К вопросу построения математической модели «психологического профиля» студентов, имеющих предрасположенность к развитию синдрома эмоционального выгорания
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-267-279Ключевые слова:
эмоциональное выгорание, личностный профиль, стрессогенные факторы, деперсонализация, студентыАннотация
Введение. Рассматривается новый методический подход к оценке и прогнозированию развития синдрома эмоционального выгорания. Цель исследования заключалась в обнаружении наличия корреляционных связей между признаками, описывающими психологический профиль личности обучаемого, и степенью развития у него синдрома эмоционального выгорания.
Материалы и методы. Сбор эмпирических данных проводился с помощью тестирования респондентов в облачном сервисе Google Формы. В исследовании принимали участие 113 обучающихся — 35 юношей и 78 девушек. Все студенты обучались на бюджетной основе по программам специалитета очной формы обучения. Для изучения индивидуальных психологических особенностей студентов использовали опросник Кеттелла. Для оценки наличия и степени эмоционального выгорания применяли опросник А. А. Рукавишникова «Симптом выгорания». На первом этапе систематизировали полученные результаты, подсчитывали ключевые показатели по каждой методике. На втором этапе — по каждому изучаемому параметру рассчитывали средние показатели и проводили корреляционный анализ Спирмена.
Результаты исследования. Выявлены положительные корреляции между показателями факторов опросника Кеттелла и показателями по опроснику А. А. Рукавишникова, построены психологические профили обучающихся мужского и женского полов, относящихся к первому периоду зрелого возраста и имеющих высокую степень предрасположенности к формированию у них синдрома эмоционального выгорания, включающие личностные факторы «высокая тревожность», «дипломатичность», «эго- напряженность» (для обоих полов), а также «гипотимия», «премсия», «радикализм» и «аффектотимия» (только для женщин).
Заключение. Среднестатистический психологический портрет студента, имеющего предрасположенность к формированию синдрома эмоционального выгорания, позволит руководству высшего учебного заведения выявлять «группу риска».
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бабанов, С. А. (2010) Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания. Справочник поликлинического врача, № 1, с. 12–16.
Борисова, М. В., Ансимова, Н. П. (2011) Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания. Ярославский педагогический вестник, т. 2, № 2, с. 212–215. EDN: PILHCV
Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. (2017) Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 3-е изд. М.: Юрайт, 343 с.
Выбойщик, И. В., Шакурова, З. А. (2000) Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 54 с.
Горшков, Е. А., Косоногова, В. И. (2015) Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов- старшекурсников. Молодой ученый, № 23-2 (103), с. 51–55. EDN: VKZKHV
Гржибовский, А. М., Иванов, С. В., Горбатова, М. А. (2017) Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS. Наука и здравоохранение, № 1, с. 7–36. EDN: YPMLDJ
Зелезинская, Г. А., Коренько, П. Н., Кравченок, М. А., Саллум, А. И. (2006) Качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов. Медицинский журнал, № 4 (18), с. 53–55. EDN: RSJXMF
Кузнецова, А. А. (2012) Параметры системы саморегуляции и рефлексивные механизмы регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности. Образование и общество, № 4 (75), c. 54–59. EDN: PWOMLF
Кузнецова, А. А. (2017) Историко-генетический анализ феноменологического пространства «выгорания». Коллекция гуманитарных исследований, № 3 (6), с. 45–55. EDN: ZBBSQN
Кузнецова, Е. Н. (2022) Связь личностных характеристик и синдрома эмоционального выгорания у студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Проблемы современного педагогического образования, № 75-4, с. 369–373. EDN: XEKABW
Мамаев, А. Н., Кудлай, Д. А. (2021) Статистические методы в медицине. М.: Практическая медицина, 136 с. EDN: CAMDPS
Мисбахов, А. А., Рахимов, М. И., Шамгуллин, А. З. (2020) Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Проблемы современного педагогического образования, № 68-4, с. 293–297. EDN: OQCFSO
Нагорняк, Ю. Г., Канакина, Т. А., Фокин, В. А. (2018) Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов фармацевтического факультета. Здравоохранение Российской Федерации, т. 62, № 5, с. 254– 258. EDN: YQGXZR
Пашкин, С. Б., Кораблина, Е. П., Лисовская, Н. Б. и др. (2021) Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза. Перспективы науки и образования, № 6 (54), с. 374–388. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.25
Ромашихина, С. А., Братчикова, А. В., Балева, М. В. (2022) Сравнительный вклад личностных и ситуативных факторов в эмоциональное выгорание студентов в период пандемии COVID-19. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, № 1, с. 67–79. EDN: YURXFQ
Сергеева, И. А., Букатич, А. А., Наумова, А. В. (2020) Проявление симптомов эмоционального выгорания у студентов в условиях дистанционного обучения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, № 12-1 (51), с. 96–100. EDN: PJEEFV
Черемискина, И. И., Люкшина, Д. С. (2021) Личностные ресурсы преодоления стресса у людей разных возрастов в период пандемии. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 4 (37), с. 375–378. EDN: OAOQIF
Ross, S., Cleland, J., Macleod, M. J. (2006) Stress, debt and undergraduate medical student performance. Medical Education, vol. 40, no. 6, pp. 584–589. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2006.02448.x
Schaufeli, W. B., Martínez, I. M., Marques Pinto, A. et al. (2002) Burnout and engagement in university students: A cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 33, no. 5, pp. 464–481. https://doi.org/10.1177/0022022102033005
REFERENCES
Babanov, S. A. (2010) Professiya i stress: sindrom emotsional’nogo vygoraniya [Profession and stress: Burnout syndrome]. Spravochnik poliklinicheskogo vracha, no. 1, pp. 12–16. (In Russian)
Borisova, M. V., Ansimova, N. P. (2011) Osnovnye napravleniya profilaktiki i korrektsii professional’nogo vygoraniya [Basic directions of preventive maintenance and correction of professional burning out]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestni — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, vol. 2, no. 2, pp. 212–215. EDN: PILHCV (In Russian)
Cheremiskina, I. I., Lyukshina, D. S. (2021) Lichnostnye resursy preodoleniya stressa u lyudej raznykh vozrastov v period pandemii [Personal resources for coping with stress in people of different ages during the pandemic]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 4 (37), pp. 375–378. EDN: OAOQIF (In Russian)
Gorshkov, E. A., Kosonogova, V. I. (2015) Issledovanie sindroma emotsional’nogo vygoraniya u studentov-starshekursnikov [Investigation of emotional burnout syndrome among students of senior courses]. Molodoj uchenyj, no. 23-2 (103), pp. 51–55. EDN: VKZKHV (In Russian)
Grjibovski, A. M., Ivanov, S. V., Gorbatova, M. A. (2017) Korrelyatsionnyj analiz dannykh s ispol’zovaniem programmnogo obespecheniya Statistica i SPSS [Correlation analysis of data using Statistica and SPSS software]. Nauka i zdravookhranenie — Science & Healthcare, no. 1, pp. 7–36. EDN: YPMLDJ (In Russian)
Kuznetsova, A. A. (2012) Parametry sistemy samoregulyatsii i refleksivnye mekhanizmy regulyatsii sostoyaniya vygoraniya v usloviyakh pedagogicheskoj deyatel’nosti [Parameters of the self-regulation system and reflexive mechanisms of regulation of the state of burnout in the conditions of pedagogical activity]. Obrazovanie i obshchestvo — Education and Society, no. 4 (75), pp. 54–59. EDN: PWOMLF (In Russian)
Kuznetsova, A. A. (2017) Istoriko-geneticheskij analiz fenomenologicheskogo prostranstva “vygoraniya” [Historical-genetic analysis of the phenomenological space of “burnout”]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanij — The Collection of Humanitarian Researches, no. 3 (6), pp. 45–55. EDN: ZBBSQN (In Russian)
Kuznetsova, E. N. (2022) Svyaz’ lichnostnykh kharakteristik i sindroma emotsional’nogo vygoraniya u studentov, obuchayushchikhsya v pedagogicheskom vuze [The relationship between personal characteristics and emotional burnout syndrome in students studying at a pedagogical university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 75-4, pp. 369–373. EDN: XEKABW (In Russian)
Mamaev, A. N., Kudlay, D. A. (2021) Statisticheskie metody v meditsine [Statistical methods in medicine]. Moscow: Prakticheskaya meditsina Publ., 136 p. (In Russian)
Misbakhov, A. A., Rakhimov, M. I., Shamgullin, A. Z. (2020) Psikhologicheskie prichiny razvitiya emotsional’nogo vygoraniya v professional’noj deyatel’nosti [Psychological reasons for development of emotional burnout in professional activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 68-4, pp. 293–297. EDN: OQCFSO (In Russian)
Nagornyak, Yu. G., Kanakina, T. A., Fokin, V. A. (2018) Issledovanie sindroma emotsional’nogo vygoraniya u studentov farmatsevticheskogo fakul’teta [Study of syndrome of emotional burnout in students of the faculty of pharmacy]. Zdravookhranenie Rossijskoj Federatsii — Health Care of the Russian Federation. Russian Journal, vol. 62, no. 5, pp. 254–258. EDN: YQGXZR (In Russian)
Pashkin, S. B., Korablina, E. P., Lisovskaya, N. B. et al. (2021) Vzaimosvyaz’ lichnostnykh osobennostej i zhiznestojkosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Relationship of personal factors and hardiness in students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science & Education, no. 6 (54), pp. 374–388. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.25 (In Russian)
Romashikhina, S. A., Bratchikova, A. V., Baleva, M. V. (2022) Sravnitel’nyj vklad lichnostnykh i situativnykh faktorov v emotsional’noe vygoranie studentov v period pandemii COVID-19 [Comparative contribution of personal and situational factors in students’ emotional burnout during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya no. 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, no. 1, pp. 67–79. EDN: YURXFQ (In Russian)
Ross, S., Cleland, J., Macleod, M. J. (2006) Stress, debt and undergraduate medical student performance. Medical Education, vol. 40, no. 6, pp. 584–589. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2006.02448.x (In English)
Schaufeli, W. B., Martínez, I. M., Marques Pinto, A. et al. (2002) Burnout and engagement in university students: A cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 33, no. 5, pp. 464–481. https://doi.org/10.1177/0022022102033005 (In English)
Sergeeva, I. A., Bukatich, A. A., Naumova, A. V. (2020) Proyavlenie simptomov emotsional’nogo vygoraniya u studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Manifestation of symptoms of emotional burnout in students in the context of distance learning]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences, no. 12-1 (51), pp. 96–100. EDN: PJEEFV (In Russian)
Vodop’yanova, N. E., Starchenkova, E. S. (2017) Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome. Diagnosis and prevention]. 3rd ed. Moscow: Urite Publ., 343 p. (In Russian)
Vybojshchik, I. V., Shakurova, Z. A. (2000) Lichnostnyj mnogofaktornyj oprosnik R. Kettella [R. Cattell’s personal multifactorial questionnaire]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., 54 p. (In Russian)
Zelezinskaja, G. A., Koren’ko, P. N., Kravchenok, M. A., Sallum, A. I. (2006) Kachestvo zhizni studentov-medikov i klinicheskikh ordinatorov [The quality of life of medical students and clinical residents]. Meditsinskij zhurnal — Medical Journal, no. 4 (18), pp. 53–55. EDN: RSJXMF (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Олег Алексеевич Свидерский, Евгений Валерьевич Антипов, Сергей Александрович Грязнов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.