Социально-психологические индикаторы переживания педагогами кризиса в межличностных отношениях с субъектами педагогического процесса
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-137-145Ключевые слова:
переживание кризиса, педагог, субъекты педагогического процесса, социально-психологические индикаторы, межличностные отношения, гармония — дисгармония, типы отношенийАннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы переживания кризиса в межличностных отношениях субъектов педагогического процесса. В рамках исследования предполагали, что изменение параметров гармоничности — дисгармоничности, а также типов межличностных отношений является социально-психологическим индикатором, свидетельствующим о конструктивном или деструктивном переживании педагогами кризиса в отношениях. Общая выборка исследования составила 541 человек, из них 195 воспитателей, 216 учителей и 130 преподавателей. Все граждане России, прошедшие обследование по просьбе психолога. Возраст обследованных 44,7 ± 10,4 года, педагогический стаж 20,30 ± 12,0 лет. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования г. Кургана и Курганской области с 2015 по 2019 год. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Переживание психологического кризиса личностью», «Субъективная оценка межличностных отношений», «Диагностика межличностных отношений». В ходе исследований установлено, что для педагогов с гармоничными отношениями характерен кризисный профиль «психологическое здоровье с благоприятным прогнозом», тогда как для педагогов с дисгармоничными отношениями — «деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом». Показано, что у педагогов, переживающих кризис в отношениях, доминирующими типами межличностных отношений являются: покорно-застенчивый, недоверчиво-скептический и зависимо-послушный. Доминирующим индивидуальным стилем межличностного поведения данной категории педагогов является «подчинение — дружелюбие». Педагогам, не переживающим кризис в отношениях, присущи властно-лидирующий и независимо-доминирующий типы межличностных отношений. У данной группы педагогов преобладающим индивидуальным стилем межличностного поведения является «доминирование — дружелюбие». Полученные данные правомерно использовать для разработки программ по предупреждению и преодолению деструктивного переживания педагогами кризиса в межличностных отношениях.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Амбрумова, А. Г. (1985) Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. Психологический журнал, № 6, c. 107–115.
Ананьев, В. А. (1999) Введение в потрясающую психотерапию. Журнал практического психолога, № 7–8, c. 15–31.
Долганов, Д. Н. (2016) Психосемантика межличностных отношений. М.: РУСАЙНС, 232 с.
Духновский, С. В. (2014) Психология отношений личности. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 380 с.
Духновский, С. В. (2016) Психология личности и деятельности педагога. М.: РИОР: ИНФРА-М, 399 с.
Журавлева, Ю. А. (2018) Особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса с различными «кризисными профилями». Вестник Кемеровского государственного университета, № 1, c. 117–125. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-117-125
Журавлева, Ю. А., Духновский, С. В. (2017) Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных учреждений, переживающих и не переживающих кризис. Успехи современной науки и образования, т. 6, № 2, c. 51–57.
Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2005) Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 240 с.
Капцов, А. В. (2011) Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара: СНЦ РАН, 213 с.
Куликов, Л. В. (2004) Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 464 с.
Овчарова, Р. В. (2008) Практическая психология образования. М.: Издательский центр «Академия», 448 с.
Собчик, Л. Н. (2003) Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 621 с.
Солдатова, Е. Л. (2007) Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 267 с.
REFERENCES
Ambrumova, A. G. (1985) Analiz sostoyanij psikhologicheskogo krizisa i ikh dinamika [Analysis of conditions of psychological crisis and their dynamics]. Psikhologicheskii zhurnal, no. 6, pp. 107–115. (In Russian)
Anan’ev, V. A. (1999) Vvedenie v potryasayushchuyu psikhoterapiyu [Introduction to tremendous psychotherapy]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa — Journal of the Practical Psychologist, no. 7–8. pp. 15–31. (In Russian)
Dolganov, D. N. (2016) Psikhosemantika mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychosemantics of the interpersonal relations]. Moscow: RUSAJNS Publ., 232 p. (In Russian)
Dukhnovskij, S. V. (2014) Psikhologiya otnoshenij lichnosti [Psychology of the relations of the personality]. Kurgan: Kurgan State University Publ., 380 p. (In Russian)
Dukhnovskij, S. V. (2016) Psikhologiya lichnosti i deyatel’nosti pedagoga [Psychology of the personality and activity of the teacher]. Moscow: RIOR: INFRA-M Publ., 299 p. (In Russian)
Kaptsov, A. V. (2011) Lichnostnoe i intellektual’noe razvitie studentov v usloviyakh uchebnoj gruppy sovremennogo vuza [Personal and intellectual development of students in the conditions of educational group of modern higher education institution]. Samara: Samara Science Center of the Russian Academy of Sciences Publ., 213 p. (In Russian)
Kulikov, L. V. (2004) Psikhogigiena lichnosti. Voprosy psikhologicheskoj ustojchivosti i psikhoprofilaktiki [Psychohygiene of the personality. Questions of psychological stability and psychoprevention]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)
Ovcharova, R. V. (2008) Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. Moscow: Akademiya Publ., 448 p. (In Russian)
Sobchik, L. N. (2003) Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Identity psychology. Theory and practice of psychodiagnostics]. Saint Petersburg: Rech’, 624 p. (In Russian)
Soldatova, E. L. (2007) Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti [Structure and dynamics of standard crisis of transition to maturity]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 267 p. (In Russian)
Zeer, E. F., Symanyuk, E. F. (2005) Psikhologiya professional’nykh destruktsij [Psychology of professional destructions]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ., 240 p. (In Russian)
Zhuravleva, Yu. A. (2018) Osobennosti mezhlichnostnykh otnoshenij sub’ektov pedagogicheskogo protsessa s razlichnymi “krizisnymi profilyami” [Interpersonal relations among pedagogical process members with various crisis profiles]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Kemerovo State University, no. 1, pp. 117–125. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-117-125 (In Russian)
Zhuravleva, Yu. A., Dukhnovskij, S. V. (2017) Osobennosti distantsii v mezhlichnostnykh otnosheniyakh vospitatelej doshkol’nykh uchrezhdenij perezhivayushchikh i ne perezhivayushchikh krizis [Features distance in interpersonal relations tutors of preschool educational institutions worry and do not experience a crisis]. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya — Success of Modern Science and Education, vol. 6, no. 2, рр. 51–57. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Сергей Витальевич Духновский, Юлия Александровна Журавлева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.