Академический стресс и его преодоление китайскими студентами, обучающимися в России и Китае
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-59-78Ключевые слова:
академические мигранты, академический стресс, образовательная среда, академическая адаптация, стратегии совладания со стрессом, личностные предикторы академического стрессаАннотация
Введение. Цель исследования заключается в установлении различий в переживании академического стресса, а также его предикторов и стратегий преодоления китайскими студентами, обучающимися в РФ и КНР. В настоящее время испытывается острый недостаток в подобных исследованиях.
Материалы и методы. Исследование проводилось в форме социально-психологического опроса в онлайн-формате в период 2022–2024 годов. В исследовании приняли участие 403 китайских студента, из которых 202 обучались в российских и 201 в китайских вузах. Использовались следующие методики на китайском языке: «Опросник ощущения академического стресса у студентов» (田澜, 邓琪 — Tian, Deng 2007), «Анкета о стратегиях преодоления стресса» (肖计划, 许秀峰 — Xiao, Xu 1996), «Опросник 16PF личности» (Р. Б. Кэттелл, в адаптации Дай Чжунчэн) (祝蓓里, 戴忠恒 — Zhu, Dai 1988). Для обработки статистических данных использовался программный пакет SPSS 26.0: сравнительный, корреляционный, регрессионный анализ.
Результаты. Установлено, что респонденты российской выборки по сравнению с китайской, испытывают значимо больший уровень стресса по четырем аспектам: связанность с будущим, академическая конкуренция, атмосфера обучения и учебные условия. В качестве способов преодоления академического стресса студенты в Китае демонстрируют более высокий уровень выраженности стратегий совладания, обе группы респондентов в равной мере определяют психологическую помощь как эффективную стратегию, но в китайской выборке значимо преобладает стратегия «Избегание». Доля китайских студентов с высоким уровнем личностного фактора I выше среди обучающихся в России, чем среди обучающихся в Китае, что указывает на их более высокую чувствительность. Предикторами преодоления академического стресса студентами обучающимися в Китае являются высокий уровень доверия, открытости, терпимости и оптимальной напряженности. Для китайских студентов, обучающихся в России, такими предикторами выступают осторожность, рассудительность и сдержанность в проявлении эмоций.
Заключение. Полученные результаты определяют содержание академического стресса, его предикторы и способы его преодоления, обучающихся в России и КНР, и могут служить для определения мишеней психологической помощи.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Анолли, Л. (2016) Психология культуры. Харьков: Гуманитарный центр, 480 с.
Баранов, А. А., Малахова, О. Н., Жученко, О. А. (2023) Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 12, № 2 (46), с. 102–113. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113
Ван, С. (2017) Личностный адаптационный ресурс китайских студентов-первокурсников. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 22 с. EDN: ZQEMMF
Волкова, Е. В., Куваева, И. О. (2022) Мера иерархичности концепта Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур. Сибирский психологический журнал, № 86, с. 48–65. http://dx.doi.org/10.17223/17267080/86/3
Гараева, Д. Р. (2023) Понятие стресса и его виды. В кн.: И. И. Ивановская, М. В. Поснова (ред.). Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. Сборник статей XXXV Международной научно- практической конференции. Петрозаводск: Новая Наука, с. 183–188.
Даниленко, О. И., Сюй, И. (2016) Cубъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая. Российский психологический журнал, т. 13, № 4, с. 137–156. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.4.8
Ермасов, Е. В. (2009) Психологический стресс в условиях изоляции. Развитие личности, № 2, с. 84–99. EDN: KZDRUJ
Куваева, И. О. (2016) Взаимосвязь концепта стресс и стратегий совладания: кросскультурные различия. В кн.: Ю. И. Александров, К. В. Анохин (ред.). Седьмая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. Светлогорск: Институт психологии РАН, с. 701–703. EDN: WGYYSF
Куваева, И. О. (2020) Соотношение организации концепта Стресс и совладающего поведения у студентов разных этнокультурных групп. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии РАН, 263 с.
Куваева, И. О., Абитов, И. Р. (2016) Учебно-профессиональные и национальные ресурсы преодоления трудных ситуаций. В кн.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова (ред.). Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Материалы IV Международной научной конференции. Т. 1. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, с. 218–220. EDN: XIOONH
Лыкова, Н. М., Чжан, Л., Янь, Ш. (2011) Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на родине. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, № 3, с. 19–28. EDN: OCSNMP
Марютина, Т. М., Ермолаев, О. Ю., Трубников, В. И. (1998) О природе психологических предикторов. Психологическая наука и образование, т. 3, № 1, с. 27–34.
Матюшкина, Е. Я. (2016) Учебный стресс у студентов при разных формах обучения. Консультативная психология и психотерапия, т. 24, № 2 (91), с. 47–63. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
Мо, Ц. (2021) Ресурсы и риски психологической адаптации китайских студентов при обучении в российском вузе. Мир науки. Педагогика и психология, т. 9, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN221.pdf (дата обращения 27.07.2024).
Нефедова, И. В. (2019) Профилактика академического стресса студентов первого курса вуза как педагогическая проблема: гендерные аспекты. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 1 (26), с. 202–206. EDN: ZAAIRN
Петанова, Е. И., Лю, Ц. (2016) Взаимосвязи адаптированности и когнитивно- поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников). Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 2, с. 59–66. http://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.207
Постылякова, Ю. В. (2018) Индивидуальная и академическая жизнеспособность студентов. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, т. 15, № 4, с. 147–152. EDN: YSBSHR
Сабирова, Р. Ш., Умуркулова, М. М. (2020) Современное состояние изученности проблемы совладания с академическим стрессом. В кн.: Т. С. Комарова (ред.). Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». Т. 3. М.: Перо, с. 710–716. EDN: OHUICA
Семина, М. В., Федорова, Е. П. (2023) Проявление академического стресса у студентов: теоретические аспекты исследования. Северо-Кавказский психологический вестник, т. 21, № 3, с. 63–74. EDN: WSUSXV
Сюй, И. (2019) Личностные характеристики китайских студентов с разным уровнем субъективного благополучия. Общество: социология, психология, педагогика, № 5 (61), с. 56–60. https://doi.org/10.24158/spp.2019.5.11
Тарабрина, Н. В., Харламенкова, Н. Е., Падун, М. А. и др. (2017) Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 344 с.
Тихонова, Е. А. (2021) Подходы к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. Психолог, № 6, с. 1–11. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2021.6.37005
Фидиркина, В. Н., Баринова, О. Г. (2021) Феномен академического стресса и психологическое благополучие студентов-медиков. Scientist (Russia), № 4 (18), статья 35. EDN: WTZDWG
Холмогорова, А. Б., Гаранян, Н. Г., Евдокимова, Я. Г., Москова, М. В. (2009a) Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии, № 3, с. 16–26. EDN: NDAKBH
Холмогорова, А. Б., Гаранян, Н. Г., Горшкова, Д. А., Мельник, А. М. (2009b) Суицидальное поведение в студенческой популяции. Культурно-историческая психология, № 3, с. 101–110. EDN: MVJAWP
Цветкова, Л. А. (2024) Предметный фокус исследований в области психологии образования в изучении проблем благополучия человека. Психология человека в образовании, т. 6, № 1, с. 5–8. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-5-8
Carveth, J. A., Gesse, T., Moss, N. (1996) Survival strategies for nurse-midwifery students. Journal of Nurse-Midwifery, vol. 41, no. 1, pp. 50–54. https://doi.org/10.1016/0091-2182(95)00072-0
Covington, M. V. (2007) A motivational analysis of academic life in college. In: R. P. Perry, J. C. Smart (eds.). The scholarship of teaching and learning in higher education: An evidence-based perspective. Dordrecht: Springer Publ., pp. 661–729. https://doi.org/10.1007/1-4020-5742-3_15
Folkman, S. (2013) Stress: Appraisal and coping. In: M. D. Gellman, J. R. Turner (eds.). Encyclopedia of behavioral medicine. New York: Springer Publ., pp. 1913–1915. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_215
Kuvaeva, I. O., Achan, N. M., Lozovskaya, K. B. (2017) University students: Connection between representations of stress and coping strategies. Changing Societies & Personalities, vol. 1, no. 3, pp. 271–283. http://dx.doi.org/10.15826/csp.2017.1.3.019
Pearlin, L. I., Menaghan, E. G., Lieberman, M. A., Mullan, J. T. (1981) The stress process. Journal of Health and Social Behavior, vol. 22, no. 4, pp. 337–356. http://dx.doi.org/10.2307/2136676
崔雪莹 (2020) 本科生学业压力调研与分析。硕士学位论文。长沙,湖南大学。 [在线]。网址:https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD202201&filename=1020404022.nh(2024 年 7 月 10 日访问)。
杜红梅,汪红烨,罗毅 (2008) 生活重大事件应对方式与小学生人格特质的相关性分析。中国学校卫生,第29 卷,第3期,第203–207页。
林崇德,杨治良,黄希庭 (2003) 心理学大辞典。上海:上海教育出版社。共2261页。
田澜,邓琪 (2007) 大学生学习压力感问卷的初步编制。中华行为医学与脑科学杂志,第16卷,第8期,第753-755页。https://doi.org/10.3760/cma.j.issn.1674-6554.2007.08.034
肖计划,许秀峰 (1996) “应付方式问卷”效度与信度研究。中国心理卫生杂志:第4期,第164-168页。http://doi.org/cnki:sun:zxws.0.1996-04-008
阴国恩 (1993) 学习负担的心理学分析。天津师大学报(社会科学版):第2期,第31-37页。DOI: CNKI: SUN: TJSS.0.1993-02-005.
祝蓓里,戴忠恒 (1988) 卡氏十六种人格因素中国常模的修订。心理科学通讯,第6期,第16-20页。 http://doi.org/10.16719/j.cnki.1671-6981.1988.06.004.
REFERENCES
Anolli, L. (2016) Psikhologiya kul’tury [Psychology of culture]. Kharkiv: Humanitarian Centre Publ., 480 p. (In Russian)
Baranov, A. A., Malakhova, O. N., Zhuchenko, O. A. (2023) Samootsenka akademicheskikh dostizhenij v ekzamenatsionnoj situatsii i lichnostnye osobennosti studentov vozrastnogo perioda molodosti [Self-assessment of academic achievements in the examination situation and personality traits of students of the youth age period]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 12, no. 2 (46). pp. 102–113. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113 (In Russian)
Carveth, J. A., Gesse, T., Moss, N. (1996) Survival strategies for nurse-midwifery students. Journal of Nurse-Midwifery, vol. 41, no. 1, pp. 50–54. https://doi.org/10.1016/0091-2182(95)00072-0 (In English)
Covington, M. V. (2007) A motivational analysis of academic life in college. In: R. P. Perry, J. C. Smart (eds.). The scholarship of teaching and learning in higher education: An evidence-based perspective. Dordrecht: Springer Publ., pp. 661–729. https://doi.org/10.1007/1-4020-5742-3_15 (In English)
Cui, X. (2020) Benkesheng xueye yali diaoyan yu fenxi [Investigation and analysis of undergraduate research in academic stress]. Master’s thesis (Education). Changsha, Hunan University. [Online]. Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD202201&filename=1020404022.nh (accessed 10.07.2024). (In Chinese)
Danilenko, O. I., Syui, I. (2016) Sub’ektivnoe blagopoluchie kitajskikh studentov na raznykh etapakh obucheniya v vuzakh Rossii i Kitaya [Subjective well-being of Chinese students at different stages of training in institutes of higher education of Russia and China]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 13, no. 4, pp. 137–156. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.4.8 (In Russian)
Du, H., Wang, H., Luo, Y. (2008) Shenghuo zhongda shijian yingdui fangshi yu xiaoxuesheng renge tezhi de xiangguanxing fenxi [Correlation analysis between coping styles for major life events and primary school student’s personality traits]. Zhongguo xuexiao weisheng — China School Health, vol. 29, no. 3, pp. 203–207. (In Chinese)
Ermasov, E. V. (2009) Psikhologicheskij stress v usloviyakh izolyatsii [Psychological stress in conditions of isolation]. Razvitie lichnosti — Development of Personality, no. 2, pp. 84–99. (In Russian)
Fidirkina, V. N., Barinova, O. G. (2021) Fenomen akademicheskogo stressa i psikhologicheskoe blagopoluchie studentov-medikov [The phenomenon of academic stress and psychological well-being of medical students]. Scientist (Russia), no. 4 (18), article 35. (In Russian)
Folkman, S. (2013) Stress: Appraisal and coping. In: M. D. Gellman, J. R. Turner (eds.). Encyclopedia of behavioral medicine. New York: Springer Publ., pp. 1913–1915. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_215 (In English)
Garaeva, D. R. (2023) Ponyatie stressa i ego vidy [The concept of stress and its types]. In: I. I. Ivanovskaya, M. V. Posnova (eds.). Fundamental’naya i prikladnaya nauka: sostoyanie i tendentsii razvitiya. Sbornik statej XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Fundamental and applied science: The state and trends of development. Collection of articles of the XXXV International scientific and practical conference]. Petrozavodsk: Novaya Nauka Publ., pp. 183–188. (In Russian)
Kholmogorova, A. B., Garanian, N. G., Evdokimova, Ya. G., Moscova, M. V. (2009a) Psikhologicheskie faktory emotsional’noj dezadaptatsii u studentov [Psychological factors of emotional maladjustment in students]. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 16–26. (In Russian)
Kholmogorova, A. B., Garanyan, N. G., Gorshkova, D. A., Melnik, A. M. (2009b) Suitsidal’noe povedenie v studencheskoj populyatsii [Suicidal behavior in the student population]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, no. 3, pp. 101–110. (In Russian)
Kuvaeva, I. O. (2016) Vzaimosvyaz’ kontsepta stress i strategij sovladaniya: krosskul’turnye razlichiya [Relationship of stress concept and coping strategies: Cross-cultural differences]. In: Yu. I. Aleksandrov, K. V. Anokhin (eds.). Sed’maya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoj nauke: tezisy dokladov [The seventh international conference on cognitive science: Abstracts]. Svetlogorsk: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 701–703. (In Russian)
Kuvaeva, I. O. (2020) Sootnoshenie organizatsii kontsepta Stress i sovladayushchego povedeniya u studentov raznykh etnokul’turnykh grupp [Correlation of Stress concept organisation and coping behaviour in students of different ethnocultural groups]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 263 p. (In Russian)
Kuvaeva, I. O., Abitov, I. R. (2016) Uchebno-professional’nye i natsional’nye resursy preodoleniya trudnykh situatsij [Educational and national resources of overcoming difficult situations]. In: T. L. Kryukova, M. V. Saporovskaya, S. A. Khazova (eds.). Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: resursy, zdorov’e, razvitie. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Psychology of stress and coping behaviour: Resources, health, development. Proceedings of the IV International scientific conference]. Vol. 1. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ., pp. 218–220. (In Russian)
Kuvaeva, I. O., Achan, N. M., Lozovskaya, K. B. (2017) University students: Connection between representations of stress and coping strategies. Changing Societies & Personalities, vol. 1, no. 3, pp. 271–283. http://dx.doi.org/10.15826/csp.2017.1.3.019 (In English)
Lin, C. D., Yang, Z. L., Huang, X. T. (2003) Xinlixue da cidian [The comprehensive dictionary of psychology]. Shanghai: Shanghai Education Publ., 2261 p. (In Chinese)
Lykova, N. M., Zhang, L., Yan, Sh. (2011) Stili sovladayushchego povedeniya i smyslozhiznennye orientatsii kitajskikh studentov v period adaptatsii k obucheniyu v universitete v Rossii i na rodine [Styles of coping and life meaning orientations of Chinese students during the period of adaptation to studying at university in Russia and in their home country]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, no. 3, pp. 19–28. (In Russian)
Maryutina, T. M., Ermolaev, O. Yu., Trubnikov, V. I. (1998) O prirode psikhologicheskikh prediktorov [On the nature of psychological predictors]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 3, no. 1, pp. 27–34. (In Russian)
Matyushkina, E. Ya. (2016) Uchebnyj stress u studentov pri raznykh formakh obucheniya [Аcademic stress of students with different forms of learning]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 24, no. 2 (91), pp. 47–63. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204 (In Russian)
Mo, J. (2021) Resursy i riski psikhologicheskoj adaptatsii kitajskikh studentov pri obuchenii v rossijskom vuze [Resources and risks of psychological adaptation of Chinese students when studying at a Russian university]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 2. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN221.pdf (accessed 27.07.2024). (In Russian)
Nefedova, I. V. (2019) Profilaktika akademicheskogo stressa studentov pervogo kursa vuza kak pedagogicheskaya problema: gendernye aspekty [Prevention of academic stress for first-year students of the university as a pedagogical issue: The gender dimension]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 1 (26), pp. 202–206. EDN: ZAAIRN (In Russian)
Pearlin, L. I., Menaghan, E. G., Lieberman, M. A., Mullan, J. T. (1981) The stress process. Journal of Health and Social Behavior, vol. 22, no. 4, pp. 337–356. http://dx.doi.org/10.2307/2136676 (In English)
Petanova, E. I., Liu, C. (2016) Vzaimosvyazi adaptirovannosti i kognitivno- povedencheskikh kachestv lichnosti (na primere rossijskikh i kitajskikh studentov-pervokursnikov) [The relationship of adaptability and the cognitive-behavioral qualities of the personality (on the example of Russian and Chinese first-year students)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, no. 2, pp. 59–66. (In Russian)
Postylyakova, Yu. V. (2018) Individual’naya i akademicheskaya zhiznesposobnost’ studentov [Individual and academic resilience of students]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke — The Humanities аnd Social Studies in the Far East, vol. 15, no. 4, pp. 147–152. (In Russian)
Sabirova, R. Sh., Umurkulova, M. M. (2020) Sovremennoe sostoyanie izuchennosti problemy sovladaniya s akademicheskim stressom [The current state of knowledge of the problem of coping with academic stress]. In: T. S. Komarova (ed.). Aktual’nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i pedagogicheskikh issledovanij. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii “XV Levitovskie chteniya”. T. 3 [Actual problems of the theory and practice of psychological, psychological, pedagogical and pedagogical research. Proceedings of the International scientific and practical conference “XV Levitov readings”. Vol. 3]. Moscow: Pero Publ., pp. 710–716. (In Russian)
Semina, M. V., Fedorova, E. P. (2023) Proyavlenie akademicheskogo stressa u studentov: teoreticheskie aspekty issledovaniya [Manifestation of academic stress in students: Theoretical aspects of the study]. Severo-kavkazskij psikhologicheskij vestnik, vol. 21, no. 3, pp. 63–74. https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.5 (In Russian)
Tarabrina, N. V., Kharlamenkova, N. E., Padun, M. A. et al. (2017) Intensivnyj stress v kontekste psikhologicheskoj bezopasnosti [Intense stress in the context of psychological safety]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 344 p. (In Russian)
Tian, L., Deng, Q. (2007) Daxuesheng xuexi yaligan wenjuan de chubu bianzhi [Development of learning stress inventory for college students]. Zhonghua xingwei yixue yu naokexue zazhi — Chinese Journal of Behavioral Medicine and Brain Science, vol. 16, no. 8, pp. 753–755. https://doi.org/10.3760/cma.j.issn.1674-6554.2007.08.034 (In Chinese)
Tikhonova, E. A. (2021) Podkhody k izucheniyu ponyatiya sovladayushchego povedeniya v otechestvennykh i zarubezhnykh nauchnykh issledovaniyakh [Approaches towards studying the concept of coping behavior in Russian and foreign scientific research]. Psikholog — Psychologist, no. 6, pp. 1–11. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2021.6.37005 (In Russian)
Tsvetkova, L. A. (2024) Predmetnyj fokus issledovanij v oblasti psikhologii obrazovaniya v izuchenii problem blagopoluchiya cheloveka [Research in educational psychology: A spotlight on human well-being]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 1, pp. 5–8. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-5-8 (In Russian)
Volkova, E. V. Kuvaeva, I. O. (2022) Mera ierarkhichnosti kontsepta Stress i sovladayushchee povedenie u pervokursnikov raznykh kul’tur [The measure of hierarchy of the concept Stress and coping in freshmen of different cultures]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Psychological Journal, no. 86, pp. 48–65. http://dx.doi.org/10.17223/17267080/86/3 (In Russian)
Wang, S. (2017) Lichnostnyj adaptatsionnyj resurs kitajskikh studentov-pervokursnikov [Personal adaptation resource of Chinese freshmen students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 22 p. (In Russian)
Xiao, J., Xu, X. (1996) Yingfu fangshi wenjuan xiaodu yu xindu yanjiu [Validity and reliability study of the coping style questionnaire]. Zhongguo xinli weisheng zazhi — Chinese Journal of Mental Health, vol. 10, no. 4, pp. 164– 168. http://doi.org/cnki:sun:zxws.0.1996-04-008 (In Chinese)
Xu, Y. (2019) Lichnostnye kharakteristiki kitajskikh studentov s raznym urovnem sub’ektivnogo blagopoluchiya [Personal characteristics of Chinese students with different levels of subjective well-being]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 5 (61), pp. 56–60. https://doi.org/10.24158/spp.2019.5.11 (In Russian)
Yin, G. (1993) Xuexi fudan de xinlixue fenxi [Psychological analysis of learning burden]. Tianjing shida xuebao (shehui kexue ban) — Journal of Tianjin Normal University (Social Sciences), no. 2, pp. 31–37. (In Chinese)
Zhu, B., Dai, Z. (1988) Kashi shiliuzhong renge yinsu zhongguo changmo de xiuding [Cattell’s Chinese norm of sixteen personality factors]. Xinli kexue tongxun — Psychological Science Communications, vol. 6, pp. 16–20. http://doi.org/10.16719/j.cnki.1671-6981.1988.06.004 (In Chinese)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Павел Николаевич Виноградов, Сюй Сяоюй

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.