Особенности взаимосвязи мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов- психологов с различными стилями обучения
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-9-17Ключевые слова:
аффилиация, стилевые параметры обучения, социальная установка, студенты-психологи, профессионально-важные качестваАннотация
Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения. Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов- психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.
Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст — 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст — 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = –0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = –0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = –0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = –0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.
Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Балашова, В. А., Кравцов, О. Г. (2021) Особенности аффилиации и оценки общественного поведения курсантов. Психология и педагогика служебной деятельности, № 2, с. 17–23. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-2-17-23
Карпов, А. В., Скитяева, И. М. (2005) Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 352 с.
Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 308 с.
Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (ред.). (2009) Большой психологический словарь. 4-е изд. М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 811 с.
Райгородский, Д. Я. (ред.). (2015) Энциклопедия психодиагностики: в 2 т. Т. 2. Психодиагностика взрослых. Самара: Бахрах-М, 703 с.
Райгородский, Д. Я. (ред.). (2022) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 667 с.
Тарасова, Е. М, Разуваева, Л. Н. (2022) Мотивация аффилиации у студентов поколения Z. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 2, с. 36–46. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-36-46
Темнова, Л. В., Медникова, М. М. (2017) Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y. Теория и практика общественного развития, № 11, с. 19–23. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.3
Толочек, В. А. (2016) Психология труда. СПб.: Питер, 480 с.
Холодная, М. А. (2004) Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 384 с.
Шейнов, В. П. (2015) Ассертивность, интернальность, аффилиация и незащищенность индивида от манипуляций: связи и свойства. Системная психология и социология, № 2 (14), с. 107–113. EDN: UXVCUX
Strauss, W., Howe, N. (1997) The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books Publ., 459 p.
REFERENCES
Balashova, V. A., Kravtsov, O. G. (2021) Osobennosti affiliatsii i otsenki obshchestvennogo povedeniya kursantov [Features of affinity and evaluation of social behavior of cadets]. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel’nosti — Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 2, pp. 17–23. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-2-17-23 (In Russian)
Karpov, A. V., Skityaeva, I. M. (2005) Psikhologiya metakognitivnykh protsessov lichnosti [Psychology of personality metacognitive processes]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 352 p. (In Russian)
Kholodnaya, M. A. (2004) Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma [Cognitive styles. About the nature of the individual mind]. Saint Petersburg: Piter Publ., 384 p. (In Russian)
Markova, A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: International Humanitarian Fund “Znanie” Publ., 190 p. (In Russian)
Meshchryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (eds.). (2009) Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [A large psychological dictionary]. 4th ed. Moscow: AST Publ.; Saint Petersburg: Praim-EVROZNAK Publ., 811 p. (In Russian)
Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2015) Entsiklopediya psikhodiagnostiki: v 2 t. T. 2. Psikhodiagnostika vzroslykh [Encyclopedia of psychodiagnostics: In 2 vols. Vol. 2. Psychodiagnostics of adults]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 703 p. (In Russian)
Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2022) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 667 p. (In Russian)
Sheinov, V. P. (2015) Assertivnost’, internal’nost’, affiliatsiya i nezashhishhyonnost’ individa ot manipulyatsij: svyazi i svojstva [Assertiveness, internality, affiliation and individual’s vulnerability to manipulation: Connection and properties]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 2 (14), pp. 107–113. EDN: UXVCUX (In Russian)
Strauss, W., Howe, N. (1997) The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books Publ., 459 p. (In English)
Tarasova, E. M., Razuvaeva, L. N., (2022) Motivatsiya affiliatsii u studentov pokoleniya Z [Motivation of affiliation among generation Z students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki — Bulletin MSRU. Series: Psychology, no. 2, pp. 36–46. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-36-46 (In Russian)
Temnova, L. V., Mednikova, M. M. (2017) Vliyanie virtual’nogo prostranstva na kommunikatsiyu predstavitelej pokolenij Z i Y [The impact of virtual space on communication of representatives of generations Z and Y]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 11, pp. 19–23. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.3 (In Russian)
Tolochek, V. A. (2016) Psikhologiya truda [Psychology of work]. Saint Petersburg: Piter Publ., 480 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Елена Юрьевна Евстратова, Евгения Сергеевна Малаховская, Никита Николаевич Асипчик
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.