Субъективное ощущение одиночества у юношей и девушек в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19: кросс-культурное исследование

Авторы

  • Анна Александровна Брега Институт высшего образования Глион

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-101-111

Ключевые слова:

субъективное ощущение одиночества, вынужденная самоизоляция, кросс-культурное исследование, общение, взаимодействие

Аннотация

Введение. В статье осуществлен анализ исследования субъективного ощущения одиночества, с которым столкнулись молодые люди во время режима вынужденной самоизоляции при пандемии СOVID-19 в разных странах. Целью настоящего исследования стало изучение субъективного ощущения одиночества юношей и девушек из России, Испании и Англии в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19.

Материалы и методы. Объектом исследования стали юноши и девушки из России, Испании и Англии. В эмпирическом исследовании приняли участие 119 человек, из которых 45 человек из России, 37 человек из Испании и 37 человек из Англии. Возраст респондентов — от 18 до 30 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы: 1) Опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко; 2) Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Исследование проводилось посредством онлайн-анкетирования. Анкеты распространялись в студенческой среде методом «снежный ком» через Интернет, через социальные сети.

Результаты исследования. Самоизоляция предполагает ограничение социального и межличностного взаимодействия, участия в жизни общества, а значит, способствует переживанию изолированности и одиночества. Анализ субъективного переживания одиночества показал, что в период вынужденной самоизоляции ощущение одиночества оказалось самым высоким у молодежи из Испании, а самым низким у респондентов из России. Это связано, вероятно, с особенностями поведения, принятыми в разных странах. Кроме того, было установлено, что для юношей и девушек из России и Англии этот фактор связан с автономией: чем ниже автономность человека, тем больше выражено ощущение субъективного одиночества. Для испытуемых из Испании связей между показателями субъективного ощущения одиночества и психологического благополучия не выявлено.

Заключение. Полученные результаты вносят вклад в дальнейшее изучение субъективного ощущения одиночества, а также актуальных на сегодняшний день вопросов, связанных с последствиями переживания молодыми людьми вынужденной самоизоляции в период пандемии COVID-19 и изменениями системы отношений на фоне этого обстоятельства.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Артемцева, Н. Г. (2019) Субъективное ощущение одиночества как предиктор созависимости. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 4, № 2 (14), с. 147–169.

Гришина, Н. В. (2021) Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной. Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8315/ (дата обращения 20.10.2021).

Зинченко, Е. В., Рудя, И. А. (2015) Субъективное ощущение одиночества у женщин. Северо-Кавказский психологический вестник, т. 13, № 4, с. 58–60.

Киреева, Л. Е., Родионова, В. И., Швачкина, Л. А. (2020) Социальная ситуация неопределенности: специфика восприятия и переживания страхов студентами в период вынужденной самоизоляции. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Фундаментальные и прикладные научные исследования. Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции (15 июня 2020 г.). Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение, с. 173–175.

Клименко, Е. В. (2020) Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением. Молодой ученый, № 22 (312), с. 471–475.

Конобеевская, Н. Н. (2017) Взаимосвязь субъективно переживаемого одиночества и адаптации студентов. В кн.: Р. Ф. Идрисов, А. П. Андреев, А. П. Вихрян и др. (ред.). Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в контексте социальной безопасности в современном российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 сентября 2017 г.). Коломна: Изд-во ГСГУ, с. 145–150.

Котлярова, В. В., Киреева, Л. Е. (2020) Виды страхов и саморегуляции поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции. Общество: социология, психология, педагогика, № 7 (75), с. 70–76. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.11

Ломоносов, К. А., Саранчева, Н. В. (2017) Актуальность исследования взаимосвязи субъективного ощущения одиночества с темпераментом в студенческой среде методом количественного контент-анализа. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции (17 апреля 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, с. 245–248.

Макарова, Е. Ю., Цветкова, Н. А. (2020) Психологические особенности реакций на стресс, обусловленный режимом самоизоляции в период пандемии COVID-19. E-Scio, № 10 (49), с. 145–157.

Примаков, В. Л., Саутина, Е. Г. (2018) Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, № 1 (794), с. 244–254.

Рыжакова, Е. В. (2018) Проблема одиночества современной студенческой молодежи. Нижегородский психологический альманах, № 1, c. 1–6.

Сидячева, Н. В., Зотова, Л. Э. (2020) Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты. Современные наукоемкие технологии, № 5, с. 218–225. https://doi.org/10.17513/snt.38060

Соколовская, И. Э. (2020) Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции. Цифровая социология, т. 3, № 2, с. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

Сочивко, Д. В., Симакова, Т. А. (2020) Метод исследования психологических эффектов самоизоляции. Прикладная юридическая психология, № 3 (52), с. 19–36. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.3(52).019-036

Субботский, Е. В. (2020) Самоизоляция и парадоксы сознания. Психологическая газета, 25 мая 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8270/ (дата обращения 20.10.2021).

Astorga, M., Litago, J. D. U., Rodríguez, M. J. M., Silva, M. C. F. (2008). La soledad percibida y su asociación con tipos de personalidad en adolescentes españoles. Revista Argentina de Clínica Psicológica, vol. 27, no. 1, p. 44–52. https://doi.org/10.24205/03276716.2018.1046

Gene-Badia, J., Rodrigues, R. (2020) Perfiles de soledad y aislamiento social en poblacion urbana. Atencion Primaria, vol. 52, no. 4, рp. 224–232. https://doi.org/10.1016/j.aprim.2018.09.012

REFERENCES

Artemtseva, N. G. (2019) Sub’ektivnoe oshchushchenie odinochestva kak prediktor sozavisimosti [One’s subjective feelings of lonelinessof loneliness as codependence predictor]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 4, no. 2 (14), pp. 147–169. (In Russian)

Astorga, M., Litago, J. D. U., Rodríguez, M. J. M., Silva, M. C. F. (2008). La soledad percibida y su asociación con tipos de personalidad en adolescentes españoles [Perceived loneliness and its association with personality types in Spanish adolescents]. Revista Argentina de Clínica Psicológica, vol. 27, no. 1, p. 44–52. https://doi.org/10.24205/03276716.2018.1046 (In Spanish)

Gene-Badia, J., Rodrigues, R. (2020) Perfiles de soledad y aislamiento social en poblacion urbana [Profiles of loneliness and social isolation in urban population]. Atencion Primaria, vol. 52, no. 4, рp. 224–232. https://doi.org/10.1016/j.aprim.2018.09.012 (In Spanish)

Grishina, N. V. (2021) Ekzistentsial’nyj optimizm i pessimizm: doklad Natalii Grishinoj [Existential optimism and pessimism: Presentation by Natalia Grishina]. Psikhologicheskaya gazeta. [Online]. Available at: https://psy.su/feed/8315/ (accessed 20.10.2021). (In Russian)

Kireeva, L. E., Rodionova, V. I., Shvachkina, L. A. (2020) Sotsial’naya situatsiya neopredelennosti: spetsifika vospriyatiya i perezhivaniya strakhov studentami v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Social situations of uncertainty: specifics of perception and experience of fears by students during the period of forced self-isolation]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Fundamental’nye i prikladnye nauchnye issledovaniya. Aktual’nye voprosy. Dostizheniya i innovatsii. Sbornik statej XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (15 iyunya 2020 g.) [Fundamental and applied scientific research. Current issues, achievements and innovations. Collection of articles of the XXXV International Scientific and Practical Conference (June 15, 2020)]. Pt. 2. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 173–175. (In Russian)

Klimenko, E. V. (2020) Fenomen sub’ektivnogo perezhivaniya odinochestva tsifrovym pokoleniem [The phenomenon of subjective experience of loneliness digital generation]. Molodoj uchenyj, no. 22 (312), pp. 471–475. (In Russian)

Konobeevskaya, N. N. (2017) Vzaimosvyaz’ sub’ektivno perezhivaemogo odinochestva i adaptatsii studentov [The relationship between subjectively experienced loneliness and adaptation of students] In: R. F. Idrisov, A. P. Andreev, A. P. Vikhryan et al. (eds.). Aktual’nye problemy sotsial’no-pedagogicheskoj deyatel’nosti v kontekste sotsial’noj bezopasnosti v sovremennom rossijskom obshchestve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (29 sentyabrya 2017 g.) [Actual problems of social and pedagogical activity in the context of social security in modern Russian society. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (September 29, 2017)]. Kolomna: SEVSU Publ., pp. 145–150. (In Russian)

Kotlyarova, V. V., Kireeva, L. E. (2020) Vidy strakhov i samoregulyatsiya povedeniya studencheskoj molodezhi v situatsii vynuzhdennoj samoizolyatsii [Types of fears and self-regulation of student youth behavior in a situation of forced self-isolation]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 7 (75), pp. 70–76. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.11 (In Russian)

Lomonosov, K. A., Sarancheva, N. V. (2017) Aktual’nost’ issledovaniya vzaimosvyazi sub’ektivnogo oshchushcheniya odinochestva s temperamentom v studencheskoj srede metodom kolichestvennogo kontent-analiza [The relevance of the study of the relationship between the subjective feeling of loneliness and temperament in the student environment by the method of quantitative content analysis] In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Sovremennye nauchnye issledovaniya: aktual’nye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Sbornik statej pobeditelej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (17 aprelya 2017 g.) [Modern scientific research: Topical issues, achievements and innovations. Collection of articles by the winners of the III International Scientific and Practical Conference (April 17, 2017)]. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 245–248. (In Russian)

Makarova, E. Yu., Tvetkova, N. A. (2020) Psikhologicheskie osobennosti reaktsij na stress, obuslovlennyj rezhimom samoizolyatsii v period pandemii COVID-19 [Psychological characteristics of reactions to stress caused by self-isolation during the COVID-19 pandemic]. E-Scio, no. 10 (49), pp. 145–157. (In Russian).

Primakov, V. L., Sautina, E. G. (2018) Odinochestvo studencheskoj molodezhi kak sotsial’nyj fenomen [Loneliness of students as a social phenomenon]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki — Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, no. 1 (794), pp. 244–254. (In Russian)

Ryzhakova, E. V. (2018) Problema odinochestva sovremennoj studencheskoj molodezhi [Problem of loneliness of modern student youth]. Nizhegorodskij psikhologicheskij al’manakh, no. 1, pp. 1–6. (In Russian)

Sidyacheva, N. V., Zotova, L. E. (2020) Situatsiya vynuzhdennoj samoizolyatsii v period pandemii: psikhologicheskij i akademicheskij aspekty [Situation of forced self-isolation during the pandemic: Psychological and academic aspects]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, no. 5, pp. 218–225. https://doi.org/10.17513/snt.38060 (In Russian)

Sokolovskaya, I. E. (2020) Sotsial’no-psikhologicheskie faktory udovletvorennosti studentov v usloviyakh tsifrovizatsii obucheniya v period pandemii COVID-19 i samoizolyatsii [Socio-psychological factors of students’ satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation]. Tsifrovaya sotsiologiya — Digital Sociology, vol. 3, no. 2, pp. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54 (In Russian)

Sochivko, D. V., Simakova, T. A. (2020) Metod issledovaniya psikhologicheskikh effektov samoizolyatsii [Research method of psychological effects of self-isolation]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 3 (52), pp. 19–36. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.3(52).019-036 (In Russian)

Subbotskij, E. V. (2020) Samoizolyatsiya i paradoksy soznaniya [Self-isolation and paradoxes of consciousness]. Psikhologicheskaya gazeta, 25 May, 2020. [Online]. Available at: https://psy.su/feed/8270/ (accessed 20.10.2021). (In Russian).

Zinchenko, E. V., Rudia, I. A. (2015) Sub’ektivnoe oshchushchenie odinochestva u zhenshchin [The subjective feeling of loneliness among women]. Severo-Kavkazskij psikhologicheskij vestnik, vol. 13, no. 4, pp. 58–60. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи