Триада «мать — отец — плод» и пренатальные триадные отношения в период ожидания ребенка: Pro et сontra
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-7-20Ключевые слова:
триада, плод, пренатальные триадные отношения, антиципированный образ ребенка, представления о родительстве, пренатальная привязанностьАннотация
Введение. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, подчеркивающих связь нескольких теоретических конструктов: центральным выступает конструкт «пренатальные триадные отношения», во взаимосвязи с которым раскрыто понятие «антиципированный образ ребенка» и приведены механизмы пренатальной привязанности и представлений о родительстве.
Материалы и методы. Осуществлен анализ 87 источников, опубликованных в базах данных РИНЦ, Google Scholar, Scopus, PubMed, MedLine, Web of Science, Crossref, Science Direct, Tailor & Francis, в которых использованы ключевые слова, отражающие функционирование триады «мать — отец — плод» и специфику пренатальных триадных отношений. Из них 40 публикаций непосредственно цитируются в статье.
Результаты исследования. В обзоре последовательно фокусируется внимание на триаде «мать — отец — плод» и триадных отношениях ее участников. Обсуждается асимметричность, асинхронность и неравномерность вклада участников триады. В частности, женщина образует диаду с плодом раньше партнера, мужчина включается в нее со второй половины беременности, испытывая большее количество барьеров на пути установления связи «отец — плод». Будущий ребенок представлен субъективными ожиданиями и представлениями партнеров, включающими когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, сформированные на основе механизмов антиципации. Триггерами пренатальных триадных отношений выступают когнитивные схемы антиципированного образа ребенка и идеализированные представления о родительстве, имеющие связь с культурной, социальной и субъективно-личностной детерминацией. Развитие пренатальных триадных отношений объясняется теорией привязанности: будущие родители испытывают пренатальную привязанность к плоду и переносят ее в постнатальные отношения.
Заключение. Триадные отношения на этапе перехода к родительству встраиваются в систему «мать — отец — плод» на основе механизмов когнитивной антиципации и пренатальной привязанности. Предположительно, пренатальные триадные отношения предсказывают последующее постнатальное поведение партнеров. Эмпирическое изучение триадных отношений обогащает осмысление вопросов пренатального психического здоровья и психологического благополучия всех участников семейного взаимодействия.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абдулаева, А. М., Коргожа, М. А. (2024) Материнская позиция женщин, воспитывающих одного ребенка и двойню раннего возраста: обзор отечественных и зарубежных исследований. Психология человека в образовании, т. 6, № 1, с. 18–32. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-18-32
Айвазян, Е. Б. (2008) Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности. Перинатальная психология и психология родительства, № 2, с. 93–110.
Бандура, А. (2000) Теория социального научения. СПб.: Евразия, 320 с.
Баринова, Е. С., Васягина, Н. Н. (2021) Семейное самосознание мужчины: структурно-содержательный контекст. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 206 с.
Борисенко, Ю. В. (2020) Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопровождения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 632 с.
Боровикова, Н. В. (2005) Синдром беременности. В кн.: А. Н. Васина (ред.). Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М.: Изд-во Университета Российской академии образования, с. 6–11.
Боулби, Д. (2003) Привязанность. М.: Гардарики, 447 с.
Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 432 c.
Добряков, И. В. (2010) Перинатальная психология. СПб.: Питер, 272 с.
Дольто, К. (2008) На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека. 3-е изд. Ижевск: ERGO, 187 с.
Заманаева, Ю. В. (2020) Психодиагностическая методика «Пренатальный контакт»: структура, психодиагностические возможности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 10, вып. 3, с. 303–322. EDN: HNXIRC
Золотова, И. А. (2021) Исследование особенностей психологического компонента гестационной доминанты как индикатора формирования дисфункциональных отношений в системе «мать — дитя» у женщин различных возрастных категорий. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 27, № 2, с. 135–142. EDN: ONDZLJ
Клочко, В. Е. (2005) Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 174 с.
Ковалева, Ю. В. Сергиенко, Е. А. (2007) Контроль поведения при различном течении беременности. Психологический журнал, т. 28, № 1, с. 70–82. EDN: HYKJOZ
Одинцова, О. Ю., Мисиюк, Ю. В. (2022) Трансформации современного родительства: психологические аспекты. Кострома: Костромской государственный университет, 240 с.
Позняков, В. П., Соснин, В. А. (1999) Психология малых групп. В кн.: В. Н. Дружинин (ред.). Современная психология: справочное руководство. М.: Инфра-М, с. 524–539.
Савенышева, С. С. (2017) Факторы удовлетворенности браком в период после рождения ребенка: анализ зарубежных исследований. Психологические исследования, т. 10, № 51, с. 6–12. https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.405
Савенышева, С. С., Савина, Е. М. (2018) Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями. Проблемы современного педагогического образования, № 58-3, с. 343–346. EDN: YSTYXF
Савенышева, С. С., Аникина, В. О., Блох, М. Е. (2022) Перевод и адаптация методики «Пренатальная привязанность матери к ребенку» (MAAS). Консультативная психология и психотерапия, т. 30, № 3, с. 92–111. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300306
Савенышева, С. С., Шумик, А. Р., Иманалиева, Г. Ф. (2019) Привязанность отца к ребенку до и после его рождения. Проблемы современного педагогического образования, № 62-3, с. 300–302. EDN: YYJLCP
Савина, Е. М. (2017) Система значимых отношений в семьях, ожидающих рождения ребенка. Мир науки, т. 5, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN617.pdf (дата обращения 20.07.2024).
Сидоренко, В. Н., Аринчина, Н. Г. (2019) Партнерская поддержка как профилактика осложнений во время беременности и в родах. Медицинские новости, № 4 (295), с. 17–20. EDN: MONHWV
Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. (1995) Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 384 с.
Смирнова, Е. О., Трушкина, С. В. (2011) Варианты нормативных моделей материнства у современных женщин. В кн.: В. С. Собкин (ред.). Социология образования. Труды по социологии образования. Серия «Социокультурные проблемы современного образования». Т. 15. Вып. 26. М.: Институт социологии образования РАО, с. 122–134.
Трушкина, С. В. (2023) Сравнительный анализ подходов Л. С. Выготского и Дж. Боулби к развитию ребенка на первом году жизни. Культурно-историческая психология, т. 19, № 3, с. 39–46. https://doi.org/10.17759/chp.2023190305
Филиппова, Г. Г. (2020) Психология материнства. 2-е изд. М.: Юрайт, 212 с.
Чистякова, Ю. С. (2021) Аксиологические основания формирования внутренней материнской позиции. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 199, с. 181–188. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-181-188
Шаповаленко, И. В. (2022) Современное родительство: новые исследовательские подходы. Современная зарубежная психология, т. 11, № 1, с. 58–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110106
Шмурак, Ю. Б. (1994) Пренатальная психологическая общность. Человек, № 6, с. 24–37.
Altenburger, L. E., Schoppe-Sullivan, S. J., Lang, S. N. et al. (2014) Associations between prenatal coparenting behavior and observed coparenting behavior at 9-months postpartum. Journal of Family Psychology, vol. 28, no. 4, pp. 495–504. https://doi.org/10.1037/fam0000012
Ammaniti, M., Trentini, C., Menozzi, F., Tambelli, R. (2019) Transition to parenthood: Studies of intersubjectivity in mothers and fathers. In: R. N. Emde (ed.). Early parenting and prevention of disorder. Psychoanalytic research at interdisciplinary frontiers. London: Routledge Publ., рр. 129–164. https://doi.org/10.4324/9780429474064
Condon, J. T. (1993) The assessment of antenatal emotional attachment: Development of a questionnaire instrument. British Journal of Medical Psychology, vol. 66, no. 2, рp. 167–183. https://doi.org/10.1111/j.2044-8341.1993.tb01739.x
Darwiche, J., Fivaz-Depeursinge, E., Corboz-Warnery, A. (2016) Prenatal intuitive coparenting behaviors. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1662. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01662
Diener, M. L., Goldstein, L. H., Mangelsdorf, S. C. (1995) The role of prenatal expectations in parents’ reports of infant temperament. Merrill-Palmer Quarterly, vol. 41, no. 2, pp. 172–190.
Favez, N., Frascarolo, F., Fivaz-Depeursinge, E. (2006) Family alliance stability and change from pregnancy to toddlerhood and marital correlates. Swiss Journal of Psychology, vol. 65, no. 4, рр. 213–220. https://doi.org/10.1024/1421-0185.65.4.213
Harwood, K., McLean, N., Durkin, K. (2007) First-time mothers’ expectations of parenthood: What happens when optimistic expectations are not matched by later experiences? Developmental Psychology, vol. 43, no. 1, рр. 1–12. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.1.1
Kuersten-Hogan, R. (2017) Bridging the gap across the transition to coparenthood: Triadic interactions and coparenting representations from pregnancy through 12 months postpartum. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 475. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00475
Kuersten-Hogan, R., McHale, J. P. (eds.). (2021) Prenatal family dynamics: Couple and coparenting relationships during and postpregnancy. Cham: Springer Publ., 393 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51988-9
McHale, J. P., Favez, N., Fivaz-Depeursinge, E. (2018) The lausanne trilogue play paradigm: Breaking discoveries in family process and therapy. Journal of Child and Family Studies, vol. 27, no. 10, рр. 3063–3072. https://doi.org/10.1007/s10826-018-1209-y
Van den Akker, A. L., Majdandzic, M., de Vente, W. et al. (2022) Just as they expected: How parents’ expectations about their unborn child’s characteristics provide a context for early transactions between parenting and child temperament. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 942392. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.942392
REFERENCES
Аbdulaeva, A. M., Korgozha, M. A. (2024) Materinskaya pozitsiya zhenshchin, vospityvayushchikh odnogo rebenka i dvojnyu rannego vozrasta: obzor otechestvennykh i zarubezhnykh issledovanij [The maternal position of women raising single or twin infants: A review of Russian and foreign studies]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 1, pp. 18–32. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-18-32 (In Russian)
Ajvazyan, E. B. (2008) Razvitie telesnogo i emotsional’nogo opyta zhenshchiny v period beremennosti [Development of physical and emotional experience of a woman during pregnancy]. Perinatal’naya psikhologiya i psikhologiya roditel’stva, no. 2, pp. 93–110. (In Russian)
Altenburger, L. E., Schoppe-Sullivan, S. J., Lang, S. N. et al. (2014) Associations between prenatal coparenting behavior and observed coparenting behavior at 9-months postpartum. Journal of Family Psychology, vol. 28, no. 4, pp. 495–504. https://doi.org/10.1037/fam0000012 (In English)
Ammaniti, M., Trentini, C., Menozzi, F., Tambelli, R. (2019) Transition to parenthood: Studies of intersubjectivity in mothers and fathers. In: R. N. Emde (ed.). Early parenting and prevention of disorder. Psychoanalytic research at interdisciplinary frontiers. London: Routledge Publ., рр. 129–164. https://doi.org/10.4324/9780429474064 (In English)
Bandura, A. (2000) Teoriya sotsial’nogo naucheniya [Social Learning Theory]. Saint Petersburg: Eurasia Publ., 320 р. (In Russian)
Barinova, E. S., Vasyagina, N. N. (2021) Semejnoe samosoznanie muzhchiny: strukturno-soderzhatel’nyj kontekst [Family self-awareness of a man: Structural and substantive context]. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 206 р. (In Russian)
Borisenko, Yu. V. (2020) Stanovlenie psikhologicheskoj gotovnosti k ottsovstvu: psikhologo-pedagogicheskij kontekst i tekhnologii soprovozhdeniya [Formation of psychological readiness for fatherhood: Psychological and pedagogical context and support technologies]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ., 632 p. (In Russian)
Borovikova, N. V. (2005) Sindrom beremennosti [Pregnancy syndrome]. In: A. N. Vasina (ed.). Khrestomatiya po perinatal’noj psikhologii: psikhologiya beremennosti, rodov i poslerodovogo perioda [Perinatal psychology reader: Psychology of pregnancy, childbirth and the postpartum period]. Moscow: University of Russian Academy of Education Publ., pp. 6–11. (In Russian)
Bowlby, J. (2003) Privyazannost’ [Attachment]. Moscow: Gardariki Publ., 477 р. (In Russian)
Chistyakova, Yu. S. (2021) Aksiologicheskie osnovaniya formirovaniya vnutrennej materinskoj pozitsii [Axiological bases for the formation of internal maternal position]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 199, pp. 181– 188. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-181-188 (In Russian)
Condon, J. T. (1993) The assessment of antenatal emotional attachment: Development of a questionnaire instrument. British Journal of Medical Psychology, vol. 66, no. 2, рp. 167–183. https://doi.org/10.1111/j.2044-8341.1993.tb01739.x (In English)
Darwiche, J., Fivaz-Depeursinge, E., Corboz-Warnery, A. (2016) Prenatal intuitive coparenting behaviors. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1662. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01662 (In English)
Diener, M. L., Goldstein, L. H., Mangelsdorf, S. C. (1995) The role of prenatal expectations in parents’ reports of infant temperament. Merrill-Palmer Quarterly, vol. 41, no. 2, pp. 172–190. (In English)
Dobryakov, I. V. (2010) Perinatal’naya psikhologiya [Perinatal psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 272 p. (In Russian)
Dolto, C. (2008) Na putyakh rozhdeniya: o gaptonomicheskom soprovozhdenii cheloveka [On the paths of birth: On the haptonomic accompaniment of man]. 3rd ed. Izhevsk: ERGO Publ., 187 p. (In Russian)
Favez, N., Frascarolo, F., Fivaz-Depeursinge, E. (2006) Family alliance stability and change from pregnancy to toddlerhood and marital correlates. Swiss Journal of Psychology, vol. 65, no. 4, рр. 213–220. https://doi.org/10.1024/1421-0185.65.4.213 (In English)
Filippova, G. G. (2020) Psikhologiya materinstva [The psychology of motherhood]. 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 212 р. (In Russian)
Harwood, K., McLean, N., Durkin, K. (2007) First-time mothers’ expectations of parenthood: What happens when optimistic expectations are not matched by later experiences? Developmental Psychology, vol. 43, no. 1, рр. 1–12. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.1.1 (In English)
Klochko, V. E. (2005) Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti [Self-organization in psychological systems: Problems of formation of the mental space of the individual]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 174 p. (In Russian)
Kovaleva, Yu. V., Sergienko, E. A. (2007) Kontrol’ povedeniya pri razlichnom techenii beremennosti [Control of behavior under different flow of pregnancy]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 28, no. 1, pp. 70–82. (In Russian)
Kuersten-Hogan, R. (2017) Bridging the gap across the transition to coparenthood: Triadic interactions and coparenting representations from pregnancy through 12 months postpartum. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 475. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00475 (In English)
Kuersten-Hogan, R., McHale, J. P. (eds.). (2021) Prenatal family dynamics: Couple and coparenting relationships during and postpregnancy. Cham: Springer Publ., 393 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51988-9 (In English)
McHale, J. P., Favez, N., Fivaz-Depeursinge, E. (2018) The lausanne trilogue play paradigm: Breaking discoveries in family process and therapy. Journal of Child and Family Studies, vol. 27, no. 10, рр. 3063–3072. https://doi.org/10.1007/s10826-018-1209-y (In English)
Odintsova, O. Yu., Misiyuk, Yu. V. (2022) Transformatsii sovremennogo roditel’stva: psikhologicheskie aspekty [Transformations of modern parenting: Psychological aspects]. Kostroma: Kostroma State University Publ., 240 р. (In Russian)
Poznyakov, V. P., Sosnin, V. A. (1999) Psikhologiya malykh grupp [Psychology of small groups]. In: V. N. Druzhinin (ed.). Sovremennaya psikhologiya: spravochnoe rukovodstvo [Modern psychology: A reference guide]. Moscow: Infra-M Publ., pp. 524–539. (In Russian)
Savenysheva, S. S. (2017) Faktory udovletvorennosti brakom v period posle rozhdeniya rebenka: analiz zarubezhnykh issledovanij [Marriage satisfaction factors during the period after childbirth: analysis offoreign studies]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Research, vol. 10, no. 51, pp. 6–12. https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.405 (In Russian)
Savenysheva, S. S., Savina, E. M. (2018) Otnoshenie k rebenku v prenatal’nyj period ego razvitiya u muzhchin v svyazi s supruzheskimi otnosheniyami [Attitude to the child in the prenatal period of its development in men in connection with the marital relations]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 58-3, pр. 343–346. (In Russian)
Savenysheva, S. S., Anikina, V. O., Blokh, M. E. (2022) Perevod i adaptatsiya metodiki “Prenatal’naya privyazannost’ materi k rebenku” (MAAS) [Translation and adaptation of the inventory “Maternal antenatal attachment scale” (MAAS)]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 30, no. 3, pp. 92–111. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300306 (In Russian)
Savenysheva, S. S., Shumik, A. R., Imanaliyeva, G. F. (2019) Privyazannost’ ottsa k rebenku do i posle ego rozhdeniya [The influence of paternal prenatal attachment on attachment to the child in the infancy]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 62-3, pp. 300–302. (In Russian)
Savina, E. M. (2017) Sistema znachimykh otnoshenij v sem’yakh, ozhidayushchikh rozhdeniya rebenka [The system of significant relationships in the family expected birth of a child]. Mir nauki, vol. 5, no. 6. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN617.pdf (accessed 20.07.2024). (In Russian)
Shapovalenko, I. V. (2022) Sovremennoe roditel’stvo: novye issledovatel’skie podkhody [Modern parenthood: New research approaches]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 11, no. 1, pp. 58–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110106 (In Russian)
Shmurak, Yu. B. (1994) Prenatal’naya psikhologicheskaya obshchnost’ [Prenatal psychological community]. Chelovek, no. 6, pp. 24–37. (In Russian)
Sidorenko, V. N., Arinchina, N. G. (2019) Partnerskaya podderzhka kak profilaktika oslozhnenij vo vremya beremennosti i v rodakh [Birth partnership as prevention of pregnancy and labour complications]. Meditsinskie novosti, no. 4 (295), pp. 17–20. (In Russian)
Slobodchikov, V. I., Isaev, E. I. (1995) Psikhologiya cheloveka: vvedenie v psikhologiyu sub’ektivnosti [Human psychology: Introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow: Shkola-Press Publ., 384 p. (In Russian)
Smirnova, E. O., Trushkina, S. V. (2011) Varianty normativnykh modelej materinstva u sovremennykh zhenshchin [Variants of normative models of motherhood in modern women]. In: V. S. Sobkin (ed.). Sotsiologiya obrazovaniya. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. Seriya “Sotsiokul’turnye problemy sovremennogo obrazovaniya”. T. 15. Vyp. 26 [Sociology of education. Works on the sociology of education. The series “Socio-cultural problems of modern education”. Vol. 15. Iss. 26]. Moscow: Institute for Sociology of Education of the Russian Academy of Education Publ., pp. 122–134. (In Russian)
Trushkina, S. V. (2023) Sravnitel’nyj analiz podkhodov L. S. Vygotskogo i Dzh. Boulbi k razvitiyu rebenka na pervom godu zhizni [Comparative analysis of approaches to child development by L. S. Vygotsky and G. Bowlby]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 19, no. 3, pp. 39–46. https://doi.org/10.17759/chp.2023190305 (In Russian)
Van den Akker, A. L., Majdandzic, M., de Vente, W. et al. (2022) Just as they expected: How parents’ expectations about their unborn child’s characteristics provide a context for early transactions between parenting and child temperament. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 942392. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.942392 (In English)
Vygotsky, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [The collected works L. S. Vygotsky: In 6 vols. Vol. 4. Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 432 p. (In Russian)
Zamanaeva, Ju. V. (2020) Psikhodiagnosticheskaya metodika “Prenatal’nyj kontakt”: struktura, psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti [Psychodiagnostic method “Prenatal contact”: Structure, psychodiagnostic opportunities]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 10, no. 3, pp. 303–322. (In Russian)
Zolotova, I. A. (2021) Issledovanie osobennostej psikhologicheskogo komponenta gestatsionnoj dominanty kak indikatora formirovaniya disfunktsional’nykh otnoshenij v sisteme “mat’ — ditya” u zhenshchin razlichnykh vozrastnykh kategorij [The study of the features of the psychological component of gestational dominance as an indicator of the formation of dysfunctional relationships in the “mother — child” system in women of different age categories]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 27, no. 2, pp. 135–142. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Оксана Юрьевна Одинцова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.