Актуализация возможного состояния стадий становления субъектности посредством тренинга профессионального самоопределения
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58Ключевые слова:
тренинг профессионального самоопределения, субъектность, стадии становления субъектности, модальности (состояния) стадий субъектности, старшие подросткиАннотация
Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.
Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.
Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.
Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Анцыферова, Л. И. (2004) Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 415 с.
Белинская, Е. П. (1999) Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Мир психологии, № 3, с. 140–147. EDN: PRVLKC
Волкова, Е. С., Капцов, А. В., Панов, В. И. (2022) Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64
Знаков, В. В. (2020) Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 2-е изд. М.: Институт психологии РАН, 306 с.
Илюшина, М. И. (2018) Психологические методики актуализации ресурсной субъектности. Прикладная юридическая психология, № 1 (42), с. 75–83. EDN: YWUKVX
Капцов, А. В., Волкова, Е. С. (2022) Пилотажное исследование актуального, идеального и возможного уровней стадий становления субъектности старшеклассников. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», № 1 (31), с. 104–118. EDN: ZTEOPD
Коростылева, Л. А. (2005) Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 222 с.
Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. (1980) Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 279 с.
Мулюкова, Л. Ф. (2014) Специфика смысловых коннотаций категории «Возможное». Вестник Оренбургского государственного университета, № 7 (168), с. 17–22. EDN: QTXMLJ
Ожегов, С. И. (2018) Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 1376 c.
Панов, В. И. (2018) Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности. В кн.: В. В. Знаков, А. Л. Журавлев (ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. М.: Институт психологии РАН, с. 349‒356.
Панов, В. И., Капцов, А. В., Колесникова, Е. И. (2019) Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза. Педагогика и просвещение, № 4, с. 125–135.
Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. (2004) Психология труда и человеческого достоинства. 2-е изд. М.: Академия, 480 с.
Сергиенко, Е. А. (2021) Антиципация: феномен и принцип психической организации. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 3. М.: Институт психологии РАН, с. 85–134. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_03
Хазова, С. А. (2019) Ментальные ресурсы субъекта. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 63–83.
Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423–438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423
Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348–358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348
REFERENCES
Antsyferova, L. I. (2004) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii. [Personality development and problems of gerontopsychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 415 p. (In Russian)
Belinskaya, E. P. (1999) Vremennye aspekty Ya-kontseptsii i identichnosti [Temporal aspects of self-concept and identity]. Mir psikhologii, no. 3, pp. 140–147. EDN: PRVLKC (In Russian)
Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423–438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423 (In English)
Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348–358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348 (In English)
Ilyushina, M. I. (2018) Psikhologicheskie metodiki aktualizatsii resursnoj sub’ektnosti [Psychological methods for updating agency resource]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 1 (42), pp. 75–83. EDN: YWUKVX (In Russian)
Kaptsov, A. V., Volkova, E. S. (2022) Pilotazhnoe issledovanie aktual’nogo, ideal’nogo i vozmozhnogo urovnej stadii stanovleniya sub’ektnosti starsheklassnikov [Pilot study of the actual, ideal and possible levels of the stages of formation of the subjechood of high school students]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya “Psikhologiya” — The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology, no. 1 (31), pp. 104–118. EDN: ZTEOPD (In Russian)
Khazova, S. A. (2019) Mental’nye resursy sub’ekta [Mental resources of the subject]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii T. 2 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 2]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 63–83. (In Russian)
Korostyleva, L. A. (2005) Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional’noj sfere [Psychology of personal self-realization: Difficulties in the professional sphere]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 222 p. (In Russian)
Lomov, B. F., Surkov, E. N. (1980) Antitsipatsiya v strukture deyatel’nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow: Nauka Publ., 279 p. (In Russian)
Mulyukova, L. F. (2014) Spetsifika smyslovykh konnotatsij kategorii “Vozmozhnoe” [Specifics semantic connotations of categories “Opportunity”]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the Orenburg State University, no. 7 (168), pp. 17–22. EDN: QTXMLJ (In Russian)
Ozhegov, S. I. (2018) Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. 28th ed., reprint. Moscow: Mir i Oobrazovanie Publ., 1376 p. (In Russian)
Panov, V. I. (2018) Sub’ekt i sub’ektnost’: ot fenomena k protsessual’nosti [Subject and subjecthood: From the phenomenon to the procedural]. In: V. V. Znakov, A. L. Zhuravlev (eds.). Psikhologiya cheloveka kak sub’ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel’nosti [Human psychology as a subject of cognition, communication and activity]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 349‒356. (In Russian)
Panov, V. I., Kaptsov, A. V., Kolesnikova, E. I. (2019) Didakticheskie i psikhodidakticheskie aspekty modelirovaniya stanovleniya sub’ektnosti studenta vuza [Didactic and psychodidactic aspects of modeling the formation of the subjecthood of a university student]. Pedagogika i prosveshchenie — Pedagogy and Education, no. 4, pp. 125–135. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019.4.31093 (In Russian)
Pryazhnikov, N. S., Pryazhnikova, E. Yu. (2004) Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. 2nd ed. Moscow: Akademia Publ., 480 p. (In Russian)
Sergienko, E. A. (2021) Antitsipatsiya: fenomen i printsip psikhicheskoj organizatsii [Anticipation: The phenomen and principle of mental organization]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, N. E. Kharlamenkova, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii. T. 3 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 3]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 85–134. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_03 (In Russian)
Volkova, E. S., Kaptsov, A. V., Panov, V. I. (2022) Proektivnaya metodika opredeleniya sostoyaniya stadij stanovleniya sub’ektnosti uchashchikhsya [A projective method for determining the state of the students’ stages of formation of subjecthood]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64 (In Russian)
Znakov, V. V. (2020) Psikhologiya vozmozhnogo. Novoe napravlenie issledovanij ponimaniya [The psychology of the possible. A new direction in understanding research]. 2nd ed. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 306 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Волкова Евгения Сергеевна, Капцов Александр Васильевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.