Психологическая технология повышения стрессоустойчивости у представителей экстремальных профессий

Авторы

  • Уалит Саламатович Алиев РАНХиГС

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-372-384

Ключевые слова:

психологическая технология, стрессоустойчивость, экстремальные профессии, офицеры высшего командного состава, военнослужащие, профилактическая программа, тренинг развития стрессоустойчивости

Аннотация

Сотрудники экстремального профиля подвергаются влиянию различных негативных профессиональных факторов, которые деформируют индивидуальные механизмы борьбы со стрессом. В результате формируются специфичные личностные особенности, свойственные конкретным экстремальным воздействиям. Эти воздействия вызывают повышенные требования к личности сотрудника, определяя профессионально важные качества. Развитие необходимых навыков, стабилизация эмоционального состояния, а также предотвращение формирования нежелательных стрессовых последствий требует применения психологических технологий повышения стрессоустойчивости для представителей экстремальных профессий.

Цель исследования — разработка психологических технологий повышения стрессоустойчивости с учетом специфики экстремального труда на примере представителей высшего командного состава ВС РФ. Объектом выступили представители экстремальных профессий. Проведение исследования включало организацию констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. В первом случае была проведена психологическая диагностика участников с помощью блока методик: «Шкала психологического стресса PSM-25», Л. Лемур, Р. Тесье, Л. Филлион (адаптация Н. Е. Водопьяновой); «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)», С. Е. Хобфолл (адаптация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой); опросник «Прогноз-2», В. Ю. Рыбников; «Шкала самооценки тревожности» Ч. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина; «Диагностика социально-психологической адаптации», К. Р. Роджерс и Р. Е. Даймонд; «Культурно-независимый тест интеллекта GCFT-2», Р. Б. Кеттелл; анкеты «Симптомы стресса» и «Способы снятия стресса» С. М. Шингаева. Далее в рамках формирующего эксперимента была создана и реализована программа психологической помощи специалистам экстремального труда, включая тренинговые элементы и психологическое консультирование. Для оценки результатов была организована повторная диагностика всех участников. В исследовании приняли участие 570 человек.

Было выявлено и доказано, что интеллект, эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность и эффективные способы совладания со стрессом — потенциальные ресурсы, позволяющие повысить стрессоустойчивость представителей экстремальных профессий. Психологическая программа на основе данных результатов показала свою эффективность по всем параметрам, кроме интеллектуальных особенностей. Следовательно, учет профессиональной специфики целесообразно использовать в разработке программ помощи.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алиев, Х. М. (2003) Метод Ключ в борьбе со стрессом. Ростов-на-Дону: Феникс, 320 с.

Боев, О. И., Лекомцева, О. В., Боев, И. В. (2016) Психофизиологическая характеристика военнослужащих, участников боевых действий. Медицинский вестник Северного Кавказа, т. 11, № 4, с. 547–550. https://doi.org/10.14300/mnnc.2016.11130

Гонсалес, Л. (2014) Остаться в живых: психология поведения в экстремальных ситуациях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 325 c.

Грецов, А. Г. (2008) Психологические тренинги с подростками. СПб: Питер, 368 с.

Дербин, П. А. (2012) Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у военнослужащих. Успехи современного естествознания, № 6, с. 213–214.

Ичитовкина, Е. Г., Злоказова, М. В., Соловьев, А. Г. (2017) Системный мониторинг психического здоровья комбатантов — сотрудников полиции. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 205 с.

Кобозев, И. Ю. (2016) Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 1 (69), с. 205–209.

Куликов, Л. В. (2004) Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 464 с.

Монина, Г. Б., Раннала, Н. В. (2009) Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 250 с.

Новикова, И. А., Зехова, М. С. (2011) Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации. Медицинская психология в России: электронный научный журнал, № 5. [Электронный ресурс]: URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_5_10/nomer/nomer06.php (дата обращения 22.11.2021).

Смирнова, Н. Н., Соловьев, А. Г., Корехова, М. В., Новикова, И. А. (2017) Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 161 с.

Шульц, И. Г. (1985) Аутогенная тренировка. М: Медицина, 32 с.

Achim, A. C. (2014) Risk management issues in policing: from safety risks faced by law enforcement agents to occupational health. Procedia Economics and Finance, vol. 15, pp. 1671–1676. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00639-X

Davis, M., Eshelman, E. R., McKay, M. (2000) The Relaxation and stress reduction workbook. 5th ed., rev. Oakland: New Harbinger Publ., 310 p.

Elkin, А. (1999) Stress Management for dummies. Foster City: Hungry Minds Publ., 336 p.

Ogle, A. D., Young, J. A. (2016) USAF Special tactics operator combat exposure and psychological stress. Military Psychology, vol. 28, no. 3, pp. 123–133. https://doi.org/10.1037/mil0000121

Sanberg, E. L., Brito, C. S., Luna, A. M., McFadden, S. M. (2010) Guide to occupational health and safety for law enforcement executives. Washington: Police Executive Research Forum Publ., 74 p.

Shakespeare-Finch, J. (2011) Primary and secondary trauma in emergency personnel. Traumatology, vol. 17, no. 4, pp. 1–2. https://doi.org/10.1177/1534765611431834

Upadyaya, K., Vartiainen, M., Salmela-Aro, K. (2016) From job demands and resources to work engagement, burnout, life satisfaction, depressive symptoms, and occupational health. Burnout Research, vol. 3, no. 4, pp. 101–108. https://doi.org/10.1016/j.burn.2016.10.001

REFERENCES

Achim, A. C. (2014) Risk management issues in policing: from safety risks faced by law enforcement agents to occupational health. Procedia Economics and Finance, vol. 15, pp. 1671–1676. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00639-X (In English)

Aliev, Kh. M. (2003) Metod Klyuch v bor’be so stressom [Method “The key” in dealing with stress]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 320 p. (In Russian)

Boev, O. I., Lekomtseva, O. V., Boev, I. V. (2016) Psikhofiziologicheskaya kharakteristika voennosluzhashchikh, uchastnikov boevykh dejstvij [Psychophysiological characteristic of soldiers, combat veterans]. Meditsinskij vestnik Severnogo Kavkaza — Medical News of North Caucasus, vol. 11, no. 4, pp. 547–550. https://doi.org/10.14300/mnnc.2016.11130 (In Russian)

Davis, M., Eshelman, E. R., McKay, M. (2000) The Relaxation and stress reduction workbook. 5th ed., rev. Oakland: New Harbinger Publ., 310 p. (In English)

Derbin, P. A. (2012) Sotsial’no-psikhologicheskie tekhnologii formirovaniya stressoustojchivosti u voennosluzhashchikh [Socio-psychological technologies for the formation of stress resistance in military personnel]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya — Advances in Current Natural Sciences, no. 6, pp. 213–214. (In Russian)

Elkin, А. (1999) Stress Management for dummies. Foster City: Hungry Minds Publ., 336 p.

Gonzales, L. (2014) Ostat’sya v zhivykh: psikhologiya povedeniya v ekstremal’nykh situatsiyakh [Deep survival: Who lives, who dies, and why]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 325 p. (In Russian)

Gretsov, A. G. (2008) Psikhologicheskie treningi s podrostkami [Psychological trainings with teenagers]. Saint Petersburg: Piter Publ., 368 p. (In Russian)

Ichitovkina, E. G., Zlokazova, M. V., Solov’ev, A. G. (2017) Sistemnyj monitoring psikhicheskogo zdorov’ya kombatantov — sotrudnikov politsii [Systemic monitoring of the mental health of combatants–police officers]. Arkhangelsk: Northern State Medical University Publ., 205 p. (In Russian)

Kobozev, I. Yu. (2016) Psikhoprofilaktika i korrektsiya professional’nogo stressa sotrudnikov OVD [Psychoprevention and correction of a professional stress of staff of Department of Internal Affairs]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii — Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 1 (69), pp. 205–209. (In Russian)

Kulikov, L. V. (2004) Psikhogigiena lichnosti. Voprosy psikhologicheskoj ustojchivosti i psikhoprofilaktiki [Psychohygiene of the individual. The questions of psychological stability and psychoprophylaxis]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)

Monina, G. B., Rannala, N. V. (2009) Trening “Resursy stressoustojchivosti” [Training “Resources of stress resistance”]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 250 p. (In Russian)

Novikova, I. A., Zekhova, M. S. (2011) Psikhologicheskij stress u pedagogov, prokhodyashchikh protseduru attestatsii [Psychological stress among teachers undergoing the certification procedure.]. Medicinskaâ psihologiâ v Rossii, no. 5. [Online]. Available at: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_5_10/nomer/nomer06.php (accessed 22.11.2021). (In Russian)

Ogle, A. D., Young, J. A. (2016) USAF Special tactics operator combat exposure and psychological stress. Military Psychology, vol. 28, no. 3, pp. 123–133. https://doi.org/10.1037/mil0000121 (In English)

Sanberg, E. L., Brito, C. S., Luna, A. M., McFadden, S. M. (2010) Guide to occupational health and safety for law enforcement executives. Washington: Police Executive Research Forum Publ., 74 p. (In English)

Shakespeare-Finch, J. (2011) Primary and secondary trauma in emergency personnel. Traumatology, vol. 17, no. 4, pp. 1–2. https://doi.org/10.1177/1534765611431834 (In English)

Schultz, I. H. (1985) Autogennaya trenirovka [Übungsheft für das autogene Fraining]. Moscow: Meditsina Publ., 32 p. (In Russian)

Smirnova, N. N., Solov’ev, A. G., Korekhova, M. V. Novikova, I. A. (2017) Professional’nyj stress i stressoustojchivost’ spetsialistov ekstremal’nogo profilya deyatel’nosti [Professional stress and stress resistance of specialists with an extreme profile of activity]. Arkhangelsk: Northern State Medical University Publ., 161 p. (In Russian)

Upadyaya, K., Vartiainen, M., Salmela-Aro, K. (2016) From job demands and resources to work engagement, burnout, life satisfaction, depressive symptoms, and occupational health. Burnout Research, vol. 3, no. 4, pp. 101–108. https://doi.org/10.1016/j.burn.2016.10.001 (In English)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи