Актуализация возможного состояния стадий становления субъектности посредством тренинга профессионального самоопределения

Авторы

  • Евгения Сергеевна Волкова Московский городской педагогический университет, Самарский филиал https://orcid.org/0009-0003-3546-7161
  • Александр Васильевич Капцов Московский городской педагогический университет, Самарский филиал https://orcid.org/0000-0002-7999-6546

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58

Ключевые слова:

тренинг профессионального самоопределения, субъектность, стадии становления субъектности, модальности (состояния) стадий субъектности, старшие подростки

Аннотация

Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.

Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.

Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.

Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Анцыферова, Л. И. (2004) Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 415 с.

Белинская, Е. П. (1999) Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Мир психологии, № 3, с. 140–147. EDN: PRVLKC

Волкова, Е. С., Капцов, А. В., Панов, В. И. (2022) Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64

Знаков, В. В. (2020) Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 2-е изд. М.: Институт психологии РАН, 306 с.

Илюшина, М. И. (2018) Психологические методики актуализации ресурсной субъектности. Прикладная юридическая психология, № 1 (42), с. 75–83. EDN: YWUKVX

Капцов, А. В., Волкова, Е. С. (2022) Пилотажное исследование актуального, идеального и возможного уровней стадий становления субъектности старшеклассников. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», № 1 (31), с. 104–118. EDN: ZTEOPD

Коростылева, Л. А. (2005) Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 222 с.

Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. (1980) Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 279 с.

Мулюкова, Л. Ф. (2014) Специфика смысловых коннотаций категории «Возможное». Вестник Оренбургского государственного университета, № 7 (168), с. 17–22. EDN: QTXMLJ

Ожегов, С. И. (2018) Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 1376 c.

Панов, В. И. (2018) Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности. В кн.: В. В. Знаков, А. Л. Журавлев (ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. М.: Институт психологии РАН, с. 349‒356.

Панов, В. И., Капцов, А. В., Колесникова, Е. И. (2019) Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза. Педагогика и просвещение, № 4, с. 125–135.

Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. (2004) Психология труда и человеческого достоинства. 2-е изд. М.: Академия, 480 с.

Сергиенко, Е. А. (2021) Антиципация: феномен и принцип психической организации. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 3. М.: Институт психологии РАН, с. 85–134. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_03

Хазова, С. А. (2019) Ментальные ресурсы субъекта. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 63–83.

Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423–438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423

Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348–358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348

REFERENCES

Antsyferova, L. I. (2004) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii. [Personality development and problems of gerontopsychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 415 p. (In Russian)

Belinskaya, E. P. (1999) Vremennye aspekty Ya-kontseptsii i identichnosti [Temporal aspects of self-concept and identity]. Mir psikhologii, no. 3, pp. 140–147. EDN: PRVLKC (In Russian)

Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423–438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423 (In English)

Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348–358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348 (In English)

Ilyushina, M. I. (2018) Psikhologicheskie metodiki aktualizatsii resursnoj sub’ektnosti [Psychological methods for updating agency resource]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 1 (42), pp. 75–83. EDN: YWUKVX (In Russian)

Kaptsov, A. V., Volkova, E. S. (2022) Pilotazhnoe issledovanie aktual’nogo, ideal’nogo i vozmozhnogo urovnej stadii stanovleniya sub’ektnosti starsheklassnikov [Pilot study of the actual, ideal and possible levels of the stages of formation of the subjechood of high school students]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya “Psikhologiya” — The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology, no. 1 (31), pp. 104–118. EDN: ZTEOPD (In Russian)

Khazova, S. A. (2019) Mental’nye resursy sub’ekta [Mental resources of the subject]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii T. 2 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 2]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 63–83. (In Russian)

Korostyleva, L. A. (2005) Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional’noj sfere [Psychology of personal self-realization: Difficulties in the professional sphere]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 222 p. (In Russian)

Lomov, B. F., Surkov, E. N. (1980) Antitsipatsiya v strukture deyatel’nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow: Nauka Publ., 279 p. (In Russian)

Mulyukova, L. F. (2014) Spetsifika smyslovykh konnotatsij kategorii “Vozmozhnoe” [Specifics semantic connotations of categories “Opportunity”]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the Orenburg State University, no. 7 (168), pp. 17–22. EDN: QTXMLJ (In Russian)

Ozhegov, S. I. (2018) Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. 28th ed., reprint. Moscow: Mir i Oobrazovanie Publ., 1376 p. (In Russian)

Panov, V. I. (2018) Sub’ekt i sub’ektnost’: ot fenomena k protsessual’nosti [Subject and subjecthood: From the phenomenon to the procedural]. In: V. V. Znakov, A. L. Zhuravlev (eds.). Psikhologiya cheloveka kak sub’ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel’nosti [Human psychology as a subject of cognition, communication and activity]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 349‒356. (In Russian)

Panov, V. I., Kaptsov, A. V., Kolesnikova, E. I. (2019) Didakticheskie i psikhodidakticheskie aspekty modelirovaniya stanovleniya sub’ektnosti studenta vuza [Didactic and psychodidactic aspects of modeling the formation of the subjecthood of a university student]. Pedagogika i prosveshchenie — Pedagogy and Education, no. 4, pp. 125–135. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019.4.31093 (In Russian)

Pryazhnikov, N. S., Pryazhnikova, E. Yu. (2004) Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. 2nd ed. Moscow: Akademia Publ., 480 p. (In Russian)

Sergienko, E. A. (2021) Antitsipatsiya: fenomen i printsip psikhicheskoj organizatsii [Anticipation: The phenomen and principle of mental organization]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, N. E. Kharlamenkova, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii. T. 3 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 3]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 85–134. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_03 (In Russian)

Volkova, E. S., Kaptsov, A. V., Panov, V. I. (2022) Proektivnaya metodika opredeleniya sostoyaniya stadij stanovleniya sub’ektnosti uchashchikhsya [A projective method for determining the state of the students’ stages of formation of subjecthood]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64 (In Russian)

Znakov, V. V. (2020) Psikhologiya vozmozhnogo. Novoe napravlenie issledovanij ponimaniya [The psychology of the possible. A new direction in understanding research]. 2nd ed. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 306 p. (In Russian)

Опубликован

08.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи