Межкультурные и гендерные различия в стратегиях преодоления кибербуллинга подростками: сравнительный анализ на примере России и Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-393-407Ключевые слова:
кибербуллинг, подростки, межкультурные различия, гендерные различия, стратегии преодоления, Россия, Казахстан, коллективизм, индивидуализм, психометрическая валидностьАннотация
Введение. Исследование выявляет межкультурные и гендерные различия в стратегиях преодоления кибербуллинга среди подростков в России и Казахстане. Актуальность обусловлена глобальным распространением кибербуллинга и дефицитом данных о влиянии культурных и гендерных различий на выбор стратегий преодоления кибербуллинга. Работа восполняет пробел в исследованиях, интегрируя теорию культурных измерений Г. Хофстеде (Hofstede 2011) и модель гендерной социализации (Eagly 2013), что позволяет предложить культурно-адаптированные профилактические программы.
Материалы и методы. Выборка включила 404 подростка (11–17 лет) из России (n = 206; 52 % девочек) и Казахстана (n = 198; 54 % девочек). Использовалась адаптированная русскоязычная версия опросника CWCBQ (Sticca et al. 2015; Утемисова 2024), валидированная через эксплораторный (KMO = 0,85; χ² = 13691,213, p < 0,001) (Brown 2015) и конфирматорный факторный анализ (CFI = 0,955, RMSEA = 0,036) с межкультурной инвариантностью (ΔCFI < 0,01). Для анализа применялись U-критерий Манна — Уитни, корреляционный анализ Спирмена и двухфакторный ANOVA с учетом возраста, пола и страны.
Результаты исследования. Доминирующей стратегией стала «близкая поддержка» (M = 23,2; SD = 5,3). Выявлена сильная корреляция между «близкой поддержкой» и «активным игнорированием» (r = 0,664, p < 0,01). Подростки Казахстана чаще использовали «дистальный совет» (ΔM = 3,1; p < 0,001), что связано с коллективистскими нормами и институциональным доверием («КИБЕР ТҰМАР» 2024). В России преобладало «активное игнорирование» (M = 14,8). Девочки активнее применяли «близкую поддержку» (M = 24,7 / 21,3; p < 0,001) и «активное игнорирование» (M = 15,8 / 14,0; p < 0,001), что отражает гендерные роли (Eagly, Wood 2016). Возрастная динамика показала снижение «выстраивания границ» к 13–14 годам (M = 11,9).
Результаты подтверждают влияние культурных норм (коллективизм Казахстана / индивидуализм России) и гендерной социализации на выбор стратегий. Согласуясь с исследованиями (Мамбеталина и др. 2020; Солдатова, Войскунский 2021), работа выявляет роль институционального доверия в Казахстане и цифровой автономии в России. Расхождение с моделью (Lazarus 2020) в возрастной динамике «выстраивания границ» требует дальнейшего изучения.
Заключение. Исследование обосновывает необходимость дифференцированных программ: интеграция клановой поддержки в Казахстане и развитие цифровой коммуникации в России. Перспективы включают изучение роли социально-экономических факторов и разработку тренингов по упреждающим стратегиям («выстраивание границ») для подростков.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
В Казахстане стартовала информационно-образовательная кампания «КИБЕР ТҰМАР» — защитим детей в цифровой среде. (2024) Министерство просвещения Республики Казахстан; ЮНИСЕФ Казахстана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/details/699737?lang=ru (дата обращения 01.04.2025).
Дозорцева, Е. Г., Кирюхина, Д. В. (2020) Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология, т. 1, № 50, с. 80–87. EDN: VGHHAI
Екимова, В. И., Брыкова, Е. Ю., Козлова, А. Б., Литвинова, А. В. (2024) Предиспозиционные факторы кибервиктимизации подростков: сравнительный анализ результатов исследований. Современная зарубежная психология, т. 13, № 3, с. 151–164. https://www.doi.org/10.17759/jmfp.2024130314
Травля в интернете: что это такое и как с ней бороться. (2024) ЮНИСЕФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/kazakhstan/Новостные-заметки/травля-в-интернете-что-это-и-как-с-этим-бороться (дата обращения 01.04.2025).
Кибербезопасность в образовании: последние тенденции (2024) SecurityLab.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.securitylab.ru/analytics/547323.php (дата обращения 01.04.2025).
Ламажаа, Ч. К. (2013) Национальный характер тюркоязычных народов Центральной Азии. Новые исследования Тувы, № 3, с. 69–83. EDN: QZQFLV
Микляева, А. В. (2024) Цифровое общество и цифровая социализация: перспективы социально-психологических исследований. Социальная психология и общество, т. 15, № 2, с. 5–11. https://doi.org/10.17759/sps.2024150201
Назаров, В. Л., Авербух, Н. В. (2023) Традиционный буллинг и кибербуллинг: стратегии свидетелей. Образование и наука, т. 25, № 9, с. 80–117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-80-117
Сиденко, А. (2024) Взрослые и дети в интернете: аналитический отчет 2023. Лаборатория Касперского. [Электронный ресурс]. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/vzroslye_i_deti_v_internete_analiticheskiy_otchet_2023 (дата обращения 01.04.2025).
Солдатова, Г. У., Войскунский, А. Е. (2021) Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 18, № 3, с. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2023) Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, т. 14, № 3, с. 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2018) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 375 с.
Утемисова, Г. У. (2024) «Опросник стратегий преодоления ситуаций кибербуллинга»: структура и первичные психометрические характеристики. Психология человека в образовании, т. 6, № 3, с. 362–383. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-362-383
Хломов, К. Д., Давыдов, Д. Г., Бочавер, А. А. (2019) Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право, т. 9, № 2, с. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219
Adler, P. А., Adler, P. (1998) Peer power: Preadolescent culture and identity. London: Rutgers University Press, 274 p.
Anderson, M., Faverio, M., Gottfried, J. (2023) Teens, social media and technology 2018. Pew Research Center. [Online]. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2023/12/11/teens-social-media-and-technology-2023/ (accessed 01.04.2025).
Armstrong, S. B., Dubow, E. F., Domoff, S. E. (2019) Adolescent coping: In-person and cyber-victimization. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, vol. 13, no. 4, article 2. https://doi.org/10.5817/CP2019-4-2
Assylbekova, M., Atemova, K., Utemissova, G. et al. (2024) A critical review of anti-bullying strategies: Analyzing survey results across regions. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, vol. 8.2, no. S2, pp. 404–413. https://doi.org/10.70082/esiculture.vi.1050
Balpeisova, S. A., Utemisova, G. U., Kushzhan, N. V. (2019) Mediation at school. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of Social and Human Sciences, vol. 1, no. 323, pp. 23–31. https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.3
Bekiros, S., Jahanshahi, H., Munoz-Pacheco, J. M. (2022) A new buffering theory of social support and psychological stress. PLoS One, vol. 17, no. 10, article e0275364. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0275364
Boyd, D. (2014) It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven: Yale University Press, 281 p. https://doi.org/10.12987/9780300166439
Brown, T. A. (2015) Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. 2nd ed. New York; London: Guilford Press, 462 p.
Camerini, A.-L., Marciano, L., Carrara, A., Schulz, P. J. (2020) Cyberbullying perpetration and victimization among children and adolescents: A systematic review of longitudinal studies. Telematics and Informatics, vol. 49, article 101362. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101362
Chiu, C.-Y., Hong, Y.-Y. (2006) Social psychology of culture. New York: Psychology Press, 400 p. https://doi.org/10.4324/9781315782997
Cohen, S., Wills, T. A. (1985) Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, vol. 98, no. 2, pp. 310–357. https://doi.org/10.1037/0033-2909.98.2.310
Eagly, A. H. (2013) Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. New York: Psychology Press, 192 p. https://doi.org/10.4324/9780203781906
Eagly, A. H., Wood, W. (2016) Social Role Theory of Sex Differences. In: A. Wong, M. Wickramasinghe, R. Hoogland, N. A. Naples (eds.). The Wiley Blackwell Encyclopedia of Gender and Sexuality Studies. Hoboken: John Wiley & Sons Publ., pp. 1–3. https://doi.org/10.1002/9781118663219.wbegss183
Espino, E., Guarini, A., Del Rey, R. (2023) Effective coping with cyberbullying in boys and girls: The mediating role of self-awareness, responsible decision-making, and social support. Current Psychology, vol. 42, pp. 32134–32146. https://doi.org/10.1007/s12144-022-04213-5
Folkman, S. (2013) Stress: Appraisal and Coping. In: M. D. Gellman, J. R. Turner (eds.). Encyclopedia of Behavioral Medicine. New York: Springer Publ., pp. 1913–1915. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_215
Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014
Livingstone, S., Helsper, E. J. (2008) Parental Mediation of Children's Internet Use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, vol. 52, no. 4, pp. 581–599. https://doi.org/10.1080/08838150802437396
Mambetalina, A. S., Utemissova, G. U., Summers, D. G., Amangossov, A. A. (2020) The psychological analysis of bully profile via peers report. The journal of Psychology & Sociology, vol. 75, no. 4, pp. 1–13. https://doi.org/10.26577/jpss.2020.v75.i4.01
Marciano, L., Camerini, A. L., Schulz, P. J. (2022). How do depression, duration of internet use and social connection in adolescence influence each other over time? An extension of the RI-CLPM including contextual factors. Computers in Human Behavior, vol. 136, article 107016. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107390
Marciano, L., Schulz, P. J., Camerini, A. L. (2020) Cyberbullying perpetration and victimization in youth: A meta-analysis of longitudinal studies. Journal of Computer-Mediated Communication, vol. 25, no. 2, pp. 163–181. https://doi.org/10.1093/jcmc/zmz031
Markus, H. R., Kitayama, S. (1991) Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, vol. 98, no. 2, pp. 224–253. https://doi.org/10.1037/0033-295X.98.2.224
Olweus, D. A. (1996) Bullying at school: Knowledge base and an effective intervention program. Annals of the New York Academy of Sciences, vol. 794, no. 1, pp. 265–276. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.1996.tb32527.x
Praharso, N. F., Tear, M. J., Cruwys, T. (2017) Stressful life transitions and wellbeing: A comparison of the stress buffering hypothesis and the social identity model of identity change. Psychiatry Research, vol. 247, pp. 265–275. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.11.039
Przybylski, A. K., Weinstein, N. (2019) Digital screen time limits and young children’s psychological well-being: Evidence from a population-based study. Child Development, vol. 90, no. 1, pp. e56–e65. https://doi.org/10.1111/cdev.13007
Rakisheva, G., Sabitova, D., Zhantemirova, M. (2024) Risks of cyberbullying in the multicultural education of Kazakhstan: Ethnocultural aspect. Educational Administration: Theory and Practice, vol. 30, no. 5, pp. 11914–11921.
Rothbaum, F., Weisz, J. R., Snyder, S. S. (1982) Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control. Journal of Personality and Social Psychology Bulletin, vol. 42, no. 1, pp. 5–37. https://doi.org/10.1037/0022-3514.42.1.5
Smahel, D., Machackova, H., Mascheroni, G. et al. (2020) EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. London: EU Kids Online Publ.; London School of Economics and Political Science Publ. [Online]. Available at: https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo (accessed 01.04.2025).
Sticca, F., Machmutow, K., Stauber, A. et al. (2015) The coping with cyberbullying questionnaire: Development of a new measure. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 515–536. https://doi.org/10.3390/soc5020515
Stoilova, M., Livingstone, S., Khazbak, R. (2021) Investigating Risks and Opportunities for Children in a Digital World: A Rapid Review of the Evidence on Children's Internet Use and Outcomes. Innocenti Discussion Papers, 82 p. https://doi.org/10.18356/25211110-2020-03
Summers, D., Balpeisova, S. A., Maydangalieva, Z. A., Utemissova, G. U. (2019). How can we prevent violence at school? Bullying. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Series of Social and Human Sciences, vol. 1, no. 323, pp. 16–22. https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.2
Tremolada, M., Bonichini, S., Taverna, L. (2016) Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: Predictive model of self-reported cognitive and mood problems. Psychology, vol. 7, no. 14, pp. 1858–1871. https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171
Van Geel, M., Goemans, A., Toprak, F., Vedder, P. (2017) Which personality traits related to traditional bullying and cyberbullying? A study with the Big Five, Dark Triad and sadism. Personality and Individual Differences, vol. 106, pp. 231–235. https://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.063
Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Del Rey, R. (2015). Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention. Aggression and Violent Behavior, vol. 23, pp. 1–21. https://doi.org/10.1016/j.avb.2015.10.001
REFERENCES
Adler, P. А., Adler, P. (1998) Peer power: Preadolescent culture and identity. London: Rutgers University Press, 274 p. (In English)
Anderson, M., Faverio, M., Gottfried, J. (2023) Teens, social media and technology 2018. Pew Research Center. [Online]. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2023/12/11/teens-social-media-and-technology-2023/ (accessed 01.04.2025). (In English)
Armstrong, S. B., Dubow, E. F., Domoff, S. E. (2019) Adolescent coping: In-person and cyber-victimization. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, vol. 13, no. 4, article 2. https://doi.org/10.5817/CP2019-4-2 (In English)
Assylbekova, M., Atemova, K., Utemissova, G. et al. (2024) A critical review of anti-bullying strategies: Analyzing survey results across regions. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, vol. 8.2, no. S2, pp. 404–413. https://doi.org/10.70082/esiculture.vi.1050 (In English)
Balpeisova S. A., Kushzhanov N. V., Summers D. G., Maydangaliyeva Zh. A. Mediation at school // News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of Social and Human Sciences. 2019. Vol. 1. No. 323. P. 23–31. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.3. (In English)
Bekiros, S., Jahanshahi, H., Munoz-Pacheco, J. M. (2022) A new buffering theory of social support and psychological stress. PLoS One, vol. 17, no. 10, article e0275364. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0275364 (In English)
Boyd, D. (2014) It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven: Yale University Press, 281 p. https://doi.org/10.12987/9780300166439 (In English)
Brown, T. A. (2015) Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. 2nd ed. New York; London: Guilford Press, 462 p. (In English)
Camerini, A.-L., Marciano, L., Carrara, A., Schulz, P. J. (2020) Cyberbullying perpetration and victimization among children and adolescents: A systematic review of longitudinal studies. Telematics and Informatics, vol. 49, article 101362. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101362 (In English)
Chiu, C.-Y., Hong, Y.-Y. (2006) Social psychology of culture. New York: Psychology Press, 400 p. https://doi.org/10.4324/9781315782997 (In English)
Cohen, S., Wills, T. A. (1985) Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, vol. 98, no. 2, pp. 310–357. https://doi.org/10.1037/0033-2909.98.2.310 (In English)
Dozortseva, E. G., Kiryukhina, D. V. (2020) Kiberbulling i sklonnost’ k deviantnomu povedeniyu u podrostkov [Cyberbullying and the tendency to deviant behavior in adolescents]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya, no. 1 (50), pp. 80–87. (In Russian)
Eagly, A. H. (2013) Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. New York: Psychology Press, 192 p. https://doi.org/10.4324/9780203781906 (In English)
Eagly, A. H., Wood, W. (2016) Social Role Theory of Sex Differences. In: A. Wong, M. Wickramasinghe, R. Hoogland, N. A. Naples (eds.). The Wiley Blackwell Encyclopedia of Gender and Sexuality Studies. Hoboken: John Wiley & Sons Publ., pp. 1–3. https://doi.org/10.1002/9781118663219.wbegss183 (In English)
Ekimova, V. I., Brykova, E. Yu., Kozlova, A. B., Litvinova, A. V. (2024) Predispozitsionnye faktory kiberviktimizatsii podrostkov: sravnitel’nyj analiz rezul’tatov issledovanij [Predispositional factors of cybervictimization among adolescents: Comparative analysis of research results]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 13, no. 3, pp. 151–164. https://www.doi.org/10.17759/jmfp.2024130314 (In Russian)
Espino, E., Guarini, A., Del Rey, R. (2023) Effective coping with cyberbullying in boys and girls: The mediating role of self-awareness, responsible decision-making, and social support. Current Psychology, vol. 42, pp. 32134–32146. https://doi.org/10.1007/s12144-022-04213-5 (In English)
Folkman, S. (2013) Stress: Appraisal and Coping. In: M. D. Gellman, J. R. Turner (eds.). Encyclopedia of Behavioral Medicine. New York: Springer Publ., pp. 1913–1915. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_215 (In English)
Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014 (In English)
Travlya v internet: chto eto takoe i kak s nej borot’sya [Cyberbullying: What is it and how to stop it]. (2020) UNICEF. [Online]. Available at: https://www.unicef.org/kazakhstan/Новостные-заметки/травля-в-интернете-что-это-и-как-с-этим-бороться (accessed 01.04.2025). (In Russian)
Khlomov, K. D., Davydov, D. G., Bochaver, A. A. (2019) Kiberbulling v opyte rossijskikh podrostkov [Cyberbullying in the experience of Russian teenager]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 9, no. 2, pp. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219 (In Russian)
Kiberbezopasnost’ v obrazovanii: Poslednie tendentsii [Cybersecurity in education: Latest trends]. (2024) SecurityLab. ru. [Online]. Available at: https://www.securitylab.ru/analytics/547323.php (accessed 01.04.2025). (In Russian)
Lamazhaa, Ch. K. (2013) Natsional’nyj kharakter tyurkoyazychnykh narodov Tsentral’noj Azii [National temper of Turkic peoples in Central Asia]. Novye issledovaniya Tuvy — New Research of Tuva, no. 3, pp. 69–83. (In Russian)
Livingstone, S., Helsper, E. J. (2008) Parental Mediation of Children's Internet Use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, vol. 52, no. 4, pp. 581–599. https://doi.org/10.1080/08838150802437396 (In English)
Mambetalina, A. S., Utemissova, G. U., Summers, D. G., Amangossov, A. A. (2020) The psychological analysis of bully profile via peers report. The journal of Psychology & Sociology, vol. 75, no. 4, pp. 1–13. https://doi.org/10.26577/jpss.2020.v75.i4.01 (In English)
Marciano, L., Camerini, A. L., Schulz, P. J. (2022) How do depression, duration of internet use and social connection in adolescence influence each other over time? An extension of the RI-CLPM including contextual factors. Computers in Human Behavior, vol. 136, article 107016. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107390 (In English)
Marciano, L., Schulz, P. J., Camerini, A. L. (2020) Cyberbullying perpetration and victimization in youth: A meta-analysis of longitudinal studies. Journal of Computer-Mediated Communication, vol. 25, no. 2, pp. 163–181. https://doi.org/10.1093/jcmc/zmz031 (In English)
Markus, H. R., Kitayama, S. (1991) Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, vol. 98, no. 2, pp. 224–253. https://doi.org/10.1037/0033-295X.98.2.224 (In English)
Miklyaeva, A. V. (2024) Tsifrovoe obshchestvo i tsifrovaya sotsializatsiya: perspektivy sotsial’no-psikhologicheskikh issledovanij [Digital society and digital socialization: Prospects for socio-psychological research]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 15, no. 2, pp. 5–11. https://doi.org/10.17759/sps.2024150201 (In Russian)
Nazarov, V. L., Averbukh, N. V. (2023) Traditsionnyj bulling i kiberbulling: strategii svidetelej [Traditional bullying and cyberbullying: Bystander strategies]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 25, no. 9, pp. 80–117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-80-117 (In Russian)
Olweus, D. A. (1996) Bullying at school: Knowledge base and an effective intervention program. Annals of the New York Academy of Sciences, vol. 794, no. 1, pp. 265–276. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.1996.tb32527.x (In English)
Praharso, N. F., Tear, M. J., Cruwys, T. (2017) Stressful life transitions and wellbeing: A comparison of the stress buffering hypothesis and the social identity model of identity change. Psychiatry Research, vol. 247, pp. 265–275. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.11.039 (In English)
Przybylski, A. K., Weinstein, N. (2019) Digital screen time limits and young children’s psychological well-being: Evidence from a population-based study. Child Development, vol. 90, no. 1, pp. e56–e65. https://doi.org/10.1111/cdev.13007 (In English)
Rakisheva, G., Sabitova, D., Zhantemirova, M. (2024) Risks of cyberbullying in the multicultural education of Kazakhstan: Ethnocultural aspect. Educational Administration: Theory and Practice, vol. 30, no. 5, pp. 11914–11921. (In English)
Rothbaum, F., Weisz, J. R., Snyder, S. S. (1982) Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control. Journal of Personality and Social Psychology Bulletin, vol. 42, no. 1, pp. 5–37. https://doi.org/10.1037/0022-3514.42.1.5 (In English)
Sidenko, A. (2024) Vzroslye i deti v internete: analiticheskij otchet 2023 [Adults and children on the internet: Analytical report 2023]. Laboratoriya Kasperskogo [Laboratory Kaspersky]. [Online]. Available at: https://kids.kaspersky.ru/article/vzroslye_i_deti_v_internete_analiticheskiy_otchet_2023 (accessed 01.04.2025). (In Russian)
Smahel, D., Machackova, H., Mascheroni, G. et al. (2020) EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. London: EU Kids Online Publ.; London School of Economics and Political Science Publ. [Online]. Available at: https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo (accessed 01.04.2025). (In English)
Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. (2023) Tsifrovaya sotsializatsiya rossijskikh podrostkov: skvoz’ prizmu sravneniya s podrostkami 18 evropejskikh stran [Digital socialization of Russian adolescents: Through the prism of comparison with adolescents in 18 European countries]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 14, no. 3, pp. 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302 (In Russian)
Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Nestik, T. A. (2017) Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [Digital generation of Russia: Competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 375 p. (In Russian)
Soldatova, G. U., Vojskunskij, A. E. (2021) Sotsial’no-kognitivnaya kontseptsiya tsifrovoj sotsializatsii: novaya ekosistema i sotsial’naya evolyutsiya psikhiki [Socio-cognitive concept of digital socialization: A new ecosystem and social evolution of the mind]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 18, no. 3, pp. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 (In Russian)
Sticca, F., Machmutow, K., Stauber, A. et al. (2015) The coping with cyberbullying questionnaire: Development of a new measure. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 515–536. https://doi.org/10.3390/soc5020515 (In English)
Summers, D., Balpeisova, S. A., Maydangalieva, Z. A. Utemissova, G. U. (2019). How can we prevent violence at school? Bullying. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Series of Social and Human Sciences, vol. 1, no. 323, pp. 16–22. https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.2 (In English)
Tremolada, M., Bonichini, S., Taverna, L. (2016) Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: Predictive model of self-reported cognitive and mood problems. Psychology, vol. 7, no. 14, pp. 1858–1871. https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171 (In English)
Utemisova, G. U. (2024) “Oprosnik strategij preodoleniya situatsij kiberbullinga”: struktura i pervichnye psikhometricheskie kharakteristiki [Coping with cyberbullying questionnaire: Structure and primary psychometric characteristics]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 3, pp. 362–383. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-362-383 (In Russian)
V Kazakhstane startovala informatsionno-obrazovatel’naya kampaniya “KIBER TҰMAR” — zashchitim detej v tsifrovoj srede [Information and educational campaign "CYBER TUMAR" has been launched in Kazakhstan — let’s protect children in the digital environment] (2024) Ministry of Education of the Republic of Kazakhstan; UNICEF of Kazakhstan. [Online]. Available at: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/details/699737?lang=ru (accessed 01.04.2025). (In Russian)
Van Geel, M., Goemans, A., Toprak, F., Vedder, P. (2017) Which personality traits related to traditional bullying and cyberbullying? A study with the Big Five, Dark Triad and sadism. Personality and Individual Differences, vol. 106, pp. 231–235. https://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.063 (In English)
Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Del Rey, R. (2015) Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention. Aggression and Violent Behavior, vol. 23, pp. 1–21. https://doi.org/10.1016/j.avb.2015.10.001 (In English)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Гульмира Укатаевна Утемисова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





