Повседневный стресс и психологическое благополучие мальчиков и девочек подросткового возраста

Авторы

  • Ольга Сергеевна Галашева Санкт-Петербургский государственный университет
  • Лариса Арсеньевна Головей Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-9252-0980

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-500-511

Ключевые слова:

подростки, повседневный стресс, стрессоустойчивость, психологическое благополучие, половые различия

Аннотация

Введение. Стресс является одним из факторов, негативно влияющих на физическое и психологическое здоровье. Условия современного уклада жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Знание особенностей воздействия стрессоров необходимо для правильной оценки стрессогенности среды, выбора методов помощи, поиска ресурсов для преодоления трудностей. В статье представлены результаты исследования восприятия повседневных стрессоров в связи с психологическим благополучием девушек и юношей подросткового возраста. Гипотезой послужило предположение о наличии половых различий в особенностях восприятия стресса и показателях психологического благополучия и о наличии взаимосвязей повседневного стресса с уровнем психологического благополучия.

Материалы и методы. Авторский опросник повседневных стрессоров для подростков, шкала воспринимаемого стресса (В. А. Абабков и др.), методика изучения стрессоустойчивости личности Ю. В. Щербатых, шкала психологического благополучия (К. Рифф). В исследовании приняли участие 299 подростков 13–17 лет (155 девушек и 144 юношей).

Результаты исследования. Результаты показали наибольшую выраженность стресса в сферах «Школа, учеба», «Общение со старшими», «Отвержение», «Страхи». Девушки более восприимчивы к таким сферам повседневного стресса, как «Одиночество», «Самоотношение». У юношей выявлены более высокие показатели по стрессоустойчивости, достоверно большая стрессовая нагрузка, чем у девушек обнаружилась в сферах «Страхи» и «Мистические страхи». Выявлены различия в уровне и структуре психологического благополучия: у девушек более высокий уровень компетентности, личностного роста, у юношей более выражены автономность, направленность на позитивные отношения, самопринятие, выше общий уровень психологического благополучия. Обнаруженные взаимосвязи показателей стрессовой нагруженности и психологического благополучия свидетельствуют о том, понижение уровня психологического благополучия сопровождается увеличением количества воспринимаемых стрессоров и силы переживания.

Заключение. Таким образом, апробирован опросник восприятия повседневных стрессоров для подростков, выявлены сферы повседневного стресса, обнаружены половые различия в уровне и структуре психологического благополучия, взаимосвязи показателей повседневного стресса и стрессоустойчивости с общим уровнем психологического благополучия и его отдельными характеристиками, свидетельствующие о негативном влиянии повседневного стресса на психологическое благополучие подростков.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алехин, А. Н. (2018) Клинико-психологические феномены психической адаптации человека в меняющейся социокультурной среде. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 50–58. EDN: YPNBGH

Андронникова, О. О., Ветерок, Е. В. (2016) Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации. Вестник Кемеровского государственного университета, № 1, с. 72–76. EDN: VQSVPD

Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В., Лактионова, Е. Б. (2020) Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи. Психологическая наука и образование, т. 25, № 6, с. 5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

Бартош, О. П., Бартош, Т. П. (2012) Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков. Вестник ЮУрГУ. Серия Психология, т. 1, № 6 (265), с. 42–46.

Богдановская, И. М., Гутник, И. Ю., Королева, Н. Н. и др. (ред.). (2021) Поддержка ученика в образовании. Современное состояние психолого-педагогической поддержки ученика в условиях цифровизации образовательной среды. Кн. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 189 с.

Галашева, О. С. (2021) Тревожность и адаптация подростков на период пандемии. В кн.: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов. Вып. 15. Казань: Изд-во Казанского университета, с. 160–164. EDN: HKYIYM

Глинкина, Л. С., Василенко, В. Е. (2021) Взаимосвязь предпочтений типов компьютерных игр с выраженностью кризисных и стрессовых переживаний в период ранней взрослости. Мир науки. Педагогика и психология, т. 9, № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN521.pdf (дата обращения 20.04.2023).

Головей, Л. А., Веселова, Е. К, Галашева, О. С. (2021) Субъектность и адаптация подростков в ситуации развода родителей. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 1, с. 65–80. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-1-65-80

Головей, Л. А., Галашева, О. С. (2022) Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 12, № 4, с. 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Головей, Л. А., Данилова, М. В. (2019) Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 8, № 1, с. 38−45. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45

Идобаева, О. А. (2013) Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., МГЛУ, 389 с.

Исаева, Е. Р. (2009) Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 11 (89), с. 144−147. EDN: LAHZQZ

Коржова, Е. Ю., Веселова, Е. К., Анисимова, Т. В., Залевский, Г. В. (2017) Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 184, с. 31−44. EDN: UQVWVH

Леонова, Т. И. (2022) Особенности самоотношения девушек. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 1, с. 297−304. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-297-304

Лукьяненко, Е. С. (2022) Стрессоустойчивость подростков из семей с разным стилем родительского воспитания в условиях пандемии. Вестник Вятского государственного университета, № 1 (143), с. 129−139. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.014

Маленова, А. Ю., Маленов, А. А., Федотова, Е. Е. (2019) Структура субъективного благополучия и ее гендерные особенности у студенческой молодежи. Вестник Омского университета. Серия Психология, № 3, с. 22−33. EDN: UJOPLL

Московская, М. С., Булыгина, В. Г. (2018) Гендерные различия в восприятии стресса у работников следственных органов. Психология и право, т. 8, № 3, с. 97−110. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080307

Руженкова, В. В. (2019) Учебный стресс и состояние психического здоровья выпускников общеобразовательной школы. Социальная и клиническая психиатрия, т. 29, № 4, с. 42−49.

Савенышева, С. С., Головей, Л. А., Петраш, М. Д., Стрижицкая, О. Ю. (2019) Самоактуализация, психологическое благополучие и повседневный стресс в период взрослости. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 21, № 1, с. 130−140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-130-140

Селье, Г. (1982) Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 125 с.

Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. (2005) Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования). Психологическая диагностика, № 3, с. 95−129.

Bayram, N., Bilgel, N. (2008) The prevalence and socio-demographic correlations of depression, anxiety and stress among a group of university students. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, vol. 43, no. 8, pp. 667–672. https://doi.org/10.1007/s00127-008-0345-x

Daughters, S. B., Gorka, S. M., Matusiewicz, A., Anderson, K. (2013) Gender specific effect of psychological stress and cortisol reactivity on adolescent risk taking. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 41, no. 5, pp. 749−758. https://doi.org/10.1007/s10802-013-9713-4

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2008) Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction. Journal of Happiness Studies, vol. 9, no. 1, pp. 1–11. https://doi.org/10.1007/s10902-006-9018-1

Franzen, J., Jermann, F., Ghisletta, P. et al. (2021) Psychological distress and well-being among students of health disciplines: The importance of academic satisfaction. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 18, no. 4, article 2151. https://doi.org/10.3390/ijerph18042151

Gjerde, P. F., Block, J., Block, J. H. (1988) Depressive symptoms and personality during late adolescence: Gender differences in the externalization–internalization of symptom expression. Journal of Abnormal Psychology, vol. 97, no. 4, pp. 475–486. https://doi.org/10.1037/0021-843X.97.4.475

Hussenoeder, F. S., Conrad, I., Pabst, A. et al. (2022) Different areas of chronic stress and their associations with depression. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 19, no. 14, article 8773. https://doi.org/10.3390/ijerph19148773

Lee, J., Jang, S. (2015) An exploration of stress and satisfaction in college students. Services Marketing Quality, vol. 36, no. 3, pp. 245–260. https://doi.org/10.1080/15332969.2015.1046774

Newman, B. M., Newman, P. R. (2020) Theories of adolescent development. London: Academic Press, 444 p.

Nicolson, N., Ayers, H. (2004) Adolescent problems. London: David Fulton Publ., 168 p.

Ryff, C. D. (1995) Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science, vol. 4, no. 4, pp. 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395

Yousefi Afrashteh, M., Hasani, F. (2022) Mindfulness and psychological well-being in adolescents: The mediating role of self-compassion, emotional dysregulation and cognitive flexibility. Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation, vol. 9, no. 1, article 22. https://doi.org/10.1186/s40479-022-00192-y

REFERENCES

Alekhin, A. N. (2018) Kliniko-psikhologicheskie fenomeny psikhicheskoj adaptatsii cheloveka v menyayushchejsya sotsiokul’turnoj srede [Clinico-psychological phenomena of mental adaptation in the changing sociocultural environment]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 50–58. EDN: YPNBGH (In Russian)

Andronnikova, O. O., Veterok, E. V. (2016) Psikhologicheskoe blagopoluchie i zdorov’e kak aktual’naya potrebnost’ sovremennogo cheloveka v ramkakh deviktimizatsii [Psychological well-being and health as the actual needs of modern people in the context of reduction of victimization]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, no. 1, pp. 72–76. EDN: VQSVPD (In Russian)

Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V., Laktionova, E. B. (2020) Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti i tsennosti podrostkov i molodezhi [Psychological security and values in adolescents and young people]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 6, pp. 5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601 (In Russian)

Bartosh, O. P., Bartosh, T. P. (2012) Vozrastnye i gendernye osobennosti koping-povedeniya podrostkov [Age- and sex-related profiles of coping-behavior typical of the adolescents]. Vestnik YuUrGU. Seriya Psikhologiya — Bulletin of the South Ural State University. Series Psychology, vol. 1, no. 6 (265), pp. 42–46. (In Russian)

Bayram, N., Bilgel, N. (2008) The prevalence and socio-demographic correlations of depression, anxiety and stress among a group of university students. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, vol. 43, no. 8, pp. 667–672. https://doi.org/10.1007/s00127-008-0345-x (In English)

Bogdanovskaya, I. M., Gutnik, I. Yu., Koroleva N. N. (ed.) (2021) Podderzhka uchenika v obrazovanii. Sovremennoe sostoyanie psikhologo-pedagogicheskoj podderzhki uchenika v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel’noj sredy. Kn. 2 [Student support in education. The current state of psychological and pedagogical support of the student in the context of digitalization of the educational environment. Pt. 2]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 189 p. (In Russian)

Daughters, S. B., Gorka, S. M., Matusiewicz, A., Anderson, K. (2013) Gender specific effect of psychological stress and cortisol reactivity on adolescent risk taking. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 41, no. 5, pp. 749−758. https://doi.org/10.1007/s10802-013-9713-4 (In English)

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2008) Hedonia, eudaimonia, and well-being: An introduction. Journal of Happiness Studies, vol. 9, no. 1, pp. 1–11. https://doi.org/10.1007/s10902-006-9018-1 (In English)

Franzen, J., Jermann, F., Ghisletta, P. et al. (2021) Psychological distress and well-being among students of health disciplines: The importance of academic satisfaction. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 18, no. 4, article 2151. https://doi.org/10.3390/ijerph18042151 (In English)

Galasheva, O. S. (2021) Trevozhnost’ i adaptatsiya podrostkov na period pandemii [Anxiety and adaptation of adolascents during a pandemic]. In: Sbornik materialov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii dlya studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh uchenykh i prepodavatelej vuzov. [Proceedings of the 15rd International scientific and practical conference for students, undergraduates, graduate students, young scientists and university teachers]. Iss. 15. Kazan: Kazan University Publ., pp. 160−164. EDN: HKYIYM (In Russian)

Gjerde, P. F., Block, J., Block, J. H. (1988) Depressive symptoms and personality during late adolescence: Gender differences in the externalization–internalization of symptom expression. Journal of Abnormal Psychology, vol. 97 (4), pp. 475–486. https://doi.org/10.1037/0021-843X.97.4.475 (In English)

Glinkina, L. S., Vasilenko, V. E. (2021) Vzaimosvyaz’ predpochtenij tipov komp’yuternykh igr s vyrazhennost’yu krizisnykh i stressovykh perezhivanij v period rannej vzroslosti [Interrelation of preferences of computer games types with crisis experience and daily stress in early adulthood]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 5. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN521.pdf (accessed 20.04.2023). (In Russian)

Golovey, L. A., Danilova, M. V. (2019) Struktura sub’ektivnogo blagopoluchiya i udovletvorennosti zhizn’yu v podrostkovom vozraste [The structure of subjective well-being and satisfaction with life in adolescence]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 8, no. 1, pp. 38–45. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45 (In Russian)

Golovey, L. A., Galasheva, O. S. (2022) Povsednevnyj stress i udovletvorennost’ zhizn’yu devushek podrostkovogo vozrasta [Daily stress and life satisfaction of teenage girls]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 12, no. 4, pp. 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403 (In Russian)

Golovey, L. A., Veselova, E. K, Galasheva, O. S. (2021) Sub’ektnost’ i adaptatsiya podrostkov v situatsii razvoda roditelej [Manifestations of subjectivity and adaptation of adolescents in different periods after the divorce of parents]. Vestnik RGGU. Seriya “Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie” — RSUH/RGGU Bulletin. “Psychology. Pedagogics. Education” Series, no. 1, pp. 65–80. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-1-65-80 (In Russian)

Hussenoeder, F. S., Conrad, I., Pabst, A. et al. (2022) Different areas of chronic stress and their associations with depression. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 19, no. 14, article 8773. https://doi.org/10.3390/ijerph19148773 (In English)

Idobaeva, O. A. (2013) Psikhologo-pedagogicheskaya model’ formirovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Psycho-pedagogical model of psychological well-being of the person]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Linguistic University Publ., 389 p. (In Russian)

Isaeva, E. R. (2009) Koping-povedenie: analiz vozrastnykh i gendernykh razlichij na primere rossijskoj populyatsii [Coping behavior: Analysis of age and gender differences in the example Russia’s population]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 11 (89), pp. 144–147. EDN: LAHZQZ (In Russian)

Korzhova, E. Yu., Veselova, E. K., Anisimova, T. V., Zalevskij, G. V. (2017) Integral’naya resursnaya kontseptsiya zdorov’ya v kontekste otechestvennykh podkhodov [The integral resource conception of health in the context of domestic approaches]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 184, pp. 31−44. EDN: UQVWVH (In Russian)

Lee, J., Jang, S. (2015) An exploration of stress and satisfaction in college students. Services Marketing Quality, vol. 36, no. 3, pp. 245–260. https://doi.org/10.1080/15332969.2015.1046774 (In English)

Leonova, T. I. (2022) Osobennosti samootnosheniya devushek [Features of self-attitude of girls]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. “Philosophy. Sociology. Art Studies” Series, no. 1, pp 297−304. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-297-304 (In Russian)

Lukyanenko, E. S. (2022) Stressoustojchivost’ podrostkov iz semej s raznym stilem roditelskogo vospitaniya v usloviyakh pandemii [Stress tolerance of adolescents from families with different styles in a pandemic]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta — Herald of Vyatka State University, no. 1 (143), pp. 129−139. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.22.014 (In Russian)

Malenova, A. Yu., Malenov, A. A., Fedotova, E. E. (2019) Struktura sub’ektivnogo blagopoluchiya i ee gendernye osobennosti u studencheskoj molodezhi [Structure of subjective well-being and its gender peculiarities in student youth]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Psikhologiya — Herald of Omsk University. Series “Psychology”, no. 3, pp. 22−33. EDN: UJOPLL (In Russian)

Moskovskaya, M. S., Bulygina, V. G. (2018) Gendernye razlichiya v vospriyatii stressa u rabotnikov sledstvennykh organov [Gender differences in perception of stress among interrogators]. Psikhologiya i parvo — Psychology and Law, vol. 8, no. 3, pp. 97–110. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080307 (In Russian)

Newman, B. M., Newman, P. R. (2020) Theories of adolescent development. London: Academic Press, 444 p. (In English)

Nicolson, N., Ayers, H. (2004) Adolescent problems. London: David Fulton Publ., 168 p. (In English)

Ruzhenkova, V. V. (2019) Uchebnyj stress i sostoyanie psikhicheskogo zdorov’ya vypusknikov obshcheobrazovatel’noj shkoly [Educational stress and mental health of high school students]. Sotsial’naya i klinicheskaya psikhiatriya, vol. 29, no. 4, pp. 42−49. (In Russian)

Ryff, C. D. (1995) Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science, vol. 4, no. 4, pp. 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395 (In English)

Savenysheva, S. S., Golovey, L. A., Petrash, M. D., Strizhitskaya, O. Yu. (2019) Samoaktualizatsiya, psikhologicheskoe blagopoluchie i povsednevnyj stress v period vzroslosti [Self-actualization, psychological well-being and daily hassles during adulthood]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, vol. 21, no. 1, pp. 130–140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-130-140 (In Russian)

Selye, H. (1982) Stress bez distressa [Stress without distress]. Moscow: Progress Publ., 125 p. (In Russian)

Shevelenkova, T. D., Fesenko, P. P. (2005) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsij i metodik issledovaniya) [Psychological well-being of personality (rerview of basic concepts and research methodologies)]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 3, pp. 95–129. (In Russian)

Yousefi Afrashteh, M., Hasani, F. (2022) Mindfulness and psychological well-being in adolescents: The mediating role of self-compassion, emotional dysregulation and cognitive flexibility. Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation, vol. 9, no. 1, article 22. https://doi.org/10.1186/s40479-022-00192-y (In English)

Опубликован

22.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи