Психологическая безопасность педагогов коррекционных школ, расположенных на разной удаленности от территориального центра региона

Авторы

  • Ирина Александровна Баева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2457-8221
  • Ирина Владимировна Кондакова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-6320-5757

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-185-193

Ключевые слова:

психологическая безопасность, образовательная среда, педагоги, коррекционные школы, удаленность от территориального центра

Аннотация

Введение. Психологическое здоровье и благополучие обучающихся, их сохранение на всех этапах развития является одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед системой образования. Особенно важно это для учащихся коррекционных школ, которым требуется особое, бережное отношение, возможное только в психологически безопасных условиях образовательной среды. Доказано, что состояние психологической безопасности образовательной среды влияет на психологическое благополучие педагогических работников, а через них и на психологическое состояние обучающихся. Установлено, что уровень психологической безопасности педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования имеет достоверно значимые различия в зависимости от удаленности от территориального центра региона. Педагоги среднего профессионального образования из более удаленных образовательных организаций имеют более высокий уровень психологической безопасности. Важно выявить связь удаленности от территориального центра коррекционной школы и уровня психологической безопасности работающих в ней педагогов.

Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке педагогических работников коррекционных школ. Респондентами выступили 555 педагогов, реализующих адаптивные образовательные программы. Респонденты были разделены на две группы в зависимости от удаленности их образовательной организации от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности измерялся с помощью методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой.

Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень психологической безопасности в образовательной среде как высокий. Сравнительный анализ показал достоверно значимые различия по большинству компонентов психологической безопасности между педагогами, работающими в коррекционных школах, расположенных на разной удаленности от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности педагогических работников, работающих в менее удаленных коррекционных школах, достоверно более высокий, чем у педагогов из более отдаленных от центра образовательных организациях. Дисперсионный анализ подтвердил наличие зависимости уровня психологической безопасности педагогических работников от удаленности расположения от территориального центра региона коррекционной школы: чем дальше расположена школа, тем ниже уровень психологической безопасности.

Заключение. Проведенное исследование говорит о важности учета фактора вида образовательной организации и ее удаленности от территориального центра при подготовке программ психологического сопровождения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Апанасенко, С. С., Хоженоева, А. Н. (2021) Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 3» г. Улан-Удэ. Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, № 2, с. 4–9. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-2-4-9

Баева, И. А. (ред.). (2006) Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб.: Речь, 288 с.

Баева, И. А., Кондакова, И. В. (2020) Взаимовлияние психологической безопасности образовательной среды и благополучия педагогов коррекционных школ. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, Вып. № 3. с. 51–58. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-3

Киселева, Л. С. (2020) Факторы благополучия российского населения: региональные особенности. Социодинамика, № 5, с. 69–78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984

Лактионова, Е. Б. (2013) Психологическая экспертиза образовательной среды. СПб.: Книжный Дом, 287 с.

Малыгина, Т. А., Кудрявцев, В. А. (2020) Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления. Вопросы науки и образования, № 5 (109), с. 36–46.

Суннатова, Р. И. (2020) Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект- субъектное взаимодействие с обучающимися. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 3, с. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224

Тарасов, С. В., Баева, И. А., Кондакова, И. В. (2022) Ценностные ориентации и психологическая безопасность педагогов в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 204, с. 164–178. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178

Торикова, Е. Ф. (2021) Организационно-психологические условия профилактики профессионального стресса педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната. Проблемы современного педагогического образования, № 71-2, с. 465–468.

Bas, S., Tabancali, E. (2020) Correlations between teachers’ personality, psychological safety perception and teacher voice. Eurasian Journal of Educational Research, vol. 20, no. 85, pp. 185–204.

Chen, J., Zheng, W., Jiang, B. (2022) The impact of moral leadership on physical education teachers’ innovation behavior: The role of identification with leader and psychological safety. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 1030245. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1030245

Sagnak, M. (2017) Ethical leadership and teachers’ voice behavior: The mediating roles of ethical culture and psychological safety. Educational Sciences: Theory and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 1101–1117. https://doi.org/10.12738/estp.2017.4.0113

REFERENCES

Apanasenko, S. S., Khozhenoyeva, A. N. (2021) Obespechenie psikhologicheski bezopasnoj i komfortnoj sredy v “Spetsial’noj (korrektsionnoj) obshcheobrazovatel’noj shkole № 3” g. Ulan-Ude [Providing psychologically safe and comfortable environments in Special (remedial) Secondary General School no. 3]. Vestnik BGU. Obrazovaniye. Lichnost’. Obshchestvo — BSU Bulletin. Education. Personality. Society, no. 2, pp. 4–9. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-2-4-9 (In Russian)

Baeva, I. A. (ed.). (2006) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution]. Saint Petersburg: Rech Publ., 288 p. (In Russian)

Baeva, I. A., Kondakova, I. V. (2020) Vzaimovliyanie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel’noj sredy i blagopoluchiya pedagogov korrektsionnykh shkol [Mutual influence of psychological security of the educational environment and well-being of special education school teachers]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 3, pp. 51–58. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-3 (In Russian)

Bas, S., Tabancali, E. (2020) Correlations between teachers’ personality, psychological safety perception and teacher voice. Eurasian Journal of Educational Research, vol. 20, no. 85, pp. 185–204. (In English)

Chen, J., Zheng, W., Jiang, B. (2022) The impact of moral leadership on physical education teachers’ innovation behavior: The role of identification with leader and psychological safety. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 1030245. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1030245 (In English)

Kiseleva, L. S. (2020) Faktory blagopoluchiya rossijskogo naseleniya: regional’nye osobennosti [Factors of well-being of the Russian population: Regional features]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 5, pp. 69–78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984 (In Russian)

Laktionova, E. B. (2013) Psikhologicheskaya ekspertiza obrazovatelnoj sredy [Psychological examination of the educational environment]. Saint Petersburg: Knizhnyj Dom Publ., 287 p. (In Russian)

Malygina, T. A., Kudryavtsev, V. A. (2020) Emotsional’noe vygoranie kak odin iz faktorov razvitiya patogennogo myshleniya [Emotional burnout as one of the factors in the development of pathogenic thinking]. Voprosy nauki i obrazovaniya — Problems of Science and Education, no. 25 (109), pp. 36–46. (In Russian)

Sagnak, M. (2017) Ethical leadership and teachers’ voice behavior: The mediating roles of ethical culture and psychological safety. Educational Sciences: Theory and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 1101–1117. https://doi.org/10.12738/estp.2017.4.0113 (In English)

Sunnatova, R. I. (2020) Lichnostnye i kommunikativnye kachestva pedagogov, predopredelyayushchie sub’ekt-sub’ektnoe vzaimodejstvie s obuchayushchimisya [Personal and communicative qualities of teachers, defining the subject-subject interaction with students]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 3, pp. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224 (In Russian)

Tarasov, S. V., Baeva, I. A., Kondakova, I. V. (2022) Tsennostnye orientatsii i psikhologicheskaya bezopasnost’ pedagogov v obrazovatel’nykh organizatsiyakh, raspolozhennykh na raznoj udalennosti ot territorial’nogo tsentra sub’ekta RF [Values and psychological safety of teachers in educational organisations located at different distances from the administrative centres of russia’s regions]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 204, pp. 164–178. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178 (In Russian)

Torikova, E. F. (2021) Organizatsionno-psikhologicheskie usloviya profilaktiki professional’nogo stressa pedagogov spetsial’noj obshcheobrazovatel’noj (korrektsionnoj) shkoly-internata [Organizational and psychological conditions for the prevention of professional stress for teachers of a special general education (correctional) boarding school]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 71-2, pp. 465–468. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи