Экопсихологическая интерпретация риска как критерия психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой (кросс-культурное исследование педагогов)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137

Ключевые слова:

педагоги, риски интернета, социальные представления, экопсихологический подход, кросскультурное сравнение

Аннотация

 

 Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017).

Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017–2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36–70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России).

Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде.

Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид — цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Айсина, Р. М., Нестерова, А. А. (2019) Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, т. 10, № 4, с. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404

Архангельский, А. Н., Дубровский, В. Н., Лебедева, М. Ю. и др. (2022) Личность, расширенная цифровыми средствами. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, № 1 (113), с. 38–51. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51

Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В., Гаямова, С. Ю. и др. (2017) Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1). Психология и право, т. 7, № 1, с. 1–12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070101

Водопьянова, Н. Е., Густелева, А. Н. (2013) Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, № 4, с. 23–30.

Емельянова, Т. П. (2006) Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Институт психологии РАН, 400 с.

Индекс сетевой готовности. (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (дата обращения 20.12.2019).

Капцов, А. В., Колесникова, Е. И. (2021) Влияние типов отношения студентов вузов к цифровой образовательной среде на интенсивность ее воздействия. Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки, т. 4, № 2 (11), с. 12–19. https://doi.org/10.54072/26586568_2021_4_2_12

Кудря, С. В. (2015) Методы контроля качества перевода и способы обнаружения ошибок при переводе исследовательских анкет. Перевод и сопоставительная лингвистика, № 11, с. 46–49.

Мдивани, М. О. (2017) Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой. Акмеология, № 1 (61), с. 59–65.

Обознов, А. А., Акимова, А. Ю., Рунец, О. В. (2021) Феномены сверхдоверия и сверхнедоверия оператора к интерфейсу «человек — искусственный интеллект». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 6, № 2, с. 4–20. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_001

Панов, В. И. (2014) Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: Психологический институт Российской академии образования; СПб.: Нестор-История, 304 с.

Панов, В. И. (2016) Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки. В кн.: Л. М. Митина (ред.). XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски». М.: Перо, с. 23–27.

Панов, В. И. (2017) От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям. В кн.: О. Ю. Бондарь, И. Н. Вольнов, М. Л. Ивлева и др. (ред.). Человек и общество в контексте современности. Философские чтения памяти профессора П. К. Гречко: сборник материалов Всероссийской научной конференции с междунарадным участием. Т. 2. М.: Российский университет дружбы народов, с. 457–464.

Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020a) Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 16–29. https://doi.org/10.17759/pse.2020250302

Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020b) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: Психологический институт Российской академии образования; Курск: Университетская книга, 199 с. https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001

Панов, В. И., Патраков, Э. В., Батурина, Л. И. и др. (2021) Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с Интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния). Перспективы науки и образования, № 3 (51), с. 10–25. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.1

Патраков, Э. В. (2019) Подростки и интернет: реакции родителей. Сибирский психологический журнал, № 72, с. 129–144. https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Патраков, Э. В., Батурина, Л. И., де Мораес, Р. С. П., де Мораес Валим, Р. Л. (2020) «Homo informaticus»: трансформация субъект-средовых взаимодействий под влиянием информационной среды. В кн.: В. И. Панов (ред.). Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей. М.: Психологический институт Российской академии образования; Курск: Университетская книга, с. 478–482. https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00110

Патраков, Э. В., Лобанова, Т. Н. (2020) Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 26, № 1, с. 77–84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84

Семенов, А. Л. (2020) Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, с. 590–596. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27

Семенов, А. Л., Вишняков, Ю. С. (2021) Цифровая трансформация общего образования: перспективы и пути развития. Антропологическая дидактика и воспитание, т. 4, № 4, с. 8–23.

Семенов, А. Л., Зискин, К. Е. (2021) Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 4, с. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66

Сенокосова, О. В. (2018) Воздействие цифровизации на рынок труда России. Экономика и бизнес: теория и практика, №10 (2), с. 81–83. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10093

Сергеев, С. Ф. (2009) Инженерно-психологическое проектирование сложных эрготехнических сред: методология и технологии. В кн.: В. А. Бодров, А. Л. Журавлев (ред.). Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, с. 429–449.

Сергеев, С. Ф. (2022) Методологические проблемы инженерной психологии и эргономики техногенного мира. Психологический журнал, т. 43, № 3, с. 25–33. https://doi.org/10.31857/S020595920020493-8

Синютин, М. В., Акинина, Р. Д., Гонашвили, А. С. и др. (2017) Анализ межкультурной коммуникации молодежи на примере российских и американских пользователей сети интернет. Концепт: философия, религия, культура, т. 1, № 1, с. 154–159.

Суннатова, Р. И. (2020) Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект- субъектное взаимодействие с обучающимися. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 3 (35), с. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224

Фаликман, М. В. (2020) Цифровое опосредствование: новые рубежи культурноисторического подхода. Вопросы психологии, № 2, с. 3–14.

Фейгенберг, И. М. (2011) Человек Достроенный и этика: цивилизация как этап развития жизни на Земле. М.: Медицинское информационное агентство, 128 с.

Abric, J-C. (2001) A structural approach to social representations. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Oxford: Willey-Blackwell Publ., pp. 42–47.

Belk, R. W. (2014) The extended self unbound. Journal of Marketing Theory and Practice, vol. 22, no. 2, pp. 133–134. https://doi.org/10.2753/MTP1069-6679220202

Cramer, S., Inkster, B. (2017) Status of Mind: Social media and young people’s mental health and wellbeing. [Online]. Available at: https://www.rsph.org.uk/our-work/policy/social-media-and-young-people-s-mental-health-and-wellbeing.html (accessed 03.05.2020).

Engelbart, C. (1962) Augmenting human intellect: A conceptual framework. [Online]. Available at: https://www.dougengelbart.org/content/view/138 (accessed 29.09.2020).

Human Development Report. (2019) [Online]. Available at: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2019 (accessed 20.12.2019).

MacFarquhar, L. (2018) The mind-expanding ideas of Andy Clark. The New Yorker, 26 March. [Online]. Available at: https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/02/the-mind-expanding-ideas-of-andy-clark (accessed 29.09.2020).

Student Success Support Program. (2019) Dunaújváros. University of Dunaújváros. [Online]. Available at: https://www.uniduna.hu/oktatas/hasit (accessed 01.11.2022).

Szabo, C. M., Nestik, T. A., Patrakov, E. V. (2019) Nemzetek közötti különbségek az új technológiákhoz való viszonyulás esetében. In: Mobility book of selected papers of the Hungarian language teacher training faculty’s scientific conferences. Subotica: University of Novi Sad Publ., pp. 184–196.

Szabo, Cs. M., Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2021) Adolescents’ activity in the online space. In: J. Berke (ed.). 27th Multimedia in Education Online Conference Proceedings. Dunaújváros: John von Neumann computer Society, Multimedia in Education section Publ., pp. 30–34.

REFERENCES

Abric, J-C. (2001) A structural approach to social representations. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Oxford: Willey-Blackwell Publ., pp. 42–47. (In English)

Arkhangelskij, A. N., Dubrovskij, V. N., Lebedeva, M. Yu. et al. (2022) Lichnost’, rasshirennaya tsifrovymi sredstvami [Digitally enhanced personality]. Vestnik Rossijskogo fonda fundamental’nykh issledovanij — Russian Foundation for Basic Research Journal, no. 1 (113), pp. 38–51. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51 (In Russian)

Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019) Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialization of youth in the information and communication space of the modern world: Effects and risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 10, no. 4, pp. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404 (In Russian)

Belk, R. W. (2014) The extended self unbound. Journal of Marketing Theory and Practice, vol. 22, no. 2, pp. 133–134. https://doi.org/10.2753/MTP1069-6679220202 (In English)

Bovina, I. B., Dvoryanchikov, N. V., Gayamova, S. Yu. et al. (2017) Sotsial’nye predstavleniya i informatsionnaya bezopasnost’ detej i podrostkov: tochka zreniya uchitelej (Chast’ 1) [Social representations and information security of children and adolescents: The point of view of teachers (Part 1)]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 7, no. 1, pp. 1–12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070101 (In Russian)

Cramer, S., Inkster, B. (2017) Status of Mind: Social media and young people’s mental health and wellbeing. [Online]. Available at: https://www.rsph.org.uk/our-work/policy/social-media-and-young-people-s-mental-health-and-wellbeing.html (accessed 03.05.2020). (In English)

Emelyanova, T. P. (2006) Konstruirovanie sotsial’nykh predstavlenij v usloviyakh transformatsii rossijskogo obshchestva [Constructing social representations in the conditions of transformation of Russian society]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 400 p. (In Russian)

Engelbart, C. (1962) Augmenting human intellect: A conceptual framework. [Online]. Available at: https://www.dougengelbart.org/content/view/138 (accessed 29.09.2020). (In English)

Falikman, M. V. (2020) Tsifrovoe oposredstvovanie: novye rubezhi kul’turnoistoricheskogo podkhoda [Digital mediation: The cutting edge of the cultural historical approach]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 3–14. (In Russian)

Fejgenberg, I. M. (2011) Chelovek Dostroennyj i etika: tsivilizatsiya kak etap razvitiya zhizni na Zemle [The completed man and ethics: Civilization as a stage in the development of the life on the Earth]. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo Publ., 128 p. (In Russian)

Human Development Report. (2019) [Online]. Available at: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2019 (accessed 20.12.2019). (In Russian)

Indeks setevoj gotovnosti [Network readiness index]. (2019) [Online]. Available at: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (assessed 20.12.2019). (In Russian)

Kaptsov, A. V., Kolesnikova, E. I. (2021) Vliyanie tipov otnosheniya studentov vuzov k tsifrovoj obrazovatel’noj srede na intensivnost’ ee vozdejstviya [Influence of attitude types of university students to digital educational environment on intensity of its impact]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki — Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical Sciences, vol. 4, no. 2 (11), pp. 12–19. https://doi.org/10.54072/26586568_2021_4_2_12 (In Russian)

Kudrya, S. V. (2015) Metody kontrolya kachestva perevoda i sposoby obnaruzheniya oshibok pri perevode issledovatel’skikh anket [Methods for quality control and detection of errors in translation of survey research questionnaires]. Perevod i sopostavitel’naya lingvistika — Translation and Comparative Linguistics, no. 11, pp. 46–49. (In Russian)

MacFarquhar, L. (2018) The mind-expanding ideas of Andy Clark. The New Yorker, 26 March. [Online]. Available at: https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/02/the-mind-expanding-ideas-of-andy-clark (accessed 29.09.2020). (In English)

Mdivani, M. O. (2017) Metod issledovaniya ekopsikhologicheskikh vzaimodejstvij cheloveka s informatsionnoj sredoj [Research method of eco-psychological interaction of an individual with the information environment]. Akmeologiya, no. 1 (61), pp. 59–65. (In Russian)

Oboznov, A. A., Akimova, A. Yu., Runets, O. V. (2021) Fenomeny sverkhdoveriya i sverkhnedoveriya operatora k interfeоsu “chelovek — iskusstvennyо intellekt” [The phenomena of operator over-trust and over-mistrust to the interface “human—artificial intelligence”]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, vol. 6, no. 2, pp. 4–20. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_001 (In Russian)

Panov, V. I. (2014) Ekopsikhologiya: paradigmal’nyj poisk [Ecopsychology: Paradigm search]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 304 p. (In Russian)

Panov, V. I. (2016) Informatsionnaya sreda v kontekste ekopsikhologicheskogo podkhoda k razvitiyu psikhiki: kontseptual’nye predposylki [Information environment in the context ecopsychological approach by the development of the psyche: Conceptual prerequisites]. In: L. M. Mitina (ed.). XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Psikhologiya lichnostno-professional’nogo razvitiya: sovremennye vyzovy i riski” [XII International Scientific and Practical Conference “Psychology of personal and professional development: modern challenges and risks”]. Moscow: Pero Publ., pp. 23–27. (In Russian)

Panov, V. I. (2017) Ot ekologicheskoj psikhologii k sub’ekt-sredovym vzaimodeistviyam [From ecological psychology to subject-environment interactions]. In: O. Yu. Bondar’, I. N. Vol’nov, M. L. Ivleva et al. (eds.). Chelovek i obshchestvo v kontekste sovremennosti. Filosofskie chteniya pamyati professora P. K. Grechko: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. T. 2 [Person and society in the context of contamporaneity. Philosophical readings in memory of professor P. K. Grechko: Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference with the international participation. Vol. 2]. Moscow: RUDN University Publ., pp. 457–464. (In Russian)

Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020a) Predstavleniya pedagogov i podrostkov o riskakh vo vzaimodeistviyakh v internet-srede [Representations of teachers and elder schoolchildren about the risks in interacting with the Internet]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 16–29. https://doi.org/10.17759/pse.2020250302 (In Russian)

Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020b) Tsifrovizatsiya informatsionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya [Digitalization of the information environment: Risks, representations, interactions]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., 199 p. https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001 (In Russian)

Panov, V. I., Patrakov, E. V., Batourina, L. I. et al. (2021) Sotsial’nye predstavleniya studentov o riskakh vo vzaimodejstvii s Internetom: kross-kul’turnyj aspekt (Rossiya, Braziliya, Rumyniya) [Students’ social representations of risks in interaction with the Internet: Cross-cultural aspect (Russia, Brazil, Romania)]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 3 (51), pp. 10–25. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.1 (In Russian)

Patrakov, E. V. (2019) Podrostki i internet: reaktsii roditelej [Adolescents and the Internet: Parents’ reactions]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Psychological Journal, no. 72, pp. 129–144. https://doi.org/10.17223/17267080/72/7 (In Russian)

Patrakov, E. V., Batourina, L. I., de Moraes, R. S. P., de Moraes Valim, R. L. (2020) “Homo informaticus”: transformatsiya sub’ekt-sredovykh vzaimodejstvij pod vliyaniem informatsionnoj sredy [“Homo informaticus”: Transformations of social relations under the influence of digital information environment]. In: V. I. Panov (ed.). Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnykh statej [Ecopsychological research-6: Ecology of childhood and psychology of sustainable development: Collection of scientific articles]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., pp. 478–482. https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00110 (In Russian)

Patrakov, E. V., Lobanova, T. N. (2020) Sotsial’no-psikhologicheskie prediktory otkloneniya trudovogo povedeniya [Socio-psychological predictors of deviation in labor behavior]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 26, no. 1, pp. 77–84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84 (In English)

Semenov, A. L. (2020) Rezul’tativnoe obrazovanie rasshirennoj lichnosti v prozrachnom mire na tsifrovoj platforme [Productive education of extended human in the transparent world on digital platform]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 3, pp. 590–596. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27 (In Russian)

Semenov, A. L., Vishnyakov, Yu. S. (2021) Tsifrovaya transformatsiya obshchego obrazovaniya: perspektivy i puti razvitiya [Digital transformation of general education: Prospects and ways of progress]. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie — Anthropological Didactics and Upbringing, vol. 4, no. 4, pp. 8–23. (In Russian)

Semenov, A. L., Ziskin, K. E. (2021) Kontseptsiya rasshirennoj lichnosti kak orientir tsifrovogo puti obrazovaniya [The concept of an expanded personality as a reference point of the digital path of education]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 4, pp. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66 (In Russian)

Senokosova, O. V. (2018) Vozdejstvie tsifrovizatsii na rynok truda Rossii [Impact of digitalization on the labor market of Russian]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika — Economics and Business: Theory and Practice, no. 10 (2), pp. 81–83. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10093 (In Russian)

Sergeev, S. F. (2009) Inzhenerno-psikhologicheskoe proektirovanie slozhnykh ergotekhnicheskikh sred: metodologiya i tekhnologii [Engineering and psychological design of complex ergotechnical environments: Methodology and technologies]. In: V. A. Bodrov, A. L. Zhuravlev (eds.). Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoj psikhologii i ergonomiki. T. 1 [Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Vol. 1]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 429–449. (In Russian)

Sergeev, S. F. (2022) Metodologicheskie problemy inzhenernoj psikhologii i ergonomiki tekhnogennogo mira [Methodological problems of engineering psychology and ergonomics of the technogenic world]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 43, no. 3, pp. 25–33. https://doi.org/10.31857/S020595920020493-8 (In Russian)

Sinyutin, M. V., Akinina, R. D., Gonashvili, A. S. et al. (2017) Analiz mezhkul’turnoj kommunikatsii molodezhi na primere rossijskikh i amerikanskikh pol’zovatelej seti internet [Analysis of intercultural communication of youth on the example of Russian and American Internet users]. Kontsept: filosofiya, religiya, kul’tura — Concept: Philosophy, Religion, Culture, vol. 1, no. 1, pp. 154–159. (In Russian)

Student Success Support Program. (2019) Dunaújváros. University of Dunaújváros. [Online]. Available at: https://www.uniduna.hu/oktatas/hasit (accessed 01.11.2022). (In English)

Sunnatova, R. I. (2020) Lichnostnye i kommunikativnye kachestva pedagogov, predopredelyayushchie sub’ekt-sub’ektnoe vzaimodejstvie s obuchayushchimisya [Personal and communicative qualities of teachers, defining the subject-subject interaction with students]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 3 (35), pp. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224 (In Russian)

Szabo, C. M., Nestik, T. A., Patrakov, E. V. (2019) Nemzetek közötti különbségek az új technológiákhoz való viszonyulás esetében [Cross-national differences in attitudes towards new technologies]. In: Mobility book of selected papers of the Hungarian language teacher training faculty’s scientific conferences. Subotica: University of Novi Sad Publ., pp. 184–196. (In Hungarian)

Szabo, Cs. M., Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2021) Adolescents’ activity in the online space. In: J. Berke (ed.). 27th Multimedia in Education Online Conference Proceedings. Dunaújváros: John von Neumann computer Society, Multimedia in Education section Publ., pp. 30–34. (In English)

Vodopyanova, N. E., Gusteleva, A. N. (2013) Vosprinimaemaya samoeffektivnost’ i resursoobespechennost’ kak faktory, prepyatstvuyushchie professional’nomu vygoraniyu [Accepted self-efficacy and resource-provision as burnout’s preventing factors]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, no. 4, pp. 23–30. (In Russian)

Znakov, V. V. (2017) Novyj etap razvitiya psikhologicheskikh issledovanij sub’ekta [A new stage in psychological research of the subject]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 3–16. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.04.2023

Выпуск

Раздел

Статьи