Социальный интеллект и проявление киберагрессии у подростков

Авторы

  • Светлана Степановна Антипина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6807-8141

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-133-144

Ключевые слова:

киберагрессия, социальный интеллект, социальное осознание, социальные навыки, мотивы киберагрессии, предикторы киберагрессии, подростки

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязей между склонностью к различным формам киберагрессии и социального интеллекта (социальным осознанием и социальными навыками) подростков. Киберагрессия понимается как одна из форм деструктивного поведения в интернете. Виды киберагрессии выделяются на основании типологической модели киберагрессии, предложенной К. С. Рунионсом. Он описывает киберагрессию подростков через их мотивационные цели и способность к поведенческому самоконтролю. Сбор данных осуществлялся с помощью опросника «Типология киберагрессии», адаптированного для русскоязычной выборки в нашем исследовании, и методики «Шкала социального интеллекта Тромсо», адаптированной для русскоязычной выборки подростков А. Д. Наследовым и В. Ю. Семеновым. В исследовании приняли участие 317 подростков, учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга в возрасте 11–16 лет. Участие в исследовании было добровольным, каждый имел информированное согласие родителя. В ходе исследования у учащихся была выявлена склонность к проявлению киберагрессии на протяжении всего подросткового возраста, особенно ее произвольно-ответной формы. В целом подростки в большей степени оказались готовы проявить агрессию ради «мести» партнеру по интернет-коммуникации. Результаты исследования позволили зафиксировать взаимосвязи между склонностью к киберагрессии, социальным осознанием, социальными навыками и социальным интеллектом в целом. Корреляционные связи склонности к киберагрессии с социальными навыками отмечены только для 12–13-летних подростков. Для 15-летних подростков не выявлено ни единой связи между рассматриваемыми факторами. Регрессионный анализ позволил получить статистически значимую регрессионную модель как для суммарного показателя киберагрессии, так и для каждого отдельного фактора, но полученные предикторы не оказывают сильного влияния на склонность к проявлению киберагрессии. На основании полученных результатов мы предположили, что киберагрессия может иметь различные психологические причины. Таким образом, был сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к профилактике и коррекции киберагрессии подростков.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Антипина, С. С. (2021) Опросник «Типология киберагрессии»: структура и первичные психометрические характеристики. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 23, № 1, с. 113–122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-113-122

Антипина, С. С., Микляева, А. В. (2021) Взаимосвязь склонности к киберагрессии, агрессивности и эмпатии в подростковом возрасте. Российский психологический журнал, т. 18, № 2, с. 94–108. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.2.6

Аршанская (Шешукова), О. В. (2018) Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Тамбов: Юком, 85 с.

Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В. (2020) Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 101–115. https://doi.org/10.17759/pse.2020250309

Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2014) Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 11, № 3, с. 178–191.

Гилфорд, Дж. (1965) Три стороны интеллекта. В кн.: А. М. Матюшкин (ред.). Психология мышления. Сборник переводов с немецкого и английского. М.: Прогресс, с. 433–456.

Калиновская, М. А. (2011) Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков. Молодой ученый, № 3–2 (26), с. 88–91.

Карпович, Т. Н. (2002) Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста. Психология, № 3, с. 78–85.

Наследов, А. Д., Семенов, В. Ю. (2015) Модификация шкалы социального интеллекта Tromsø для российских школьников. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 4, с. 5–21.

Погорелова, Е. И., Арькова, И. В., Голубовская, А. C. (2016) Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга. Северо-Кавказский психологический вестник, т. 14, № 2, с. 47–53.

Серажетдинова, С. Д. (2020) Психолого-педагогические особенности воспитания подростков в цифровую эпоху. Международный студенческий научный вестник, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19882 (дата обращения 31.12.2021).

Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Дренева, А. А., Илюхина, С. Н. (2019) Мы в ответе за цифровой мир: профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. М.: Когито-Центр, 176 с.

Хломов, К. Д., Давыдов, Д. Г., Бочавер, А. А. (2019) Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право, т. 9, № 2, с. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219

Шаров, А. А. (2020) Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 2, с. 118–125. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-118-125

Ярец, А. Д., Хатулева, Д. С., Кирило, А. В. (2019) Разновидности конфликтов и агрессии в интернет- коммуникации. В кн.: Н. Н. Нижнева (ред.). Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 22 ноября 2019 г. T. 2. Минск: БГУ, с. 201–214.

Bauman, S., Bellmore, A. (2015) New directions in cyberbullying research. Journal of School Violence, vol. 14, no. 1, pp. 1–10. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.968281

Estevez, A., Jauregui, P., Lopez-Gonzalez, H. (2019) Attachment and behavioral addictions in adolescents: The mediating and moderating role of coping strategies. Scandinavian Journal of Psychology, vol. 60, no. 4, pp. 348–360. https://doi.org/10.1111/sjop.12547

Grigg, D. W. (2010) Cyber-aggression: Definition and concept of cyberbullying. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, vol. 20, no. 2, pp. 143–156. https://doi.org/10.1375/ajgc.20.2.143

Landazabal, M. G. (2017) Conducta antisocial: Conexion con bullying/cyberbullying y estrategias de resolucion de conflictos. Psychosocial Intervention, vol. 26, no. 1, pp. 47–54. https://doi.org/10.1016/j.psi.2015.12.002

Runions, K. C. (2013) Toward a conceptual model of motive and self-control in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation. Journal of Youth and Adolescence, vol. 42, no. 5, pp. 751–771. https://doi.org/10.1007/s10964-013-9936-2

Runions, K. C., Bak, M., Shaw, T. (2017) Disentangling functions of online aggression: The cyber-aggression typology questionnaire (CATQ). Aggressive Behavior, vol. 43, no. 1, pp. 74–84. https://doi.org/10.1002/ab.21663

Thorndike, E. L. (1920) Intelligence and its uses. Harper’s Magazine, vol. 140, pp. 227–235.

Vazsonyi, A. T., Machackova, H., Sevcikova, A. et al. (2012) Cyber-bullying in context: Direct and indirect effects by low self-control across 25 European countries. European Journal of Developmental Psychology, vol. 9, no. 2, pp. 210–227. https://doi.org/10.1080/17405629.2011.644919

Yudes, C., Rey Peña, L., Extremera Pacheco, N. (2019) Ciberagresión, adicción a internet e inteligencia emocional en adolescentes: un análisis de diferencias de género. Voces de la Educacion, no. 2, pp. 27–44. [Online]. Available at: https://www.revista.vocesdelaeducacion.com.mx/index.php/voces/article/view/210 (accessed 31.12.2021).

Zych, I., Beltrán-Catalán, M., Ortega-Ruiz, R., Llorent, V. J. (2018) Social and emotional competencies in adolescents involved in different bullying and cyberbullying roles. Revista de Psicodidactica, vol. 23, no. 2, pp. 86–93. https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2017.12.001

REFERENCES

Antipina, S. S. (2021) Oprosnik “Tipologiya kiberagressii”: struktura i pervichnye psikhometricheskie kharakteristiki [Cyber-aggression typology questionnaire: Structure and primary psychometric characteristics]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, vol. 23, no. 1, pp. 113–122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-113-122 (In Russian)

Antipina, S. S., Miklyaeva, A. V. (2021) Vzaimosvyaz’ sklonnosti k kiberagressii, agressivnosti i empatii v podrostkovom vozraste [Relationship among the tendency to cyber-aggression, aggressiveness, and empathy in adolescence]. Rossiiskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 18, no. 2, pp. 94–108. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.2.6 (In Russian)

Arshanskaya (Sheshukova), O. V. (2018) Psikhologicheskie usloviya stanovleniya sotsial’nogo intellekta: istoriya i sovremennost’ [Psychological conditions for the formation of social intelligence: History and modernity]. Tambov: Yukom Publ., 85 p. (In Russian)

Bauman, S., Bellmore, A. (2015) New directions in cyberbullying research. Journal of School Violence, vol. 14, no. 1, pp. 1–10. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.968281 (In English)

Bochaver, A. A., Khlomov, K. D. (2014) Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennykh tekhnologii [Cyberbullying: Bullying in the space of modern technologies]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 11, no. 3, pp. 178–191. (In Russian)

Bovina, I. B., Dvoryanchikov, N. V. (2020) Povedenie onlajn i oflajn: dve real’nosti ili odna? [Online and offline behavior: Two realities or one?]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 101–115. https://doi.org/10.17759/pse.2020250309 (In Russian)

Estevez, A., Jauregui, P., Lopez-Gonzalez, H. (2019) Attachment and behavioral addictions in adolescents: The mediating and moderating role of coping strategies. Scandinavian Journal of Psychology, vol. 60, no. 4, pp. 348–360. https://doi.org/10.1111/sjop.12547 (In English)

Gilford, J. (1965) Tri storony intellekta [The three sides of intelligence]. In: A. M. Matyushkin (ed.). Psikhologiya myshleniya. Sbornik perevodov s nemetskogo i anglijskogo [Psychology of thinking. Collection of translations from German and English]. Moscow: Progress Publ., pp. 433–456. (In Russian)

Grigg, D. W. (2010) Cyber-aggression: Definition and concept of cyberbullying. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, vol. 20, no. 2, pp. 143–156. https://doi.org/10.1375/ajgc.20.2.143 (In English)

Kalinovskaya, M. A. (2011) Osobennosti sotsial’nogo intellekta i vybora strategij povedeniya podrostkov [Features of social intelligence and the choice of strategies for adolescent behavior]. Molodoj uchenyj, vol. 2, no. 3, pp. 88–91. (In Russian)

Karpovich, T. N. (2002) Sotsial’nyj intellekt i puti ego razvitiya u uchashchikhsya yunosheskogo vozrasta [Social intelligence and ways of its development in adolescent students]. Psikhologiya, no. 3, pp. 78–85. (In Russian)

Khlomov, K. D., Davydov, D. G., Bochaver, A. A. (2019) Kiberbulling v opyte rossijskikh podrostkov [Cyberbullying in the experience of Russian teenagers]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 9, no. 2, pp. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219 (In Russian)

Landazabal, M. G. (2017) Conducta antisocial: Conexion con bullying/cyberbullying y estrategias de resolucion de conflictos [Antisocial behavior: connection with bullying/cyberbullying and conflict resolution]. Psychosocial Intervention, vol. 26, no. 1, pp. 47–54. https://doi.org/10.1016/j.psi.2015.12.002 (In Spanish)

Nasledov, A. D., Semenov, V. Yu. (2015) Modifikatsiya shkaly sotsial’nogo intellekta Tromsø dlya rossiiskikh shkol’nikov [Modification of the Tromsø social intelligence scale for the Russian school pupils]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, no. 4, pp. 5–21. (In Russian)

Pogorelova, E. I., Ar’kova, I. V., Golubovskaya, A. C. (2016) Psikhologicheskie osobennosti podrostkov, vklyuchennykh v situatsiyu kiberbullinga [Psychological features of adolescents, involved in cyberbullying situations]. Severo- Kavkazskij psikhologicheskij vestnik — North-Caucasian Psychological Bulletin, vol. 14, no. 2, pp. 47–53. (In Russian)

Runions, K. C. (2013) Toward a conceptual model of motive and self-control in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation. Journal of Youth and Adolescence, vol. 42, no. 5, pp. 751–771. https://doi.org/10.1007/ s10964-013-9936-2 (In English)

Runions, K. C., Bak, M., Shaw, T. (2017) Disentangling functions of online aggression: The cyber-aggression typology questionnaire (CATQ). Aggressive Behavior, vol. 43, no. 1, pp. 74–84. https://doi.org/10.1002/ab.21663 (In English)

Serazhetdinova, S. D. (2020) Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti vospitaniya podrostkov v tsifrovuyu epokhu [Psychological and pedagogical features of teaching teenagers in a digital epoch]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik — European Student Scientific Journal, no. 1. [Online]. Available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19882 (accessed 31.12.2021). (In Russian)

Sharov, A. A. (2020) Izmerenie kiberagressii: razrabotka russkoyazychnogo analoga oprosnika CYBA [Measuring cyber aggression: Development of Russian version of CYBA questionnaire]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 2, pp. 118–125. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-118-125 (In Russian)

Soldatova, G. U., Chigar’kova, S. V., Dreneva, A. A., Ilyukhina, S. N. (2019) My v otvete za tsifrovoj mir: profilaktika destruktivnogo povedeniya podrostkov i molodezhi v Internete [We are responsible for the digital world: Preventing destructive behavior of adolescents and young people on the Internet]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 176 p. (In Russian)

Thorndike, E. L. (1920) Intelligence and its use. Harper’s Magazine, vol. 140, pp. 227–235. (In English)

Vazsonyi, A. T., Machackova, H., Sevcikova, A. et al. (2012) Cyber-bullying in context: Direct and indirect effects by low self-control across 25 European countries. European Journal of Developmental Psychology, vol. 9, no. 2, pp. 210–227. https://doi.org/10.1080/17405629.2011.644919 (In English)

Yarets, A. D., Khatuleva, D. S., Kirilo, A. V. (2019) Raznovidnosti konfliktov i agressii v internet-kommunikatsii [Varieties of conflicts and aggression in Internet communication]. In: N. N. Nizhneva (ed.). Idei. Poiski. Resheniya: sbornik statej i tezisov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov, studentov 22 noyabrya 2019 g. [Ideas. Quest. Solutions: Collection of articles and abstracts of the XIII International scientific and practical conference of teachers, graduate students, undergraduates, students November 22, 2019]. Vol. 2. Minsk: Belarussian State University Publ., pp. 201–214. (In Russian)

Yudes, C., Rey Peña, L., Extremera Pacheco, N. (2019) Ciberagresión, adicción a internet e inteligencia emocional en adolescentes: un análisis de diferencias de género [Cyberbullying, internet addiction and emotional intelligence in adolescents: A gender difference analysis]. Voces de la Educacion, no. 2, pp. 27–44. [Online]. Available at: https://www.revista.vocesdelaeducacion.com.mx/index.php/voces/article/view/210 (accessed 31.12.2021). (In Spanish)

Zych, I., Beltrán-Catalán, M., Ortega-Ruiz, R., Llorent, V. J. (2018) Social and emotional competencies in adolescents involved in different bullying and cyberbullying roles. Revista de Psicodidactica, vol. 23, no. 2, pp. 86–93. https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2017.12.001 (In English)

Загрузки

Опубликован

20.08.2022

Выпуск

Раздел

Статьи