Особенности идентичности подростков из семей разведенных родителей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-33-43Ключевые слова:
идентичность личности, подростки из семей разведенных родителей, семья после развода, развод как трудная жизненная ситуацияАннотация
В статье представлены результаты исследования идентичности личности подростков из семей разведенных родителей в зависимости от времени и длительности периода после развода родителей. По данным психологических исследований, в подростковом возрасте формирующее влияние семьи существенно сказывается на самосознании подростка. Позитивные внутрисемейные взаимоотношения, нравственные ценности и моральные нормы семьи закладывают основы отношения подростка к себе как к социальному субъекту, оказывают непосредственное влияние на осознание подростком своей идентичности, уверенности в собственных силах, адекватности самооценки. Развод родителей является трудной жизненной ситуацией для подростка и меняет внутреннюю картину его самосознания. Была высказана гипотеза о наличии различий в особенностях личностной идентичности подростков из полных семей и из семей разведенных родителей.
Исследование проводилось на базе лицея города Петрозаводска. Использовалась методика изучения идентификационных характеристик личности «Кто Я?» Куна-МакПартленда.
В исследовании приняли участие 111 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, из них 85 человек из полных семей и 26 человек — из семей разведенных родителей, в том числе 15 подростков из семей, в которых после развода не прошло 1 года («острый период»), и 11 подростков из семей, в которых после развода прошло 2 года («неострый период»). Результаты показали, что подростки из полных семей при описании образа своего Я наибольший акцент делали на своем положении в социуме и в подростковых сообществах, что свидетельствует о нормальном ходе развития личности. Подростки из семей разведенных родителей в «острый» период были склонны к рефлексивному анализу себя и своего поведения, а в «неострый» период делали больший акцент на деятельном аспекте Я, что можно интерпретировать как использование способов совладания с трудной для них жизненной ситуацией.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Аккерман, Н. (2000) Роль семьи в появлении расстройств у детей. В кн.: Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис (сост.). Семейная психотерапия. СПб.: Питер, с. 287–307.
Андреева, Г. М. (2004) Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 365 с.
Божович, Л. И. (2008) Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 400 с.
Васюра, С. А. (2011) Гендерная психология. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 156 с.
Гурова, О. С., Середина, Т. С. (2010) Особенности семейных перспектив юношей и девушек с опытом развода в родительской семье. Известия Алтайского государственного университета, № 2-2 (66), с. 31–34.
Дарвиш, О. Б., Клочко, В. Е. (2013) Возрастная психология. Киев: Владос-Пресс, 264 с.
Еремина, Л. С., Куровский, В. Н. (2011) Социализированность как результат социализации подростков. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 10 (113), с. 166–169.
Иванова, Н. Л., Румянцева, Т. В. (2009) Социальная идентичность: теория и практика. М.: Современный гуманитарный университет, 453 с.
Карабанова, О. А. (2005) Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 320 с.
Косякова, О. О. (2007) Возрастные кризисы. Ростов-на-Дону: Феникс, 224 с.
Крюкова, Т. Л., Сапоровская, М. В., Куфтяк, Е. В. (2015) Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 240 с.
Кутеева, В. П., Соловьева, О. А. (2010) Семья как субъект социализации личности. Вестник Мордовского университета, № 2, с. 191–195.
Мишина, М. М., Мурсалыева, Г. М. (2018) Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 1, с. 84–93.
Олейникова, Е. Ю. (2018) К проблеме исследования гендерной идентичности. Вопросы науки и образования, № 8 (20), с. 176–178.
Олифирович, Н. И., Зинкевич-Куземкина, Т. А., Велента, Т. Ф. (2006) Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 360 с.
Парсонс, Т. О. (2000) О структуре социального действия. М.: Академический проект, 191 с.
Посысоев, Н. Н. (2017). Родительская позиция как система отношений. Ярославский педагогический вестник, № 6, с. 248–251.
Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (2014) Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации. М.: РИО МГМСУ, 44 с.
Соловьева, С. Л. (2018) Идентичность как ресурс выживания. Медицинская психология в России, т. 10, № 1, с. 5. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-11050
Строкова, С. С. (2017) Семейная идентичность подростков из семей различного типа. Психология и право, т. 7, № 1, с. 34–52. DOI: 10.17759/psylaw.2017070104
Сухова, А. Н., Деркач, А. А. (2001) Социальная психология. М.: Академия, 600 с.
Тимофеенко, Е. Е. (2017) Проблема разводов в современном мире. Достижения науки и образования, № 6 (19), с. 103–105.
Хьелл, Л., Зиглер, Д. (2008) Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер, 607 с.
Шевандрин, Н. И. (1995) Социальная психология в образовании. М.: Владоc, 544 с.
Эриксон, Э. (2006) Идентичность: юность и кризис. 2-е изд. М.: Флинта; МПСИ; Прогресс, 352 с.
Amato, P. R. (2005) The impact of family formation change on the cognitive, social, and emotional well-being of the next generation. Future of Children, vol. 15, no. 2, pp. 75–96.
Aquilino, W. S. (1994) Impact of childhood family disruption young adults’ relationships with parents. Journal of Marriage and Family, vol. 56, no. 2, pp. 295–313. DOI: 10.2307/353101
Benson, J. E., Johnson, M. K. (2009) Adolescent family context and adult identity formation. Journal of Family Issues, vol. 30, no. 9, pp. 1265–1286. DOI: 10.1177/0192513X09332967
Langton, C. E., Berger, L. M. (2011). Family structure and adolescent physical health, behavior, and emotional well-being. The Social Service Review, vol. 85, no. 3, pp. 323–357.
REFERENCES
Ackerman, N. (2000) Rol’ sem’i v poyavlenii rasstrojstv u detej [The role of the family in the manifestation of disorders in children]. In: E. G. Ejdemiller, N. V. Aleksandrova, V. Yustitskis (comp.). Semejnaya psikhoterapiya [Family psychotherapy]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 287–307. (In Russian)
Amato, P. R. (2005) The impact of family formation change on the cognitive, social and emotional well-being of the next generation. Future of Children, vol. 15, no. 2, pp. 75–96. (In English)
Andreeva, G. M. (2004) Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. 5th ed. Moscow: Aspekt Press Publ., 365 p. (In Russian)
Aquilino, W. S. (1994) Impact of childhood family disruption young adults’ relationships with parents. Journal of Marriage and Family, vol. 56, no. 2, pp. 295–313. DOI: 10.2307/353101 (In English)
Benson, J. E., Johnson, M. K. (2009). Adolescent family context and adult identity formation. Journal of Family Issues, vol. 30, no. 9, pp. 1265–1286. DOI: 10.1177/0192513X09332967 (In English)
Bozhovich, L. I. (2008) Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 400 p. (In Russian)
Darvish, O. B., Klochko, V. E. (2013) Vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology]. Kiev: Vlados-Press Publ., 264 p. (In Russian)
Eremina, L. S, Kurovskij, V. N. (2011) Sotsializirovannost’ kak rezul’tat sotsializatsii podrostkov [Socialization as a result of teenagers’ adaptation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, vol. 10, no. 113, pp. 166–169. (In Russian)
Erikson, E. (2006) Identity: Youth and crisis. 2nd ed. Moscow: Flinta Publ.; MPSI Publ.; Progress Publ., 352 p. (In Russian)
Gurova, O. S., Seredina, T. S. (2010) Osobennosti semejnykh perspektiv yunoshej i devushek s opytom razvoda v roditel’skoj sem’e [Features of family perspectives in boys and girls with experience of divorce]. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University, no. 2-2 (66), pp. 31–34. (In Russian)
Hjelle, L., Ziegler, D. (2008) Personality theories. Basic assumptions, research, and applications. Saint Petersburg: Piter Publ., 607 p. (In Russian)
Ivanova, N. L., Rumyantseva, T. V. (2009) Sotsial’naya identichnost’: teoriya i praktika [Social identity: Theory and practice]. Moscow: Sovremennyj gumanitarnyj universitet Publ., 453 p. (In Russian)
Karabanova, O. A. (2005) Psikhologiya semejnykh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul’tirovaniya [Psychology of family relationships and the fundamentals of family counseling]. Moscow: Gardariki Publ., 320 p. (In Russian)
Kosyakova, O. O. (2007) Vozrastnye krizisy [The age crises]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 224 p. (In Russian)
Kryukova, T. L., Saporovskaya, M. V., Kuftyak, E. V. (2015) Psikhologiya sem’i: zhiznennye trudnosti i sovladanie s nimi [The family psychology: Life difficulties and coping with them]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 240 p. (In Russian)
Kuteeva, V. P., Solov’eva, O. A. (2010) Sem’ya kak sub’ekt sotsializatsii lichnosti [Family as a subject of socialization]. Vestnik Mordovskogo universiteta — Mordovia University Bulletin, no. 2, pp. 191–195. (In Russian)
Langton, C. E., Berger, L. M. (2011) Family structure and adolescent physical health, behavior, and emotional well-being. The Social Service Review, vol. 85, no. 3, pp. 323–357. (In English)
Mishina, M. M., Mursalyeva, G. M. (2018) Sravnitel’nyj analiz formirovaniya tipov etnicheskoj identichnosti podrostkov raznykh kul’turnykh sred [Analysis of types of ethnic identity of adolescents of different cultural environments]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, no. 1, pp. 84–93. (In Russian)
Olejnikova, E. Yu. (2018) K probleme issledovaniya gendernoj identichnosti [To the problem of researching gender identity]. Voprosy nauki i obrazovaniya — Science and Education, vol. 8, no. 20, pp. 176–178. (In Russian)
Olifirovich, N. I., Zinkevich-Kuzemkina, T. A., Velenta, T. F. (2006) Psikhologiya semejnykh krizisov [Psychology of family crises]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 360 p. (In Russian)
Parsons, T. O. (2000) O strukture sotsial’nogo dejstviya [On the structure of social action]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 191 p. (In Russian)
Posysoev, N. N. (2017) Roditel’skaya pozitsiya kak sistema otnoshenij [Parent position as a relationship system]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 6, pp. 248–251. (In Russian)
Shevandrin, N. I. (1995) Sotsial’naya psikhologiya v obrazovanii [Social psychology in education]. Moscow: Vlados Publ., 544 p. (In Russian)
Sirota, N. A., Yaltonskij, V. M. (2014) Ya-kontseptsiya v podrostkovom vozraste i ee rol’ v formirovanii mekhanizmov adaptatsii [Self-concept in adolescence and its role in shaping adaptation mechanisms]. Moscow: RIO MGMSU Publ., 44 p. (In Russian)
Solov’eva, S. L. (2018) Identichnost’ kak resurs vyzhivaniya [Identity as a resource for survival]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii — Medical psychology in Russia, vol. 10, no. 1, p. 5. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-11050 (In Russian)
Strokova, S. S. (2017) Semejnaya identichnost’ podrostkov iz semej razlichnogo tipa [Family identity of teenagers from families of various type]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 7, no. 1, pp. 34–52. DOI: 10.17759/ psylaw.2017070104 (In Russian)
Sukhova, A. N., Derkach, A. A. (2001) Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow: Academia Publ., 600 p. (In Russian)
Timofeenko, E. E. (2017) Problema razvodov v sovremennom mire [The problem of divorce in the modern world]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, vol. 6, no. 19, pp. 103–105. (In Russian)
Vasyura, S. A. (2011) Gendernaya psikhologiya [Gender psychology]. Izhevsk: Udmurt State University Publ., 156 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Елена Константиновна Веселова, Ольга Сергеевна Галашева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.