111. (In Russian)
Oparin, A. I. (2003) Filosofskie kategorii v tekhnologicheskoj kul’ture [Philosophical categories in technological culture]. In: Tekhnologiya. Tvorchestvo. Lichnost’. Materialy IX Mezhdunarodnoj konferentsii, 10–12 noyabrya 2003 g. [Technology. Creation. Personality. Proceedings of the IX International scientific and practical conferences, November 10–12, 2003]. Kursk: Kursk State University Publ., рр. 82–83. (In Russian)
Opekunov, V. A., Memetova, E. R. (2020) Rol’ i mesto konsaltingovogo soprovozhdeniya razrabotki i realizatsii investitsionnykh proektov [The role and place of consulting support for the development and implementation of investment projects]. In: K. V. Ekimova, T. N. Sakuleva, O. E. Astaf’eva (eds.). Prioritetnye i perspektivnye napravleniya nauchno-tekhnicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 11–12 marta 2020 g. [Priority and perspective directions of scientific and technological development of the Russian Federation. Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, March 11–12, 2020]. Moscow: State University of Management Publ., рр. 192–196. (In Russian)
Phillips, J. J., Trotter, W. D., Phillips, P. P. (2015) Maximizing the value of consulting: A guide for internal and external consultants. Hoboken: Wiley Publ., 544 p. https://doi.org/10.1002/9781119154846 (In English)
Podymova, L. S., Slastenin, V. A. (eds.). (2016) Pedagogika [Pedagogy]. 2nd ed., rev. and comp. Moscow: Urait Publ., 246 р. (In Russian)
Shabalina, O. L., Lavrentiev, S. Yu., Krylov, D. A. (2020) Upravlencheskij konsalting v sfere obrazovaniya: traditsii i innovatsii [Management consulting in the sphere of education: tradition and innovation]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the Mari State University, vol. 14, no. 3 (39), pp. 329–337. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337 (In Russian)
Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Mishchenko, A. I., Shiyanov, E. N. (1997) Pedagogicheskij protsess kak sistema i tselostnoe yavlenie [The pedagogical process as a system and a holistic phenomenon]. In: Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Shkola-Press Publ., рр. 155–170. (In Russian)
Topekha, T. A. (2020) Emerdzhentnye obrazovaniya sistemy lichnost’—obshchestvo [Emergent formations of the personality-society system]. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki — PNRPU Sociology and Economics Bulletin, no. 4, pp. 126–137. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.4.11 (In Russian)
Tsvetkov, V. Ya. (2017) Emerdzhentizm [Еmergentism]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanij — International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 2-1, рр. 137–138. (In Russian)
Vasilenko, N. V. (2010) Osobennosti konsaltingovoj deyatel’nosti v obrazovanii [Features of consulting activities in education]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial’naya sfera, tekhnologii, no. 1 (3), рр. 74–82. (In Russian)
Zueva, F. A., Sergeev, D. S. (2020) Vidy konsaltingovogo soprovozhdeniya v obrazovatel’nykh organizatsiyakh [Types of consulting support in educational organizations]. In: M. V. Volkhontseva (comp.). T’yutorskoe soprovozhdenie v sisteme obshchego, dopolnitel’nogo i professional’nogo obrazovaniya. Sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 24–25 yanvarya 2020 g. [Tutor support in the system of general, additional and professional education. Collection of materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation, January 24–25, 2020]. Chelyabinsk: Kray Ra Publ., рр. 99–101. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Зоя Владимировна Лукашеня, Анна Эдуардовна Руднева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.