Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в «очеловечивании» психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова

Ключевые слова: гетерогенность, интегральный синтез, культура, культурно-диалогический интердетерминизм, нелинейная динамическая система, диалогизм, психологическая феноменология, психология человека

Аннотация

На основании анализа творческого наследия В. Н. Панфёрова предлагается культурно-диалогическая перспектива развития идей интегрального синтеза психологии человека. Акцентируется внимание на состоянии неопределенности в развитии психологического знания, определяемого необходимостью переосмысления классических представлений, обусловленных прогрессом в науке, технике и обществе. Сегодня человек сталкивается с усложнением окружающей реальности, представленной не только природным и социальным окружением, но и возрастающим влиянием техногенной и киберреальности. Артикулируется тупиковость детерминистского и индетерминистского направлений в развитии психологического знания. В качестве альтернативы предлагается направление культурно-диалогического интердетерминизма. Констатируется гетерогенный характер психологической феноменологии, представленной в виде трех четырехмерных континуумов разнокачественных природ, сфер психического и детерминант поведения. Обосновывается перспективность ее рассмотрения с позиций подхода нелинейных динамических систем, позволяющего учесть специфику гетерогенности и динамического характера психологической феноменологии с выделением точек бифуркации, характеризующих переход из одного качественного состояния в другое. Дается общая характеристика культурно-диалогической интердетерминистской метатеории интеграции психологического знания и демонстрируется ее эвристический потенциал. Демонстрируется взаимовлияющий и взаимоизменяющий характер взаимодействия человека с внутренним и внешним окружением, приводящий к нахождению качественного состояния сбалансированности, обеспечивающего оптимальное взаимодействие в определенной пространственно-временной локализации. Специфика интердетерминации проявляется в обретении нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей. Подчеркивается аспект взаимоадаптации человека и окружающей среды. Человек (и другие представители животного мира) не только адаптируется к внешним изменениям, но и приспосабливает внешнюю среду под себя. Акцентируется внимание на том, что непродуманное приспособление такого рода может приводить к разрушительным последствиям как для психического функционирования, так и для бытия человека в целом. В обсуждаемом контексте обосновывается, что психологическая феноменология должна анализироваться в контексте нахождения качественных состояний сбалансированности (разбалансированности) биопсихосоциально-осознаваемо-бессознательно-экзистенциальных интердетерминант, взаимодействующих в конкретных средовых контекстах с учетом индивидуально-психологических особенностей личности, совершающей определенные активности, сочетание которых обеспечивает наличное качественное состояние. В качестве механизма достижения сбалансированности определяется диалог, также определяются условия его эффективности. Приводятся примеры прикладного применения культурно-диалогического интердетерминизма.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Асмолов, А. Г. (2012) Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО). Российский психологический журнал, т. 9, № 1, с. 7–11.

Асмолов, А. Г. (2017) Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: материалы юбилейной конференции. Т. VI. М.: Когито-Центр, с. 79–95.

Кругликов, В. А. (2010) Остранение. В кн.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3: Н — С. М.: Мысль, с. 171.

Леонтьев, Д. А., Моспан, А. Н. (2017) Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного. Мир психологии, № 2 (90), с. 12–19.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2018) Структурная модель психической организации в контексте интеграционного подхода к психологии человека. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 30–39.

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В. (2019) Принцип целостности в интеграции психологического знания. Психологический журнал, т. 40, № 2, с. 5–14.

Соломин, В. П. (2015) Вступительное слово. В кн.: В. Н. Панфёров. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 4–8.

Янчук, В. А., Сапего, Е. И. (2017) Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов. Интеграция образования, т. 21, № 3 (88), с. 459–476.

Янчук, В. А. (2013a) Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 1: Образование, наука и инновации. Адукацыя i выхаванне, № 1, с. 69–76.

Янчук, В. А. (2013b) Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 2: От культурной к межкультурной компетентности. Адукацыя i выхаванне, № 7, с. 60–67.

Янчук, В. А. (2016) Л. С. Выготский и культурный переворот в психологии. В кн.: С. Л. Богомаз (ред.). Психологический Vademecum: Витебщина Л. С. Выготского: сборник научных статей. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, с. 21–33.

Янчук, В. А. (2017) Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: материалы юбилейной конференции. Т. VI. М.: Когито-Центр, с. 297–331.

Янчук, В. А. (2018a) Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия. Методология и история психологии, вып. 1, с. 124–154. DOI: 10.7868/S1819265318010089

Янчук, В. А. (2018b) Культурно-диалогический интердетерминистский метаподход к анализу психологической феноменологии: теоретико-прикладные возможности. Теоретичні дослідження у психології, т. IV, с. 21–82.

Янчук, В. А. (2018c) Эпистемологический потенциал конструкта «культурно-диалогический интердетерминизм». В кн.: И. Т. Касавин, Т. Д. Соколова, В. А. Лекторский и др. (ред.). История и философия науки в эпоху перемен: в 6 т. Т. 3. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии наук», с. 70–73.

Balliet, D., Tybur, J. M., Van Lange, P. A. M. (2017) Functional interdependence theory: An evolutionary account of social situations. Personality and Social Psychology Review, vol. 21, no. 4, pp. 361–388. DOI: 10.1177/1088868316657965

Bandura, A. (2006) Toward a psychology of human agency. Perspectives on Psychological Science, vol. 2, no. 1, pp. 164–180. DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x

Basto, I., Stiles, W. B., Bento, T. et al. (2018) Fluctuation in the assimilation of problematic experiences: A case study of dynamic systems analysis. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1119. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01119

Crumley, C. L. (ed.). (1994) Historical ecology: Cultural knowledge and changing landscapes. Santa Fe, NM: School of American Research Press, 304 p.

Crumley, C. L., Kolen, J. C. A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017) Studying long-term changes in cultural landscapes: Outlines of a research framework and protocol. Landscape Research, vol. 42, no. 8, pp. 880–890. DOI: 10.1080/01426397.2017.1386292

Gelo, O. C. G., Salvatore, S. (2016) A dynamic systems approach to psychotherapy: A meta-theoretical framework for explaining psychotherapy change processes. Journal of Counseling Psychology, vol. 63, no. 4, pp. 379–395. DOI: 10.1037/cou0000150

Goli, Z., Yanchuk, V. A. (2012) Effect of racial and ethnical differences in pain perception: Explaining the effective mechanisms on it. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 3–4, pp. 41–49.

Linell, P. (2009) Rethinking language, mind, and world dialogically: Interactional and contextual theories of human sense-making. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 482 p.

Martinussen, M. (2019) Critical social psychology and interdisciplinary studies of personal life: Greater than the sum of its parts. Social and Personality Psychology Compass, vol. 13, no. 1, article e12428. DOI: 10.1111/spc3.12428

Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017) Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 756 p.

Salgado, J., Clegg, J. W. (2011) Dialogism and the psyche: Bakhtin and contemporary psychology. Culture & Psychology, vol. 17, no. 4, pp. 421–440. DOI: 10.1177/1354067X11418545

Sternberg, R. J. (2017). Mountain climbing in the dark: Introduction to the special symposium on the future direction of psychological science. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 4, pp. 649–651. DOI: 10.1177/1745691617719252

Toomela, A. (2007) Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology. Integrative Psychological & Behavioral Science, vol. 41, no. 1, pp. 6–20. DOI: 10.1007/s12124-007-9004-0

van Geert, P. (1997) Que sera, sera: Determinism and nonlinear dunemic model building in development. In: A. Fogel, M. C. D. P. Lyra, J. Valsiner (eds.). Dynamics and indeterminism in developmental and social processes. New York: Psychology Press, pp. 13–38.

Wallis, S. (2010) Toward a science of metatheory. Integral Review: A Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis, vol. 6, no. 3, pp. 73–115.

West, A. L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J. Y. (2017) More than the sum of its parts: A transformative theory of biculturalism. Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 48, no. 7, pp. 963–990. DOI: 10.1177/0022022117709533

Witherington, D. W. (2007) The dynamic systems approach as metatheory for developmental psychology. Human Development, vol. 50, no. 2–3, pp. 127–153. DOI: 10.1159/000100943

Yanchuk, V. (2017) Dialogical interdetermination in risky behavior prevention. In: M. Dubis (ed.). Rodzina i szkoła wobec zachowań ryzykownych. Lublin: Innovatio Press, pp. 199–219.

Yanchuk, V. A. (2018d) The theoretical and empirical foundations of the sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of the integration of psychological knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, vol. 55, no. 2–3, pp. 241–286. DOI: 10.1080/10610405.2018.1529531

Yanchuk, V. A. (2019) Cultural-dialogic interdeterminist perspective for mental health and well-being. International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, vol. 21, pp. 23–24.

REFERENCES

Asmolov, A. G. (2012) Krizisy psikhologii v setevom stoletii (vystuplenie na V s’ezde RPO) [Crises of psychology in the network century (speech on the 5th RPO congress)]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 9, no. 1, pp. 7–11. (In Russian)

Asmolov, A. G. (2017) Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Psychology of modernity: Challenges of uncertainty, complexity and diversity]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu: materialy yubilejnoj konferentsii [From the beginnings to the present: 130 years of the Moscow Psychological Society: Proceedings of the jubilee conference]. Vol. 6. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 79– 95. (In Russian)

Balliet, D., Tybur, J. M., Van Lange, P. A. M. (2017) Functional interdependence theory: An evolutionary account of social situations. Personality and Social Psychology Review, vol. 21, no. 4, pp. 361–388. DOI: 10.1177/1088868316657965 (In English)

Bandura, A. (2006) Toward a psychology of human agency. Perspectives on Psychological Science, vol. 2, no. 1, pp. 164–180. DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x (In English)

Basto, I., Stiles, W. B., Bento, T. et al. (2018) Fluctuation in the assimilation of problematic experiences: A case study of dynamic systems analysis. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1119. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01119 (In English)

Crumley, C. L. (ed.). (1994) Historical ecology: Cultural knowledge and changing landscapes. Santa Fe, NM: School of American Research Press, 304 p. (In English)

Crumley, C. L., Kolen, J. C. A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017) Studying long-term changes in cultural landscapes: Outlines of a research framework and protocol. Landscape Research, vol. 42, no. 8, pp. 880–890. DOI: 10.1080/01426397.2017.1386292 (In English)

Gelo, O. C. G., Salvatore, S. (2016) A dynamic systems approach to psychotherapy: A meta-theoretical framework for explaining psychotherapy change processes. Journal of Counseling Psychology, vol. 63, no. 4, pp. 379–395. DOI: 10.1037/cou0000150 (In English)

Goli, Z., Yanchuk, V. A. (2012) Effect of racial and ethnical differences in pain perception: Explaining the effective mechanisms on it. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 3–4, pp. 41–49. (In English)

Kruglikov, V. A. (2010) Ostranenie [Detachment]. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]: In 4 vols. Vol. 3: N — S. Moscow: Mysl’ Publ., p. 171. (In Russian)

Leont’ev, D. A., Mospan, A. N. (2017) Kartina mira, mirovozzrenie i opredelenie neopredelennogo [Picture of the world, worldview and the definition of uncertain]. Mir psikhologii — World of Psychology, no. 2, pp. 12–19. (In Russian)

Linell, P. (2009) Rethinking language, mind, and world dialogically: Interactional and contextual theories of human sense-making. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 482 p. (In English)

Martinussen, M. (2019) Critical social psychology and interdisciplinary studies of personal life: Greater than the sum of its parts. Social and Personality Psychology Compass, vol. 13, no. 1, article e12428. DOI: 10.1111/spc3.12428 (In English)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Vasilyeva, S. V. et al. (2018) Strukturnaya model’ psikhicheskoj organizatsii v kontekste integrativnogo podkhoda k psikhologii cheloveka [A structural model of mental organization in the context of integrative approach to human psychology]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 30–39. (In Russian)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V. (2019) Printsip tselostnosti v integratsii psikhologicheskogo znaniya [The principle of wholeness in the integration of psychological knowledge]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 2, pp. 5–14. (In Russian)

Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017) Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 756 p. (In English)

Salgado, J., Clegg, J. W. (2011) Dialogism and the psyche: Bakhtin and contemporary psychology. Culture & Psychology, vol. 17, no. 4, pp. 421–440. DOI: 10.1177/1354067X11418545 (In English)

Solomin, V. P. (2015) Vstupitel’noe slovo [Introduction]. In: V. N. Panferov. Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 4–8. (In Russian)

Sternberg, R. J. (2017). Mountain climbing in the dark: Introduction to the special symposium on the future direction of psychological science. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 4, pp. 649–651. DOI: 10.1177/1745691617719252 (In English)

Toomela, A. (2007) Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology. Integrative Psychological & Behavioral Science, vol. 41, no. 1, pp. 6–20. DOI: 10.1007/s12124-007-9004-0 (In English)

van Geert, P. (1997) Que sera, sera: Determinism and nonlinear dunemic model building in development. In: A. Fogel, M. C. D. P. Lyra, J. Valsiner (eds.). Dynamics and indeterminism in developmental and social processes. New York: Psychology Press, pp. 13–38. (In English)

Wallis, S. (2010) Toward a science of metatheory. Integral Review: A Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis, vol. 6, no. 3, pp. 73–115. (In English)

West, A. L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J. Y. (2017) More than the sum of its parts: A transformative theory of biculturalism. Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 48, no. 7, pp. 963–990. DOI: 10.1177/0022022117709533 (In English)

Witherington, D. C. (2007) The dynamic systems approach as metatheory for developmental psychology. Human Development, vol. 50, no. 2–3, pp. 127–153. DOI: 10.1159/000100943 (In English)

Yanchuk, V. (2017) Dialogical interdetermination in risky behavior prevention. In: M. Dubis (ed.). Rodzina i szkoła wobec zachowań ryzykownych [Family and school against risky behavior]. Lublin: Innovatio Press, pp. 199–219. (In English)

Yanchuk, V. A. (2018d) The theoretical and empirical foundations of the sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of the integration of psychological knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, vol. 55, no. 2–3, pp. 241–286. DOI: 10.1080/10610405.2018.1529531 (In English)

Yanchuk, V. A. (2019) Cultural-dialogic interdeterminist perspective for mental health and well-being. International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, vol. 21, pp. 23–24. (In English)

Yanchuk, V. A. (2013a) Ekokul’turnaya obrazovatel’naya sreda: formirovanie i razvitie. Chast’ 1: Obrazovanie, nauka i innovatsii [Ecocultural educational environment: Formation and development. Pt. 1: Education, science and innovation]. Adukatsyja i vykhavannie, vol. 1, pp. 69–76. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2013b) Ekokul’turnaya obrazovatel’naya sreda: formirovanie i razvitie. Chast’ 2: Ot kul’turnoj k mezhkul’turnoj kompetentnosti [Eco-cultural educational environment: formation and development. Pt. 2: From cultural to intercultural competence]. Adukatsyja i vykhavannie, vol. 7, pp. 60–67. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2016) L. S. Vygotskij i kul’turnyj perevorot v psikhologii [L. S. Vygotsky and cultural earthshaker in psychology]. In: S. L. Bogomaz (ed.). Psikhologicheskij Vademecum: Vitebshchina L. S. Vygotskogo [Psychological Vademecum: Vitebsk Region of L. S. Vygotsky]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., pp. 21–33. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2017) Sotsiokul’turno-interdeterministskaya dialogicheskaya metateoriya integratsii psikhologicheskogo znaniya [Sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory for the integration of psychological knowledge]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu: materialy yubilejnoj konferentsii [From the beginnings to the present: 130 years of the Moscow Psychological Society: Proceedings of the jubilee conference]. Vol. 6. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 297–331. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2018a) Kul’turno-dialogicheskaya metaperspektiva integratsii psikhologii v usloviyakh neopredelennosti i konstruktivistskogo mnogoobraziya [Cultural-dialogical meta-perspective on the integration of psychology in the face of uncertainty and constructivist diversity]. Metodologiya i istoriya psikhologii — Methodology and History of Psychology, vol. 1, pp. 124–154. DOI: 10.7868/S1819265318010089 (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2018b) Kul’turno-dialogicheskij interdeterministskij metapodkhod k analizu psikhologicheskoj fenomenologii: teoretiko-prikladnye vozmozhnosti [Cultural-dialogic interdeterminist metaapproach for psychological phenomenology analysis: Theoretical-applied possibilities]. Teoretychni doslidzhennia u psykholohii, vol. IV, pp. 21–82. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2018c) Epistemologicheskij potentsial konstrukta “kul’turno-dialogicheskij interdeterminizm” [Epistemological potential of the construct “cultural-dialogical interdeterminism”]. In: I. T. Kasavin, T. D. Sokolova, V. A. Lektorskij et al. (eds.). Istoriya i filosofiya nauki v epokhu peremen [History and philosophy of science in an era of change]: In 6 vols. Vol. 3. Moscow: Russian Society for History and Philosophy of Science Publ., pp. 70–73. (In Russian)

Yanchuk, V. A., Sapego, E. I. (2017) Dialogicheskaya interdeterminatsiya v psikhologicheskoj fenomenologii: primer professional’noj deformatsii pedagogov [Dialogical interdetermination in psychological phenomenology of education: An example of teachers’ professional deformation]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, vol. 21, no. 3 (88), pp. 459–476. (In Russian)

Опубликован
2019-10-07
Раздел
Статьи