Динамика карьерных предпочтений студентов вузов управленческих специальностей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-164-172Ключевые слова:
карьерные предпочтения, личностные компетенции, профессиональные компетенции, управленческие специальности, студенты высших учебных заведенийАннотация
Введение. Одной из ключевых проблем, связанных с карьерным развитием студентов вузов, является проблема соответствия карьерных предпочтений их профессиональным и личностным компетенциям. Исследование, представленное в статье, было направлено на анализ взаимосвязей между карьерными предпочтениями и компетенциями студентов на разных этапах обучения. Мы рассматриваем карьерные предпочтения как показатели успешного перехода через нормативный кризис профессионализации. Карьерные предпочтения представляют собой установки студентов на решение проблем, стоящих перед ними в связи с планами в отношении карьерного роста. Структура карьерных предпочтений включает в себя мотивационный, эмоционально-волевой и ориентационный компоненты.
Материалы и методы. Данные были собраны с помощью анкет «Готовность к карьере» и «Лидер. Менеджер. Эксперт», которые были разработаны С. В. Духновским. В выборку вошли 167 студентов в возрасте 18–22 лет. В опросе приняли участие студенты двух российских университетов, получающие образование в области управления. Эмпирические результаты подвергались статистической обработке с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica10.0 с использованием критерия Шапиро — Уилка, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты и обсуждение. Результаты показали, что студенты в основном предпочитают смешанный тип карьеры. На всех этапах обучения вертикальная карьера более предпочтительна, чем горизонтальная. Помимо этого, по мере продвижения учащихся от курса к курсу наблюдается постепенный переход от неспециализированных предпочтений к специализированным профессиям. Изменения в карьерных предпочтениях связаны с формированием лидерских, управленческих и экспертных компетенций. Студенты первого и второго курсов склонны к проявлению лидерских компетенций, в то время как студенты последнего курса в значительной степени демонстрируют управленческие и экспертные компетенции.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы для разработки профессиональных профилей студентов университетов в качестве инструментов психолого-педагогического сопровождения их дальнейшей профессионализации.
Библиографические ссылки
Corr, P. J., Mutinelli, S. (2017) Motivation and young people’s career planning: A perspective from the reinforcement sensitivity theory of personality. Personality and Individual Differences, vol. 106, pp. 126–129. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.043 (In English)
Dukhnovsky, S. V. (2019) Kadrovaya bezopasnost’ organizatsii [Personnel security of the organization]. Moscow: Urait Publ., 245 p. (In Russian)
Gati, I., Asher, I. (2001) Prescreening, in-depth exploration, and choice: From decision theory to career counseling practice. Career Development Quarterly, vol. 50, no. 2, pp. 140–157. https://doi.org/10.1002/j.2161-0045.2001.tb00979.x (In English)
Germeijs, V., Verschueren, K. (2006) High school students’ career decision-making process: Development and validation of the study choice task inventory. Journal of Career Assessment, vol. 14, no. 4, pp. 449–471. https://doi.org/10.1177/1069072706286510 (In English)
Guan, Y., Zhuang, M., Cai, Z. et al. (2017) Modeling dynamics in career construction: Reciprocal relationship between future work self and career exploration. Journal of Vocational Behavior, vol. 101, pp. 21–31. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2017.04.003 (In English)
Hirschi, A., Läge, D. (2007) The relation of secondary students’ career-choice readiness to a six-phase model of career decision making. Journal of Career Development, vol. 34, no. 2, pp. 164–191. https://doi.org/10.1177/0894845307307473 (In English)
Hunt, J. M., Rollag, K., Langowitz, N., Hebert-Maccaro, K. (2017) Helping students make progress in their careers: An attribute analysis of effective vs ineffective student development plans. The International Journal of Management Education, vol. 15, no. 3, pp. 397–408. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2017.03.017 (In English)
Kalafat, T. (2018) Psychological resilience and self-esteem related components on career adaptability and career optimism. International Journal of Human and Behavioral Science, vol. 4, no. 2, pp. 31–41. https://doi.org/10.19148/ijhbs.500795 (In English)
Klimov, E. A. (2004) Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to work psychology]. 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 334 p. (In Russian)
Kontseptsiya kadrovogo obespecheniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya [Employment in Public Administration]. (2017) Moscow: RANEPA Publ., 51 p. (In Russian)
Leontiev, A. N. (1975) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)
Malikova, V. A., Prokopenko, I. G. (2011) Psikhologicheskaya gotovnost’ studenta k kar’ernomu rostu [Psychological readiness of a student to the career growth]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the Orenburg State University, no. 2 (121), pp. 209–214. (In Russian)
McIlveen, P., Beccaria, G., Burton, L. J. (2013) Beyond conscientiousness: Career optimism and satisfaction with academic major. Journal of Vocational Behavior, vol. 83, no. 3, pp. 229–236. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.05.005 (In English)
Metodicheskie materialy po realizatsii obshchej kontseptsii formirovaniya i ispol’zovaniya rezervov upravlencheskikh kadrov v Rossijskoj Federatsii [Guidelines on the implementation of the general concept of the development and use of public administration professionals Pool in Russia]. (2018) [Online]. Available at: http://foir.hspa.ranepa.ru/index.php/component/k2/item/2068.html (accessed 20.12.2021). (In Russian)
Mironova-Tikhomirova, A. S. (2006) Psikhologicheskaya struktura kar’ernoj gotovnosti vypusknika vuza [Psychological structure of the career readiness of the graduates]. PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Far Eastern State Transport University, 161 p. (In Russian)
Povarenkov, Yu. P. (2013) Problemy psikhologii professional’nogo stanovleniya lichnosti [Psychology of professional formation of the personality]. 2nd ed., rev. and exp. Saratov: Saratov State Socio-Economic University Publ., 322 p. (In Russian)
Prjazhnikov, N. S. (2017) Metody orientirovki v psikhologicheskikh “prostranstvakh” samoopredeleniya [Guidance methods in psychological “spaces” of self-determination]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 3, pp. 144–150. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0316 (In Russian)
Pryazhnikov, N. S. (2018) Problema pereosmysleniya ponyatiya “professiya” v menyayushchikhsya sotsiokul’turnykh realiyakh [Problem of refusion of the concept of “profession” in changing socio-cultural realities]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, vol. 3, no. 1, pp. 4–22. (In Russian)
Rubtsov, V. V., Zabrodin, Yu. M. (2012) Kompetentnostnyj podkhod kak osnova svyazi professional’nogo obrazovaniya i professional’nogo truda [Competence-based approach as basis of communication of professional education and professional work]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Psychological Practice in Education, vol. 3 (32), pp. 3–13. (In Russian)
Savickas, M. L. (2005) The theory and practice of career construction. In: S. D. Brown, R. W. Lent (eds.). Career development and counselling: Putting theory and research to work. Hoboken: John Wiley and Sons Publ., pp. 42–70. (In English)
Sedunova, A. S., Mikhaylova, I. V., Gnedova, S. B. (2014) Reprezentatsii kar’ernoj gotovnosti na etape professional’noj podgotovki [Representations of career readiness on the stage of vocational training]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 5, pp. 49–52. (In Russian)
Sinyagin, Yu. V. (2016) Lichnostno-orientirovannyj podkhod v upravlenii: trend, vydvinutyj vremenem [The personality-centered approach in management: A trend extended by time]. Obrazovanie lichnosti — Personality Formation, no. 4, pp. 61–65. (In Russian)
Stebbins, R. A. (1970) Career: The subjective approach. The Sociological Quarterly, vol. 11, no. 1, pp. 32–49. https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.1970.tb02074.x (In English)
Super, D. E. (1990) A life-span, life-space approach to career development. In: D. Brown, L. Brooks (eds.). Career choice and development: Applying contemporary theories to practice. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass Publ., pp. 197–261. (In English)
Tolochek, V. A. (2017) Professional’noe stanovlenie sub’ekta: sposobnosti i professional’no vazhnye kachestva, kompetentsii i kompetentnost’ [Professional formation of the subject: Abilities and professionally important qualities, competencies and competence]. Institut psikhologii Rossiiskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, vol. 2, no. 2, pp. 3–30. (In Russian)
van Esbroeck, R. V., Tibos, K., Zaman, M. (2005) A dynamic model of career choice development. International Journal for Educational and Vocational Guidance, vol. 5, no. 1, pp. 5–18. https://doi.org/10.1007/s10775-005-2122-7 (In English)
Yadov, V. A., Semenov, A. A., Vodzinskaya, V. V. et al. (2013) Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial’nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and prediction of social behavior: Dispositional concept]. 2nd ed., exp. Moscow: CSFM Publ., 376 p. (In Russian)
Zeer, E. F. (2006) Psikhologiya professional’nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow: Academia Publ., 239 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Сергей Витальевич Духновский
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.