Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-277-287Ключевые слова:
арт-терапия, эмоциональные нарушения, эмоции, агрессия, дошкольный возраст, психологическая коррекция, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия, программа коррекцииАннотация
В статье рассматривается популярный метод психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста — арт-терапия. Достаточно часто применение техник арт-терапии в практике проводится без достаточной подготовки специалистов, использующих этот метод, а также без учета возрастных особенностей детской психики. Развитие эмоциональной сферы занимает важное место в становлении личности ребенка. В данной статье освещены проблемы развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, отражены современные представления об эмоциональных процессах и эмоциональном развитии; в частности, уделено внимание причинам появления состояний фрустрации у ребенка, в том числе находящих выражение в проявлениях агрессии. Основной целью данной статьи является раскрытие возможностей применения частных методов арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с эмоциональными состояниями дошкольников для поиска эффективных способов нейтрализации агрессивных проявлений и ресурсов, необходимых для развития личности детей.
Автор представляет арт-терапию как самостоятельное психотерапевтическое направление, базирующееся на идеях З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, К. Роджерса и развивающееся множеством современных направлений психологической практики. Целью данного метода служит гармонизация и развитие психики человека. В связи с этим автор обосновывает применимость методов арт-терапии для коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, рассматривает наиболее часто применяемые техники арт-терапии. Описаны используемые методы, приведены примеры техник и упражнений, показана необходимость внедрения метода арт-терапии в работу дошкольных психологов и педагогов. Отдельно внимание уделено способам нейтрализации агрессивных проявлений — психотерапевтическому методу коррекции эмоциональных состояний агрессии. Автор обращает внимание на частные методы арт-терапии, такие как изотерапия, сказкотерапия, глинотерапия, которые помогают детям дошкольного возраста проработать неосознаваемые мотивы поведения. Приводятся примеры рекомендуемых техник, в том числе авторских. Также даны рекомендации по разработке программ коррекции эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста, охарактеризованы групповая и индивидуальная формы арт-терапевтической работы на примере программы коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников, апробированной в Центре семьи Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ахмедова, С. (2012) Методы арт-терапии в работе с агрессивными детьми. S. p.: Lambert Academic Publishing, 88 с.
Бетенски, М. (2002) Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-Пресс, 256 с.
Божович, Л. И. (2008) Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 398 с.
Володина, С. А. (2016) Влияние образовательной среды на развитие мышления ребенка. В кн.: Т. Н. Сахарова (ред.). Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л. С. Выготского. Т. 1. М.: МПГУ, 499 с.
Выготский Л.С. (2003) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 512 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. (2015) Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 256 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Тихонова, Е. А. (2003) Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 208 с.
Изард, К. Э. (2009) Психология эмоций. СПб.: Питер, 464 с.
Киселева, М. В. (2006) Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 160 с.
Киселева, М. В. (2007) Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 330 с.
Киселева, Т. Ю., Беловолова, С. П. (2010) Арт-терапия как психолого- педагогическая технология. Сибирский педагогический журнал, № 11, с. 218–225.
Копытин, А. И. (2002) Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 80 с.
Копытин, А. И. (ред.). (2012) Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. М.: Когито-Центр, 286 с.
Копытин, А. И., Свистовская, Е. Е. (2017) Арт-терапия детей и подростков. 2-е изд. М.: Когито-Центр, 196 с.
Кряжева, Н. Л. (2004) Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 184 с.
Лебедева, Л. Д. (2003) Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 256 с.
Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. (2006) Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 176 с.
Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (2007) Эмоции. В кн.: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко (ред.). Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://psychological.slovaronline.com/2078- EMOTSII (дата обращения 24.04.2020).
Оклендер, В. (2005) Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. М.: Класс, 336 с.
Романов, А. А. (2006) Направленная игротерапия агрессивности и конфликтности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Плэйт, 48 с.
Тарарина, Е. (2017) Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапии. М.: Вариант, 208 с.
Эльконин, Д. Б. (2007) Детская психология. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 384 с.
REFERENCES
Akhmedova, S. (2012) Metody art-terapii v rabote s agressivnymi det’mi [Art therapy methods in working with aggressive children]. S. p.: Lambert Academic Publishing, 88 p. (In Russian)
Betensky, M. (2002) What do you see? Phenomenology of therapeutic art expression. Moscow: Eksmo-Press Publ., 256 p. (In Russian)
Bozhovich, L. I. (2008) Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 398 p. (In Russian)
El’konin, D. B. (2007) Detskaya psikhologiya [Child psychology]. 4th ed. Moscow: Akademia Publ., 384 p. (In Russian)
Izard, С. E. (2009) The psychology of emotions. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)
Kiseleva, M. V. (2006) Art-terapiya v rabote s det’mi [Art therapy in working with children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 160 p. (In Russian)
Kiseleva, M. V. (2007) Art-terapiya v prakticheskoj psikhologii i sotsial’noj rabote [Art therapy in practical psychology and social work]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 330 p. (In Russian)
Kiseleva, T. Yu., Belovolova, S. P. (2010) Art-terapiya kak psikhologo- pedagogicheskaya tekhnologiya [Art therapy as a psycho-educational technology]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 11, pp. 218–225. (In Russian)
Kopytin, A. I. (2002) Diagnostika v art-terapii. Metod “Mandala” [Diagnostics in art therapy. The “Mandala” method]). Saint Petersburg: Rech’ Publ., 80 p. (In Russian)
Kopytin, A. I. (ed.). (2012) Metody art-terapevticheskoj pomoshchi detyam i podrostkam. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt [Methods of art-therapeutic care for children and adolescents. Native and foreign experience]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 286 p. (In Russian)
Kopytin, A. I., Svistovskaya, E. E. (2017) Art-terapiya detej i podrostkov [Art therapy for children and adolescents]. 2nd ed. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 196 p. (In Russian)
Kryazheva, N. L. (2004) Razvitie emotsional’nogo mira detej [Developing the emotional world of children]. Ekaterinburg: U-Faktoriya Publ., 184 p. (In Russian)
Lebedeva, L. D. (2003) Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatij [Art therapy practice: Approaches, diagnostics, training system]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)
Lyutova, E. K., Monina, G. B. (2006) Trening obshcheniya s rebenkom (period rannego detstva) [Training of communication with a child (early childhood)]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 176 p. (In Russian)
Meshcheryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (2007) Emotsii [Emotions]. In: B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko (eds.). Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [Large psychological dictionary]. [Online]. Available at: https://psychological. slovaronline.com/2078-EMOTSII (accessed 24.04.2020). (In Russian)
Oaklander, V. (2005) Windows to our children. A gestalt therapy approach to children and adolescents. Moscow: Klass Publ., 336 p. (In Russian)
Romanov, A. A. (2006) Napravlennaya igroterapiya agressivnosti i konfliktnosti u detej: al’bom diagnosticheskikh i korrektsionnyh metodik [Directed game therapy of children’s aggression and conflicts: Album of diagnostic and corrective techniques]. Moscow: Plejt Publ., 48 p. (In Russian)
Tararina, E. (2017) Shkatulka mastera. Praktikum po art-terapii [Master’s box. Art therapy workshop]. Moscow: Variant Publ., 208 p. (In Russian)
Volodina, S. A. (2016) Vliyanie obrazovatel’noj sredy na razvitie myshleniya rebenka [Influence of the educational environment on the development of a child’s thinking]. In: T. N. Sakharova (ed.). Sbornik dokladov po rezul’tatam nauchno-prakticheskoj konferentsii “Chelovek v mire neopredelennosti: metodologiya kul’turno-istoricheskogo poznaniya”, priurochennoj k 120-letiyu L. S. Vygotskogo [Collection of reports on the results of the scientific and practical conference “Man in the world of uncertainty: methodology of cultural and historical knowledge”, dedicated to the 120th anniversary оf L. S. Vygotsky]. Vol. 1. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ., 499 p. (In Russian)
Vygotsky, L. S. (2003) Igra i ee rol’ v psihicheskom razvitii rebenka [Psihologiya razvitiya rebenka]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 512 p. (In Russian)
Zinkevich-Evstigneeva, T. D. (2015) Igra s peskom. Praktikum po pesochnoj terapii [Playing with sand. Sand therapy workshop]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)
Zinkevich-Evstigneeva, T. D., Tikhonova, E. A. (2003) Proektivnaya diagnostika v skazkoterapii [Projective diagnostics in fairy-tale therapy]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 208 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Елена Валерьевна Маркман
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.