«Опросник стратегий преодоления ситуаций кибербуллинга»: структура и первичные психометрические характеристики
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-362-383Ключевые слова:
кибервиктимизация, кибербуллинг, стратегии преодоления кибербуллинга, опросник стратегий преодоления кибербуллинга, подросткиАннотация
Введение. В статье представлены результаты адаптации «Опросника стратегий преодоления ситуаций кибербуллинга» (CWCBQ) Ф. Стикка (Sticca et al. 2015) для выявления кибервиктимизации в русско- и казахскоязычных группах. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки диагностического инструментария, определяющего эффективные стратегии преодоления «кибервиктимизации». Разработка оригинального опросника включала качественные пилотные исследования и оценку его валидности и надежности на основе данных, собранных в Швейцарии, Италии и Ирландии. Цель опросника — «изучить, как подростки справляются с опытом кибервиктимизации и какие стратегии преодоления связаны с благополучием или неблагоприятными исходами» (Sticca et al. 2015).
Материалы и методы. В исследовании использовался русский перевод опросника CWCBQ. Адаптация методики проводилась в период с 2022 по 2023 год на выборке 1450 подростков (600 мальчиков, 850 девочек) в возрасте 12–17 лет, средний возраст 14,3.
Результаты исследования. В рамках исследования была проверена структура опросника с помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. Эксплораторный анализ выявил 7 подшкал, связанных с различными стратегиями, однако некоторые показатели были неудовлетворительными, что требовало корректировки модели. В ходе исследования была выявлена четырехфакторная структура, включающая 19 утверждений. Результаты продемонстрировали значимое влияние отдельных пунктов на факторы и определили наилучшие показатели для оценки соответствия модели. Программа исследования включала конфигурационный, метрический и скалярный анализ инвариантности данных двух языковых групп.
Были валидизированы факторы «близкая поддержка», «возмездие», «активное игнорирование» и «дистальный совет». Опросник продемонстрировал высокую дискриминативность и надежность, что делает его пригодным для использования в психологических исследованиях.
Заключение. Дальнейшие исследования будут способствовать лучшему пониманию стратегий преодоления кибербуллинга. Наше исследование предлагает ценные сведения о потенциальном влиянии механизмов совладания на связь между кибервиктимизацией и общим благополучием, а также о стратегиях преодоления негативных последствий кибервиктимизации.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абдрахманова, Ш. З., Ахметов, В. И., Адаева, А. А., Слажнева, Т. И. (2019) Национальный отчет. Факторы, формирующие здоровье и благополучие детей и подростков Казахстана. Нур-Султан: Национальный центр общественного здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://hls.kz/wp-content/uploads/2021/02/HBSC-Kazakhstan-report-2018.pdf (дата обращения 08.04.2024).
Антипина, С. С. (2021) Опросник «Типология киберагрессии»: Структура и первичные психометрические характеристики. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 23, № 1, с. 113–122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-113-122
Бодров, В. А. (2006) Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Психологический журнал, т. 27, № 2, с. 113–123. EDN: HULNBR
Водопьянова, Н. Е. (2009) Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 336 с.
Ениколопов, С. Н., Назаров, В. Л., Зиновьева, М. Е. М. (2022) Травля в школьных стенах: Результаты социопсихологического опроса. Вопросы психологии, т. 68, № 3, с. 26–34. EDN: QYBOYV
Зекерьяев, Р. И. (2023) Психологические особенности эмоциональной направленности личности, склонной к кибербуллингу. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 426–434. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-426-434
Крюкова, Т. Л. (2005) Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Институт психологии РАН, 476 с.
Лоскутова, В. А. (2004) Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Диссертация на соискание степени кандидата медицинских наук. Новосибирск, Новосибирский государственный медицинский университет, 157 с.
Малыгин, В. Л., Хомерики, Н. С., Смирнова, Е. А., Антоненко, А. А. (2011) Интернет-зависимое поведение. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, т. 111, № 8, с. 86–92. EDN: PGENWT
Малыгин, В. Л., Феклисов, К. А. (2011) Тест Интернет-зависимости Чен (шкала CIAS). В кн.: В. Л. Малыгин, К. А. Феликсов, А. С. Искандирова (сост.). Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: Изд-во Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава, с. 28–31.
Микляева, А. В., Безгодова, С. А. (2022) Выраженность интернет-зависимости у подростков, демонстрирующих различные траектории взросления: результаты сравнительного исследования. В кн.: Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, с. 234–239. EDN: GGUETP
Моросанова, В. И., Бондаренко, И. Н. (2015) Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 304 с.
Моросанова, В. И., Кондратюк, Н. Г. (2020) Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020». Вопросы психологии, т. 66, № 4, с. 155–167.
Сирота, Н. А. (1994) Копинг-поведение в подростковом возрасте. Диссертация на соискание степени доктора медицинских наук. СПб., Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 283 с.
Солдаткин, В. А. (ред.). (2022) Клиническая психометрика. М.: КноРус, 664 с.
Хломов, К. Д., Давыдов, Д. Г., Бочавер, А. А. (2019) Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право, т. 9, № 2, с. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219
Шейнов, В. П. (2020) Опросник «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга»: Разработка и предварительная валидизация. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 17, № 3, с. 521–541. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541
Brailovskaia, J., Diez, S. L., Margraf, J. (2023) Relationship between cyberbullying, positive mental health, stress symptoms and teachers’ cybercompetence. Journal of School Violence, vol. 22, no. 4, pp. 569–580. https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2249824
Chen, S.-H., Weng, L.-J., Su, Y.-J. et al. (2003) Chinese internet addiction scale--revised (CIAS, CIAS-R). APA PsycTests. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1037/t44491-000 (accessed 17.04.2024).
Cheung, G. W., Rensvold, R. B. (2002) Evaluating goodness-of-fit indexes for testing measurement invariance. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, vol. 9, no. 2, pp. 233–255. https://doi.org/10.1207/S15328007SEM0902_5
Conway, V. J., Terry, D. J. (1992) Appraised controllability as a moderator of the effectiveness of different coping strategies: A test of the goodness of fit hypothesis. Australian Journal of Psychology, vol. 44, no. 1, pp. 1–7. https://doi.org/10.1080/00049539208260155
Corcoran, L., Mc Guckin, C., Prentice, G. (2015) Cyberbullying or cyber aggression?: A review of existing definitions of cyber-based peer-to-peer aggression. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 245–255. https://doi.org/10.3390/soc5020245
Costa, P. T., McCrae, R. R. (1992) The five-factor model of personality and its relevance to personality disorders. Journal of Personality Disorders, vol. 6, no. 4, pp. 343–359. https://doi.org/10.1521/pedi.1992.6.4.343
Goodman, R., Meltzer, H., Bailey, V. (1998) The strengths and difficulties questionnaire: A pilot study on the validity of the self-report version. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 7, no. 3, pp. 125–130. https://doi.org/10.1007/s007870050057
Hinduja, S., Patchin, J. W. (2014) Cyberbullying: Identification, prevention, and response. Cyberbullying Research Center. [Online]. Available at: https://cyberbullying.org/Cyberbullying-Identification-Prevention-Response.pdf (accessed 08.04.2024).
Hobfoll, S. E., Lilly, R. S. (1993) Resource conservation as a strategy for community psychology. Journal of Community Psychology, vol. 21, no. 2, pp. 128–148. https://doi.org/10.1002/1520-6629(199304)21:2<128::AID-JCOP2290210206>3.0.CO;2-5
Horn, J. L., McArdle, J. J. (1992) A practical and theoretical guide to measurement invariance in aging research. Experimental Aging Research, vol. 18, no. 3, pp. 117–144. https://doi.org/10.1080/03610739208253916
Jöreskog, K. G. (1971) Simultaneous factor analysis in several populations. Psychometrika, vol. 36, pp. 409–426. https://doi.org/10.1007/BF02291366
Kaye, L. S., Hellsten, L. M., McIntyre, L. J., Hendry, B. P. (2022) “There’s a fine line between trash-talking and cyberbullying”: A qualitative exploration of youth perspectives of online gaming culture. International Review of Sociology, vol. 32, no. 3, pp. 426–442. https://doi.org/10.1080/03906701.2022.2133407
Kyrrestad, H., Kaiser, S., Fossum, S. (2023) Frequency of Bullying and Cyberbullying Victimization and Associated Factors Among Norwegian Adolescents. International Journal of Bullying Prevention https://doi.org/10.1007/s42380-023-00182-w [Online]. Available at: https://rdcu.be/dWaJb
Lazarus, R. S. (1966) Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill Publ., 466 p.
Palladino, B. E., Nocentini, A., Menesini, E. (2016) Evidence-based intervention against bullying and cyberbullying: Evaluation of the NoTrap! program in two independent trials. Aggressive Behavior, vol. 42, no. 2, pp. 194–206. https://doi.org/10.1002/ab.21636
Park, C. L., Folkman, S. (1997) Meaning in the context of stress and coping. Review of General Psychology, vol. 1, no. 2, pp. 115–144. https://doi.org/10.1037/1089-2680.1.2.115
Runions, K., Bak, M., Shaw, T. (2017) Disentangling functions of online aggression: The Cyber-Aggression Typology Questionnaire (CATQ). Aggressive Behavior, vol. 43, no. 1, pp. 74–84. https://doi.org/10.1002/ab.21663
Selye, H. (1991) Stress beherrscht unser Leben: Das Standardwerk des Pioniers der Stressforschung. München: Heyne Publ., 398 p.
Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2021) Adolescents on social media: Aggression and cyberbullying. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 186–201. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0412
Steenkamp, J.-B. E. M., Baumgartner, H. (1998) Assessing measurement invariance in cross-national consumer research. Journal of Consumer Research, vol. 25, no. 1, pp. 78–91. https://doi.org/10.1086/209528
Sticca, F., Machmutow, K., Stauber, A. et al. (2015) The coping with cyberbullying questionnaire: Development of a new measure. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 515–536. https://doi.org/10.3390/soc5020515
Sticca, F., Perren, S. (2013) Is cyberbullying worse than traditional bullying? Examining the differential roles of medium, publicity, and anonymity for the perceived severity of bullying. Journal of Youth and Adolescence, vol. 42, no. 5, pp. 739–750. https://doi.org/10.1007/s10964-012-9867-3
Sticca, F., Perren, S. (2015) The chicken and the egg: Longitudinal associations between moral deficits and bullying. A parallel process latent growth model. Merrill Palmer Quarterly, vol. 61, no. 1, pp. 85–100.
Wright, M. F. (2016) Cybervictims’ emotional responses, attributions, and coping strategies for cyber victimization: A qualitative approach. Safer Communities, vol. 15, no. 3, pp. 160–169. https://doi.org/10.1108/SC-03-2016-0006
REFERENCES
Abdrakhmanova, Sh. Z., Akhmetov, V. I., Adaeva, A. A., Slazhneva, T. I. (2019) Natsional’nyj otchet. Faktory, formiruyushchie zdorov’e i blagopoluchie detej i podrostkov Kazakhstana [The national report. Factors shaping the health and well-being of children and adolescents in Kazakhstan]. Nur-Sultan: National Center for Public Health Publ. [Online]. Available at: https://hls.kz/wp-content/uploads/2021/02/HBSC-Kazakhstan-report-2018.pdf (accessed 08.04.2024). (In Russian)
Antipina, S. S. (2021) Oprosnik “Tipologiya kiberagressii”: Struktura i pervichnye psikhometricheskie kharakteristiki [Cyber-aggression typology questionnaire: Structure and primary psychometric characteristics]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta— Bulletin of Kemerovo State University, vol. 23, no. 1, pp. 113–122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-113-122 (In Russian)
Bodrov, V. A. (2006) Problema preodoleniya stressa. Chast’ 2. Protsessy i resursy preodoleniya stressa [Coping stress processes and resources]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 27, no. 2, pp. 113–123. EDN: HULNBR (In Russian)
Brailovskaia, J., Diez, S. L., Margraf, J. (2023) Relationship between cyberbullying, positive mental health, stress symptoms and teachers’ cybercompetence. Journal of School Violence, vol. 22, no. 4, pp. 569–580. https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2249824 (In English)
Chen, S.-H., Weng, L.-J., Su, Y.-J. et al. (2003) Chinese internet addiction scale--revised (CIAS, CIAS-R). APA PsycTests. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1037/t44491-000 (accessed 17.04.2024). (In English)
Cheung, G. W., Rensvold, R. B. (2002) Evaluating goodness-of-fit indexes for testing measurement invariance. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, vol. 9, no. 2, pp. 233–255. https://doi.org/10.1207/S15328007SEM0902_5 (In English)
Conway, V. J., Terry, D. J. (1992) Appraised controllability as a moderator of the effectiveness of different coping strategies: A test of the goodness of fit hypothesis. Australian Journal of Psychology, vol. 44, no. 1, pp. 1–7. https://doi.org/10.1080/00049539208260155 (In English)
Corcoran, L., Mc Guckin, C., Prentice, G. (2015) Cyberbullying or cyber aggression?: A review of existing definitions of cyber-based peer-to-peer aggression. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 245–255. https://doi.org/10.3390/soc5020245 (In English)
Costa, P. T., McCrae, R. R. (1992) The five-factor model of personality and its relevance to personality disorders. Journal of Personality Disorders, vol. 6, no. 4, pp. 343–359. https://doi.org/10.1521/pedi.1992.6.4.343 (In English)
Enikolopov, S. N., Nazarov, V. L., Zinov’eva, M. E. M. (2022) Travlya v shkol’nykh stenakh: Rezul’taty sotsiopsikhologicheskogo oprosa [Bullying within school walls: Results of a socio-psychological survey]. Voprosy Psykhologii, vol. 68, no. 3, pp. 26–34. EDN: QYBOYV (In Russian)
Goodman, R., Meltzer, H., Bailey, V. (1998) The strengths and difficulties questionnaire: A pilot study on the validity of the self-report version. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 7, no. 3, pp. 125–130. https://doi.org/10.1007/s007870050057 (In English)
Hinduja, S., Patchin, J. W. (2014) Cyberbullying: Identification, prevention, and response. Cyberbullying Research Center. [Online]. Available at: https://cyberbullying.org/Cyberbullying-Identification-Prevention-Response.pdf (accessed 08.04.2024). (In English)
Hobfoll, S. E., Lilly, R. S. (1993) Resource conservation as a strategy for community psychology. Journal of Community Psychology, vol. 21, no. 2, pp. 128–148. https://doi.org/10.1002/1520-6629(199304)21:2<128::AID-JCOP2290210206>3.0.CO;2-5 (In English)
Horn, J. L., McArdle, J. J. (1992) A practical and theoretical guide to measurement invariance in aging research. Experimental Aging Research, vol. 18, no. 3, pp. 117–144. https://doi.org/10.1080/03610739208253916 (In English)
Jöreskog, K. G. (1971) Simultaneous factor analysis in several populations. Psychometrika, vol. 36, pp. 409–426. https://doi.org/10.1007/BF02291366 (In English)
Kaye, L. S., Hellsten, L. M., McIntyre, L. J., Hendry, B. P. (2022) “There’s a fine line between trash-talking and cyberbullying”: A qualitative exploration of youth perspectives of online gaming culture. International Review of Sociology, vol. 32, no. 3, pp. 426–442. https://doi.org/10.1080/03906701.2022.2133407 (In English)
Khlomov, K. D., Davydov, D. G., Bochaver, A. A. (2019) Kiberbulling v opyte rossijskikh podrostkov [Cyberbullying in the experience of russian teenagers]. Psikhologiya i parvo — Psychology and Law, vol. 9, no. 2, pp. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219 (In Russian)
Kryukova, T. L. (2005) Psikhologiya sovladayushchego povedeniya v raznye periody zhizni [Psychology of coping behavior in different periods of life]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 476 p. (In Russian)
Kyrrestad, H., Kaiser, S. & Fossum, S. (2023) Frequency of Bullying and Cyberbullying Victimization and Associated Factors Among Norwegian Adolescents. International Journal of Bullying Prevention https://doi.org/10.1007/s42380-023-00182-w [Online]. Available at: https://rdcu.be/dWaJb
Lazarus, R. S. (1966) Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill Publ., 466 p. (In English)
Loskutova, V. A. (2004) Internet-zavisimost’ kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstrojstv [Internet addiction as a form of non-chemical addictive disorders]. PhD dissertation (Medicine). Novosibirsk, Novosibirsk State Medical University, 157 p. (In Russian)
Malygin, V. L., Feklisov, K. A. (2011) Test Internet-zavisimosti Chen (shkala CIAS) [Chen’s Internet Addiction Test (CIAS scale)]. In: V. L. Malygin, K. A. Feklisov, A. S. Iskandirova (coms.). Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki [Internet addictive behavior. Diagnostic criteria and methods]. Moscow: Moscow State University of Medicine and Dentistry Publ., pp. 28–31. (In Russian)
Malygin, V. L., Khomeriki, N. S., Smirnova, E. A., Antonenko, A. A. (2011) Internet-zavisimoe povedenie [Internet addictive behavior]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova — S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry, vol. 111, no. 8, pp. 86–92. EDN: PGENWT (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A. (2022) Vyrazhennost’ internet-zavisimosti u podrostkov, demonstriruyushchikh razlichnye traektorii vzrosleniya: Rezul’taty sravnitel’nogo issledovaniya [Internet addiction in adolescents with different trajectories of personal maturing: The results of a comparative study]. In: Novye obrazovatel’nye strategii v sovremennom informatsionnom prostranstve. Sbornik nauchnykh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [New educational strategies in the modern information space. Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific and practical conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 234–239. (In Russian)
Morosanova, V. I., Bondarenko, I. N. (2015) Diagnostika samoregulyatsii cheloveka [Diagnosis of human self-regulation]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 304 p. (In Russian)
Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G. (2020) Oprosnik V. I. Morosanovoj “Stil’ samoregulyatsii povedeniya — SSPM 2020” [V. I. Morosanova’s “Self–regulation profile questionnaire — SRPQM 2020”]. Voprosy Psykhologii, vol. 66, no. 4, pp. 155–167. EDN: XLPKCR (In Russian)
Palladino, B. E., Nocentini, A., Menesini, E. (2016) Evidence-based intervention against bullying and cyberbullying: Evaluation of the NoTrap! program in two independent trials. Aggressive Behavior, vol. 42, no. 2, pp. 194–206. https://doi.org/10.1002/ab.21636 (In English)
Park, C. L., Folkman, S. (1997) Meaning in the context of stress and coping. Review of General Psychology, vol. 1, no. 2, pp. 115–144. https://doi.org/10.1037/1089-2680.1.2.115 (In English)
Runions, K., Bak, M., Shaw, T. (2017) Disentangling functions of online aggression: The Cyber-Aggression Typology Questionnaire (CATQ). Aggressive Behavior, vol. 43, no. 1, pp. 74–84. https://doi.org/10.1002/ab.21663 (In English)
Selye, H. (1991) Stress beherrscht unser Leben: das Standardwerk des Pioniers der Stressforschung [Stress dominates our lives: The standard work by the pioneer of stress research]. München: Heyne Publ., 398 p. (In German)
Shejnov, V. P. (2020) Oprosnik “Otsenka stepeni nezashchishchennosti individov ot kiberbullinga”: Razrabotka i predvaritel’naya validizatsiya [Questionnaire on assessind individual vulnerability to cyberbulling: Development and preliminary validation]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 17, no. 3, pp. 521–541. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541 (In Russian)
Sirota, N. A. (1994) Koping-povedenie v podrostkovom vozraste [Coping behavior in adolescence]. PhD dissertation of Sciences (Medicine). Saint Petersburg, V. M. Bekhterev Psychoneurological Institute, 283 p. (In Russian)
Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2021) Adolescents on social media: Aggression and cyberbullying. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 186–201. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0412 (In English)
Soldatkin, V. A. (ed.). (2022) Klinicheskaya psikhometrika [Clinical psychometrics]. Moscow: KnoRus Publ., 664 p. (In Russian)
Steenkamp, J.-B. E. M., Baumgartner, H. (1998) Assessing measurement invariance in cross-national consumer research. Journal of Consumer Research, vol. 25, no. 1, pp. 78–91. https://doi.org/10.1086/209528 (In English)
Sticca, F., Machmutow, K., Stauber, A. et al. (2015) The coping with cyberbullying questionnaire: Development of a new measure. Societies, vol. 5, no. 2, pp. 515–536. https://doi.org/10.3390/soc5020515 (In English)
Sticca, F., Perren, S. (2013) Is cyberbullying worse than traditional bullying? Examining the differential roles of medium, publicity, and anonymity for the perceived severity of bullying. Journal of Youth and Adolescence, vol. 42, no. 5, pp. 739–750. https://doi.org/10.1007/s10964-012-9867-3 (In English)
Sticca, F., Perren, S. (2015) The chicken and the egg: Longitudinal associations between moral deficits and bullying. A parallel process latent growth model. Merrill Palmer Quarterly, vol. 61, no. 1, pp. 85–100. (In English)
Vodop’yanova, N. E. (2009) Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. Saint Petersburg: Piter Publ., 336 p. (In Russian)
Wright, M. F. (2016) Cybervictims’ emotional responses, attributions, and coping strategies for cyber victimization: A qualitative approach. Safer Communities, vol. 15, no. 3, pp. 160–169. https://doi.org/10.1108/SC-03-2016-0006 (In English)
Zekeriaev, R. I. (2023) Psikhologicheskie osobennosti emotsional’n oj napravlennosti lichnosti, sklonnoj k kiberbullingu [Psychological features of the emotional orientation of a person prone to cyberbullying]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 426–434. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-426-434
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Гульмира Укатаевна Утемисова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.