Критика когнитивных теорий происхождения эмоций

Авторы

  • Евгений Александрович Пырьев Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-258-265

Ключевые слова:

эмоции, природа эмоций, когнитивные теории эмоций, врожденный характер эмоций, нейронный механизм происхождения эмоций

Аннотация

В настоящей работе представлена критика когнитивных теорий, объясняющих природу появления эмоций. Выполнен анализ информационной, потребностной, смыслообразующей и других теорий происхождения эмоций. Высказывается сомнение, что эмоции появляются только по факту удовлетворения потребностей, а полнота информации об объекте определяет положительные эмоции, тогда как ограниченность информации — отрицательные. Также подвергается сомнению, что эмоции являются результатом несоответствия потребностей способностям человека. Доказывается, что наряду с когнитивными теориями происхождения эмоций возможен биологический подход, который рассматривает врожденные, даже генетические механизмы появления эмоций. Такие эмоции имеют нейрофизиологическую, то есть природную основу и вырастают из нейронных процессов ретикулярной формации продолговатого мозга. В этом случае когнитивные структуры не принимают прямого участия в появлении эмоций. Наоборот, эмоция сама оказывает непроизвольное влияние на когнитивный аппарат психики человека и его моторику. В аспекте когнитивной оценки рассматриваются базовые и надбазовые эмоции. Если базовые эмоции запускаются врожденными триггерами, то надбазовые — приобретенными в процессе жизнедеятельности конкретного человека. Надбазовые или социализированные эмоции чаще всего имеют когнитивную природу происхождения и появления их в психике. Такие эмоции имеют осознанный характер, так как появляются по факту когнитивной оценки стимула; в свою очередь, появление базовых эмоций, основанных на врожденных стимулах, чаще всего человеком не осознается. Целью исследования выступило положение о преодолении в научной литературе конструктов о доминировании когнитивных механизмов происхождения эмоций. Объектом исследования выступили эмоции, природа их происхождения. Предметом исследования стала критика когнитивного подхода происхождения эмоций и обоснование важности биологического подхода, где важная роль отводится врожденным и генетическим механизмам появления эмоций. Методологической базой исследования стал анализ научных исследований по проблеме природы и появления в психике базовых эмоций.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Берковиц, Л. (2007) Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 510 с.

Быков, К. М. (отв. ред.). (1954) Павловские клинические среды. Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках: в 3 т. Т. 1: 1931–1933. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 644 с.

Вилюнас, В. К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 283 с.

Данилова, Н. Н., Крылова, А. Л. (1989) Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 398 с.

Зенков, Л. Р. (1994) Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия. В кн.: Ю. В. Макогоненко (ред.). Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», с. 201–212.

Ильин, Е. П. (2007) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 782 с.

Леонтьев, А. Н. (2009) Потребности, мотивы и эмоции. В кн.: Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман (ред.). Психология мотивации и эмоций. М.: АСТ Астрель, с. 47–66.

Панфёров, В. Н. (1982) Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. Вопросы психологии, № 5, с. 139–141.

Панфёров, В. Н. (2016) Психологический конструкт социальной перцепции. В кн.: В. С. Белгородский, О. В. Кащеев, В. В. Зотов, И. В. Антоненко (ред.). Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Международная научно-практическая конференция. Ч. 8. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», с. 51–57.

Пейпец, Дж. (1962) Висцеральный мозг, его строение и связи. В кн.: Г. Г. Джаспер (ред.). Ретикулярная формация мозга. М.: Медгиз, с. 520–532.

Пырьев, Е. А. (2015) Мотивационная функция эмоций в «теории связей». Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 177, с. 35–42.

Пырьев, Е. А., Старшинова, Е. С. (2017) Эмоциональный аспект профессиональной мотивации студентов вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № V10, с. 36–44. DOI: 10.24422/MCITO.2017.V10.7757

Рубинштейн, С. Л. (1946) Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 698 с.

Симонов, П. В. (1966) Что такое эмоция? М.: Наука, 93 с.

Смолова, Л. В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР, 712 с.

Фресс, П. (1975) Эмоции. В кн.: П. Фресс, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев (ред.). Экспериментальная психология. Вып. 5. М.: Прогресс, с. 111–195.

Хомская, Е. Д., Батова, Н. Я. (1998) Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: Российское педагогическое агентство, 268 с.

Юнг, К. Г. (2007) Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. СПб.: Азбука-классика, 238 с.

Festinger, L. (1957) A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 291 p.

Hess, W. R. (1969) Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Georg Thieme, 77 p.

Lasarus, R. S. (1974) Cognitive and coping prosesses in emotion. In: B. Weiner (ed.). Cognitive views of human motivation. New York: Academic Press, pp. 21–32.

LeDoux, J. E. (1993) Emotional memory systems in the brain. Behavioural Brain Research, vol. 58, no. 1–2, pp. 69–79. DOI: 10.1016/0166-4328(93)90091-4

Leeper, R. W. (1965) Some needed developments in the motivational theory of emotions. In: D. Levine (ed.). Nebraska symposium on motivation. Vol. 13. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 26–66.

Lindsley, D. B. (1951) Emotion. In: S. S. Stevens (ed.). Handbook of experimental psychology. New York: Wiley, pp. 473–516.

REFERENCES

Berkowitz, L. (2007) Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol’: luchshij v mire uchebnik po psikhologii agressii [Aggression: Its causes, consequences and control: The world’s best textbook on the psychology of aggression]. Saint Petersburg: Prajm-EVROZNAK Publ., 510 p. (In Russian)

Bykov, K. M. (ed.). (1954) Pavlovskie klinicheskie sredy. Stenogrammy zasedanij v nervnoj i psikhiatricheskoj klinikakh: v 3 t. T. 1: 1931–1933 [Pavlov’s clinical environments. Shorthand notes of proceedings in nervous and psychiatric clinics: In 3 vols. Vol. 1: 1931–1933]. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., 644 p. (In Russian)

Danilova, N. N., Krylova, A. L. (1989) Fiziologiya vysshej nervnoj deyatel’nosti [Physiology of higher nervous activity]. Moscow: Moscow State University Publ., 398 p. (In Russian)

Festinger, L. (1957) A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 291 p. (In English)

Fraisse, P. (1975) Emotsii [Emotion]. In: P. Fraisse, J. Piaget, A. N. Leont’ev (eds.). Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental psychology]. Iss. 5. Moscow: Progress Publ., pp. 111–195. (In Russian)

Hess, W. R. (1969) Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Georg Thieme, 77 p. (In English)

Il’in, E. P. (2007) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 782 p. (In Russian)

Jung, C. G. (2007) Analiticheskaya psikhologiya: teoriya i praktika. Tavistokskie lektsii [Analytical psychology: Its theory and practice. The Tavistock lectures]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 238 p. (In Russian)

Khomskaya, E. D., Batova, N. Ya. (1998) Mozg i emotsii. Nejropsikhologicheskoe issledovanie [Brain and emotions. Neuropsychological research]. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 268 p. (In Russian)

Lasarus, R. S. (1974) Cognitive and coping prosesses in emotion. In: B. Weiner (ed.). Cognitive views of human motivation. New York: Academic Press, pp. 21–32. (In English)

LeDoux, J. E. (1993) Emotional memory systems in the brain. Behavioural Brain Research, vol. 58, no. 1–2, pp. 69–79. DOI: 10.1016/0166-4328(93)90091-4 (In English)

Leeper, R. W. (1965) Some needed developments in the motivational theory of emotions. In: D. Levine (ed.). Nebraska symposium on motivation. Vol. 13. Lincoln: University of Nebraska Press, pp. 26–66. (In English)

Leont’ev, A. N. (2009) Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. In: Yu. B. Gippenreyter, M. V. Falikman (eds.). Psikhologiya motivatsii i emotsij [Psychology of motivation and emotions]. Moscow: AST Astrel’ Publ., pp. 47–66. (In Russian)

Lindsley, D. B. (1951) Emotion. In: S. S. Stevens (ed.). Handbook of experimental psychology. New York: Wiley, pp. 473–516. (In English)

Panferov, V. N. (1982) Kognitivnye etalony i stereotipy vzaimopoznaniya lyudej [Cognitive standards and stereotypes of mutual understanding of people]. Voprosy psychologii, no. 5, pp. 139–141. (In Russian)

Panferov, V. N. (2016) Psikhologicheskij konstrukt sotsial’noj pertseptsii [Psychological construct of the social perception]. In: V. S. Belgorodskij, O. V. Kashcheev, V. V. Zotov, I. V. Antonenko (eds.). Gumanitarnye osnovaniya sotsial’nogo progressa: Rossiya i sovremennost’. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Humanitarian foundations of social progress: Russia and the present. International Scientific and Practical Conference]. Pt. 8. Moscow: Moscow State University of Design and Technology, pp. 51–57. (In Russian)

Papez, J. (1962) Vistseral’nyj mozg, ego stroenie i svyazi [Visceral brain, its structure and connections]. In: H. H. Jasper (ed.). Retikulyarnaya formatsiya mozga [Reticular formation of the brain]. Moscow: Medgiz Publ., pp. 520–532. (In Russian)

Pyriev, E. A. (2015) Motivatsionnaya funktsiya emotsij v “teorii svyazej” [The motivational function of emotions in the “theory of relations”]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 177, pp. 35–42. (In Russian)

Pyriev, E. A., Starshinova, E. S. (2017) Emotsional’nyj aspekt professional’noj motivatsii studentov vuza [Emotional aspect of professional motivation of university students]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept”, no. V10, pp. 36–44. DOI: 10.24422/MCITO.2017.V10.7757 (In Russian)

Rubinstein, S. L. (1946) Osnovy obshchej psikhologii [Basis of general psychology]. 2nd ed. Moscow: Uchpedgiz Publ., 698 p. (In Russian)

Simonov, P. V. (1966) Chto takoe emotsiya? [What is emotion?]. Moscow: Nauka Publ., 93 p. (In Russian)

Smolova, L. V. (2010) Psikhologiya vzaimodejstviya s okruzhayushchej sredoj (ekologicheskaya psikhologiya) [Psychology of interaction with the environment (environmental psychology)]. Saint Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Publ., 712 p. (In Russian)

Viliūnas, V. K. (1990) Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow: Moscow State University Publ., 283 p. (In Russian)

Zenkov, L. R. (1994) Bessoznatel’noe i soznanie v aspekte mezhpolusharnogo vzaimodejstviya [Unconscious and Consciousness in the aspect of inter-hemispheric interaction]. In: Yu. V. Makogonenko (ed.). Bessoznatel’noe. Mnogoobrazie videniya [Unconscious. Diversity of views]. Novocherkassk: Agentstvo “Saguna” Publ., pp. 201–212. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи