Психологические особенности жизнестойкости российских и белорусских студентов: ретроспективный анализ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-321-328

Ключевые слова:

ретроспективный анализ, жизнестойкость, студенты, кросскультурное исследование, возрастные особенности жизнестойкости студентов, студенты России и Беларуси

Аннотация

В статье представлен ретроспективный анализ кросскультурного исследования особенностей жизнестойкости студентов, осуществленного в период 2014–2016 годов. В качестве респондентов выступили студенты разных курсов высших учебных заведений, в том числе России (город Екатеринбург) и Беларуси (город Барановичи), в количестве 179 человек, обучающиеся по программам гуманитарного образования. Интерес к результатам состоявшегося 5 лет назад исследования обусловлен тем, что студенты, составившие его белорусскую выборку, сегодня представляют активную часть белорусского общества, переживающего коренные преобразования в новейшей истории государства. В статье описываются теоретические подходы к понятию «жизнестойкость» в психологии, анализируются особые условия развития белорусского национального характера и этнические особенности формирования жизнестойких стратегий белорусских студентов. В исследовании были использованы следующие методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. Проведенный в рамках исследования сравнительный анализ психологического содержания жизнестойкости российских и белорусских респондентов определил высокую степень готовности к риску (готовность действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск) у белорусских обучающихся. Авторы отмечают ключевую роль данной установки в структуре жизнестойкости и рассматривают ее как этнопсихологический ресурс. Также авторами проанализированы возрастные особенности жизнестойкости студентов вне зависимости от их этнической принадлежности. Анализ психологических характеристик респондентов обеих выборок с высокой жизнестойкостью позволил авторам выделить выраженные установки, ориентации, ценности, составляющие основы мировоззрения, которые обеспечивают устойчивость личности в ситуациях риска и неопределенности, определяют открытость новому опыту, освобождают от страха изменений, способствуют более объективной оценке, а значит, и более адекватной реакции на события жизни на психическом и соматическом уровнях функционирования человека.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (1980) Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 230 с.

Выготский, Л. С. (2016) История развития психических функций. М.: Юрайт, 359 с.

Гатальская, Г. В., Ткач, Н. М. (2010) Психологические особенности национального характера белорусов. Псiхалогiя, № 1, с. 30–36.

Кириенко, В. В. (2009) Белорусская ментальность: истоки, современность, перспективы. Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 319 с.

Крысько, В. Г. (2002) Этническая психология. М.: Академия, 320 с.

Леоненко, Н. О. (2014) Кросскультурное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций студентов с высокой жизнестойкостью. Евразийский Союз Ученых, № 5–4 (5), с. 105–108.

Леоненко, Н. О., Димитров, И., Петкова, И. (2016) Этнопсихологические особенности жизнестойкости болгарских студентов: кросскультурный контекст. Вестник Кыргызского Национального университета имени Жусула Баласагына, № 1 (85), с. 92–100.

Леоненко, Н. О., Чечулина, К. С. (2014) Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования, т. 63, № 2, с. 170–172.

Леонтьев, А. Н. (2005) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 431 с.

Леонтьев, Д. А. (1992) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 16 с.

Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 63 с.

Лурия, А. Р. (1974) Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 172 с.

Мухлынкина, Ю. В. (2011) Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. М., Военный университет, 22 с.

Рубинштейн, С. Л. (2003) Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 512 с.

Сопов, В. Ф., Карпушина, Л. В. (2002) Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. Самара: СамИКП, 56 с.

Стефаненко, Т. Г. (2009) Этнопсихология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 368 с.

Филиппова, М. В. (2017) Особенности стратегий совладания в стрессовых ситуациях, способов восстановления психоэмоционального состояния молодежных аудиторий некоторых этносов России и ближнего зарубежья. Технологии гражданской безопасности, т. 14, № 1 (51), с. 50–59.

Франкл, В. (2000) Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс, 368 с.

Чиксентмихайи, М. (2011) Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 461 с.

Maddi, S., Khoshaba, D. (1994) Hardiness and mental health. Journal of Personality Assessment, vol. 63, no. 2, pp. 265–274.

REFERENCES

Anan’ev, B. G. (1980) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pedagogika Publ., 230 p. (In Russian)

Chiksentmikhaji, M. (2011) Flow. The psychology of optimal experience. Moscow: Smysl Publ.; Al’pina non-fikshn Publ., 461 p. (In Russian)

Filippova, M. V. (2017) Osobennosti strategij sovladaniya v stressovykh situatsiyakh, sposobov vosstanovleniya psikhoemotsional’nogo sostoyaniya molodezhnykh auditorij nekotorykh etnosov Rossii i blizhnego zarubezh’ya [Features of coping strategies, methods of restoring the psychoemotional state of youth audiences of some ethnic groups in Russia and the near abroad]. Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti — Civil Security Technologies, vol. 14, no. 1 (51), pp. 50–59. (In Russian)

Frankl, V. (2000) The will to meaning. Moscow: EKSMO-Press Publ., 368 p. (In Russian)

Gatal’skaya, G. V., Tkach, N. M. (2010) Psikhologicheskie osobennosti natsional’nogo kharaktera belorusov [Psychological features of the national character of Belarusians]. Psikhalogiya, no. 1, pp. 30–36. (In Russian)

Kirienko, V. V. (2009) Belorusskaya mental’nost’: istoki, sovremennost’, perspektivy [Belarusian mentality: Origins, modernity, prospects]. Gomel: Gomel State Technical University named after P. O. Sukhoi Publ., 319 p. (In Russian)

Krys’ko, V. G. (2002) Etnicheskaya psikhologiya [Ethnic psychology]. Moscow: Akademiya Publ., 320 p. (In Russian)

Leonenko, N. O. (2014) Krosskul’turnoe issledovanie tsennostej i smyslozhiznennykh orientatsij studentov s vysokoj zhiznestojkost’yu [Cross-cultural research of values and life-meaning orientations of students with high hardiness]. Evrazijskij Soyuz Uchenykh — Eurasian Union of Scientists, no. 5–4 (5), pp. 105–108. (In Russian)

Leonenko, N. O., Chechulina, K. S. (2014) Zhiznestojkost’ kak resurs pozitivnogo razvitiya lichnosti studentov [Hardiness as a resource for positive development of students’ personality]. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki i gumanitarnye issledovaniya, vol. 63, no. 2, pp. 170–172. (In Russian)

Leonenko, N. O., Dimitrov, I., Petkova, I. (2016) Etnopsikhologicheskie osobennosti zhiznestojkosti bolgarskikh studentov: krosskul’turnyj kontekst [Ethnopsychological features of hardiness of the Bulgarian students: Krossсultural context]. Vestnik Kyrgyzskogo Natsional’nogo universiteta imeni Zhusula Balasagyna, no. 1 (85), pp. 92–100. (In Russian)

Leontiev, A. N. (2005) Deyatel’nos’t’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl Publ., 431 p. (In Russian)

Leontiev, D. A. (1992) Test smyslozhiznennykh orientatsij (SZhO) [Life-Meaning Orientation Test (LSS)]. Moscow: Smysl Publ., 16 p. (In Russian)

Leontiev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006) Test zhiznestojkosti [Hardiness test]. Moscow: Smysl Publ., 63 p. (In Russian)

Luriya, A. R. (1974) Ob istoricheskom razvitii poznavatel’nykh protsessov [On the historical development of cognitive processes]. Moscow: Nauka Publ., 172 p. (In Russian)

Maddi, S., Khoshaba, D. (1994) Hardiness and mental health. Journal of Personality Assessment, vol. 63, no. 2, pp. 265–274. (In English)

Mukhlynkina, Yu. V. (2011) Etnicheskaya identichnost’: sushchnost’, soderzhanie i osnovnye tendentsii razvitiya [Ethnic identity: Essence, content and main development trends]. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Moscow, Military University, 22 p. (In Russian)

Rubinshtein, S. L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p. (In Russian)

Sopov, V. F., Karpushina, L. V. (2002) Morfologicheskij test zhiznennykh tsennostej: rukovodstvo po primeneniyu [Morphological test of life values: Application guide]. Samara: Samara Institute of Clinical Psychology Publ., 56 p. (In Russian)

Stefanenko, T. G. (2009) Etnopsikhologiya [Ethnopsychology]. 4th ed., correct. and compl. Moscow: Aspekt Press Publ., 368 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (2016) Istoriya razvitiya psikhicheskikh funktsij [The history of the development of mental functions]. Moscow: Yurajt Publ., 359 p. (In Russian)

Опубликован

30.12.2020

Выпуск

Раздел

Статьи