Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-306-314Ключевые слова:
житейская и научная психология, принцип образной целостности, пословицы, стимульный материал, методика, личностный результат, ценностные отношенияАннотация
Принцип образной целостности вынуждает обратиться, помимо научного, к другим источникам знаний, в которых запечатлен народный опыт психологического познания. Пословицы, являясь источником житейских знаний, описывают целостный образ человека и отражают обыденные формы сознания. В целом ряде психологических исследований обращается внимание на диагностическую ценность пословиц, поскольку они соответствуют смысловым структурам обыденного сознания. Нами пословицы используются как стимульный материал в методике, разработанной в целях диагностики ценностных отношений школьников. К приоритетным ценностным отношениям школьников, которые выделены в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта, относятся следующие: отношение к познавательной деятельности; отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества; отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали); отношение к Отечеству; отношение к прекрасному; отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию. Предлагаемая методика диагностики ценностных отношений учащихся разрабатывалась совместно с сотрудниками кафедры теории и методики воспитания Псковского областного института повышения квалификации работников образования и педагогами общеобразовательных учреждений Псковской области. При разработке методики экспертами выступили учителя русского языка и литературы и школьные психологи. Данное направление исследования ценностных отношений человека посредством изучения его обыденных представлений, запечатленных в пословицах, и научно-психологический анализ их содержания позволяют сблизить житейскую и научную психологию, способствуют обогащению научно-психологической теории в целом.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Дубровина, И. В. (1975) Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 64 с.
Зейгарник, Б. В. (1934) К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления. В кн.: Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. М.; Л.: Медгиз, с. 132–146.
Климов, Е. А. (1993) Идеи системного подхода в народном сознании. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 3, с. 3–12.
Морозова, Л. А. (1974) Идейно-художественная ценность русских народных пословиц. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М.: Московский государственный университет, 17 с.
Мургулец, Л. В. (1988) Социально-психологическая диагностика личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 46 с.
Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2009) Основы психологии человека. СПб.: Речь, 431 с.
Пермяков, Г. Л. (1970) От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М.: Наука, 239 с.
Петренко, В. Ф. (1988) Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 207 с.
Петрова, С. М. (2006) Методика «Пословицы». В кн.: Е. Н. Степанов (ред.). Педагогический контроль в процессе воспитания. М.: Творческий Центр Сфера, с. 34–38.
Петрова, С. М. (2011) Пословицы как средство диагностики нравственной воспитанности учащихся. В кн.: С. П. Иванова (ред.). Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Псков: Изд-во ПсковГУ, с. 225–235.
Потебня, А. А. (2011) Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. М.: Книга по требованию, 98 с.
Снегирев, И. М. (1831) Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. Кн. 1. М.: В Университетской типографии, 174 с.
Соболева, О. В. (1995) О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится. Вопросы психологии, № 1, с. 46–52.
Степанов, Е. Н. (2016) Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС: методики. Волгоград: Учитель, 91 с.
Фрейд, З. (1992) Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 289 с.
Черны, В. (1983) Психодиагностика в социалистических странах: Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава: Изд-во «Психодиагностические и дидактические тесты», 222 с.
REFERENCES
Čherny, V. (1983) Psikhodiagnostika v sotsialisticheskikh stranakh: Psikhodiagnosticheskie i didakticheskie testy [Psychodiagnostics in socialist countries: Psychodiagnostic and didactic tests]. Bratislava: Psikhodiagnosticheskie i didakticheskie testy Publ., 222 p. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (1975) Ob individual’nykh osobennostyakh shkol’nikov [On the individual characteristics of schoolchildren]. Moscow: Znanie Publ., 64 p. (In Russian)
Freud, S. (1992) Psikhoanaliz. Religiya. Kul’tura [Psychoanalysis. Religion. Culture]. Moscow: Renessans Publ., 289 p. (In Russian)
Klimov, E. A. (1993) Idei sistemnogo podkhoda v narodnom soznanii [The ideas of a systematic approach in the national consciousness]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no 3, pp. 3–12. (In Russian)
Morozova, L. A. (1974) Idejno-khudozhestvennaya tsennost’ russkikh narodnykh poslovits [The ideological and artistic value of Russian folk proverbs]. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Moscow, Moscow State University, 17 p. (In Russian)
Murgulets, L. V. (1988) Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika lichnosti [Socio-psychological diagnosis of personality]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 46 p. (In Russian)
Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Rumyanceva, P. V. (2009) Osnovy psikhologii cheloveka [Fundamentals of human psychology]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 431 p. (In Russian)
Permyakov, G. L. (1970) Ot pogovorki do skazki (Zametki po obshchej teorii klishe) [From proverbs to fairy tales (Notes on the general theory of cliches)]. Moscow: Nauka Publ., 239 p. (In Russian)
Petrenko, V. F. (1988) Psikhosemantika soznaniya [Psychosemantics of consciousness]. Moscow: Moscow State University Publ., 207 p. (In Russian)
Petrova, S. M. (2006) Metodika “Poslovitsy” [Methodology “Proverbs”]. In: E. N. Stepanov (ed.). Pedagogicheskij kontrol’ v protsesse vospitaniya [Pedagogical control in the process of education]. Moscow: Tvorcheskij Tsentr Sfera Publ., pp. 34–38. (In Russian)
Petrova, S. M. (2011) Poslovitsy kak sredstvo diagnostiki nravstvennoj vospitannosti uchashchikhsya [Proverbs as a means of diagnosing students’ moral upbringing]. In: Psikhologo-pedagogicheskie aspekty dukhovnonravstvennogo razvitiya sovremennoj molodezhi [Psychological and pedagogical aspects of the spiritual and moral development of modern youth]. Pskov: Pskov State University Publ., pp. 225–235. (In Russian)
Potebnya, A. A. (2011) Iz lektsij po teorii slovesnosti. Basnya. Poslovitsa. Pogovorka [From lectures on the theory of literature. Fable. Proverb. Proverb]. Moscow: Kniga po trebovaniyu Publ., 98 p. (In Russian)
Snegirev, I. M. (1831) Russkie v svoikh poslovitsakh. Rassuzhdeniya i issledovaniya ob otechestvennykh poslovitsakh i pogovorkakh [Russians in their proverbs. Reasoning and research on domestic proverbs and sayings]. Moscow: V Universitetskoj tipografii Publ., 174 p. (In Russian)
Soboleva, O. V. (1995) O ponimanii mini-teksta, ili Poslovitsa vek ne slomitsya [On the understanding of the minitext, or The proverb age will not break]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 46–52. (In Russian)
Stepanov, E. N. (2016) Izuchenie i otsenka lichnostnykh rezul’tatov shkol’nikov v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS: metodiki [The study and evaluation of personal results of students in accordance with the requirements of the GEF: Techniques]. Volgograd: Uchitel’ Publ., 91 p. (In Russian)
Zejgarnik, B. V. (1934) K probleme ponimaniya perenosnogo smysla slov ili predlozheniya pri patologicheskikh izmeneniyakh myshleniya [To the problem of understanding the figurative meaning of words or sentences in case of pathological changes in thinking]. In: Novoe v uchenii ob apraksii, agnozii i afazii [New in the teaching of apraxia, agnosia and aphasia]. Moscow; Leningrad: Medgiz Publ., pp. 132–146. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Светлана Михайловна Петрова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.