Взаимосвязь психологической резильентности и компонентов парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию студентов педагогических специальностей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-191-198Ключевые слова:
резильентность, профессиональная готовность, студенты, педагогическая деятельность, готовность к саморазвитиюАннотация
Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.
Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294–297).
Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.
Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Барова, А. Г. (2022) Проблема резильентности в образовательном процессе. На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания, № 3, с. 337–342. EDN: FLCSJN
Бароненко, Е. А., Быстрай, Е. Б., Райсвик, Ю. А. и др. (2021) Формирование педагогической резильентности будущих учителей в современных условиях. Перспективы науки и образования, №3 (51), с. 140–154. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.10
Березкина, О. А. (2006) Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Комсомольск-на- Амуре, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, 24 с.
Быстрай, Е. Б., Бароненко, Е. А., Райсвих, Ю. А. (2021) Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 1, с. 46–64. https://doi.org/10.25588/CSPU.2021.161.1.003
Быстрова, Н. В., Мамонтова, Т. С., Панфилова, О. В. (2020) Механизмы и факторы развития резильентности подростков. В кн.: Н. В. Емельянов (ред.). Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. Материалы II Международной научно-практической конференции 10 августа 2020 г. Саратов. М.: КДУ; Добросвет, с. 47–57. EDN: VGEQK
Коршняк, В. П. (2017) Формирование готовности студентов-переводчиков к профессиональной деятельности. Гуманитарный вестник (Горловка), № 3-2, с. 99–106. EDN: SKKHLL
Маркова, В. И., Александрова, Л. А., Золотарева, А. А. (2022) Русскоязычная версия краткой шкалы резильентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью. Национальный психологический журнал, №1 (45), с. 65–75. EDN: MKQKVW
Муравьева, А. А., Олейникова, О. Н. (2020) Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы. Педагогика и психология образования, № 3, с. 100–115. EDN: VIUNQH
Селиванова, О. А., Быстрова, Н. В., Дереча, И. И. и др. (2020) Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы. Мир науки. Педагогика и психология, т. 8, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения 25.11.2023).
Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 362 с.
Фрицюк, В. А. (2016) Сущность и структура готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов. East European Scientific Journal, № 12-2, с. 20–24. EDN: XQNTWV
Abi-Hashem, N. (2020) Resiliency and сulture: An interdisciplinary approach. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 17, № 4, c. 586–603. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-586-603
REFERENCES
Abi-Hashem, N. (2020) Resiliency and сulture: An interdisciplinary approach. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 17, no. 4, pp. 586–603. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-586-603 (In English)
Baronenko, E. A., Bystrai, E. B., Raisvikh, Yu. A. et al. (2021) Formirovanie pedagogicheskoj rezil’entnosti budushchikh uchitelej v sovremennykh usloviyakh [Formation of future teachers’ pedagogical resilience in modern conditions]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 3 (51), pp. 140–154. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.10 (In Russian)
Barova, A. G. (2022) Problema rezil’entnosti v obrazovatel’nom protsesse [The problem of resiliency in the educational process]. Na peresechenii yazykov i kul’tur. Aktual’nye voprosy gumanitarnogo znaniya, no. 3, pp. 337–342. EDN: FLCSJN (In Russian)
Berezkina, O. A. (2006) Aktualizatsiya i razvitie zhiznestojkikh kachestv lichnosti budushchikh spetsialistov [Actualization and development of resilient personality traits of future specialists]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogical). Komsomolsk-on-Amur, Komsomolsk-on-Amur State Pedagogical University, 24 p. (In Russian)
Bystrai, E. B., Baronenko, E. A., Reiswich, Yu. A. (2021) Formirovanie interaktivnoj kompetentsii budushchikh pedagogov kak osnova pedagogicheskoj rezil’entnosti [Formation of future teacher interactive competence as a basis of pedagogical resilience]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta — The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 1, pp. 46–64. https://doi.org/10.25588/CSPU.2021.161.1.003 (In Russian)
Bystrova, N. V., Mamontova, T. S., Panfilova, O. V. (2020) Mekhanizmy i faktory razvitiya rezil’entnosti podrostkov [Mechanisms and factors of development the teenagers` resilience]. In: N. V. Emel’yanov (ed.). Novye impul’sy razvitiya: voprosy nauchnykh issledovanij. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 10 avgusta 2020 g. Saratov [New impulses of development: issues of scientific research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference August 10, 2020 Saratov]. Moscow: KDU Publ.; Dobrosvet Publ., pp. 47–57. EDN: VGEQK (In Russian)
Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manujlov, G. M. (2002) Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Institut Psikhoterapii Publ., 362 p. (In Russian)
Fritsyuk, V. A. (2016) Sushchnost’ i struktura gotovnosti k professional’nomu samorazvitiyu budushchikh pedagogov [Essence and structure readiness for professional selfdevelopment of future teachers]. East European Scientific Journal, no. 12-2, pp. 20–24. EDN: XQNTWV (In Russian)
Korshnyak, V. P. (2017) Formirovanie gotovnosti studentov-perevodchikov k professional’noj deyatel’nosti [Formation of students-translators’ readiness for professional activity]. Gumanitarnyj vestnik (Gorlovka), no. 3-2, pp. 99–106. EDN: SKKHLL (In Russian)
Markova, V. I., Aleksandrova, L. A., Zolotareva, A. A. (2022) Russkoyazychnaya versiya kratkoj shkaly rezil’entnosti: psikhometricheskij analiz na primere vyborok studentov, mnogodetnykh roditelej i roditelej detej s invalidnost’yu [The Russian version of the Brief Resilience Scale: The psychometric analysis on the example of samples of students, parents with many children and parents of disabled children]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 1 (45), pp. 65–75. EDN: MKQKVW (In Russian)
Muravyova, A. A., Oleynikova, O. N. (2020) Kompetentsii prepodavatelej vuzov: sovremennye vyzovy i smena paradigmy [Competencies of university teachers: Contemporary challenges and change of paradigm]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya —Pedagogy and Psychology of Education, no. 3, pp. 100–115. EDN: VIUNQH (In Russian)
Selivanova, O. A., Bystrova, N. V., Derecha, I. I. et al. (2020) Izuchenie fenomena rezil’entnosti: problemy i perspektivy [Studying the phenomenon of resilience: problems and prospects]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (accessed 25.11.2023). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Анна Сергеевна Ярошевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.