Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров управления воздушным движением в призме новых компетентностных рамок

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-181-190

Ключевые слова:

диспетчер управления воздушным движением, инструктор, компетенция, педагогическая деятельность, обучение стажеров, опросник компетенций

Аннотация

Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания. Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет.

Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.

Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.

Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.

Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бочаров, И. В., Имыгинов, Р. Б., Хазиев, Т. Т. (2020) Роль преподавательского и инструкторского состава в формировании и развитии профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов. Мир педагогики и психологии, № 5 (46), с. 106–118.

Ольховский, Д. В. (2017) Теоретико-методологические основы и модель профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования. Современные проблемы науки и образования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26310 (дата обращения 28.02.2024).

Doc 9868. Procedures for Air Navigation Services — Training. (2020) 3rd ed. Montréal: International Civil Aviation Organization Publ. [Online]. Available at: https://www.icao.int/APAC/RASG/SafetyTools/19%20%20Procedures%20for%20Air%20Navigation%20Services%20Training-PANS-TRG%20Doc%209868.pdf (accessed 28.02.2024).

Estrova, S. T. (2023) The air traffic control training process: A review of research. Journal of Awareness, vol. 8, no. 4, pp. 475–485. https://doi.org/10.26809/joa.2111

Lepage, J. (2016) Training for On-the-Job-Training-Instructors (OJTI). In: 55th Annual conference 14–18 March 2016. WP. No. 311. Las Vegas: PLC Publ. [Online]. Available at: https://ifatca.wiki/kb/wp-2016-311/ (accessed 28.02.2024).

Lepage, J. (2017) Relationship Between the ATC Trainee and the Instructor. In: 56th Annual conference 15–19 May 2017. WP No. 155. Toronto: PLC Publ. [Online]. Available at: https://ifatca.wiki/kb/wp-2017-155/ (accessed 28.02.2024).

Lyu, T., Song, W., Du, K. (2019) Human factors analysis of air traffic safety based on HFACS-BN model. Applied Sciences, vol. 9, no. 23, article 5049. https://doi.org/10.3390/app9235049

Shukurova, S., Shamsiev, Z. Z., Sterenharz, A. (2020) Analysis of training programs for the training of air traffic controllers for determining the field of digitization. Technical Science and Innovation, vol. 2020, no. 1, article 1. https://doi.org/10.51346/tstu-01.20.1-77-0045

Sonhaji, I., Jatmoko, D., Wijaksono, A. (2021) Studi adopsi standar kompetensi internasional air traffic controller on the job training instructors kedalam kurikulum pelatihan air traffic controller on the job training instructors. Langit Biru: Jurnal Ilmiah Aviasi, vol. 14, no. 3, article 14-2. https://doi.org/10.54147/langitbiru.v14i03.479

REFERENCES

Bocharov, I. V., Imyginov, R. B., Khaziev, T. T. (2020) Rol’ prepodavatel’skogo i instruktorskogo sostava v formirovanii i razvitii professional’no vazhnykh kachestv u kursantov aviacionnykh vuzov [The role of teaching and instructional staff in the formation and development of professionally important qualities of cadets of aviation universities]. Mir pedagogiki i psikhologii, no. 5 (46), pp. 106–118. (In Russian)

Doc 9868. Procedures for Air Navigation Services — Training. (2020) 3rd ed. Montréal: International Civil Aviation Organization Publ. [Online]. Available at: https://www.icao.int/APAC/RASG/SafetyTools/19%20%20Procedures%20for%20Air%20Navigation%20Services%20Training-PANS-TRG%20Doc%209868.pdf (accessed 28.02.2024). (In English)

Estrova, S. T. (2023) The air traffic control training process: A review of research. Journal of Awareness, vol. 8, no. 4, pp. 475–485. https://doi.org/10.26809/joa.2111 (In English)

Lepage, J. (2016) Training for On-the-Job-Training-Instructors (OJTI). In: 55th Annual conference 14–18 March 2016. WP. No. 311. Las Vegas: PLC Publ. [Online]. Available at: https://ifatca.wiki/kb/wp-2016-311/ (accessed 28.02.2024). (In English)

Lepage, J. (2017) Relationship Between the ATC Trainee and the Instructor. In: 56th Annual conference 15–19 May 2017. WP No. 155. Toronto: PLC Publ. [Online]. Available at: https://ifatca.wiki/kb/wp-2017-155/ (accessed 28.02.2024). (In English)

Lyu, T., Song, W., Du, K. (2019) Human factors analysis of air traffic safety based on HFACS-BN model. Applied Sciences, vol. 9, no. 23, article 5049. https://doi.org/10.3390/app9235049 (In English)

Olkhovskiy, D. V. (2017) Teoretiko-metodologicheskie osnovy i model’ professional’no-pedagogicheskoj podgotovki instruktorov v sisteme dopolnitel’nogo voennogo obrazovaniya [Theoretical and methodological foundations and the model of professional-pedagogical training of trainers in the system of additional military education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 2. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26310 (accessed 28.02.2024). (In Russian)

Shukurova, S., Shamsiev, Z. Z., Sterenharz, A. (2020) Analysis of training programs for the training of air traffic controllers for determining the field of digitization. Technical Science and Innovation, vol. 2020, no. 1, article 1. https://doi.org/10.51346/tstu-01.20.1-77-0045 (In English)

Sonhaji, I., Jatmoko, D., Wijaksono, A. (2021) Studi adopsi standar kompetensi internasional air traffic controller on the job training instructors kedalam kurikulum pelatihan air traffic controller on the job training instructors. Langit Biru: Jurnal Ilmiah Aviasi, vol. 14, no. 3, article 14-2. https://doi.org/10.54147/langitbiru.v14i03.479 (In Indonesian)

Загрузки

Опубликован

31.07.2024

Выпуск

Раздел

Статьи