Эффективность труда педагогических работников с разным типом психологической готовности к инновациям

Авторы

  • Игорь Олегович Загашев ЧОУ «Русская Христианская Гуманитарная Академия»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-188-198

Ключевые слова:

психологическая готовность к инновациям, эффективность педагогического труда, психологическое обеспечение инновационных процессов в организации, профиль эффективного инноватора

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между эффективностью труда педагогических работников и их преобладающим типом психологической готовности к инновациям. Автор рассматривает термины «инновация» и «психологическая готовность к инновациям» с позиций теории отношений В. Н. Мясищева и теории жизненного цикла инновации Й. Шумпетера. В представленном исследовании, помимо базовой экспериментальной гипотезы, проверяется предположение о выборочном влиянии методов стимулирования труда на эффективность деятельности.

Тема стимулирования педагогического труда имеет свою историю, которую невозможно рассматривать вне психологического содержания профессиональной деятельности педагогических работников. В Российской Федерации исследование взаимосвязи между административно-финансовыми аспектами деятельности педагогов и их эффективностью в ситуации инновационных преобразований стало особо актуальным с 2012 года, когда в образовательные учреждения стали вводить дополнительные соглашения к трудовым договорам, так называемые «эффективные контракты». В этих «эффективных контрактах» прописывались дополнительные критерии деятельности педагогических работников, призванные, как планировалось, повысить эффективность труда педагогов в ситуации инновационных преобразований: внедрения новых образовательных стандартов, новых информационно-коммуникативных технологий и организационных изменений.

Автор статьи, базируясь на теории отношений, разработанной В. Н. Мясищевым, предлагает содержательно новое понимание термина психологической готовности работников к инновациям. Новизна заключается, во-первых, в структурном представлении этого термина в контексте базовых отношений работника: к образу своей профессиональной деятельности, к своей компетентности и к своей роли; а, во-вторых, рассмотрение актуальности каждого типа готовности к инновациям в контексте жизненного инновационного цикла по Й. Шумпетеру. Объектом исследования явился педагогический коллектив, который в течение трех учебных лет находился во внешнеобусловленной инновационной ситуации.

Результатами исследования стали выявленные взаимосвязи между доминирующим типом психологической готовности к инновациям и эффективностью педагогического работника в ситуации системных организационных изменений и описание организационно-психологического профиля «эффективного инноватора».

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Авакян, И. Б. (2012) Особенности готовности педагогов к инновациям в условиях различного социально-психологического климата педагогических коллективов средних специальных учреждений. Научные проблемы гуманитарных исследований, № 5, с. 84–95.

Белова, Н. А. (2011) Заработная плата советских учителей в 1920–1960-е гг. Ярославский педагогический вестник, т. 1, № 1, с. 36–38.

Загашев, И. О. (2010a) Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5-2, с. 418–420.

Загашев, И. О. (2010b) Психологические аспекты управления инновациями в организациях. В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. СПб.: Речь, с. 514–553.

Каплан, Р. С., Нортон, Д. П. (2003) Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 304 с.

Курбатова, М., Левин, С. (2013) Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования. Журнал институциональных исследований, т. 5, № 1, с. 55–80.

Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. (2009) Методика исследования отношения личности к инновациям. Альманах современной науки и образования, № 4 (23), ч. 2, с. 89–96.

Михалкина, Е. В., Алешин, В. А. (2013) Эффективный контракт как институт социально-трудовых отношений в сфере высшего образования. Terra Economicus, т. 11, № 3, с. 89–100.

Медынский, В. Г. (2002) Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 295 с.

Мясищев, В. Н. (1995) Психология отношений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 356 с.

Назаренко, В. В. (2009) Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности (на примере торговых работников). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Современная гуманитарная академия, 27 с.

Письмо Минобрнауки № АП-1073 от 20.06.2013 г. «О разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников». (2013) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/45 (дата обращения 02.05.2020).

Приказ Минтруда России № 167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта». (2013) [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/75?plus=1 (дата обращения 10.06.2020).

Распоряжение Правительства РФ № 2190-р от 26 ноября 2012 г. «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». (2012) [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/91 (дата обращения 10.06.2020).

Родионова, Е. А. (2010) Психология мотивации и стимулирования персонала. В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. СПб.: Речь, с. 289–341.

Собрание законодательства РФ № 49 от 3 декабря 2012 года, ст. 6909. (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002012049000&docid=164 (дата обращения 10.06.2020).

Уваров, А. Ф., Осипов, Ю. М. (2006) Понятие термина «инновация» в деятельности учебно-инновационного комплекса. Инновации, № 2 (89), с. 84–85.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». (2012) Российская газета, № 102 (5775), 9 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения 02.05.2020).

Шугаль, Н. Б., Угольнова, Л. Е. (2013) Эффективный контракт в образовании. По данным статистики и Мониторинга экономики образования. Вопросы образования, № 3, с. 141–151.

Шумпетер, И. (1982) Теория экономического развития. М.: Прогресс, 456 с.

De Spiegelaere, S., Van Gyes, G., De Witte, H., Van Hootegem, G. (2015) Job design, work engagement and innovative work behavior: A multi-level study on Karasek’s learning hypothesis. Management Revue, vol. 26, no. 2, pp. 123–137. DOI: 10.1688/mrev-2015-02-DeSpiegelaere

Lawler, E. E. (1994) From job-based to competency-based organizations. Journal of Organizational Behavior, vol. 15, no. 1, pp. 3–15. DOI: 10.1002/job.4030150103

REFERENCES

Avakyan, I. B. (2012) Osobennosti gotovnosti pedagogov k innovatsiyam v usloviyakh razlichnogo sotsial’nopsikhologicheskogo klimata pedagogicheskikh kollektivov srednikh special’nykh uchrezhdenij [Peculiarities of teachers’ readiness for innovations in the conditions of different socio-psychological climate of pedagogical collectives of secondary special institutions]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanij, no. 5, pp. 84–94. (In Russian)

Belova, N. A. (2011) Zarabotnaya plata sovetskikh uchitelej v 1920–1960-e gg. [Salaries of Soviet teachers in the 1920–1960s]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, vol. 1, no. 1, pp. 36–38. (In Russian)

De Spiegelaere, S., Van Gyes, G., De Witte, H., Van Hootegem, G. (2015) Job design, work engagement and innovative work behavior: A multi-level study on Karasek’s learning hypothesis. Management Revue, vol. 26, no. 2, pp. 123–137. DOI: 10.1688/mrev-2015-02-DeSpiegelaere (In English)

Kaplan, R. S., Norton, D. P. (2003) The balanced scorecard. Translating strategy into action. Moscow: Olimp-Biznes Publ., 304 p. (In Russian)

Kurbatova, M., Levin, S. (2013) Effektivnyj kontrakt v sisteme vysshego obrazovaniya RF: teoreticheskie podkhody i osobennosti institutsional’nogo proektirovaniya [An effective contract in the higher education system of the Russian Federation: Theoretical approaches and features of institutional design]. Zhurnal institutsional’nykh issledovanij — Journal of Institutional Studies, vol. 5, no. 1, pp. 55–80. (In Russian)

Lawler, E. E. (1994) From job-based to competency-based organizations. Journal of Organizational Behavior, vol. 15, no. 1, pp. 3–15. DOI: 10.1002/job.4030150103 (In English)

Lebedeva, N. M., Tatarko, A. N. (2009) Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovatsiyam [Methods of researching the relationship of the individual to innovation]. Al’manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya, no. 4 (23), pt 2, pp. 89–96. (In Russian)

Medynskij, V. G. (2002) Innovatsionnyj menedzhment [Innovation management]. Moscow: INFRA-M Publ., 295 p. (In Russian)

Mihalkina, E. V., Aleshin, V. A. (2013) Effektivnyj kontrakt kak institut sotsial’no-trudovykh otnoshenij v sfere vysshego obrazovaniya [An effective contract as an institution of social and labor relations in the field of higher education]. Terra Economicus, vol. 11, no. 3, pp. 89–100. (In Russian)

Myasishchev, V. N. (1995) Psikhologiya otnoshenij [Psychology of relationships]. Moscow: Institut prakticheskoj psikhologii Publ.; Voronezh: NPO “MODEK” Publ., 356 p. (In Russian)

Nazarenko, V. V. (2009) Psikhologicheskie determinanty effektivnosti professional’noj deyatel’nosti (na primere torgovykh rabotnikov) [Psychological determinants of the effectiveness of professional activities (for example, trade workers)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Modern Humanity Academy, 27 p. (In Russian)

Pis’mo Minobrnauki № AP-1073 ot 20.06.2013 g. “O razrabotke pokazatelej effektivnosti deyatel’nosti gosudarstvennykh (munitsipal’nykh) uchrezhdenij v sfere obrazovaniya, ikh rukovoditelej i otdel’nykh kategorij rabotnikov” [The letter from the Ministry of science education No. AP-1073 dated by 20 June 2013 “On the development of performance indicators of state (municipal) institutions in the field of education, their leaders and certain categories of workers”]. [Online]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/45 (accessed 02.05.2020). (In Russian)

Prikaz Mintruda Rossii № 167n ot 26 aprelya 2013 g. “Ob utverzhdenii rekomendatsij po oformleniyu trudovykh otnoshenij s rabotnikom gosudarstvennogo (munitsipal’nogo) uchrezhdeniya pri vvedenii effektivnogo kontrakta” [Order of the Ministry of Labor of Russia No. 167n 26 April 2013 “On approval of recommendations on registration of labor relations with an employee of a state (municipal) institution upon the implementing of an effective contract”]. (2013) [Online]. Available at: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/75?plus=1 (accessed 10.06.2020). (In Russian)

Rasporyazhenie Pravitel’stva RF № 2190-r ot 26 noyabrya 2012 “Ob utverzhdenii Programmy poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipal’nykh) uchrezhdeniyakh na 2012–2018 gody” [Order of the Government of the Russian Federation No. 2190-r of 26 November 2012 “On the approval of the Program of gradual improvement of the system of remuneration of labor in state (municipal) institutions for 2012–2018”]. (2012) [Online]. Available at: https://mintrud.gov.ru/docs/government/91 (accessed 10.06.2020). (In Russian)

Rodionova, E. A. (2010) Psikhologiya motivatsii i stimulirovaniya personala [Psychology of staff motivation and stimulation]. In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologicheskoe obespechenie professional’noj deyatel’nosti: teoriya i praktika [Psychological support of professional activities: Theory and practice]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 289–341. (In Russian)

Schumpeter, J. (1982) The theory of economic development. Moscow: Progress Publ., 456 p. (In Russian)

Shugal’, N. B., Ugol’nova, L. E. (2013) Effektivnyj kontrakt v obrazovanii. Po dannym statistiki i Monitoringa ekonomiki obrazovaniya [Effective contract in education. According to statistics and Monitoring the economy of education]. Voprosy obrazovaniya — Education Studies, no. 3, pp. 141–151. (In Russian)

Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federatsii № 49 ot 3 dekabrya 2012 goda, st. 6909 [Collection of legislation of the Russian Federation No. 49 of 3 December 2012, art. 6909]. [Online]. Available at: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002012049000&docid=164 (accessed 10.06.2020). (In Russian)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2012 goda № 597 “O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoj sotsial’noj politiki” [Decree of the President of the Russian Federation of 7 May 2012 No. 597 “On measures for the implementation of state social policy”]. (2012) Rossijskaya gazeta, no. 102 (5775), 9 May. [Online]. Available at: https://rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (accessed 02.05.2020). (In Russian)

Uvarov, A. F., Osipov, Yu. M. (2006) Ponyatie termina “Innovatsiya” v deyatel’nosti uchebno-innovatsionnogo kompleksa [The concept of the term “Innovation” in the activities of the educational and innovation complex]. Innovatsii — Innovations, no. 2 (89), pp. 84–85. (In Russian)

Zagashev, I. O. (2010a) Psikhologicheskaya gotovnost’ k innovatsiyam kak uslovie effektivnosti vnedreniya sistemy upravleniya kachestvom [Psychological readiness for innovation as a condition for the effectiveness of the implementation of a quality management system]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj Akademii Nauk — Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 12, no. 5-2, pp. 418–420. (In Russian)

Zagashev, I. O. (2010b) Psikhologicheskie aspekty upravleniya innovatsiyami v organizatsiyakh [Psychological aspects of innovation management in organizations]. In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologicheskoe obespechenie professional’noj deyatel’nosti: teoriya i praktika [Psychological aspects of innovation management in organizations.]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 514–553. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи