Особенности эмоциональных проявлений профессионального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам

Авторы

  • Эльвира Энзировна Уманская Центр интеллектуальной культуры и спорта «КАИССА» https://orcid.org/0009-0005-3908-8788
  • Татьяна Ивановна Бонкало Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (НИИ ОЗММ ДЗМ); Кубанский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0887-4995

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-98-108

Ключевые слова:

тренер-преподаватель по шахматам, профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, редукция профессиональных достижений, самооценка эмоциональных состояний, самооценка профессиональной пригодности, отношение к профессиональной деятельности

Аннотация

Введение. В статье содержатся результаты эмпирического исследования особенностей эмоциональных проявлений профессионального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам.

Материалы и методы. Исследование осуществлялось с помощью комплекса диагностических методик, ориентированных на определение степени выраженности профессионального и психоэмоционального выгорания, уровня самооценки психических состояний, профессиональной пригодности и способностей. В исследовании приняли участие 118 тренеров-преподавателей по шахматам и 118 учителей начальных классов, реализующих программы шахматного образования в общеобразовательных школах.

Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия между двумя исследовательскими выборками в показателях особенностей эмоциональной составляющей профессионального выгорания: показатели эмоционального истощения (t = 2,42; p < 0,05), тревожности (t = 2,00; p < 0,05), утомления (t = 4,32; p < 0,001), подавленности, неуверенности в себе, беспомощности (t = 2,24; p < 0,05) значимо выше в группе учителей, чем в группе спортивных тренеров. Показатели неадекватной завышенной самооценки профессиональных компетенций, способностей и возможностей при сниженной удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, успехами своих воспитанников, склонности переносить ответственность за них на внешние обстоятельства, обвинять себя за излишние эмоциональные переживания характерны для многих тренеров-преподавателей по шахматам (53,35 %). Выявлена взаимосвязь показателей степени выраженности признаков профессионального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам и показателей отношений к ним родителей юных шахматистов: при сохранности высокой оценки компетентности тренера-преподавателя в мире шахмат и шахматной игры наблюдается снижение удовлетворенности родителей его отношением к воспитанникам и реального взаимодействия с ним.

Заключение. Сделан вывод о том, что выявленная специфика эмоциональных проявлений профессионального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам должна учитываться при разработке действенных программ по предупреждению возникновения и развития у них симптомов неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формированию адекватных мотивов их профессионального и карьерного роста, переориентации их с целей достижения высоких спортивных результатов воспитанников на задачи развития их личности, познавательных процессов и метакогнитивных способностей, эмоциональной уравновешенности, ответственности и силы воли.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аксенова, Е. И., Полякова, О. Б., Бонкало, Т. И. (2022) Профессиональные деформации медицинских работников: сущность, структура, особенности диагностики, профилактики и коррекции. М.: Научно- исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/monografii/professionalnye-deformatsii-meditsinskikh-rabotnikov-sushchnost-struktura-osobennosti-diagnostiki-pr/?sphrase_id=158243 (дата обращения 20.06.2024).

Бонкало, Т. И. (2023) Модели эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии. В кн.: Е. И. Аксенова (ред.). Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. Сборник научных трудов. Вып. 4 (18). М.: Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, с. 64–68. EDN: ZYZYGY

Булгаков, И. А. (2023) Современные направления изучения феномена эмоционального выгорания. Современная зарубежная психология, т. 12, № 2, с. 94–103. https://www.doi.org/10.17759/jmfp.2023120209

Вершинин, М. А., Ильченко, Н. А. (2015) Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности тренировочного процесса квалифицированных шахматистов. Фундаментальные исследования, № 2 (7), с. 1474–1477. EDN: TNISAL

Довжик, Л. М., Бочавер, К. А., Резниченко, С. И., Бондарев, Д. В. (2021) Выгорание спортивного тренера: угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию. Клиническая и специальная психология, т. 10, № 4, с. 24–47. https://www.doi.org/10.17759/cpse.2021100402

Иконникова, О. Н., Певицына, Л. М. (2021) Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 2 (47), с. 89–101. EDN: AFEXWU

Коневских, О. В. (2022) Профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. Педагогика. Вопросы теории и практики, т. 7, № 1, с. 125–130. https://doi.org/10.30853/ped20220013

Полякова, Т. А. (2014) Синдром профессионального выгорания в деятельности тренера. Теория и практика физической культуры, № 5, с. 9–12. EDN: SCZKPT

Руднянская, Е. И. (2018) Профессиональная компетентность учителя в обучении младших школьников основам шахматной игры. Учебный год, № 4 (53), с. 65–67. EDN: YPFUFV

Третьякова, В. С. (2019) Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде. Профессиональное образование и рынок труда, № 2, с. 71–85. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10211

Bonkalo, T. I., Logachev, N. V., Shmeleva, S. V. (2021a) Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a condition for solving the problems of digitalization of legal professions. In: E. G. Popkova, B. S. Sergi (eds.). Modern global economic system: Evolutional development vs. revolutionary leap. ISC 2019. Lecture notes in networks and systems. Vol. 198. Cham: Springer Publ., pp. 1318–1327. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_145

Bonkalo, T. I., Shmeleva, S. V., Nazarenko, V. V. et al. (2021b) Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment. Laplage em Revista, vol. 7, no. 3A, pp. 235–244. https://doi.org/10.24115/s2446-6220202173a1396p.235-244

Grover, S., Furnham, A. (2021) Does emotional intelligence and resilience moderate the relationship between the Dark Triad and personal and work burnout? Personality and Individual Differences, vol. 169, article 109979. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109979

Lee, E. K., Ji, E. J. (2018) The moderating role of leader–member exchange in the relationships between emotional labor and burnout in clinical nurses. Asian Nursing Research, vol. 12, no. 1, pp. 56–61. https://doi.org/10.1016/j.anr.2018.02.002

Lian, V., Guo, V., Wang, Q. et al. (2021) Calling, character strengths, career identity, and job burnout in young Chinese university teachers: A chain-mediating model. Children and Youth Services Review, vol. 120, article 105776. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105776

Sun, B., Fu, L., Yan, C. (2022) Quality of work life and work engagement among nurses with standardised training: The mediating role of burnout and career identity. Nurse Education in Practice, vol. 58, article 103276. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103276

Yin, H., Huang, S., Chen, G. (2019) The relationships between teachers’ emotional labor and their burnout and satisfaction: A meta-analytic review. Educational Research Review, vol. 28, article 100283. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100283

REFERENCES

Aksenova, E. I., Polyakova, O. B., Bonkalo, T. I. (2022) Professional’nye deformatsii meditsinskikh rabotnikov: sushchnost’, struktura, osobennosti diagnostiki, profilaktiki i korrektsii [Professional deformations of medical workers: Essence, structure, features of diagnosis, prevention and correction]. Moscow: Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department Publ. [Online]. Available at: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/monografii/professionalnye-deformatsii-meditsinskikh-rabotnikov-sushchnost-struktura-osobennosti-diagnostiki-pr/?sphrase_id=158243 (accessed 20.06.2024). (In Russian)

Bonkalo, T. I. (2023) Modeli emotsional’nogo vygoraniya v otechestvennoj i zarubezhnoj psikhologii [Models of emotional burnout in domestic and foreign psychology]. In: E. I. Aksenova (ed.). Trudy nauchno-issledovatel’skogo instituta organizatsii zdravookhraneniya i meditsinskogo menedzhmenta. Sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 4(18) [Proceedings of the Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management. Collection of scientific papers. Iss. 4 (18)]. Moscow: Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department Publ., pp. 64–68. (In Russian)

Bonkalo, T. I., Logachev, N. V., Shmeleva, S. V. (2021a) Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a condition for solving the problems of digitalization of legal professions. In: E. G. Popkova, B. S. Sergi (eds.). Modern global economic system: Evolutional development vs. revolutionary leap. ISC 2019. Lecture notes in networks and systems. Vol. 198. Cham: Springer Publ., pp. 1318–1327. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_145 (In English)

Bonkalo, T. I., Shmeleva, S. V., Nazarenko, V. V. et al. (2021b) Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment. Laplage em Revista, vol. 7, no. 3A, pp. 235–244. https://doi.org/10.24115/s2446-6220202173a1396p.235-244 (In English)

Bulgakov, I. A. (2023) Sovremennye napravleniya izucheniya fenomena emotsional’nogo vygoraniya [Current trends in the study of emotional burnout phenomenon]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 12, no. 2, pp. 94–103. https://www.doi.org/10.17759/jmfp.2023120209 (In Russian)

Dovzhik, L. M., Bochaver, K. A., Reznichenko, S. I., Bondarev, D. V. (2021) Vygoranie sportivnogo trenera: ugroza professional’noj uspeshnosti, mental’nomu zdorov’yu i blagopoluchiyu [Sport coaches burnout as a threat to professional success, mental health and well-being]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya — Clinical Psychology and Special Education, vol. 10, no. 4, pp. 24–47. https://www.doi.org/10.17759/cpse.2021100402 (In Russian)

Grover, S., Furnham, A. (2021) Does emotional intelligence and resilience moderate the relationship between the Dark Triad and personal and work burnout? Personality and Individual Differences, vol. 169, article 109979. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109979 (In English)

Ikonnikova, O. N., Pevitsyna, L. M. (2021) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov po fizicheskoj kul’ture i shakhmatnomu vseobuchu v Rostovskoj oblasti [Scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov, no. 2 (47), pp. 89–101. (In Russian)

Konevskikh, O. V. (2022) Professional’naya kompetentnost’ pedagogov nachal’noj shkoly, realizuyushchikh programmy shakhmatnogo obrazovaniya [Professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki — Pedagogy. Theory & Practice, vol. 7, no. 1, pp. 125–130. https://doi.org/10.30853/ped20220013 (In Russian)

Lee, E. K., Ji, E. J. (2018) The moderating role of leader–member exchange in the relationships between emotional labor and burnout in clinical nurses. Asian Nursing Research, vol. 12, no. 1, pp. 56–61. https://doi.org/10.1016/j.anr.2018.02.002 (In English)

Lian, V., Guo, V., Wang, Q. et al. (2021) Calling, character strengths, career identity, and job burnout in young Chinese university teachers: A chain-mediating model. Children and Youth Services Review, vol. 120, article 105776. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105776 (In English)

Polyakova, T. A. (2014) Sindrom professional’nogo vygoraniya v deyatel’nosti trenera [Syndrome of professional burnout in trainer’s activity]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury — Theory and Practice of Physical Culture, no. 5, pp. 9–12. (In Russian)

Rudnyanskaya, E. I. (2018) Professional’naya kompetentnost’ uchitelya v obuchenii mladshikh shkol’nikov osnovam shakhmatnoj igry [Professional competence of a teacher in teaching younger schoolchildren the basics of the chess game]. Uchebnyj god, no. 4 (53), pp. 65–67. (In Russian)

Sun, B., Fu, L., Yan, C. (2022) Quality of work life and work engagement among nurses with standardised training: The mediating role of burnout and career identity. Nurse Education in Practice, vol. 58, article 103276. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103276 (In English)

Tretyakova, V. S. (2019) Issledovanie sindroma emotsional’nogo vygoraniya v pedagogicheskoj srede [The study of emotional burnout syndrome in the educational environment]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda — Vocational Education and Labour Market, no. 2, pp. 71–85. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10211 (In Russian)

Vershinin, M. A., Ilchenko, N. A. (2015) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty povysheniya effektivnosti trenirovochnogo protsessa kvalifitsirovannykh shakhmatistov [Psycho-pedagogical aspects of improving efficiency of qualified chess players’ training process]. Fundamental’nye issledovaniya — Fundamental Research, no. 2 (7), pp. 1474–1477. (In Russian)

Yin, H., Huang, S., Chen, G. (2019) The relationships between teachers’ emotional labor and their burnout and satisfaction: A meta-analytic review. Educational Research Review, vol. 28, article 100283. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100283 (In English)

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Уманская, Э. Э., & Бонкало, Т. И. (2025). Особенности эмоциональных проявлений профессионального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам. Психология человека в образовании, 7(1), 98–108. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-98-108

Выпуск

Раздел

Статьи