Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности отношениями с сиблингом
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-68-78Ключевые слова:
сиблинги, удовлетворенность отношениями, ценностные ориентацииАннотация
В семье, где воспитывается несколько детей, помимо традиционной супружеской и детско-родительской подсистемы, выделяется подсистема сиблинговых отношений.
Их уникальность заключается в том, что в течение всей жизни сиблинги способны влиять на мировосприятие и мироощущение друг друга, их взаимоотношения вносят вклад в становление личностей сиблингов. Уникальность таких взаимоотношений кроется и в том, что они начинаются в системе, где у ребенка нет возможности выбора того, какого пола будет его брат или сестра, и сколько внимания он(а) будет получать от своих родителей.
В данной статье приведены результаты пилотажного исследования, посвященного изучению взаимосвязей между удовлетворенностью взаимоотношениями с сиблингом и ценностными ориентациями личности. В исследовании приняло участие 63 человека: 10 участников мужского пола, у которых есть брат, 14 участников мужского пола, у которых есть сестра, 23 участника женского пола, у которых есть брат, 16 участников женского пола, у которых есть сестра. В качестве инструмента для сбора данных использовались адаптированная методика «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» А. Н. Волковой, «Ценностные ориентации — 36 (ЦО-36)» В. Н. Куницына. Анализ данных осуществлялся при помощи корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона (r). Результаты исследования показывают, что уровень удовлетворенности различными сторонами взаимоотношений человека со своими братьями или сестрами имеет взаимосвязи с разнообразными ценностными ориентациями, как собственными, так и ожидаемыми от сиблинга. Специфика этих взаимосвязей имеет свои особенности в подвыборках людей, имеющих однополых или разнополых сиблингов.
Независимо от половой принадлежности сиблингов центральное место принадлежит сформированным ценностям собственной личности (своих потребностей, интересов, целей в жизни) и ценности семейных отношений.
В парах братьев повышению удовлетворенности отношений может способствовать опора на такие ценности, как ответственность, в парах сестер — ценность настоящей дружбы, равноправного партнерского отношения. В парах братьев и сестер большее значение имеет ориентация на терпеливость и принятие отличий другого.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Адлер, А. (1997) Наука жить. Киев: Port-Royal, 287 с.
Алмазова, О. В. (2013) Типология взаимоотношений взрослых сиблингов. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 134–146.
Андреева, Т. В. (2004) Семейная психология. СПб.: Речь, 244 с.
Гуриева, С. Д. (ред.). (2019) Социальная психология общения: теория и практика. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 389 с. DOI: 10.12737/monography_5c23288728a5b4.76219099
Иванова, Н. В. (2002) Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Череповец: ЧГУ, 150 с.
Казанцева, Т. В. (2011) Социально-психологические детерминанты межличностных привязанностей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 205 с.
Кон, И. С. (1980) Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 255 с.
Круглова, Е. В. (2009) Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 15, № 3, с. 127–131.
Куницына, В. Н. (2010) Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи. В кн.: В. Н. Куницына (ред.). Семья в современном мире. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, с. 42–53.
Леман, К. (2007) Порядок рождения. Киев: Брайт Букс, 448 с.
Лукьянченко, Н. В., Аликин, И. А. (2005) Системная семейная психотерапия М. Боуена. Красноярск: РИО СиБУП, 95 с.
Мясищев, В. Н. (1995) Психология отношений. М.; Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 356 с.
Обозов, Н. Н. (1979) Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 321 с.
Остроухова, А. И. (ред.). (2015) Семейное устройство детей-сиблингов. Методическое пособие по повышению профессиональной компетенции специалистов системы семейного устройства детей-сирот, служб сопровождения семей и детей. Ставрополь: Литера, 72 с.
Райгородский, Д. Я. (2002) Психология семьи. Самара: БАХРАХ-М, 752 с.
Шнейдер, Л. Б. (2000) Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 512 с.
Якимова, Т. В. (2011) Особенности общения сиблингов в условиях детского дома. Культурно-историческая психология, № 4, с. 23–28.
Boer, F., Dunn, J. (eds.). (1992) Children’s sibling relationships: Developmental and clinical issues. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 165 p.
Narchal, R., Shukla, J. D. (1986) Family size and its effect on personality and adjustment. Journal of Psychological Researches, vol. 30, no. 3, pp. 156–160.
REFERENCES
Adler, A. (1997) Nauka zhit’ [The science of living]. Kiev: Port-Royal Publ., 287 p. (In Russian)
Almazova, O. V. (2013) Tipologiya vzaimootnoshenij vzroslykh siblingov [The typology of relationships among adult siblings]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 134–146. (In Russian)
Andreeva, T. V. (2004) Semejnaya psikhologiya [Family psychology]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 244 p. (In Russian)
Boer, F., Dunn, J. (eds.). (1992) Children’s sibling relationships: Developmental and clinical issues. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 165 p. (In English)
Gurieva, S. D. (ed.) (2019) Sotsial’naya psikhologiya obshcheniya: teoriya i praktika [Social psychology of communication: Theory and practice]. 2nd ed. Moscow: INFA-M Publ., 389 p. DOI: 10.12737/monography_5c23288728a 5b4.76219099 (In Russian)
Ivanova, N. V. (2002) Formirovanie sotsial’nogo prostranstva otnoshenij rebenka v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [Formation of the social space of the child’s relations in a preschool educational institution]. Cherepovets: Cherepovets State University Publ., 150 p. (In Russian)
Kazantseva, T. V. (2011) Sotsial’no-psikhologicheskiye determinanty mezhlichnostnoy privyazannosti [Social and psychological determinants of interpersonal attachments.]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 205 p. (In Russian)
Kon, I. S. (1980) Druzhba. Etiko-psikhologicheskij ocherk [Frendships. Ethical and psychological essay]. Moscow: Politizdat Publ., 255 p. (In Russian)
Kruglova, E. V. (2009) Stil’ privyazannosti i otnosheniya s romanticheskim partnerom u siblingov [The style of attachments and relationship with a romantic partner in siblings]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 15, no. 3, pp. 127–131. (In Russian)
Kunitsyna, V. N. (2010) Metody izucheniya semeynykh tsennostey i vzaimodeystviya vnutri sem’i [Methods of studying family values and interaction within the family]. In: V. N. Kunitsyna (ed.). Sem’ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 42–53. (In Russian)
Leman, K. (2007) Poryadok rozhdeniya [The order of birth]. Kiev: Brajt Buks Publ., 448 p. (In Russian)
Luk’yanchenko, N. V., Alikin, I. A. (2005) Sistemnaya semejnaya psikhoterapiya M. Bouena [The system family psychotherapy by M. Bowen]. Krasnoyarsk: Siberian Institute of Business, Management and Psychology Publ., 95 p. (In Russian)
Myasishchev, V. N. (1995) Psikhologiya otnoshenij [Psychology of relationships]. Moscow; Voronezh: Institut prakticheskoj psikhologii Publ.; MODEK Publ., 356 p. (In Russian)
Narchal, R., Shukla, J. D. (1986) Family size and its effect on personality and adjustment. Journal of Psychological Researches, vol. 30, no. 3, pp. 156–160. (In English)
Obozov, N. N. (1979) Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersnal relationships]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 321 p. (In Russian)
Ostroukhova, A. I. (ed.). (2015) Semejnoe ustrojstvo detej-siblingov. Metodicheskoe posobie po povysheniyu professional’noj kompetentsii spetsialistov sistemy semejnogo ustrojstva detej-sirot, sluzhb soprovozhdeniya semej i detej [Family arrangement of sibling children. A toolkit for enhancing the professional competence of specialists in the family housing system of orphans, support services for families and children]. Stavropol: Litera Publ., 72 p. (In Russian)
Rajgorodskij, D. Ya. (2002) Psikhologiya sem’i [Psychology of family]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 752 p. (In Russian)
Shnejder, L. B. (2000) Psikhologiya semejnykh otnoshenij [Psychology of family relationships]. Moscow: Aprel’-Press Publ.; EKSMO-Press Publ., 512 p. (In Russian)
Yakimova, T. V. (2011) Osobennosti obshcheniya siblingov v usloviyakh detskogo doma [Features of sibling’s communication in the conditions of an orphanage]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, no. 4, pp. 23–28. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Екатерина Анатольевна Юмкина, Анна Алексеевна Медведева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.