Профилактика наркозависимости у обучающихся в Эстонии

Авторы

  • Ольга Леонидовна Василевич Коммерческое товарищество «Лечебный центр зависимости Нарва»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-53-60

Ключевые слова:

наркозависимость, профилактика, факторы риска, факторы защиты, Эстония, молодежь, школа, профилактические программы

Аннотация

В данной статье обсуждается проблема профилактики наркозависимости у обучающихся в Эстонии. Согласно результатам международных исследований, показатели употребления наркотиков 15–16-летними школьниками в Эстонии выше, чем во многих других странах Европейского союза, что иллюстрирует актуальность задачи поиска эффективных путей профилактики наркотизации обучающихся. За последние десятилетия проведено немало исследований с целью найти ответ на вопрос – как сократить или отсрочить возможное употребление психоактивных веществ молодежью? Прежние программы профилактики употребления психоактивных веществ, в первую очередь, подчеркивали важность информирования обучающихся: составлялись описания психоактивных веществ, их воздействий и способов употребления, приводились их цены, использовалась тактика устрашения. Однако оценка таких программ показала, что одно лишь информирование и запугивание наркотиками не снижают уровень употребления психоактивных веществ учащимися. Современные стратегии профилактики зависимости от наркотиков, эффективность которых доказана научными исследованиями, направлены на снижение факторов риска заболевания наркоманией или на усиление протективных факторов, которые понижают восприимчивость к болезни. К числу эффективных профилактических действий можно отнести развитие социальных навыков у обучающихся и членов их семей, формирование благоприятной среды в образовательных учреждениях, формирование антинаркотических установок и ценностей здорового образа жизни в обществе. В статье дана краткая характеристика программ профилактики наркозависимости, реализуемых в образовательных учреждениях Эстонии, показана значимость междисциплинарного взаимодействия для достижения наибольшего эффекта профилактической работы. Вместе с тем отмечается ряд факторов, снижающих эффективность профилактических программ, в числе которых слабые межведомственные связи, затрудняющие межведомственное взаимодействие, дефицит специалистов, имеющих профессиональные навыки в сфере профилактики наркозависимости, недостаточный уровень научных исследований эффективности применения зарубежных профилактических программ в условиях системы образования Эстонии. Автор подчеркивает актуальность задач, связанных с оценкой эффективности реализуемых профилактических программ, а также повышением квалификации врачей, педагогов, психологов и социальных работников в области наркопрофилактики.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Воробьев, С. (2016) Основные данные об употреблении наркотиков в Эстонии 2017. Отчет об исследовании. Таллин: Институт развития здоровья, 3 с.

Егоров, А.Ю. (2002) Возрастная наркология. СПб.: Дидактика Плюс; М.: Институт общегуманитарных исследований, 272 с.

Косарецкая, С.В., Косарецкий, С.Г., Синягина, Н.Ю. (2006) Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения. СПб.: КАРО, 400 с.

Кулль, М., Саат, Х., Кийве, Э., Пыйклик, Э. (2016) Книга для учителя основной школы по профилактике употребления психоактивных веществ. Таллин: Институт развития здоровья, Ecoprint AS, 342 с.

Лыхмус, Л., Рюйтель, К., Лемсалу, Л. (2016) Знания, отношение и поведение в отношении ВИЧ среди молодежи. Таллин: Институт развития здоровья: Ecoprint AS. 100 с.

Пятницкая, И.Н. (1994) Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 544 с.

Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. (2003) Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Издательский центр «Академия», 176 с.

EMCDDA: Best-practice portal. [Online]. Available at: http://www.emcdda.europa.eu/best-practice (accessed 11.04.2019).

Kellam, S.G., Brown, C.H., Poduska, J.M. et al. (2008) Effects of a universal classroom behavior management program in first and second grades on young adult behavioral, psychiatric, and social outcomes. Drug and Alcohol Dependence, vol. 95, suppl. 1, pp. S5–S28. DOI: 10.1016/j.drugalcdep.2008.01.004

The ESPAD Report 2015. Results from the European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs. (2016) Luxembourg: Publications Office of the European Union, 101 p.

REFERENCES

Egorov, A.Yu. (2002) Vozrastnaya narkologiya [Age addiction]. Saint Petersburg: Didaktika Plyus Publ.; Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanij Publ., 272 p. (In Russian)

EMCDDA: Best-practice portal. [Online]. Available at: http://www.emcdda.europa.eu/best-practice (accessed 11.04.2019) (In English)

Kellam, S.G., Brown, C.H., Poduska, J.M. et al. (2008) Effects of a universal classroom behavior management program in first and second grades on young adult behavioral, psychiatric, and social outcomes. Drug and Alcohol Dependence, vol. 95, suppl. 1, pp. S5–S28. DOI: 10.1016/j.drugalcdep.2008.01.004 (In English)

Kosareckaya, S.V., Kosareckij, S.G., Sinyagina, N.Yu. (2006) Neformal’nye ob’edineniya molodezhi: Profilaktika asocial’nogo povedeniya [Informal Youth Associations: Prevention of Asocial Behavior]. Saint Petersburg: KARO Publ., 400 p. (In Russian)

Kull, M., Saat, H., Kiive, E., Poiklik, E. (2016) Kniga dlya uchitelya osnovnoj shkoly po profilaktike upotrebleniya psihoaktivnykh veshchestv [A book for a primary school teacher on the prevention of the use of psychoactive substances]. Tallinn: National Institute for Health Development; Ecorpint AS Publ., 342 p. (In Russian)

Lyhmus, L., Ryujtel’, K., Lemsalu, L. (2016) Znaniya, otnoshenie i povedenie v otnoshenii VICh sredi molodezhi [Knowledge, attitudes and behavior regarding HIV among young people]. Tallinn: National Institute for Health Development: Ecorpint AS Publ., 100 p. (In Russian)

Pyatnickaya, I.N. (1994) Narkomanii: Rukovodstvo dlya vrachej [Drug addiction: guide for doctors]. Moscow: Meditsina Publ., 544 p. (In Russian)

Sirota, N.A., Yaltonskij, V.M. (2003) Profilaktika narkomanii i alkogolizma [Prevention of drug addiction and alcoholism]. Moscow: Akademiya Publ., 176 p. (In Russian)

The ESPAD Report 2015. Results from the European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs. (2016) Luxembourg: Publications Office of the European Union, 101 p. (In English)

Vorob’ev, S. (2016) Osnovnye dannye ob upotreblenii narkotikov v Estonii 2017. Otchet ob issledovanii [Basic data on drug use in Estonia 2017. Study report]. Tallinn: National Institute for Health Development Publ., 3 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

04.06.2019

Выпуск

Раздел

Статьи