Уровень креативности студентов, получающих профессию психолога (на примере студентов Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-247-252

Ключевые слова:

креативность, студенты, психолог, способности, профессионально важные качества

Аннотация

Введение. В статье рассматривается креативность как один из главных факторов, влияющих на успешную профессиональную деятельность психолога. Креативность понимается как способность личности к новаторской деятельности, которая прослеживается в эмоциях, мышлении, коммуникации и отдельных видах деятельности. Креативность занимает важное место в деятельности психолога, являясь одним из профессионально важных качеств для специалистов в сфере психологии. Становление креативности начинается в период обучения в университете, когда совершается интеграция креативного мышления в учебную и профессиональную деятельность. В связи с этим актуальной представляется задача оценки уровня креативности психологов, находящихся в процессе профессионального становления. Цель статьи заключается в анализе уровня креативности студентов-психологов, обучающихся в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова (Казахстан).

Материалы и методы. Для изучения креативности применялся опросник креативности Джонсона. Оценивались восемь параметров креативности (чувствительность к проблеме; беглость мышления; гибкость ума; находчивость и изобретательность; способность к структурированию; оригинальность; независимость; самодостаточное поведение), анализировался суммарный показатель, характеризующий общий уровень креативности. В выборку вошли 35 студентов-психологов в возрасте от 18 до 22 лет.

Результаты исследования: эмпирические данные показали, что студенты-психологи, принявшие участие в исследовании, обладают высокой степенью креативности. Высокий уровень креативности зафиксирован у 60,0% студентов, очень высокий — у 28,6%, у остальных (11,4%) отмечен средний уровень креативности. Студентов с низким и очень низким уровнем креативности в выборке не обнаружено.

Заключение: на основе сравнения результатов исследования с данными об уровне развития креативности у студентов непсихологических специальностей, представленными в исследованиях других авторов, установлено, что для студентов-психологов характерен более высокий уровень креативности. Авторы предполагают, что такие результаты обусловлены особенностями профессиональной подготовки психологов, создающими предпосылки для развития креативности. Перспективы исследования связаны с детальной проверкой этой гипотезы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Быкова, Е. А. (2015) Особенности профессионально важных качеств психолога. Вестник Шадринского государственного педагогического института, № 3(27), с. 108–115.

Досбекова, Г. К. (2021) Развитие художественно-творческих способностей дошкольников как условие формирования креативной личности. Вестник науки и образования, № 3-2 (106), с. 56–58.

Каленникова, Т. Г., Борисевич, А. Р. (2017) Словарь психолого-педагогических понятий. Минск: БГТУ, 68 с.

Макаренко, Ю. В., Макаренко, Н. Н. (2019) Креативность как фактор успешной профессиональной деятельности психолога-практика. Проблемы современного педагогического образования, № 65-1, с. 339–341.

Мынбаева, А. К., Галимова, Н. Р. (2015) Развитие креативности студентов в образовательной среде вуза. Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки», т. 46, № 3, с. 38–49.

Немов, Р. С. (2007) Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 560 с.

Ободникова, И. А. (2013) Психолого-педагогические подходы к определению креативности. Вестник Брянского государственного университета, № 1, с. 125–127.

Савенков, А. И. (2014) Основные подходы к диагностике креативности. Наука и школа, № 4, с. 117–127.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/215708/mod_resource/content/1/Тест%20Торренса.pdf (дата обращения 15.12.2021).

Ширшова, О. А. (2017) Креативное мышление психолога: сущность и показатели развития. В кн.: Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов (ред.). Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 30 октября–5 ноября 2017 г. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, с. 126–131.

REFERENCES

Bykova, E. A. (2015) Osobennosti professional’no vazhnykh kachestv psikhologa [Features of professionally important qualities of a psychologist]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta — Journal Shadrinsk State Pedagogical University, no. 3 (27), pp. 108–115. (In Russian)

Dosbekova, G. K. (2021) Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostej doshkol’nikov kak uslovie formirovaniya kreativnoj lichnosti [The development of artistic and creative abilities of preschool children as a condition for the formation of a creative personality]. Vestnik nauki i obrazovaniya, no. 3-2 (106), pp. 56–58. (In Russian)

Kalennikova, T. G., Borisevich, A. R. (2017) Slovar’ psikhologo-pedagogicheskikh ponyatij [Dictionary of psychological and pedagogical concepts]. Minsk: Belarusian State Technological University Publ., 68 p. (In Russian)

Makarenko, Yu. V., Makarenko, N. N. (2019) Kreativnost’ kak faktor uspeshnoj professional’noj deyatel’nosti psikhologa-praktika [Creativity as a factor of successful professional activity of a psychologist-practitioner]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 65–1, pp. 339–341. (In Russian)

Mynbaeva, A. K., Galimova, N. R. (2015) Razvitie kreativnosti studentov v obrazovatel’noj srede vuza [The development of creativity of students in the educational environment of the university]. Vestnik KazNU. Seriya “Pedagogicheskie nauki” — Al-Farabi Kazakh National University Journal of Educational Sciences, vol. 46, no. 3, pp. 38–49. (In Russian)

Nemov, R. S. (2007) Psikhologicheskij slovar’ [Psychological dictionary]. Moscow: VLADOS Publ., 560 p. (In Russian)

Obodnikova, I. A. (2013) Psikhologo-pedagogicheskie podkhody k opredeleniyu kreativnosti [Psychological and pedagogical approaches to the definition of creativity]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bryansk State University Herald, no. 1, pp. 125–127. (In Russian)

Savenkov, A. I. (2014) Osnovnye podkhody k diagnostike kreativnosti [The main approaches to the diagnosis of creativity]. Nauka i shkola — Science and School, no. 4, pp. 117–127. (In Russian)

Shirshova, O. A. (2017) Kreativnoe myshlenie psikhologa: sushchnost’ i pokazateli razvitiya [Creative thinking of a psychologist: The essence and indicators of development]. In: L. N. Makarova, I. A. Sharshov (eds.). Prepodavatel’ vysshej shkoly: traditsii, problemy, perspektivy. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 30 oktyabrya–5 noyabrya 2017 g. [Higher education teacher: Traditions, problems, prospects. Proceedings of VIII All-Russian scientific and practical conference with international participation October 30–November 5, 2017]. Tambov: TSU named after G. R. Derzhavin Publ., pp. 126–131.

Test kreativnosti Torrensa. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya [Torrens Creativity Test. Diagnostics of creative thinking]. (2021) [Online]. Available at: https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/215708/mod_resource/content/1/Test%20Torrensa.pdf (accessed 15.12.2021). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.08.2022

Выпуск

Раздел

Статьи