Социально-психологические индикаторы переживания педагогами кризиса в межличностных отношениях с субъектами педагогического процесса

Авторы

  • Сергей Витальевич Духновский Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Юлия Александровна Журавлева Курганский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-137-145

Ключевые слова:

переживание кризиса, педагог, субъекты педагогического процесса, социально-психологические индикаторы, межличностные отношения, гармония — дисгармония, типы отношений

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы переживания кризиса в межличностных отношениях субъектов педагогического процесса. В рамках исследования предполагали, что изменение параметров гармоничности — дисгармоничности, а также типов межличностных отношений является социально-психологическим индикатором, свидетельствующим о конструктивном или деструктивном переживании педагогами кризиса в отношениях. Общая выборка исследования составила 541 человек, из них 195 воспитателей, 216 учителей и 130 преподавателей. Все граждане России, прошедшие обследование по просьбе психолога. Возраст обследованных 44,7 ± 10,4 года, педагогический стаж 20,30 ± 12,0 лет. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования г. Кургана и Курганской области с 2015 по 2019 год. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Переживание психологического кризиса личностью», «Субъективная оценка межличностных отношений», «Диагностика межличностных отношений». В ходе исследований установлено, что для педагогов с гармоничными отношениями характерен кризисный профиль «психологическое здоровье с благоприятным прогнозом», тогда как для педагогов с дисгармоничными отношениями — «деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом». Показано, что у педагогов, переживающих кризис в отношениях, доминирующими типами межличностных отношений являются: покорно-застенчивый, недоверчиво-скептический и зависимо-послушный. Доминирующим индивидуальным стилем межличностного поведения данной категории педагогов является «подчинение — дружелюбие». Педагогам, не переживающим кризис в отношениях, присущи властно-лидирующий и независимо-доминирующий типы межличностных отношений. У данной группы педагогов преобладающим индивидуальным стилем межличностного поведения является «доминирование — дружелюбие». Полученные данные правомерно использовать для разработки программ по предупреждению и преодолению деструктивного переживания педагогами кризиса в межличностных отношениях.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Амбрумова, А. Г. (1985) Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. Психологический журнал, № 6, c. 107–115.

Ананьев, В. А. (1999) Введение в потрясающую психотерапию. Журнал практического психолога, № 7–8, c. 15–31.

Долганов, Д. Н. (2016) Психосемантика межличностных отношений. М.: РУСАЙНС, 232 с.

Духновский, С. В. (2014) Психология отношений личности. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 380 с.

Духновский, С. В. (2016) Психология личности и деятельности педагога. М.: РИОР: ИНФРА-М, 399 с.

Журавлева, Ю. А. (2018) Особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса с различными «кризисными профилями». Вестник Кемеровского государственного университета, № 1, c. 117–125. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-117-125

Журавлева, Ю. А., Духновский, С. В. (2017) Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных учреждений, переживающих и не переживающих кризис. Успехи современной науки и образования, т. 6, № 2, c. 51–57.

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2005) Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 240 с.

Капцов, А. В. (2011) Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара: СНЦ РАН, 213 с.

Куликов, Л. В. (2004) Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 464 с.

Овчарова, Р. В. (2008) Практическая психология образования. М.: Издательский центр «Академия», 448 с.

Собчик, Л. Н. (2003) Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 621 с.

Солдатова, Е. Л. (2007) Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 267 с.

REFERENCES

Ambrumova, A. G. (1985) Analiz sostoyanij psikhologicheskogo krizisa i ikh dinamika [Analysis of conditions of psychological crisis and their dynamics]. Psikhologicheskii zhurnal, no. 6, pp. 107–115. (In Russian)

Anan’ev, V. A. (1999) Vvedenie v potryasayushchuyu psikhoterapiyu [Introduction to tremendous psychotherapy]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa — Journal of the Practical Psychologist, no. 7–8. pp. 15–31. (In Russian)

Dolganov, D. N. (2016) Psikhosemantika mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychosemantics of the interpersonal relations]. Moscow: RUSAJNS Publ., 232 p. (In Russian)

Dukhnovskij, S. V. (2014) Psikhologiya otnoshenij lichnosti [Psychology of the relations of the personality]. Kurgan: Kurgan State University Publ., 380 p. (In Russian)

Dukhnovskij, S. V. (2016) Psikhologiya lichnosti i deyatel’nosti pedagoga [Psychology of the personality and activity of the teacher]. Moscow: RIOR: INFRA-M Publ., 299 p. (In Russian)

Kaptsov, A. V. (2011) Lichnostnoe i intellektual’noe razvitie studentov v usloviyakh uchebnoj gruppy sovremennogo vuza [Personal and intellectual development of students in the conditions of educational group of modern higher education institution]. Samara: Samara Science Center of the Russian Academy of Sciences Publ., 213 p. (In Russian)

Kulikov, L. V. (2004) Psikhogigiena lichnosti. Voprosy psikhologicheskoj ustojchivosti i psikhoprofilaktiki [Psychohygiene of the personality. Questions of psychological stability and psychoprevention]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)

Ovcharova, R. V. (2008) Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. Moscow: Akademiya Publ., 448 p. (In Russian)

Sobchik, L. N. (2003) Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Identity psychology. Theory and practice of psychodiagnostics]. Saint Petersburg: Rech’, 624 p. (In Russian)

Soldatova, E. L. (2007) Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti [Structure and dynamics of standard crisis of transition to maturity]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 267 p. (In Russian)

Zeer, E. F., Symanyuk, E. F. (2005) Psikhologiya professional’nykh destruktsij [Psychology of professional destructions]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ., 240 p. (In Russian)

Zhuravleva, Yu. A. (2018) Osobennosti mezhlichnostnykh otnoshenij sub’ektov pedagogicheskogo protsessa s razlichnymi “krizisnymi profilyami” [Interpersonal relations among pedagogical process members with various crisis profiles]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Kemerovo State University, no. 1, pp. 117–125. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-117-125 (In Russian)

Zhuravleva, Yu. A., Dukhnovskij, S. V. (2017) Osobennosti distantsii v mezhlichnostnykh otnosheniyakh vospitatelej doshkol’nykh uchrezhdenij perezhivayushchikh i ne perezhivayushchikh krizis [Features distance in interpersonal relations tutors of preschool educational institutions worry and do not experience a crisis]. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya — Success of Modern Science and Education, vol. 6, no. 2, рр. 51–57. (In Russian)

Опубликован

14.08.2019

Выпуск

Раздел

Статьи