Современная модель подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях

Авторы

  • Татьяна Владимировна Сенько Университет Яна Кохановского в Кельцах

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-284-293

Ключевые слова:

модель подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях, методология целостного представления о психологии человека, компоненты структуры высшего образования, профессиональная компетентность, система «человек — человек», личностная зрелость

Аннотация

Статья посвящена характеристике современной модели подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях. Автор рассматривает явление перехода от адаптационного образования к образованию критично-креативному, направленному на ценности, связанные с человеком и его жизнью. Подчеркивается значение методологии целостного представления о психологии человека, разработанного профессором В. Н. Панфёровым. В данном подходе перед педагогами, работающими в высшей школе, поставлены трудные и ответственные задачи. Особое внимание уделено в статье вопросу о наиболее значимых сегодня компонентах структуры высшего образования и вопросу развития профессиональной компетентности при подготовке студентов к работе в системе «человек — человек». Важным компонентом в рамках профессиональной компетентности специалистов высшей школы является их личностная зрелость. Автор акцентирует внимание на наиболее значимых характеристиках психологически зрелой личности: самостоятельность человека, достигшего высокого уровня психического развития, его способность активно и сознательно управлять своим поведением; наличие развитого чувства ответственности и развитых ценностей, умение эффективно использовать свои знания и способности, активная жизненная позиция, ответственность за свой выбор, умение осуществлять свою жизненную стратегию; человек с развитой рефлексией, направленной на свой духовный облик, с доминантно-положительным отношением и высокой ценностной позицией по отношению к себе и к окружающим людям; человек, способный к конструктивному решению жизненных проблем. Наиболее важными индикаторами личностной зрелости являются адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, познавательной, поведенческой сфер, адаптивность в микросоциальных отношениях, соответствие субъективных образов отражаемым объектам реальности и характера реакций — внешним раздражителям. В качестве индикаторов недостаточной личностной зрелости выделяются наличие внутриличностных конфликтов, тревожность и неуверенность в себе, недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер. В заключение автор подчеркивает, что инвестиции в человеческий потенциал — это самые экономически эффективные инвестиции сегодня.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская, К. А. (1981) Личностный аспект проблемы общения в психологии. В кн.: Б. Ф. Ломов (ред.). Проблема общения в психологии. М.: Наука, с. 218–241.

Анцыферова, Л. И. (1981) К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Л. И. Анцыферова (ред.). Психология формирования и развития личности. М.: Наука, с. 3–19.

Асмолов, А. Г. (2001) Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 416 с.

Битянова, М. Р. (1995) Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 64 c.

Божович, Л. И. (2001) Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 352 с.

Ивков, Н. Н. (2002) Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М.: Московский государственный университет, 26 c.

Леонтьев, Д. А. (2001) Личностная зрелость как опосредствование личностного роста. В кн.: И. А. Петухова (ред.). Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвященных памяти Л. С. Выготского, Москва, 15–17 ноября 2000 г. М.: Смысл, с. 154–161.

Минигалиева, М. Р., Ничипоренко, Н. П. (2002) Зрелые межличностные отношения: условия развития. Семейная психология и семейная терапия, № 1, с. 86–97.

Панфёров, В. Н. (2002) Психология человека. 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 252 с.

Панфёров, В. Н. (2003) Человек, индивид, личность, индивидуальность. Психологическая служба, № 3 (4), с. 5–25.

Панфёров, В. Н. (2007) Модернизация образования в России. В кн.: Yu. Karandashev, T. Senko (red.). Studia psychologiczno-pedagogiczne. T. 1. Bielsko-Biała: Wyzsza Szkola Administracji w Bielsku-Bialej, s. 35–40.

Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А. (2017) Методологические основы и проблемы психологии. М.: Юрайт, 265 с.

Панфёров, В. Н., Волохонская, М. С., Микляева, А. В. (2016) Общая психология. Теоретические основы. М.: Юрайт, 296 с.

Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб.: Питер, 286 с.

Сенько, Т. В. (1999) Психология взаимодействия. Ч. 1: Базисная структура межличностного взаимодействия. Минск: Карандашев, 120 c.

Сенько, Т. В. (2015) Cовременная высшая школа: модель «учителя учителей». В кн.: Е. Е. Сапогова (ред.). Психосфера. Вып. 9. Тула: Изд-во ТулГУ, с. 504–512.

Сенько, Т. В. (2016a) Подготовка специалистов высшего звена в рамках процесса глобализации. Право. Экономика. Психология, № 1 (4), с. 58–63.

Сенько, Т. В. (2016b) Современная система подготовки практических психологов в высшей школе. В кн.: Н. М. Токарева (ред.). Актуальні проблеми психології в закладах освіти. Вип. 6. Кривий Ріг: КПІДВНЗ КНУ, с. 159–168.

Скрипкина, Т. П. (2002) Доверие к себе как условие развития личности. Вопросы психологии, № 1, с. 95–103.

Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. (1995) Психология человека. М.: Школа-пресс, 383 с.

Харитонов, А. Н. (2003) Признаки зрелых, трудных и нарушенных семейных межличностных отношений. В кн.: Ежегодник Российского психологического общества: в 8 т. Т. 8. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 24–62.

Шамионов, Р. М. (2004) Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 179 с.

Якобсон, П. М. (1969) Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 316 с.

Aves, C. (2007) Zrozum swojego przedszkolaka. Warszawa: Wyd. K. E. Liber, 200 s.

Banach, С. (1999) Pedagodzy o edukacji nauczycielskiej. W: K. Duraj-Nowakowa (red.). Nauczyciele akademiccy w procesie kształcenia pedagogow. Krakow; Łowicz: Impuls, s. 402–406.

Eckstein, D., Henson, R. N. (2012) Stimulus/response learning in masked congruency priming of faces: Evidence for covert mental classifications. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 65, no. 1, pp. 92–120. DOI: 10.1080/17470218.2011.590595

Knapp, M. L., Hall, Ju. A. (2000) Komunikacja niewerbalna w interakcjach międzyludzkich. Wrocław: Wyd. Astrum, 600 s.

Kochanowska, E. (2007) W powstawaniu modelu “nauczyciela nauczycieli”. W: T. Koszczyc, J. Jonkisz, S. Toczek-Werner (red.). Edukacja jutra: XIII Tatrzańskie Seminarium Naukowe. T. 1. Wrocław: Wrocławskie Towarzystwo Naukowe, s. 349–354.

Kowalska, G. (2000) Kompetencje nauczyciela efektywną komunikacją interpersonalną w procesie edukacyjnym. Edukacja, nr 3 (71), s. 32–51.

Senko, T. V. (2011) Fear of an examination as a type of school fear vs forms of personality behavior of pupils. In: I. Radovanović, Z. Zasłona (eds.). Teacher’s competences and the learning environment. Belgrade: Univerzitet, Učiteljski fakultet, pp. 125–143.

Senko, T. V. (2015) Diagnoza zachowań osobowościowych. Legnica: Wydawnictwo Państwowej Wyższej Szkoły Zawodowej im. Witelona w Legnice,188 p.

Torf, B., Sessions, D. N. (2005) Principals’ perceptions of the causes of teacher ineffectiveness. Journal of Educational Psychology, vol. 97, no. 4, pp. 530–537. DOI: 10.1037/0022-0663.97.4.530

Turska, D. (2011) Edukacja jako “impuls do pełnego rozwoju”? W kręgu jungowskich inspiracji. Psychologia Rozwojowa, t. 16, nr 2, s. 13–20.

Turska, E., Stasiła-Sieradzka, M., Diec, A. (2012) Ścieżki edukacyjne młodych kobiet i mężczyzn, a struktura ich wartości zawodowych. Czasopismo Psychologiczne, t. 18, nr 2, s. 307–315.

Wawrzyniak-Beszterda, R. (2002) Doświadczenia komunikacyjne uczniow w czasie lekcji. Krakow: Oficyna Wydawnicza “Impuls”, 226 s.

REFERENCES

Abul’khanova-Slavskaya, K. A. (1981) Lichnostnyj aspekt problemy obshcheniya v psikhologii [The personal aspect of the problem of communication in psychology]. In: B. F. Lomov (ed.). Problema obshcheniya v psikhologii [The problem of communication in psychology]. Moscow: Nauka Publ., pp. 218–241. (In Russian)

Antsyferova, L. I. (1981) K psikhologii lichnosti kak razvivayushchejsya sistemy [To personality psychology as a developing system]. In: L. I. Antsyferova (ed.). Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of the formation and development of personality]. Moscow: Nauka Publ., pp. 3–19. (In Russian)

Asmolov, A. G. (2001) Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Personality psychology: Principles of general psychological analysis]. Moscow: Smysl Publ., 416 p. (In Russian)

Aves, C. (2007) Zrozum swojego przedszkolaka [Understanding your preschooler]. Warszawa: K. E. Liber Publ., 200 p. (In Polish)

Banach, С. (1999) Pedagodzy o edukacji nauczycielskiej [Teachers about teacher education]. In: K. Duraj-Nowakowa (ed.). Nauczyciele akademiccy w procesie kształcenia pedagogow [Academic teachers in teachers' training]. Krakow; Łowicz: Impuls Publ., pp. 402–406. (In Polish)

Bityanova, M. R. (1995) Psikhologiya lichnostnogo rosta [Psychology of personal growth]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya Publ., 64 p. (In Russian)

Bozhovich, L. I. (2001) Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works]. 3rd ed. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.: Voronezh: NPO “MODEK” Publ., 352 p. (In Russian)

Eckstein, D., Henson, R. N. (2012) Stimulus/response learning in masked congruency priming of faces: Evidence for covert mental classifications. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 65, no. 1, pp. 92–120. DOI: 10.1080/17470218.2011.590595 (In English)

Ivkov, N. N. (2002) Usloviya i dinamika razresheniya tsennostnykh protivorechij v zrelosti [Conditions and dynamics of resolving value contradictions in maturity]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University, 26 p. (In Russian)

Kharitonov, A. N. (2003) Priznaki zrelykh, trudnykh i narushennykh semejnykh mezhlichnostnykh otnoshenij [Signs of mature, difficult, and disturbed family interpersonal relationships]. In: Ezhegodnik Rossijskogo psikhologicheskogo obshchestva [Yearbook of the Russian Psychological Society]: In 8 vols. Vol. 8. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 24–62. (In Russian)

Knapp, M. L., Hall, Ju. A. (2000) Komunikacja niewerbalna w interakcjach międzyludzkich [Nonverbal communication in interpersonal interactions]. Wrocław: Astrum Publ., 600 p. (In Polish)

Kochanowska, E. (2007) W powstawaniu modelu “nauczyciela nauczycieli” [On the formation of the “teacher of teachers” model]. In: T. Koszczyc, J. Jonkisz, S. Toczek-Werner (eds.). Edukacja jutra: XIII Tatrzańskie Seminarium Naukowe [Education of tomorrow: 13th Tatran Academic Seminar]. T. 1. Wrocław: Wrocławskie Towarzystwo Naukowe Publ., pp. 349–354. (In Polish)

Kowalska, G. (2000) Kompetencje nauczyciela efektywną komunikacją interpersonalną w procesie edukacyjnym [Teacher's competence through effective interpersonal communication in the educational process]. Edukacja, vol. 3, no. 71, pp. 32–51. (In Polish)

Leont’ev, D. A. (2001) Lichnostnaya zrelost’ kak oposredstvovanie lichnostnogo rosta [Personal maturity as mediating personal growth]. In: I. A. Petukhova (ed.). Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya razvitiya: Materialy pervykh chtenij, posvyashchennykh pamyati L. S. Vygotskogo, Moskva, 15–17 noyabrya, 2000 g. [Cultural and historical developmental psychology: Materials of the 1st Reading in memoriam of L. S. Vygotskij, Moscow, November 15–17, 2000]. Moscow: Smysl Publ., pp. 154–161. (In Russian)

Minigalieva, M. R., Nichiporenko, N. P. (2002) Zrelye mezhlichnostnye otnosheniya: usloviya razvitiya [Mature interpersonal relationships: Conditions for development]. Semejnaya psikhologiya i semejnaya terapiya, no. 1, pp. 86–97. (In Russian)

Panferov, V. N. (2002) Psikhologiya cheloveka [Human psychology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Mikhajlov V. A. Publ., 252 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2003) Chelovek, individ, lichnost’, individual’nost’ [Man, individual, personality, individuality]. Psikhologicheskaya sluzhba, no. 3 (4), pp. 5–25. (In Russian)

Panferov, V. N. (2007) Modernizatsiya obrazovaniya v Rossii [Modernization of education in Russia]. In: Yu. Karandashev, T. Senko (red.). Studia psychologiczno-pedagogiczne [Psychological and pedagogical studies]. Vol. 1. Bielsko-Biała: Wyzsza Szkola Administracji w Bielsko-Białej, pp. 35–40. (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A. (2017) Metodologicheskie osnovy i problemy psikhologii [Methodological foundations and problems of psychology]. Moscow: Yurajt Publ., 265 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Volokhonskaya, M. S., Miklyaeva, A. V. (2016) Obshchaya psikhologiya. Teoreticheskie osnovy [General psychology. Theoretical foundations]. Moscow: Yurajt Publ., 296 p. (In Russian)

Rean, A. A. (2013) Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Saint Petersburg: Piter Publ., 286 p. (In Russian)

Senko, T. V. (1999) Psikhologiya vzaimodejstviya. Ch. 1: Bazisnaya struktura mezhlichnostnogo vzaimodejstviya [Interaction psychology. Pt. 1: The basic structure of interpersonal interaction]. Minsk: Karandashev Publ., 120 p. (In Russian)

Senko, T. V. (2011) Fear of an examination as a type of school fear vs forms of personality behavior of pupils. In: I. Radovanović, Z. Zasłona (eds.). Teacher’s competences and the learning environment. Belgrade: Univerzitet, Učiteljski fakultet, pp. 125–143. (In English)

Senko, T. V. (2015) Diagnoza zachowań osobowościowych [Diagnosis of personality behavior]. Legnica: Witelon State University of Applied Sciences in Legnica Publ., 188 p. (In Polish)

Senko, T. V. (2015) Sovremennaya vysshaya shkola: model’ “uchitelya uchitelej” [Modern high school: A model of “teacher of teachers”]. In: E. E. Sapogova (ed.). Psikhosfera [Psychosphere]. Iss. 9. Tula: Tula State University Publ., pp. 504–512. (In Russian)

Senko, T. V. (2016a) Podgotovka spetsialistov vysshego zvena v ramkakh protsessa globalizatsii [Training specialists of advanced education within the process of globalization]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya — Law. Economics. Psychology, no. 1 (4), pp. 58–63. (In Russian)

Senko, T. V. (2016b) Sovremennaya sistema podgotovki prakticheskikh psikhologov v vysshej shkole [The modern system of training practical psychologists in higher education]. In: N. M. Tokareva (ed.). Aktualni problemy psykholohii v zakladakh osvity [Actual problems of psychology in educational institutions]. Vol. 6. Kryvyi Rih: KPІDVNZ KNU Publ., pp. 159–168. (In Russian)

Shamionov, R. M. (2004) Psikhologiya sub’ektivnogo blagopoluchiya lichnosti [Psychology of the subjective personal well-being]. Saratov: Saratov State University Publ., 179 p. (In Russian)

Skripkina, T. P. (2002) Doverie k sebe kak uslovie razvitiya lichnosti [Self-confidence as a condition for personal development]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 95–103. (In Russian)

Slobodchikov, V. I., Isaev, E. I. (1995) Psikhologiya cheloveka [Human psychology]. Moscow: Shkola-press Publ., 383 p. (In Russian)

Torf, B., Sessions, D. N. (2005) Principals’ perceptions of the causes of teacher ineffectiveness. Journal of Educational Psychology, vol. 97, no. 4, pp. 530–537. DOI: 10.1037/0022-0663.97.4.530 (In English)

Turska, D. (2011) Edukacja jako “impuls do pełnego rozwoju”? W kręgu jungowskich inspiracji [Within the field of Jungian inspirations: Education as an “impulse to full development”?]. Psychologia Rozwojowa — Developmental Psychology,, vol. 16, no. 2, pp. 13–20. (In Polish)

Turska, E., Stasiła-Sieradzka, M., Diec, A. (2012) Ścieżki edukacyjne młodych kobiet i mężczyzn, a struktura ich wartości zawodowych [Educational pathways of university students and the structure of their professional values]. Czasopismo Psychologiczne, vol. 18, no. 2, pp. 307–315. (In Polish)

Wawrzyniak-Beszterda, R. (2002) Doświadczenia komunikacyjne uczniow w czasie lekcji [Communication experiences of students during the lesson]. Krakow: Impuls Publ., 226 p. (In Polish)

Yakobson, P. M. (1969) Psikhologicheskie problemy motivatsii povedeniya cheloveka [Psychological problems of human behavior motivation]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 316 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи