Детерминанты субъективного благополучия молодежи в условиях социальной нестабильности

Авторы

  • Ирина Александровна Баева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2457-8221
  • Ирина Владимировна Кондакова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-6320-5757
  • Юрий Николаевич Селиков АНО «Центр научно-экспертного развития Северо-Запада» https://orcid.org/0009-0002-8597-0577

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-33-47

Ключевые слова:

субъективное благополучие, юношеский возраст, ранняя взрослость, молодежь, когнитивная регуляция эмоций, психологические защиты, новые территории России

Аннотация

Введение. В исследовании рассматривается субъективное благополучие личности как оценка собственного состояния в актуальной ситуации и в целом всей жизни. Нестабильная социальная ситуация на новых территориях России требует от молодежи значительных ресурсов для совладания с нею, при этом значительная часть этих ресурсов может быть для них недоступна или ограничена. Поэтому цель исследования состоит в изучении уровня субъективного благополучия молодежи и выявлении роли когнитивной регуляции эмоций и психологических защит в его поддержке.

Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке молодежи, постоянно проживающей в г. Мелитополь Запорожской области. Респондентами выступили 1034 человека (692 человека юношеского возраста, 342 человека раннего взрослого возраста), поделенные на четыре группы в зависимости от пола и возраста. В исследовании использовались «Шкала субъективного благополучия», «Когнитивная регуляция эмоций», «Индекс жизненного стиля».

Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень субъективного благополучия как средний. У девушек уровень субъективного благополучия достоверно ниже, чем у молодых людей, у респондентов юношеского возраста ниже, чем у людей ранней взрослости. Чаще всего молодежь использует конструктивные способы когнитивной регуляции эмоций. При этом отмечается повышенный уровень напряженности психологических защит, что говорит о выраженном конфликтном состоянии, с которым респонденты справляются. Наиболее часто к психологическим защитам прибегают девушки юношеского возраста, реже всего — молодые люди в ранней взрослости. Девушки юношеского и раннего взрослого возрастов и молодые люди юношеского возраста поддерживают средний уровень субъективного благополучия за счет когнитивной регуляции эмоций, а молодые люди в ранней взрослости за счет психологической защиты отрицания. В юношеском возрасте респонденты обоих полов используют больше способов для поддержания уровня субъективного благополучия, чем в ранней взрослости.

Заключение. Проведенное исследование определило специфику когнитивной регуляции эмоций и психологических защит, в качестве детерминант уровня субъективного благополучия молодежи, проживающей в социально нестабильных условиях, которые можно использовать как мишени для психолого-педагогического сопровождения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин, А. Г. (2022) Психологическая помощь населению в посттравматической ситуации. Гуманитарные науки, № 4 (60), с. 120 124. EDN: OWIJSU

Банщикова, Т. Н., Соколовский, М. Л. (2022) Возрастной аспект субъективного благополучия современной молодежи. Перспективы науки и образования, № 5 (59), с. 430 445. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.25

Банщикова, Т. Н., Соколовский, М. Л., Коростелева, Т. В. (2022) Саморегуляция и толерантность к неопределенности как ресурсы субъективного благополучия современной молодежи: кросс-культурный аспект. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 19, № 4, с. 717–743. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-717-743

Бойко, О. В., Новикова, Н. В. (2019) Индивидуально-психологические особенности переживания личностью ситуации военного конфликта. Вестник Вятского государственного университета, № 4 (134), с. 94–105. https://doi.org/10.25730/vsu.7606.19.060

Вассерман, Л. И. (ред.). (2005) Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 54 с.

Дмитриева, П. Р. (2021) Связь уровня напряженности психологических защит и преобладающего типа отношения к смерти. Мир науки. Педагогика и психология, т. 9, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN321.pdf (дата обращения 04.08.2023).

Ермакова, Е. С. (2023) Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 2, с. 169–186. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_169

Калинина, Н. В. (2022) Мода и субъективное благополучие молодых людей. В кн.: Психологические проблемы смысла жизни и акме. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. Материалы XXVII Международного симпозиума. М.: Психологический институт Российской академии образования, с. 157–161. http://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-157-161

Каменская, В. Г. (1999) Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. СПб.: Детство- пресс, 144 с.

Карапетян, Л. В. (2017) Исследование благополучия в отечественной психологии. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, № 2 (40), с. 132–137. EDN: YSRQWR

Карапетян, Л. В., Глотова, Г. А. (2021) Внутреннее благополучие как комплексная динамическая система. Перспективы науки и образования, № 3 (51), с. 404–416. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.28

Кисляков, П. А., Шмелева, Е. А., Меерсон, А.–Л. С. (2023) Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении. Высшее образование в России, т. 32, № 1, с. 148–168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168

Котова, Е. В., Титова, О. И. (2022) Гендерные различия психологических защит в юношеском возрасте. Мир науки. Педагогика и психология, т. 10, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN322.pdf (дата обращения 04.08.2023).

Лысенко, Н. Е., Сахаровская, К. Д. (2022) Саморегуляция студенческой молодежи в период пандемии COVID-19. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, т. 10, № 2 (37), с. 156–166. https://doi.org/10.23888/humJ2022102156-166

Магомед-Эминов, М. Ш. (2009) Триада «Расстройство–Стойкость–Рост» как последствия экстремальной ситуации. Акмеология, № 1 (29), с. 53–63. EDN: KVGIIB

Небылицын, В. Д. (1976) Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 334 с.

Невструева, Т. Х., Суслина, А. А. (2022) Взаимосвязь самосострадания и особенностей эмоциональной сферы личности. Baikal Research Journal, т. 13, № 2, с. 32–32. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(2).32

Никитин, В. Н., Дягилева, Ю. О., Черный, Е. В. (2021) Саморегуляция как инструмент преодоления стрессогенных ситуаций и психологический метод здоровьесбережения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, т. 7 (73), № 4, с. 140–149. EDN: YFLEMY

Орлова, Д. Г. (2015) Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников). Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки, № 1, с. 28–36. EDN: ULXSTX

Осухова, Н. Г. (2002) Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике. Школьный психолог, № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201108 (дата обращения 09.08.2023).

Писарева, О. Л., Гриценко, А. (2011) Когнитивная регуляция эмоций. Философия и социальные науки, № 2, с. 64–68. EDN: SHCLXB

Родионова, Е. В., Конюхова, Т. В. (2023) Эмоционально-личностное благополучие студенческой молодежи: динамическая оценка в условиях неустойчивости внешней среды. Перспективы науки и образования, № 1 (61), с. 356–370. https://doi.org/10.32744/pse.2023.1.21

Севостьянов, Д. А. (2023) Регрессия как психологическая защита и ее роль в культурном контексте. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 2 (112), с. 43–50. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-2112-43-50

Селигман, М. (2013) Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 440 с.

Соколова, М. В. (1996) Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. Ярославль: Научно-производственный центр «Психодиагностика», 42 с.

Хуторянская, Т. В. (2023) Соотношение субъективного благополучия и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей. Общество: социология, психология, педагогика, № 4, с. 120–123. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.18

Шелиспанская, Э. В., Васина, Ю. М. (2023) Психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов в рамках летней многопрофильной образовательной лагерной смены. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, т. 23, № 1 (61), с. 108–118. http://doi.org/10.15507/2078-9823.061.023.202301.108-118

Diener, E., Scollon, C. N., Lucas, R. E. (2003) The evolving concept of subjective well-being: The multifaceted nature of happiness. Advances in Cell Aging and Gerontology, vol. 15, pp. 187–219. http://dx.doi.org/10.1016/S1566-3124(03)15007-9

REFERENCES

Abdullin, A. G. (2022) Psikhologicheskaya pomoshch’ naseleniyu v posttravmaticheskoj situatsii [Psychological support for the community in post-traumatic situations]. Gumanitarnye nauki — The Humanities, no. 4 (60), pp. 120–124. EDN: OWIJSU (In Russian)

Banshchikova, T. N., Sokolovskii, M. L. (2022) Vozrastnoj aspekt sub’ektivnogo blagopoluchiya sovremennoj molodezhi [Age aspect of the subjective well-being of modern youth]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 5 (59), pp. 430–445. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.25 (In Russian)

Banshchikova, T. N., Sokolovskii, M. L., Korosteleova, T. V. (2022) Samoregulyatsiya i tolerantnost’ k neopredelennosti kak resursy sub’ektivnogo blagopoluchiya sovremennoj molodezhi: kross-kul’turnyj aspekt [Self-regulation and tolerance for uncertainty as resources for the subjective well-being of modern youth: A cross-cultural aspect]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 19, no. 4, pp. 717–743. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-717-743 (In Russian)

Boyko, O. V., Novikova, N. V. (2019) Individual’no-psikhologicheskie osobennosti perezhivaniya lichnost’yu situatsii voennogo konflikta [Individual psychological characteristics of a person’s experience of a military conflict situation]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta — Herald of Vyatka State University, no. 4 (134), pp. 94–105. https://doi.org/10.25730/vsu.7606.19.060 (In Russian)

Diener, E., Scollon, C. N., Lucas, R. E. (2003) The evolving concept of subjective well-being: The multifaceted nature of happiness. Advances in Cell Aging and Gerontology, vol. 15, pp. 187–219. http://dx.doi.org/10.1016/S1566-3124(03)15007-9 (In English)

Dmitrieva, P. R. (2021) Svyaz’ urovnya napryazhennosti psikhologicheskikh zashchit i preobladayushchego tipa otnosheniya k smerti [Correlation between the level of tension of psychological defenses and the prevailing type of attitude towards death]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN321.pdf (accessed 04.08.2023). (In Russian)

Ermakova, E. S. (2023) Kreativnost’, samoaktualizatsiya i sub’ektivnoe blagopoluchie studentov [Creativity, self-actualization and subjective well-being of students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, no. 2, pp. 169–186. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_169 (In Russian)

Hutoryanskaya, T. V. (2023) Sootnoshenie sub’ektivnogo blagopoluchiya i emotsional’nogo intellekta u studentov gumanitarnykh i tekhnicheskikh spetsial’nostej [The ratio of subjective well-being and emotional intelligence among students of the humanities and technical specialties]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 4, pp. 120–123. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.18 (In Russian)

Kalinina, N. V. (2022) Moda i sub’ektivnoe blagopoluchie molodykh lyudej [Fashion and the subjective well-being of young people]. In: Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn’, struktura, kul’tura, opyt. Materialy XXVII Mezhdunarodnogo simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and acme. Meaning formation and its contexts: Life, structure, culture, experience. Proceedings of the XXVII International Symposium]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., pp. 157–161. http://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-157-161 (In Russian)

Kamenskaya, V. G. (1999) Psikhologicheskaya zashchita i motivatsii v strukture konflikta [Psychological protection and motivation in the structure of the conflict]. Saint Petersburg: Detstvo-press Publ., 144 p. (In Russian)

Karapetyan, L. V. (2017) Issledovanie blagopoluchiya v otechestvennoj psikhologii [The study of well-being in Russian psychology]. Vestnik KGPU im. V. P. Astaf’eva — Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, no. 2 (40), pp. 132–137. EDN: YSRQWR (In Russian)

Karapetyan, L. V., Glotova, G. A. (2021) Vnutrennee blagopoluchie kak kompleksnaya dinamicheskaya sistema [Internal well-being as a complex dynamic system]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 3 (51), pp. 404–416. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.28 (In Russian)

Kislyakov, P. A., Shmeleva, E. A., Meerson, I.–L. S. (2023) Psikhologicheskaya bezopasnost’ i kommunikativnye trudnosti prepodavatelej i studentov pri dlitel’nom onlajn-obuchenii [Psychological safety and communication difficulties of teachers and students during long-term online training]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, vol. 32, no. 1, pp. 148–168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168 (In Russian)

Kotova, E. V., Titova, O. I. (2022) Gendernyye razlichiya psikhologicheskikh zashchit v yunosheskom vozraste [Gender differences in psychological defenses in adolescence]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN322.pdf (accessed 04.08.2023). (In Russian)

Lysenko, N. E., Sakharovskaya, K. D. (2022) Samoregulyatsiya studencheskoj molodezhi v period pandemii COVID-19 [Self-regulation of student youth during the COVID-19 pandemic]. Lichnost’ v menyayushchemsya mire: zdorov’ye, adaptatsiya, razvitiye — Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, vol. 10, no. 2 (37), pp. 156–166. https://doi.org/10.23888/humJ2022102156-166 (In Russian)

Magomed-Eminov, M. Sh. (2009) Triada “Rasstrojstvo–Stojkost’–Rost” kak posledstviya ekstremal’noj situatsii [Three aspects of the consequence of extreme situation “Disorder–Hardiness–Growth”]. Akmeologiya — Acmeology, no. 1 (29), pp. 53–63. EDN: KVGIIB (In Russian)

Nebylitsyn, V. D. (1976) Psikhofiziologicheskie issledovaniya individual’nykh razlichij [Psychophysiological studies of individual differences]. Moscow: Nauka Publ., 334 p. (In Russian)

Nevstrueva, T. Kh., Suslina, A. A. (2022) Vzaimosvyaz’ samosostradaniya i osobennostej emotsional’noj sfery lichnosti [The relationship of self-compassion and features of the emotional sphere of the personality]. Baikal Research Journal, vol. 13, no. 2, pp. 32–32. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(2).32 (In Russian)

Nikitin, V. N., Dyaghileva, Yu. O., Cherny, E. V. (2021) Samoregulyatsiya kak instrument preodoleniya stressogennykh situatsij i psikhologicheskij metod zdorov’esberezheniya [Self-regulation as a tool for overcoming stressful situations and a psychological method of preserving health]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya — Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, vol. 7 (73), no. 4, pp. 140–149. EDN: YFLEMY (In Russian)

Orlova, D. G. (2015) Psikhologicheskoe i sub’ektivnoe blagopoluchie: opredelenie, struktura, issledovaniya (obzor sovremennykh istochnikov) [Psychological and subjective well-being: Definition, structure, researches (review of current publications)]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, no. 1, pp. 28–36. EDN: ULXSTX (In Russian)

Osukhova, N. G. (2002) Mezhdu vojnoj i mirom. Psikhologicheskoe soprovozhdenie detej, evakuirovannykh iz zony voennykh dejstvij v Chechenskoj Respublike [Between war and peace. Psychological support for children evacuated from the war zone in the Chechen Republic]. Shkol’nyj psikholog, no. 11. [Online]. Available at: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201108 (accessed 09.08.2023). (In Russian)

Pisareva, O. L., Gricenko, A. (2011) Kognitivnaya regulyatsiya emotsij [Cognitive emotion regulation]. Filosofiya i sotsial’nye nauki — The Journal of Philosophy and Social Sciences, no. 2, pp. 64–68. EDN: SHCLXB (In Russian)

Rodionova, E. V., Konyukhova, T. V. (2023) Emotsional’no-lichnostnoe blagopoluchie studencheskoj molodezhi: dinamicheskaya otsenka v usloviyakh neustojchivosti vneshnej sredy [Emotional and personal well-being of students: Dynamic assessment in the conditions of unstable external environment]. Perspektivy nauki i obrazovania — Perspectives of Science and Education, no. 1 (61), pp. 356–370. https://doi.org/10.32744/pse.2023.1.21 (In Russian)

Seligman, M. (2013) Put’ k protsvetaniyu. Novoye ponimaniye schast’ya i blagopoluchiya [A visionary new understanding of happiness and well-being]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 440 p. (In Russian)

Sevostyanov, D. A. (2023) Regressiya kak psikhologicheskaya zashchita i ee rol’ v kul’turnom kontekste [Regression as a psychological defense and its role in the cultural context]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv — The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, no. 2 (112), pp. 43–50. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-2112-43-50 (In Russian)

Shelispanskaya, E. V., Vasina, Yu. M. (2023) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej iz regionov lokal’nykh voennykh konfliktov v ramkakh letnej mnogoprofil’noj obrazovatel’noj lagernoj smeny [Psychological and pedagogical support for the children from the regions of local military conflicts as the part of a summer multidisciplinary educational camp shif]. Gumanitarian: aktual’nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya — Russian Journal of the Humanities, vol. 23, no. 1, pp. 108–118. https://doi.org/10.15507/2078-9823.061.023.202301.108-118 (In Russian)

Sokolova, M. V. (1996) Shkala sub’ektivnogo blagopoluchiya [Subjective well-being scale]. 2nd ed. Yaroslavl: Scientific and production center “Psychodiagnostics” Publ., 42 p. (In Russian)

Vasserman, L. I. (ed.). (2005) Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya [Psychological diagnostics of the life style index]. Saint Petersburg: National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology named after. V. M. Bekhterev Publ., 54 p. (In Russian)

Опубликован

08.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи