Ценностные основания родительских воспитательных практик в ретроспективном восприятии взрослых детей

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-502-522

Ключевые слова:

родительско-детские отношения, стиль воспитания, семейное взаимодействие, ценностные ориентации, развитие личности

Аннотация

Введение. Изучение родительско-детских отношений в ценностно-смысловом контексте представляется важным в поиске оптимальных моделей семейного взаимодействия и условий гармоничного личностного развития детей. В статье проводится анализ ценностных оснований родительских воспитательных практик в ретроспективном восприятии детей старшего школьного и студенческого возраста, рассматривается специфика взаимосвязей различных стилей семейного воспитания с ценностно-смысловой сферой личности.

Материалы и методы. В исследовании использовались диагностические методики «Родос», «Ценностные ориентации-36» (ЦО-36), разработанные В. Н. Куницыной, демографическая анкета «Моя семья». Получены эмпирические данные, характеризующие выраженность и распространенность восьми стилей семейного взаимодействия и семейной атмосферы доверия, их зависимость от демографических характеристик семьи, рассмотрены взаимосвязи родительско-детских отношений с ценностными ориентациями матерей (в рефлексивном восприятии детей), актуальными ценностями детей и ценностным рассогласованием в родительско-детских диадах. Выборку составили студенты и старшеклассники Северо-Западного региона России (403 человека в возрасте от 15 до 30 лет).

Результаты исследования. Наиболее распространены и выражены в родительской практике конструктивные стили взаимодействия с детьми: либерально-поддерживающий, доверительный и личностно-развивающий. Деструктивные стили представлены в меньшей степени и обусловлены девальвацией ценностного отношения к личности ребенка. Общими ценностными основаниями родительско-детских отношений выступают семейные ценности, положительно коррелирующие с позитивными стилями воспитания, семейной атмосферой доверия и образующие отрицательные связи с гиперопекой, авторитарным принуждением, равнодушно-дистанционными, угрожающими и опасливо-враждебными отношениями в семье. К важным аксиологическим основаниям позитивных стилей воспитания относятся духовно-нравственные ценности, толерантность, ценности межличностных отношений, нормативного и конформного поведения, безопасность, независимость. В нарушенных родительско-детских отношениях выявляется дефицитарность этих групп ценностей. Также установлено, что характер вовлеченности родителей в жизнь детей и форма предъявления требований к детям имеют качественную специфику в ценностных предпочтениях детей и в их рефлексивном восприятии ценностей родителей.

Заключение. Характер родительско-детских отношений взаимосвязан с ценностными ориентациями родителей и детей и выступает одним из важных условий становления ценностной сферы и гармоничного развития личности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева, Н. Н., Берсенева, И. В. (2022) Ценностные установки матерей в современных моделях родительства. Социальная психология и общество, т. 13, № 2, с. 163–176. https://doi.org/10.17759/sps.2022130211

Бурменская, Г. В. (2018) Принятие-отвержение как фактор детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в детстве и взрослости. Мир психологии, № 1 (93), с. 108–126.EDN: XMPWDR

Варга, А. Я. (1986) Структура и типы родительского отношения: Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 206 с.

Венгер, А. Л. (ред.). (2005) Психология развития. Словарь. М.: ПЕР СЭ, 176 с.

Гасанова, Г. (2022) Учет влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков в контексте психокоррекционной и психопрофилактической работы психолога. Психология человека в образовании, т. 4, № 1, с. 112–120. https://www.doi.org/10.33910/26869527-2022-4-1-112-120

Головей, Л. А., Савенышева, С. С., Василенко, В. Е. (2015) Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства. Психологический журнал, т. 36, № 2, с. 32–43.EDN: TTJZMZ

Горьковая, И. А., Оксенчук, А. О. (2023) Сравнительный анализ воспитательной практики родителей подростков мужского и женского пола с устойчивым противоправным поведением в 2004 и 2020 гг. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 376–386. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-376-386

Гурко, Т. А. (2022) Динамика показателей развития и благополучия подростков в различных типах семей. Социологические исследования, № 10, с. 107–116. https://www.doi.org/10.31857/S013216250021397-9

Дементьева, И. Ф. (2004) Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 232 с.

Дружинин, В. Н. (2012) Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 176 с.

Ждакаева, Е. И. (2010) Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков. Психопедагогика в правоохранительных органах, № 4 (43), с. 56–59. EDN: NRATFZ

Захаров, А. И. (2006) Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: КАРО, 672 с.

Карабанова, О. А. (2018) Семья как пространство развития личности. Мир психологии, № 1 (93), с. 37–45. EDN: ORQKOD

Конвенция о правах ребенка. (1990) КонсультантПлюс [Электронный ресурс].URL: https://pravo.detmobib.ru/pravo/docs/convention.pdf (дата обращения 04.08.2024)

Кригер, Е. Э, Бахадова, Е. В. (2019) Ценности родительско-детских отношений девиантных подростков. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 1, с. 157–165. https://www.doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-157-167

Куницына, В. Н. (2010) Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи (ЦО-36, ПиН). В кн.: Семья в современном мире. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 42–54.

Куницына, В. Н. (2015) Методика «Родительско-детские отношения в семье» (РОДОС). В кн.: А. А. Бодалев (ред.). Психология общения. Энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Когито-Центр, с. 553.

Куницына, В. Н., Васина, Е. А., Казанцева, Т. В., Кузнецова, И. В. (2010) Трансляция ценностей в современной семье: концепции, методы исследования, некоторые результаты и перспективы изучения. В кн.: В. Н. Куницына (ред.). Семья в современном мире. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, с. 7–16.

Куницына, В. Н., Юмкина, Е. А. (2015a) Семейные отношения и дом. СПб.: Лема, 84 с.

Куницына, В. Н., Юмкина, Е. А. (2015b) Психологический статус понятия “семейные наставления”. В кн.: А. В. Махнач, К. Б. Зуев (ред.). Семья, брак и родительство в современной России. Вып. 2. М.: Изд-во Института психологии РАН, с. 368–375.

Кухтова, Н. В., Сотникова, Е. И., Белановская, М. Л. (2023) Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения. Психология человека в образовании, т. 5, № 2, с. 283–304. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304

Любицкая, К. А. (2019) Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей. Педагогика, № 8, с. 64–72. EDN: UAPJAJ

Марковская, И. М. (2007) Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного университета, 91 с.

Новикова, М. А., Реан, А. А. (2021) Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков. Социальная психология и общество, т. 12, № 2, с. 148–165. https://doi.org/10.17759/sps.2021120209

Петровский, В. А., Полевая, М. В. (2001) Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. Вопросы психологии, № 1, с. 19–26. EDN: MWHTAJ

Поскребышева, Н. Н., Юсифова, Н. Д. (2018) Образ детско-родительских отношений у подростков: кросс- культурный аспект. Мир психологии, № 1 (93), с. 126–134.EDN: UOHJQT

Сатир, В. (1992) Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 192 с.

Слободчиков, В. И., Шувалов, А. В. (2001) Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Вопросы психологии, № 4, с. 91–105.EDN: NBEVHN

Хоментаускас, Г. Т. (2003) Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 224 с. EDN: QXPMDZ

Шнейдер, Л. Б. (2011) Семейная психология. 5-е изд. М.: Академический Проект; Киров: Константа, 736 с.

Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. В. (2008) Психология и психотерапия семьи. 4-еизд. СПб.: Питер, 663 с.

Balundė, A., Perlaviciute, G. (2023) Are we on the same page? Exploring the relationships between environmental values, self-identity, personal norms and behavior in parent-adolescent dyads. Journal of Environmental Psychology, vol. 92, article 102157. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2023.102157

Baumrind, D. (1966) Effects of authoritarian parental control on child behavior. Child Development, vol. 37, no. 4, pp. 887–907. https://doi.org/10.2307/1126611

Davis, A. N., Carlo, G., Streit, C. et al. (2018) Longitudinal associations between maternal involvement, cultural orientations, and prosocial behaviors among recent immigrant Latino adolescents. Journal of Youth and Adolescence, no. 47, pp. 460–472. https://doi.org/10.1007/s10964-017-0792-3

Döring, A. K., Makarova, E., Herzog, W., Bardi, A. (2017) Parent–child value similarity in families with young children: The predictive power of prosocial educational goals. British Journal of Psychology, vol. 108, no. 4, pp. 737–756. https://doi.org/10.1111/bjop.12238

Erel, O., Burman, B. (1995) Interrelatedness of marital relations and parent-child relations: A meta-analytic review. Psychological Bulletin, vol. 118, no. 1, pp. 108–132. https://doi.org/10.1037/0033-2909.118.1.108

Fatima, S., Dawood, S., Munir, M. (2020) Parenting styles, moral identity and prosocial behaviors in adolescents. Current Psychology, vol. 41, pp. 902–910. https://doi.org/10.1007/s12144-020-00609-3

Grolnick, W. S., Deci, E. L., Ryan, R. M. (1997) Internalization within the family: The self-determination theory perspective. In: J. E. Grusec, L. Kuczynski (eds.). Parenting and children’s internalisation of values: A handbook of contemporary theory.New York: Wiley Publ., pp. 135–161.

Hardy, S. A., Padilla-Walker, L. M., Carlo, G. (2008) Parenting dimensions and adolescents’ internalisation of moral values. Journal of Moral Education, vol. 37, no. 2, pp. 205–223. https://doi.org/10.1080/03057240802009512

Howard, L. (2024) Longitudinal association of involvement and monitoring during early adolescence and empathy and value regulation during emerging adulthood. [Online]. Available at: https://krex.k-state.edu/items/6ccb3168-f433-4050-b8bf-648595c7678d (accessed 04.08.2024).

Kasser, T., Ryan, R. M., Zax, M., Sameroff, A. J. (1995) The relations of maternal and social environments to late adolescents’ materialistic and prosocial values. Developmental Psychology, vol. 31, no. 6, pp. 907–914. https://doi.org/10.1037/0012-1649.31.6.907

Maccoby, E., Martin, J. (1983) Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. In: P. H. Mussen,E. M. Hetherington (eds.). Handbook of child psychology: Socialization, personality, and social development. Vol. 4. New York: Wiley Publ., pp.1–101.

Martinez, I., Garcia, F., Veiga, F.et al. (2020) Parenting styles, internalization of values and self-esteem: A cross-cultural study in Spain, Portugal and Brazil. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 7, article 2370. https://doi.org/10.3390/ijerph17072370

Meneses, G. D. O., Santos, W. S. D., Biermann, M. C. et al. (2022) Influence of values and parenting styles perceived by children in the value transmission. Psicologia: Teoria e Pesquisa, no. 38, article e38318. https://doi.org/10.1590/0102.3772e38318.en

Phinney, J. S., Vedder, P. (2022) Family relationship values of adolescents and parents: Intergenerational discrepancies and adaptation. In: Immigrant youth in cultural transition. London: Routledge Publ., pp. 168–185.

Roest, A. M. C., Dubas, J. S., Gerris, J. R. M., Engels, R. C. M. E. (2009) Value similarities among fathers, mothers, and adolescents and the role of a cultural stereotype: Different measurement strategies reconsidered. Journal of Research on Adolescence, vol. 19, no. 4, рр. 812–833. https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x

Stein, G. L., Polo, A. J. (2014) Parent–child cultural value gaps and depressive symptoms among Mexican American youth. Journal of Child and Family Studies, vol. 23, pp. 189–199. https://doi.org/10.1007/s10826-013-9724-3

Steinberg, L., Lamborn, S. D., Dornbusch, S. M., Darling, N. (1992) Impact of parenting practices on adolescent achievement: Authoritative parenting, school involvement and encouragement to succeed. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1266–1281. https://doi.org/10.2307/1131532

Tessier, J., Joussemet, M., Kurdi, V., Mageau, G. A. (2023) How perceived detrimental parenting relates to adolescents’ intrinsic and extrinsic values. Journal of Child and Family Studies, vol. 32, no. 4, pp. 1218–1231. https://doi.org/10.1007/s10826-022-02483-y

Williams, K. E., Ciarrochi, J. (2019) Perceived parenting styles and values development: A longitudinal study of adolescents and emerging adults. Journal of Research on Adolescence,vol. 30, no. 2, pp. 541–558. https://doi.org/10.1111/jora.12542

REFERENCES

Avdeeva, N. N., Berseneva, I. V. (2022) Tsennostnye ustanovki materej v sovremennykh modelyakh roditel’stva [Value attitudes of mothers in modern parenthood models]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo— Social Psychology and Society, vol. 13, no. 2, pp. 163–176. https://doi.org/10.17759/sps.2022130211 (In Russian)

Burmenskaya, G. V. (2018) Prinyatie-otverzhenie kak faktor detsko-roditel’skikh i siblingovykh vzaimootnoshenij v detstve i vzroslosti [Acceptance-rejection as a factor in parent-child and sibling relationships in childhood and adulthood]. Mir psikhologii— The World of Psychology, vol. 1 (93), pp. 108–126. EDN: XMPWDR (In Russian)

Balundė, A., Perlaviciute, G. (2023) Are we on the same page? Exploring the relationships between environmental values, self-identity, personal norms and behavior in parent-adolescent dyads. Journal of Environmental Psychology, vol. 92, article 102157. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2023.102157 (In English)

Baumrind, D. (1966) Effects of authoritarian parental control on child behavior. Child Development, vol. 37, no. 4, pp. 887–907. https://doi.org/10.2307/1126611 (In English)

Davis, A. N., Carlo, G., Streit, C. et al. (2018) Longitudinal associations between maternal involvement, cultural orientations, and prosocial behaviors among recent immigrant Latino adolescents. Journal of Youth and Adolescence, no. 47, pp. 460–472. https://doi.org/10.1007/s10964-017-0792-3 (In English)

Dement’eva, I. F. (2004) Sotsializatsiya detej v sem’e: teorii, faktory, modeli[Socialisation of children in the family: Theories, factors, models]. Moscow: Genezis Publ., 232 p. (In Russian)

Döring, A. K., Makarova, E., Herzog, W., Bardi, A. (2017) Parent–child value similarity in families with young children: The predictive power of prosocial educational goals. British Journal of Psychology, vol. 108, no. 4, pp. 737–756. https://doi.org/10.1111/bjop.12238 (In English)

Druzhinin, V. N. (2012) Psikhologiya sem’i[Family Psychology].3rd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 176 p. (In Russian)

Ejdemiller, E. G., Yustitskis, V. V. (2008) Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of the family]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 663 p.(In Russian)

Erel, O., Burman, B. (1995) Interrelatedness of marital relations and parent-child relations: A meta-analytic review. Psychological Bulletin, vol. 118, no. 1, pp. 108–132. https://doi.org/10.1037/0033-2909.118.1.108 (In English)

Fatima, S., Dawood, S., Munir, M. (2020) Parenting styles, moral identity and prosocial behaviors in adolescents. Current Psychology, vol. 41, pp. 902–910. https://doi.org/10.1007/s12144-020-00609-3 (In English)

Gasanova, G. (2022) Uchet vliyaniya stilya semejnogo vospitaniya na razvitie agressivnogo povedeniya u podrostkov v kontekste psikhokorrektsionnoj i psikhoprofilakticheskoj raboty psikhologa [The impact of parenting style on the development of aggressive behaviour in adolescents in the context of corrective and preventive psychological work]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 4, no. 1, pp. 112–120. https://www.doi.org/10.33910/26869527-2022-4-1-112-120 (In Russian)

Golovej, L. A., Savenysheva, S. S., Vasilenko, V. E. (2015) Detsko-roditel’skie otnosheniya v stabil’nye i krizisnye periody detstva [Parent-child relationships instable and criticalperiods of childhood]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 36, no. 2, pp. 32–43. EDN: TTJZMZ (In Russian)

Gorkovaya, I. A., Oxenchuk, A. O. (2023) Sravnitel’nyj analiz vospitatel’noj praktiki roditelej podrostkov muzhskogo i zhenskogo pola s ustojchivym protivopravnym povedeniem v 2004 i 2020 gg [Family parenting of male and female adolescents with persistent illegal behavior: A comparative analysis of 2004 and 2020] Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 376–386. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-376-386 (In Russian)

Grolnick, W. S., Deci, E. L., Ryan, R. M. (1997) Internalization within the family: The self-determination theory perspective. In: J. E. Grusec, L. Kuczynski (eds.). Parenting and children’s internalisation of values: A handbook of contemporary theory. New York: Wiley Publ., pp. 135–161. (In English)

Gurko, T. A. (2022) Dinamika pokazatelej razvitiya i blagopoluchiya podrostkov v razlichnykh tipakh semej [Dynamics of indicators of development and well-being of adolescents in varioustypes of families]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 10, pp. 107–116. https://www.doi.org/10.31857/S013216250021397-9 (In Russian)

Hardy, S. A., Padilla-Walker, L. M., Carlo, G. (2008) Parenting dimensions and adolescents’ internalisation of moral values. Journal of Moral Education, vol. 37, no. 2, pp. 205–223. https://doi.org/10.1080/03057240802009512 (In English)

Homentauskas, G. T. (2003) Sem’ya glazami rebenka[Family through the eyes of a child]. Moscow: RIPOL KLASSIK Publ., 224 p. EDN: QXPMDZ (In Russian)

Howard, L. (2024) Longitudinal association of involvement and monitoring during early adolescence and empathy and value regulation during emerging adulthood. [Online]. Available at: https://krex.k-state.edu/items/6ccb3168-f433-4050-b8bf-648595c7678d (accessed 04.08.2024). (In English)

Karabanova, O. A. (2018) Sem’ya kak prostranstvo razvitiya lichnosti [Family as a space for personality development]. Mir psikhologii— World of Psychology, no. 1 (93), pp. 37–45.EDN: ORQKOD (In Russian)

Kasser, T., Ryan, R. M., Zax, M., Sameroff, A. J. (1995) The relations of maternal and social environments to late adolescents’ materialistic and prosocial values. Developmental Psychology, vol. 31, no. 6, pp. 907–914. https://doi.org/10.1037/0012-1649.31.6.907 (In English)

Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the Rights of the Child].(1990)Konsul’tantPlyus [Online]. Available at: https://pravo.detmobib.ru/pravo/docs/convention.pdf (accessed 04.08.2024). (In Russian)

Kriger, E. E, Bakhadova, E. V. (2019) Tsennosti roditel’sko-detskikh otnoshenij deviantnykh podrostkov [Values of parent and child relations deviant adolescents]. Vestnik RGGU. Seriya “Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie”— RGGU Bulletin.Series: Psychology. Pedagogics. Education, no. 1, pp. 157–167. https://www.doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-157-167 (In Russian)

Kunitsyna, V. N. (2010) Metody izucheniya semejnykh tsennostej i vzaimodejstviya vnutri sem’i (TsO-36, PiN) [Methods of studying family values and interactions within the family (VO-36, PiN)]. In: Sem’ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 42–54. (In Russian)

Kunitsyna, V. N. (2015) Metodika “Roditel’sko-detskie otnosheniya v sem’e” (RODOS) [Methodology “Parent-child relationships in the family” (RODOS)]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskij slovar’ [Psychology of communication. Encyclopedic dictionary]. Moscow: Kogito-Centr Publ., p. 553. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Vasina, E. A., Kazantseva, T. V., Kuznetsova, I. V. (2010) Translyatsiya tsennostej v sovremennoj sem’e: kontseptsii, metody issledovaniya, nekotorye rezul’taty i perspektivy izucheniya [Translation of values in the modern family: Concepts, research methods, some results and prospects of study.]. In: V. N. Kunitsyna (ed.). Sem’ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 7–16. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Yumkina, E. A. (2015a) Semejnye otnosheniya i dom [Family relationships and home]. Saint Petersburg: Lema Publ., 84 p. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Yumkina, E. A. (2015b) Psikhologicheskij status ponyatiya “semejnye nastavleniya” [Psychological status of the concept of “Family instructions”]. In: A. V. Makhnach, K. B. Zuev (eds.). Sem’ya, brak i roditel’stvo v sovremennoj Rossii. Vyp. 2 [Family, marriage and parenthood in modern Russia. Iss. 2]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 368–375. (In Russian)

Kukhtova, N. V., Sotnikova, E. I., Belanovskaya, M. L. (2023) Izmerenie stilej semejnogo vospitaniya detej i mekhanizmov sotsial’nogo naucheniya [Measuring of family parenting styles and social learning mechanisms]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 2, pp. 283–304. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304 (In Russian)

Lyubitskaya, K. A. (2019) Roditel’skaya vovlechennost’ v formirovanie obrazovatel’nogo prostranstva detej [Parental involvement in the formation of children’s educational environment]. Pedagogika, no. 8, pp. 64–72. EDN: UAPJAJ (In Russian)

Maccoby, E., Martin, J. (1983) Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. In: P. H. Mussen,E. M. Hetherington (eds.). Handbook of child psychology: Socialization, personality, and social development. Vol. 4. New York: Wiley Publ., pp. 1–101. (In English)

Markovskaya, I. M. (2007) Psikhologiya detsko-roditel’skikh otnoshenij[Psychology of parent-child relations]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 91 p. (In Russian)

Martinez, I., Garcia, F., Veiga, F.et al. (2020) Parenting styles, internalization of values and self-esteem: A cross-cultural study in Spain, Portugal and Brazil. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 7, article 2370. https://doi.org/10.3390/ijerph17072370 (In English)

Meneses, G. D. O., Santos, W. S. D., Biermann, M. C. et al. (2022) Influence of values and parenting styles perceived by children in the value transmission. Psicologia: Teoria e Pesquisa, no. 38, article e38318. https://doi.org/10.1590/0102.3772e38318.en (In English)

Novikova, M. A., Rean, A. A. (2021) Osobennosti materinskogo otnosheniya v svyazi s formirovaniem tsennostnykh orientatsij sovremennykh podrostkov [Characteristicsof maternal attitude inked to values-based]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo— Social Psychologies and Society, vol. 12, no. 2, pp. 148–165. https://doi.org/10.17759/sps.2021120209 (In Russian)

Petrovskij, V. A., Polevaya, M. V. (2001) Otchuzhdenie kak fenomen detsko-roditel’skikh otnoshenij [Estrangmentas a phenomenon of childen-parents relationships.]. Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 19–26. EDN: MWHTAJ (In Russian)

Phinney, J. S., Vedder, P. (2022) Family relationship values of adolescents and parents: Intergenerational discrepancies and adaptation. In: Immigrant youth in cultural transition. London: Routledge Publ., pp. 168–185.(In English)

Poskrebysheva, N. N., Yusifova, N. D. (2018) Obraz detsko-roditel’skikh otnoshenij u podrostkov: kross-kul’turnyj aspekt [The image of parent-child relationships in adolescents: cross-cultural aspect]. Mir psikhologii — The World of Psychology, no. 1 (93), pp. 126–134.EDN: UOHJQT (In Russian)

Roest, A. M. C., Dubas, J. S., Gerris, J. R. M., Engels, R. C. M. E. (2009) Value similarities among fathers, mothers, and adolescents and the role of a cultural stereotype: Different measurement strategies reconsidered. Journal of Research on Adolescence, vol. 19, no. 4, рр. 812–833. https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x (In English)

Satir, V. (1992) Kak stroit’ sebya i svoyu sem’yu [How to build yourself and your family]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 192 p. (In Russian)

Shnejder, L. B. (2011) Semejnaya psikhologiya [Family psychology].5th ed. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ.; Kirov: Konstanta Publ., 736 p. (In Russian)

Slobodchikov, V. I., Shuvalov, A. V. (2001) Antropologicheskij podkhod k resheniyu problemy psikhologicheskogo zdorov’ya detej [Anthropological approach to the problem of mental healthin children]. Voprosy psichologii, no. 4, pp. 91–105. EDN: NBEVHN (In Russian)

Stein, G. L., Polo, A. J. (2014) Parent–child cultural value gaps and depressive symptoms among Mexican American youth. Journal of Child and Family Studies, vol. 23, pp. 189–199. https://doi.org/10.1007/s10826-013-9724-3 (In English)

Steinberg, L., Lamborn, S. D., Dornbusch, S. M., Darling, N. (1992) Impact of parenting practices on adolescent achievement: Authoritative parenting, school involvement and encouragement to succeed. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1266–1281. https://doi.org/10.2307/1131532 (In English)

Balundė, A., Perlaviciute, G. (2023) Are we on the same page? Exploring the relationships between environmental values, self-identity, personal norms and behavior in parent-adolescent dyads. Journal of Environmental Psychology, vol. 92, article 102157. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2023.102157 (In English)

Baumrind, D. (1966) Effects of authoritarian parental control on child behavior. Child Development, vol. 37, no. 4, pp. 887–907. https://doi.org/10.2307/1126611 (In English)

Davis, A. N., Carlo, G., Streit, C. et al. (2018) Longitudinal associations between maternal involvement, cultural orientations, and prosocial behaviors among recent immigrant Latino adolescents. Journal of Youth and Adolescence, no. 47, pp. 460–472. https://doi.org/10.1007/s10964-017-0792-3 (In English)

Dement’eva, I. F. (2004) Sotsializatsiya detej v sem’e: teorii, faktory, modeli[Socialisation of children in the family: Theories, factors, models]. Moscow: Genezis Publ., 232 p. (In Russian)

Döring, A. K., Makarova, E., Herzog, W., Bardi, A. (2017) Parent–child value similarity in families with young children: The predictive power of prosocial educational goals. British Journal of Psychology, vol. 108, no. 4, pp. 737–756. https://doi.org/10.1111/bjop.12238 (In English)

Druzhinin, V. N. (2012) Psikhologiya sem’I [Family Psychology]. 3rd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 176 p. (In Russian)

Ejdemiller, E. G., Yustitskis, V. V. (2008) Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of the family]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 663 p. (In Russian)

Erel, O., Burman, B. (1995) Interrelatedness of marital relations and parent-child relations: A meta-analytic review. Psychological Bulletin, vol. 118, no. 1, pp. 108–132. https://doi.org/10.1037/0033-2909.118.1.108 (In English)

Fatima, S., Dawood, S., Munir, M. (2020) Parenting styles, moral identity and prosocial behaviors in adolescents. Current Psychology, vol. 41, pp. 902–910. https://doi.org/10.1007/s12144-020-00609-3 (In English)

Gasanova, G. (2022) Uchet vliyaniya stilya semejnogo vospitaniya na razvitie agressivnogo povedeniya u podrostkov v kontekste psikhokorrektsionnoj i psikhoprofilakticheskoj raboty psikhologa [The impact of parenting style on the development of aggressive behaviour in adolescents in the context of corrective and preventive psychological work]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 4, no. 1, pp. 112–120. https://www.doi.org/10.33910/26869527-2022-4-1-112-120 (In Russian)

Golovej, L. A., Savenysheva, S. S., Vasilenko, V. E. (2015) Detsko-roditel’skie otnosheniya v stabil’nye i krizisnye periody detstva [Parent-child relationships instable and criticalperiods of childhood]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 36, no. 2, pp. 32–43. EDN: TTJZMZ (In Russian)

Gorkovaya, I. A., Oxenchuk, A. O. (2023) Sravnitel’nyj analiz vospitatel’noj praktiki roditelej podrostkov muzhskogo i zhenskogo pola s ustojchivym protivopravnym povedeniem v 2004 i 2020 gg [Family parenting of male and female adolescents with persistent illegal behavior: A comparative analysis of 2004 and 2020] Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 376–386. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-376-386 (In Russian)

Grolnick, W. S., Deci, E. L., Ryan, R. M. (1997) Internalization within the family: The self-determination theory perspective. In: J. E. Grusec, L. Kuczynski (eds.). Parenting and children’s internalisation of values: A handbook of contemporary theory. New York: Wiley Publ., pp. 135–161. (In English)

Gurko, T. A. (2022) Dinamika pokazatelej razvitiya i blagopoluchiya podrostkov v razlichnykh tipakh semej [Dynamics of indicators of development and well-being of adolescents in varioustypes of families]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 10, pp. 107–116. https://www.doi.org/10.31857/S013216250021397-9 (In Russian)

Hardy, S. A., Padilla-Walker, L. M., Carlo, G. (2008) Parenting dimensions and adolescents’ internalisation of moral values. Journal of Moral Education, vol. 37, no. 2, pp. 205–223. https://doi.org/10.1080/03057240802009512 (In English)

Homentauskas, G. T. (2003) Sem’ya glazami rebenka [Family through the eyes of a child]. Moscow: RIPOL KLASSIK Publ., 224 p. EDN: QXPMDZ (In Russian)

Howard, L. (2024) Longitudinal association of involvement and monitoring during early adolescence and empathy and value regulation during emerging adulthood. [Online]. Available at: https://krex.k-state.edu/items/6ccb3168-f433-4050-b8bf-648595c7678d (accessed 04.08.2024). (In English)

Karabanova, O. A. (2018) Sem’ya kak prostranstvo razvitiya lichnosti [Family as a space for personality development]. Mir psikhologii— World of Psychology, no. 1 (93), pp. 37–45.EDN: ORQKOD (In Russian)

Kasser, T., Ryan, R. M., Zax, M., Sameroff, A. J. (1995) The relations of maternal and social environments to late adolescents’ materialistic and prosocial values. Developmental Psychology, vol. 31, no. 6, pp. 907–914. https://doi.org/10.1037/0012-1649.31.6.907 (In English)

Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the Rights of the Child]. (1990) Konsul’tantPlyus [Online]. Available at: https://pravo.detmobib.ru/pravo/docs/convention.pdf (accessed 04.08.2024). (In Russian)

Kriger, E. E, Bakhadova, E. V. (2019) Tsennosti roditel’sko-detskikh otnoshenij deviantnykh podrostkov [Values of parent and child relations deviant adolescents]. Vestnik RGGU. Seriya “Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie”— RGGU Bulletin.Series: Psychology. Pedagogics. Education, no. 1, pp. 157–167. https://www.doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-157-167 (In Russian)

Kunitsyna, V. N. (2010) Metody izucheniya semejnykh tsennostej i vzaimodejstviya vnutri sem’i (TsO-36, PiN) [Methods of studying family values and interactions within the family (VO-36, PiN)]. In: Sem’ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 42–54. (In Russian)

Kunitsyna, V. N. (2015) Metodika “Roditel’sko-detskie otnosheniya v sem’e” (RODOS) [Methodology “Parent-child relationships in the family” (RODOS)]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskij slovar’ [Psychology of communication. Encyclopedic dictionary]. Moscow: Kogito-Centr Publ., p. 553. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Vasina,E. A., Kazantseva, T. V., Kuznetsova, I. V. (2010) Translyatsiya tsennostej v sovremennoj sem’e: kontseptsii, metody issledovaniya, nekotorye rezul’taty i perspektivy izucheniya [Translation of values in the modern family: Concepts, research methods, some results and prospects of study.]. In: V. N. Kunitsyna (ed.). Sem’ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 7–16. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Yumkina, E. A. (2015a) Semejnye otnosheniya i dom [Family relationships and home]. Saint Petersburg: Lema Publ., 84 p. (In Russian)

Kunitsyna, V. N., Yumkina, E. A. (2015b) Psikhologicheskij status ponyatiya “semejnye nastavleniya” [Psychological status of the concept of “Family instructions”]. In: A. V. Makhnach, K. B. Zuev (eds.). Sem’ya, brak i roditel’stvo v sovremennoj Rossii. Vyp. 2 [Family, marriage and parenthood in modern Russia. Iss. 2]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 368–375. (In Russian)

Kukhtova, N. V., Sotnikova, E. I., Belanovskaya, M. L. (2023) Izmerenie stilej semejnogo vospitaniya detej i mekhanizmov sotsial’nogo naucheniya [Measuring of family parenting styles and social learning mechanisms]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 2, pp. 283–304. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-283-304 (In Russian)

Lyubitskaya, K. A. (2019) Roditel’skaya vovlechennost’ v formirovanie obrazovatel’nogo prostranstva detej [Parental involvement in the formation of children’s educational environment]. Pedagogika, no. 8, pp. 64–72. EDN: UAPJAJ (In Russian)

Maccoby, E., Martin, J. (1983) Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. In: P. H. Mussen,E. M. Hetherington (eds.). Handbook of child psychology: Socialization, personality, and social development. Vol. 4. New York: Wiley Publ., pp. 1–101. (In English)

Markovskaya, I. M. (2007) Psikhologiya detsko-roditel’skikh otnoshenij [Psychology of parent-child relations]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 91 p. (In Russian)

Martinez, I., Garcia, F., Veiga, F.et al. (2020) Parenting styles, internalization of values and self-esteem: A cross-cultural study in Spain, Portugal and Brazil. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 7, article 2370. https://doi.org/10.3390/ijerph17072370 (In English)

Meneses, G. D. O., Santos, W. S. D., Biermann, M. C. et al. (2022) Influence of values and parenting styles perceived by children in the value transmission. Psicologia: Teoria e Pesquisa, no. 38, article e38318. https://doi.org/10.1590/0102.3772e38318.en (In English)

Novikova, M. A., Rean, A. A. (2021) Osobennosti materinskogo otnosheniya v svyazi s formirovaniem tsennostnykh orientatsij sovremennykh podrostkov [Characteristicsof maternal attitude inked to values-based]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo— Social Psychologies and Society, vol. 12, no. 2, pp. 148–165. https://doi.org/10.17759/sps.2021120209 (In Russian)

Petrovskij, V. A., Polevaya, M. V. (2001) Otchuzhdenie kak fenomen detsko-roditel’skikh otnoshenij [Estrangmentas a phenomenon of childen-parents relationships.]. Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 19–26. EDN: MWHTAJ (In Russian)

Phinney, J. S., Vedder, P. (2022) Family relationship values of adolescents and parents: Intergenerational discrepancies and adaptation. In: Immigrant youth in cultural transition. London: Routledge Publ., pp. 168–185. (In English)

Poskrebysheva, N. N., Yusifova, N. D. (2018) Obraz detsko-roditel’skikh otnoshenij u podrostkov: kross-kul’turnyj aspekt [The image of parent-child relationships in adolescents: cross-cultural aspect]. Mir psikhologii — The World of Psychology, no. 1 (93), pp. 126–134.EDN: UOHJQT (In Russian)

Roest, A. M. C., Dubas, J. S., Gerris, J. R. M., Engels, R. C. M. E. (2009) Value similarities among fathers, mothers, and adolescents and the role of a cultural stereotype: Different measurement strategies reconsidered. Journal of Research on Adolescence, vol. 19, no. 4, рр. 812–833. https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x (In English)

Satir, V. (1992) Kak stroit’ sebya i svoyu sem’yu [How to build yourself and your family]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 192 p. (In Russian)

Shnejder, L. B. (2011) Semejnaya psikhologiya [Family psychology].5th ed. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ.; Kirov: Konstanta Publ., 736 p. (In Russian)

Slobodchikov, V. I., Shuvalov, A. V. (2001) Antropologicheskij podkhod k resheniyu problemy psikhologicheskogo zdorov’ya detej [Anthropological approach to the problem of mental healthin children]. Voprosy psichologii, no. 4, pp. 91–105. EDN: NBEVHN (In Russian)

Stein, G. L., Polo, A. J. (2014) Parent–child cultural value gaps and depressive symptoms among Mexican American youth. Journal of Child and Family Studies, vol. 23, pp. 189–199. https://doi.org/10.1007/s10826-013-9724-3 (In English)

Steinberg, L., Lamborn, S. D., Dornbusch, S. M., Darling, N. (1992) Impact of parenting practices on adolescent achievement: Authoritative parenting, school involvement and encouragement to succeed. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1266–1281. https://doi.org/10.2307/1131532 (In English)

Tessier, J., Joussemet, M., Kurdi, V., Mageau, G. A. (2023) How perceived detrimental parenting relates to adolescents’ intrinsic and extrinsic values. Journal of Child and Family Studies, vol. 32, no. 4, pp. 1218–1231. https://doi.org/10.1007/s10826-022-02483-y (In English)

Varga, A. Ya. (1986) Struktura i tipy roditel’skogo otnosheniya[Structure and types of parental relationship]. PhD dissertation (Psychology). Mosсow, Lomonosov Moscow State University, 206 p. EDN: NPABWD (In Russian)

Venger, A. L. (ed.). (2006) Psikhologiya razvitiya. Slovar’ [Developmental psychology. Dictionary]. Mosсow: PER SE Publ., 176 p. (In Russian)

Williams, K. E., Ciarrochi, J. (2019) Perceived parenting styles and values development: A longitudinal study of adolescents and emerging adults. Journal of Research on Adolescence, vol. 30, no. 2, pp. 541–558. https://doi.org/10.1111/jora.12542 (In English)

Zakharov, A. I. (2006) Proiskhozhdenie i psikhoterapiya detskikh nevrozov[The origin and psychotherapy of childhood neuroses]. Saint Petersburg: KARO Publ., 672 p. (In Russian)

Zhdakaeva, E. I. (2010) Destruktivnye detsko-roditel’skie otnosheniya kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov [Destructive parent/child relationships as a factor in deviant behavior of teenagers]. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh — Psychopedagogics in Law Enforcement, no. 4 (43), pp. 56–59. EDN: NRATFZ (In Russian)

Опубликован

25.12.2024

Как цитировать

Васина, Е. А., & Юмкина, Е. А. (2024). Ценностные основания родительских воспитательных практик в ретроспективном восприятии взрослых детей. Психология человека в образовании, 6(4), 502–522. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-502-522

Выпуск

Раздел

Статьи