Экопсихологическая интерпретация риска как критерия психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой (кросс-культурное исследование педагогов)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137Ключевые слова:
педагоги, риски интернета, социальные представления, экопсихологический подход, кросскультурное сравнениеАннотация
Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017).
Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017–2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36–70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России).
Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде.
Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид — цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Айсина, Р. М., Нестерова, А. А. (2019) Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, т. 10, № 4, с. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404
Архангельский, А. Н., Дубровский, В. Н., Лебедева, М. Ю. и др. (2022) Личность, расширенная цифровыми средствами. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, № 1 (113), с. 38–51. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51
Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В., Гаямова, С. Ю. и др. (2017) Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1). Психология и право, т. 7, № 1, с. 1–12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070101
Водопьянова, Н. Е., Густелева, А. Н. (2013) Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, № 4, с. 23–30.
Емельянова, Т. П. (2006) Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Институт психологии РАН, 400 с.
Индекс сетевой готовности. (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (дата обращения 20.12.2019).
Капцов, А. В., Колесникова, Е. И. (2021) Влияние типов отношения студентов вузов к цифровой образовательной среде на интенсивность ее воздействия. Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки, т. 4, № 2 (11), с. 12–19. https://doi.org/10.54072/26586568_2021_4_2_12
Кудря, С. В. (2015) Методы контроля качества перевода и способы обнаружения ошибок при переводе исследовательских анкет. Перевод и сопоставительная лингвистика, № 11, с. 46–49.
Мдивани, М. О. (2017) Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой. Акмеология, № 1 (61), с. 59–65.
Обознов, А. А., Акимова, А. Ю., Рунец, О. В. (2021) Феномены сверхдоверия и сверхнедоверия оператора к интерфейсу «человек — искусственный интеллект». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 6, № 2, с. 4–20. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_001
Панов, В. И. (2014) Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: Психологический институт Российской академии образования; СПб.: Нестор-История, 304 с.
Панов, В. И. (2016) Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки. В кн.: Л. М. Митина (ред.). XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски». М.: Перо, с. 23–27.
Панов, В. И. (2017) От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям. В кн.: О. Ю. Бондарь, И. Н. Вольнов, М. Л. Ивлева и др. (ред.). Человек и общество в контексте современности. Философские чтения памяти профессора П. К. Гречко: сборник материалов Всероссийской научной конференции с междунарадным участием. Т. 2. М.: Российский университет дружбы народов, с. 457–464.
Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020a) Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 16–29. https://doi.org/10.17759/pse.2020250302
Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020b) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: Психологический институт Российской академии образования; Курск: Университетская книга, 199 с. https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001
Панов, В. И., Патраков, Э. В., Батурина, Л. И. и др. (2021) Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с Интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния). Перспективы науки и образования, № 3 (51), с. 10–25. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.1
Патраков, Э. В. (2019) Подростки и интернет: реакции родителей. Сибирский психологический журнал, № 72, с. 129–144. https://doi.org/10.17223/17267080/72/7
Патраков, Э. В., Батурина, Л. И., де Мораес, Р. С. П., де Мораес Валим, Р. Л. (2020) «Homo informaticus»: трансформация субъект-средовых взаимодействий под влиянием информационной среды. В кн.: В. И. Панов (ред.). Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей. М.: Психологический институт Российской академии образования; Курск: Университетская книга, с. 478–482. https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00110
Патраков, Э. В., Лобанова, Т. Н. (2020) Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 26, № 1, с. 77–84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84
Семенов, А. Л. (2020) Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, с. 590–596. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27
Семенов, А. Л., Вишняков, Ю. С. (2021) Цифровая трансформация общего образования: перспективы и пути развития. Антропологическая дидактика и воспитание, т. 4, № 4, с. 8–23.
Семенов, А. Л., Зискин, К. Е. (2021) Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 4, с. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66
Сенокосова, О. В. (2018) Воздействие цифровизации на рынок труда России. Экономика и бизнес: теория и практика, №10 (2), с. 81–83. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10093
Сергеев, С. Ф. (2009) Инженерно-психологическое проектирование сложных эрготехнических сред: методология и технологии. В кн.: В. А. Бодров, А. Л. Журавлев (ред.). Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, с. 429–449.
Сергеев, С. Ф. (2022) Методологические проблемы инженерной психологии и эргономики техногенного мира. Психологический журнал, т. 43, № 3, с. 25–33. https://doi.org/10.31857/S020595920020493-8
Синютин, М. В., Акинина, Р. Д., Гонашвили, А. С. и др. (2017) Анализ межкультурной коммуникации молодежи на примере российских и американских пользователей сети интернет. Концепт: философия, религия, культура, т. 1, № 1, с. 154–159.
Суннатова, Р. И. (2020) Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект- субъектное взаимодействие с обучающимися. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 3 (35), с. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224
Фаликман, М. В. (2020) Цифровое опосредствование: новые рубежи культурноисторического подхода. Вопросы психологии, № 2, с. 3–14.
Фейгенберг, И. М. (2011) Человек Достроенный и этика: цивилизация как этап развития жизни на Земле. М.: Медицинское информационное агентство, 128 с.
Abric, J-C. (2001) A structural approach to social representations. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Oxford: Willey-Blackwell Publ., pp. 42–47.
Belk, R. W. (2014) The extended self unbound. Journal of Marketing Theory and Practice, vol. 22, no. 2, pp. 133–134. https://doi.org/10.2753/MTP1069-6679220202
Cramer, S., Inkster, B. (2017) Status of Mind: Social media and young people’s mental health and wellbeing. [Online]. Available at: https://www.rsph.org.uk/our-work/policy/social-media-and-young-people-s-mental-health-and-wellbeing.html (accessed 03.05.2020).
Engelbart, C. (1962) Augmenting human intellect: A conceptual framework. [Online]. Available at: https://www.dougengelbart.org/content/view/138 (accessed 29.09.2020).
Human Development Report. (2019) [Online]. Available at: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2019 (accessed 20.12.2019).
MacFarquhar, L. (2018) The mind-expanding ideas of Andy Clark. The New Yorker, 26 March. [Online]. Available at: https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/02/the-mind-expanding-ideas-of-andy-clark (accessed 29.09.2020).
Student Success Support Program. (2019) Dunaújváros. University of Dunaújváros. [Online]. Available at: https://www.uniduna.hu/oktatas/hasit (accessed 01.11.2022).
Szabo, C. M., Nestik, T. A., Patrakov, E. V. (2019) Nemzetek közötti különbségek az új technológiákhoz való viszonyulás esetében. In: Mobility book of selected papers of the Hungarian language teacher training faculty’s scientific conferences. Subotica: University of Novi Sad Publ., pp. 184–196.
Szabo, Cs. M., Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2021) Adolescents’ activity in the online space. In: J. Berke (ed.). 27th Multimedia in Education Online Conference Proceedings. Dunaújváros: John von Neumann computer Society, Multimedia in Education section Publ., pp. 30–34.
REFERENCES
Abric, J-C. (2001) A structural approach to social representations. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Oxford: Willey-Blackwell Publ., pp. 42–47. (In English)
Arkhangelskij, A. N., Dubrovskij, V. N., Lebedeva, M. Yu. et al. (2022) Lichnost’, rasshirennaya tsifrovymi sredstvami [Digitally enhanced personality]. Vestnik Rossijskogo fonda fundamental’nykh issledovanij — Russian Foundation for Basic Research Journal, no. 1 (113), pp. 38–51. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51 (In Russian)
Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019) Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialization of youth in the information and communication space of the modern world: Effects and risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 10, no. 4, pp. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404 (In Russian)
Belk, R. W. (2014) The extended self unbound. Journal of Marketing Theory and Practice, vol. 22, no. 2, pp. 133–134. https://doi.org/10.2753/MTP1069-6679220202 (In English)
Bovina, I. B., Dvoryanchikov, N. V., Gayamova, S. Yu. et al. (2017) Sotsial’nye predstavleniya i informatsionnaya bezopasnost’ detej i podrostkov: tochka zreniya uchitelej (Chast’ 1) [Social representations and information security of children and adolescents: The point of view of teachers (Part 1)]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 7, no. 1, pp. 1–12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070101 (In Russian)
Cramer, S., Inkster, B. (2017) Status of Mind: Social media and young people’s mental health and wellbeing. [Online]. Available at: https://www.rsph.org.uk/our-work/policy/social-media-and-young-people-s-mental-health-and-wellbeing.html (accessed 03.05.2020). (In English)
Emelyanova, T. P. (2006) Konstruirovanie sotsial’nykh predstavlenij v usloviyakh transformatsii rossijskogo obshchestva [Constructing social representations in the conditions of transformation of Russian society]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 400 p. (In Russian)
Engelbart, C. (1962) Augmenting human intellect: A conceptual framework. [Online]. Available at: https://www.dougengelbart.org/content/view/138 (accessed 29.09.2020). (In English)
Falikman, M. V. (2020) Tsifrovoe oposredstvovanie: novye rubezhi kul’turnoistoricheskogo podkhoda [Digital mediation: The cutting edge of the cultural historical approach]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 3–14. (In Russian)
Fejgenberg, I. M. (2011) Chelovek Dostroennyj i etika: tsivilizatsiya kak etap razvitiya zhizni na Zemle [The completed man and ethics: Civilization as a stage in the development of the life on the Earth]. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo Publ., 128 p. (In Russian)
Human Development Report. (2019) [Online]. Available at: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2019 (accessed 20.12.2019). (In Russian)
Indeks setevoj gotovnosti [Network readiness index]. (2019) [Online]. Available at: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index (assessed 20.12.2019). (In Russian)
Kaptsov, A. V., Kolesnikova, E. I. (2021) Vliyanie tipov otnosheniya studentov vuzov k tsifrovoj obrazovatel’noj srede na intensivnost’ ee vozdejstviya [Influence of attitude types of university students to digital educational environment on intensity of its impact]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki — Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical Sciences, vol. 4, no. 2 (11), pp. 12–19. https://doi.org/10.54072/26586568_2021_4_2_12 (In Russian)
Kudrya, S. V. (2015) Metody kontrolya kachestva perevoda i sposoby obnaruzheniya oshibok pri perevode issledovatel’skikh anket [Methods for quality control and detection of errors in translation of survey research questionnaires]. Perevod i sopostavitel’naya lingvistika — Translation and Comparative Linguistics, no. 11, pp. 46–49. (In Russian)
MacFarquhar, L. (2018) The mind-expanding ideas of Andy Clark. The New Yorker, 26 March. [Online]. Available at: https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/02/the-mind-expanding-ideas-of-andy-clark (accessed 29.09.2020). (In English)
Mdivani, M. O. (2017) Metod issledovaniya ekopsikhologicheskikh vzaimodejstvij cheloveka s informatsionnoj sredoj [Research method of eco-psychological interaction of an individual with the information environment]. Akmeologiya, no. 1 (61), pp. 59–65. (In Russian)
Oboznov, A. A., Akimova, A. Yu., Runets, O. V. (2021) Fenomeny sverkhdoveriya i sverkhnedoveriya operatora k interfeоsu “chelovek — iskusstvennyо intellekt” [The phenomena of operator over-trust and over-mistrust to the interface “human—artificial intelligence”]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, vol. 6, no. 2, pp. 4–20. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_001 (In Russian)
Panov, V. I. (2014) Ekopsikhologiya: paradigmal’nyj poisk [Ecopsychology: Paradigm search]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 304 p. (In Russian)
Panov, V. I. (2016) Informatsionnaya sreda v kontekste ekopsikhologicheskogo podkhoda k razvitiyu psikhiki: kontseptual’nye predposylki [Information environment in the context ecopsychological approach by the development of the psyche: Conceptual prerequisites]. In: L. M. Mitina (ed.). XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Psikhologiya lichnostno-professional’nogo razvitiya: sovremennye vyzovy i riski” [XII International Scientific and Practical Conference “Psychology of personal and professional development: modern challenges and risks”]. Moscow: Pero Publ., pp. 23–27. (In Russian)
Panov, V. I. (2017) Ot ekologicheskoj psikhologii k sub’ekt-sredovym vzaimodeistviyam [From ecological psychology to subject-environment interactions]. In: O. Yu. Bondar’, I. N. Vol’nov, M. L. Ivleva et al. (eds.). Chelovek i obshchestvo v kontekste sovremennosti. Filosofskie chteniya pamyati professora P. K. Grechko: sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. T. 2 [Person and society in the context of contamporaneity. Philosophical readings in memory of professor P. K. Grechko: Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference with the international participation. Vol. 2]. Moscow: RUDN University Publ., pp. 457–464. (In Russian)
Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020a) Predstavleniya pedagogov i podrostkov o riskakh vo vzaimodeistviyakh v internet-srede [Representations of teachers and elder schoolchildren about the risks in interacting with the Internet]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 16–29. https://doi.org/10.17759/pse.2020250302 (In Russian)
Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020b) Tsifrovizatsiya informatsionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya [Digitalization of the information environment: Risks, representations, interactions]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., 199 p. https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001 (In Russian)
Panov, V. I., Patrakov, E. V., Batourina, L. I. et al. (2021) Sotsial’nye predstavleniya studentov o riskakh vo vzaimodejstvii s Internetom: kross-kul’turnyj aspekt (Rossiya, Braziliya, Rumyniya) [Students’ social representations of risks in interaction with the Internet: Cross-cultural aspect (Russia, Brazil, Romania)]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 3 (51), pp. 10–25. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.1 (In Russian)
Patrakov, E. V. (2019) Podrostki i internet: reaktsii roditelej [Adolescents and the Internet: Parents’ reactions]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Psychological Journal, no. 72, pp. 129–144. https://doi.org/10.17223/17267080/72/7 (In Russian)
Patrakov, E. V., Batourina, L. I., de Moraes, R. S. P., de Moraes Valim, R. L. (2020) “Homo informaticus”: transformatsiya sub’ekt-sredovykh vzaimodejstvij pod vliyaniem informatsionnoj sredy [“Homo informaticus”: Transformations of social relations under the influence of digital information environment]. In: V. I. Panov (ed.). Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnykh statej [Ecopsychological research-6: Ecology of childhood and psychology of sustainable development: Collection of scientific articles]. Moscow: Psychological Institute Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., pp. 478–482. https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00110 (In Russian)
Patrakov, E. V., Lobanova, T. N. (2020) Sotsial’no-psikhologicheskie prediktory otkloneniya trudovogo povedeniya [Socio-psychological predictors of deviation in labor behavior]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 26, no. 1, pp. 77–84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84 (In English)
Semenov, A. L. (2020) Rezul’tativnoe obrazovanie rasshirennoj lichnosti v prozrachnom mire na tsifrovoj platforme [Productive education of extended human in the transparent world on digital platform]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 3, pp. 590–596. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27 (In Russian)
Semenov, A. L., Vishnyakov, Yu. S. (2021) Tsifrovaya transformatsiya obshchego obrazovaniya: perspektivy i puti razvitiya [Digital transformation of general education: Prospects and ways of progress]. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie — Anthropological Didactics and Upbringing, vol. 4, no. 4, pp. 8–23. (In Russian)
Semenov, A. L., Ziskin, K. E. (2021) Kontseptsiya rasshirennoj lichnosti kak orientir tsifrovogo puti obrazovaniya [The concept of an expanded personality as a reference point of the digital path of education]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 4, pp. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66 (In Russian)
Senokosova, O. V. (2018) Vozdejstvie tsifrovizatsii na rynok truda Rossii [Impact of digitalization on the labor market of Russian]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika — Economics and Business: Theory and Practice, no. 10 (2), pp. 81–83. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10093 (In Russian)
Sergeev, S. F. (2009) Inzhenerno-psikhologicheskoe proektirovanie slozhnykh ergotekhnicheskikh sred: metodologiya i tekhnologii [Engineering and psychological design of complex ergotechnical environments: Methodology and technologies]. In: V. A. Bodrov, A. L. Zhuravlev (eds.). Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoj psikhologii i ergonomiki. T. 1 [Actual problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics. Vol. 1]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 429–449. (In Russian)
Sergeev, S. F. (2022) Metodologicheskie problemy inzhenernoj psikhologii i ergonomiki tekhnogennogo mira [Methodological problems of engineering psychology and ergonomics of the technogenic world]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 43, no. 3, pp. 25–33. https://doi.org/10.31857/S020595920020493-8 (In Russian)
Sinyutin, M. V., Akinina, R. D., Gonashvili, A. S. et al. (2017) Analiz mezhkul’turnoj kommunikatsii molodezhi na primere rossijskikh i amerikanskikh pol’zovatelej seti internet [Analysis of intercultural communication of youth on the example of Russian and American Internet users]. Kontsept: filosofiya, religiya, kul’tura — Concept: Philosophy, Religion, Culture, vol. 1, no. 1, pp. 154–159. (In Russian)
Student Success Support Program. (2019) Dunaújváros. University of Dunaújváros. [Online]. Available at: https://www.uniduna.hu/oktatas/hasit (accessed 01.11.2022). (In English)
Sunnatova, R. I. (2020) Lichnostnye i kommunikativnye kachestva pedagogov, predopredelyayushchie sub’ekt-sub’ektnoe vzaimodejstvie s obuchayushchimisya [Personal and communicative qualities of teachers, defining the subject-subject interaction with students]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 3 (35), pp. 215–224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224 (In Russian)
Szabo, C. M., Nestik, T. A., Patrakov, E. V. (2019) Nemzetek közötti különbségek az új technológiákhoz való viszonyulás esetében [Cross-national differences in attitudes towards new technologies]. In: Mobility book of selected papers of the Hungarian language teacher training faculty’s scientific conferences. Subotica: University of Novi Sad Publ., pp. 184–196. (In Hungarian)
Szabo, Cs. M., Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2021) Adolescents’ activity in the online space. In: J. Berke (ed.). 27th Multimedia in Education Online Conference Proceedings. Dunaújváros: John von Neumann computer Society, Multimedia in Education section Publ., pp. 30–34. (In English)
Vodopyanova, N. E., Gusteleva, A. N. (2013) Vosprinimaemaya samoeffektivnost’ i resursoobespechennost’ kak faktory, prepyatstvuyushchie professional’nomu vygoraniyu [Accepted self-efficacy and resource-provision as burnout’s preventing factors]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, no. 4, pp. 23–30. (In Russian)
Znakov, V. V. (2017) Novyj etap razvitiya psikhologicheskikh issledovanij sub’ekta [A new stage in psychological research of the subject]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 3–16. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Эдуард Викторович Патраков, Чилла Марианна Сабо, Людмила Ивановна Батурина, Регина Селия Перейра де Мораес
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.