Школьная инклюзия детей с ограниченными образовательными потребностями в Республике Молдова

Авторы

  • Оксана Викторовна Куртева Комратский Государственный Университет
  • Адина Анатольевна Плэтикэ Тараклийский Государственный Университет им. Гр. Цамблак

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-113-118

Ключевые слова:

дети с особыми образовательными потребностями, инклюзия, ассимиляция опыта школьной среды, адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях Республики Молдова. Описываются ключевые моменты в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011–2020 годы предполагают реализацию подхода, согласно которому все дети должны иметь равные шансы на посещение школы и учиться вместе. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе образования детей с особыми образовательными потребностями, заключается в формировании компетенций социальной инклюзии. Достижение данной цели требует сплоченности всех лиц, которые вовлечены в данный процесс и играют важную роль в процессе обучения данных детей, особенно в начале пути, облегчая адаптацию к учебному процессу и к группе сверстников с типичным развитием. Школа — это учреждение, предоставляющее образовательные услуги любому ребенку, независимо от происхождения, биологических, психологических, социальных или культурных особенностей. Социальная эволюция в последние годы все больше и больше воплощает в жизнь идею человеческого разнообразия и возможностей для всеобщего образования. Процесс ассимиляции ребенком опыта школьной среды означает приспособление образцов собственного поведения к новым ситуациям. Данный процесс облегчен благодаря четкой структуре инклюзивного образования в Республике Молдова, включающей центральный (Республиканский центр психолого- педагогической помощи), районный (Районная служба психолого- педагогической помощи) и местный (Многопрофильная внутришкольная комиссия) уровни. На всех уровнях услуги в инклюзивном образовании представлены дидактическими кадрами, специализированным персоналом: психолог, логопед, психопедагог, кинетотерапевт, вспомогательный педагогический персонал и другие квалифицированные специалисты. Основная задача этих специалистов состоит в облегчении трудностей в образовании, устранении проблем структурного, организационного, эмоционального и другого характера, возникающих у учеников с особыми образовательными потребностями. Для успешной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями, помимо работы специалистов, необходима заинтересованность со стороны родителей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ефтоди, А., Балан, А. (2016) Инклюзивное образование. Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей. Ч. 3. Кишинев: б. и., 128 с.

Крившенко, Л. П. (2005) Педагогика. М.: Проспект, 429 с.

Постановление Правительства Республики Молдова № 523 от 11.07.2011 «Об утверждении Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011–2020 годы». (2011) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=103260&lang=ru (дата обращения 11.12.2019).

Постановление Правительства Республики Молдова № 732 от 16.09.2013 «О Республиканском центре психопедагогической помощи и районной/муниципальной службе психопедагогической помощи». (2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=22066&lang=ru (дата обращения 11.12.2019).

Coaşan, A., Vasilescu, A. (1988) Adaptarea şcolară. Bucureşti: Editura Ştiinţifică şi Enciclopedică, 128 p.

Gherguț, A. (2016) Educația incluzivă și pedagogia diversității. Iași: Polirom, 232 p.

Metodologia de organizare sifuncționare a Centrului de Resurse pentru Educația Incluzivi din instituția de înățământ preuniversitar. (2015) Ordinul Ministerului educației al Republicii Moldova № 100 din 26.02.2015. [Online]. Available at: https://mecc.gov.md/sites/default/files/ordin_me_nr_100_26_02_2015.pdf (accessed 11.12.2019).

Nevogan, V. (2006) Introducere în psihologia educaţiei. Bucureşti: Editura Universitară, 224 p.

Plătică, A. (2007) Problema integrării copiilor hipoacuzici în rândurile semenilor sănătoşi. Univers pedagogic, no. 2, pp. 64–68.

Persoanele cu dizabilităţi în Republica Moldova în anul 2017. (2018) Biroul Național de Statistică. [Online]. Available at: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6191 (accessed 09.05.2019).

REFERENCES

Coaşan, A., Vasilescu, A. (1988) Adaptarea şcolară [School adaptation]. Bucureşti: Editura Ştiinţifică şi Enciclopedică, 128 p. (In Romanian)

Eftodi, A., Balan, A. (2016) Inklyuzivnoe obrazovanie. Metodicheskoe posobie dlya nepreryvnogo obucheniya didakticheskikh kadrov, rabotayushchikh v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya detej [Inclusive education. Toolkit for continuing education of didactic personnel working in the field of inclusive education for children]. Pt. 3. Kishinev: s. n., 128 p. (In Russian)

Gherguț, A. (2016) Educația incluzivă și pedagogia diversității [Inclusive education and diversity pedagogy]. Iași: Polirom, 232 p. (In Romanian)

Krivshenko, L. P. (2005) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prospekt Publ., 429 p. (In Russian)

Metodologia de organizare sifuncționare a Centrului de Resurse pentru Educația Incluzivi din instituția de înățământ preuniversitar [Methodology of the organization and functioning of Resource Centers of Inclusive Education in pre-university educational institutions]. (2015) Ordinul Ministerului educației al Republicii Moldova № 100 din 26.02.2015 [Approved by the Order of the Ministry of Education of the Republic of Moldova No. 100 of February 26, 2015]. [Online]. Available at: https://mecc.gov.md/sites/default/files/ordin_me_nr_100_26_02_2015. pdf (accessed 11.12.2019). (In Romanian)

Nevogan, V. (2006) Introducere în psihologia educaţiei [Introduction to the psychology of education]. Bucureşti: Editura Universitară, 224 p. (In Romanian)

Persoanele cu dizabilităţi în Republica Moldova în anul 2017 [People with disabilities in the Republic of Moldova in 2017]. (2018) Biroul Național de Statistică [National Bureau of Statistics]. [Online]. Available at: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ro&idc=168&id=6191 (accessed 09.05.2019). (In Romanian)

Plătică, A. (2007) Problema integrării copiilor hipoacuzici în rândurile semenilor sănătoşi [The problem of inclusion hard of hearing children among healthy peers]. Univers pedagogic — Pedagogical Universe, no. 2, pp. 64–68. (In Romanian)

Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Moldova № 523 ot 11.07.2011 “Ob utverzhdenii Programmy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Moldova na 2011–2020 gody” [Decree of the Government No. 523 of July 11, 2011 “On the approval of the Program for the Development of Inclusive Education in the Republic of Moldova for 2011–2020”]. [Online]. Available at: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=103260&lang=ru (accessed 11.12.2019). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Moldova No. 732 ot 16.09.2013 “O Respublikanskom tsentre psikhopedagogicheskoj pomoshchi i rajonnoj/munitsipal’noj sluzhbe psikhopedagogicheskoj pomoshchi” [Decree of the Government No. 732 of September 16, 2013 “About of Republican Center for Psycho-Pedagogical Assistance and the District / Municipal Service for Psycho-Pedagogical Assistance”]. [Online]. Available at: https://www.legis.md/cautare/ getResults?doc_id=22066&lang=ru (accessed 11.12.2019). (In Russian)

Опубликован

2020-05-13

Выпуск

Раздел

Статьи